Церковь отмечает память преподобного саввы сторожевского

Житие преподобного Саввы Сторожевского

О детских и отроческих годах преподобного Саввы, до прихода его в монастырь, сведений не сохранилось. Неизвестны так же год и место его рождения. Житийная повесть начинается с того времени, как юный подвижник пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него иноческий постриг. Под руководством великого игумена, инок Савва упражнялся в посте и богомыслии, пребывая в непрестанном подвиге, смирении и трудах. За свое благочестие и внутреннее преуспеяние он был удостоен священнического сана и был избран духовником обители.

После победы на Куликовом поле, благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской, согласно своему обету, задумал создать общежительную обитель во имя Пресвятой Богородицы. Он обратился за помощью к преподобному Сергию, и преподобный облюбовал уединенное место на реке Дубенке, где поставил церковь, а потом создал и монастырь в честь Успения Богоматери. Настоятелем был назначен преподобный Савва, как весьма опытный и искусный инок, способный к отческому попечению о братии (по другим источникам, вопрос об игуменстве Саввы Сторожевского в Свято-Успенского Дубенском монастыре является весьма спорным, так как  игуменом в то время был другой Савва — Стромынский).

Преподобный Савва пользовался уважением не только среди монастырской братии и простых мирян, но и в княжеском роде. Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. В 1395 году (по другим источникам — в 1399 г.) Юрий Звенигородский обратился за благословением к преподобному Савве на поход в Волжскую Булгарию. Преподобный благословил князя на ратный подвиг и предсказал ему славную победу. Сражение окончилось полным разгромом противника: Юрий Звенигородский сумел взять 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань, и с той поры стал еще больше почитать святого старца.

После кончины преподобного Сергия, преподобный Савва, вняв мольбам братии, около шести лет управлял Троицкой обителью, так как благословленный на игуменство Никон Радонежский удалился на это время в затвор. Тогда, подобно своему богоносному наставнику, он извел источник за северной стеной монастыря, так как братия страдала от нехватки воды. Но в 1398 году благочестивый князь Юрий Звенигородский утвердился в благом намерении создать в своих окрестностях иноческую обитель и пригласил с этой целью преподобного Савву. Место было выбрано на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Возложив всю надежу на Пресвятую Богородицу, святой подвижник поселился на новом месте, где в скором времени поставил деревянную церковь в честь Рождества Пречистой и соорудил себе маленькую келью. Постепенно вокруг него стала собираться братия, и богомудрый старец с отеческой любовью принимал всех и наставлял на путь спасения. Так в скором времени устроился новый общежительный монастырь. Звенигородский князь всячески опекал обитель и делал большие вклады. Незадолго до преставления преподобного он поставил величественный каменный храм в честь Рождества Богородицы (вместо прежнего, деревянного), который сохранился и до наших дней.

Библиотека Русской верыЖитие преподобного Савы Сторожевского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Чувствуя приближение к вечности, преподобный Савва стал стремиться к большему уединению и для этого выкопал себе в версте от монастыря небольшую пещеру. Преставился угодник Божий в глубокой старости, 3 декабря 1407 года, преподав всем мир и последнее целование. Преемником своим он назначил одного из учеников, также по имени Савва. Весть о его блаженной кончине быстро разлетелась по Звенигородским окрестностям: на погребение собралось множество народа, все прощались с преподобным, словно с родным отцом. Тело преподобного Саввы было предано земле с правой стороны у Богородице-Рождественской церкви.

Молитвословия

Тропарь преподобного Саввы, игумена Сторожевского

глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне,/ от юности бо изволил еси чистое житие,/ духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси,/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати.// Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы, игумена Сторожевского

глас 2

Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.

Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обуче-ние, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и по-каянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 

Тропарь пророка Софонии

глас 2

Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Софонии

глас 4

Явился еси светозарен Божественным Духом,/ пророче Софоние,/ Божие явление возгласив:/ радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь:// се Царь Твой грядет, спасаяй.

Тропарь преподобного Феодула Цареградского

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодуле, дух твой.

Кондак преподобного Феодула Цареградского

глас 2

Царя тленнаго и скорогибнущия славы,/ мудре отче, изменил еси вечно пребывающими,/ от столпнаго же и прискорбнаго жития в Горнее и всерадостное взыде,/ превеличества славы Небесному Царю сцарствуя, Феодуле,/ моли непрестанно о всех нас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 3, 5-11. 17-19; Лк. 20, 27-44

Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования — карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, — и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими — теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай.

Чудеса преподобного Саввы Сторожевского

Молитвами преподобного Саввы совершались многочисленные исцеления, не раз и после отшествия в мир иной он оказывал чудесную помощь насельникам своей обители, когда те были в опасности или терпели какую-либо нужду. Чудесным образом была написана и первая его икона.

Однажды, уже через много лет после своего преставления, преподобный Савва явился во сне игумену Дионисию, который был искусным иконописцем, назвался по имени и повелел написать свой образ. Тогда Дионисий призвал к себе древнего старца Аввакума, который, пришедши в юном возрасте в обитель, видел преподобного еще живым, и стал подробно расспрашивать о его наружности. Убедившись, что видение было истинным, Дионисий написал икону преподобного по тому образу, какой он увидел во сне. По прошествии некоторого времени, этот же игумен Дионисий впал в сильное искушение по навету нерадивых иноков, которые составили против него клеветнический донос к великому князю Иоанну Васильевичу. Князь сначала поверил клевете, и игумен стал сильно скорбеть по этому поводу. Но преподобный Савва опять явился  ему во сне и велел ни о чем не печалиться, но положиться на волю Божью. И, таким образом, по молитвам преподобного, клеветники оказались посрамлены, а игумен, после объяснения с великим князем, с большой честью возвратился в свою обитель.

Открытию мощей угодника Божьего преподобного Саввы также предшествовало одно чудесное обстоятельство. Как-то отбившись от свиты во время охоты в Звенигородских лесах, царь Алексей Михайлович чуть было не погиб при одиночной встрече с медведем. Но тут явился благолепный старец и отогнал зверя прочь. Спрошенный об имени, он назвал себя Саввою и иноком Сторожевской обители и быстро скрылся в лесу. Благодарный царь поспешил в обитель, чтобы найти этого инока, но там не оказалось ни одного старца по имени Савва. Тогда царь, взглянув внимательно на образ преподобного Саввы Сторожевского, уразумел, что ему явился сам святой. Он велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления св. мощей преп. Саввы к торжественному открытию.

В 1812 году, когда Наполеон подошел к Москве, в Саввино-Сторожевском монастыре расположился отряд вице-короля итальянского принца Евгения (Эжена) Богарне. Солдаты сразу же занялись мародерством, не щадя и церковного имущества. Но, как рассказывал позже сам принц Евгений, вскоре, то ли во сне, то ли наяву, пред ним предстал грозный старец в черном монашеском облачении. Он приказал ему не расхищать обитель, обещая за это благополучный исход на родину. Когда устрашенный Евгений узнал по образу на иконе явившегося ему старца, то приказал опечатать церковь и направил свое войско к Москве. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом — сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.

Статьи на Православие.Ru

3 / 16 декабря 2018 г. Неделя 29-я по Пятидесятнице. День памяти прп. Саввы Сторожевского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:51 мин. Размер 67.7 Mb)

2 / 15 декабря 2018 г. Суббота 29-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:32:24 мин. Размер 139.6 Mb)

Стать совершенным – это значить стать человеком, не имеющим ничего мелочного, временного, смертного, причастного этой временной жизни, жизни несовершенной, значит стать причастником жизни вечной, стать небесным гражданином. (MP3 файл. Продолжительность 16:34 мин. Размер 12 Mb)

Преподобный Савва поставил ум владыкой над пагубной страстью и победил ее с помощью поста, заставляя плоть работать духу. В святом Савве, как и в обычном человеке, мы видим все аксиомы духовной борьбы и духовной победы.

3 / 16 декабря 2012 г. Неделя 28-я по Пятидесятнице. День памяти прп. Саввы Сторожевского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

2 / 15 декабря 2012 г. Суббота 28-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:43:44 мин. Размер 117.9 Mb)

Монастырь, чья история неразрывно связана с историей государства Российского, вот уже более шести веков остается главным вкладом одного из первых учеников преподобного Сергия Радонежского в духовную сокровищницу Святой Руси.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России. Среди них Пушкин, Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Тарковский, Ремизов, Левитан, Чехов, Шмелев и другие.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Уныние — это очень тяжелое душевное состояние. Нет, наверное, ни одного человека, который бы в какой-то момент жизни не унывал. А нередко люди теряют жизненные ориентиры, теряют надежду, становятся безразличными ко всему окружающему и дажек самим себе, причем поводом для уныния могут стать самые обычные неблагоприятные жизненные обстоятельства. Казалось бы, следует помнить, что в жизни все проходит — и плохое, и доброе, — и не поддаваться унынию. Но чаще всего человек, встречаясь с трудностями, унывает. Мы должны помнить, что уныние — это грех, а в основе этого греха — недостаток веры. Что происходит с унывающим человеком? Он не видит выхода из сложившейся ситуации, он теряет надежду. Легко понять, когда это происходит с людьми нерелигиозными, ведь неверующий все связывает со стечением обстоятельств, со своими личными усилиями или усилиями других людей, и нередко сознает их недостаточность для преодоления уныния. Но верующему дано знать, что наша жизнь — в руках Божиих, и если мы не находим в себе силы выйти из состояния уныния, то это свидетельствует о слабости нашей веры.

Священное Писание

1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10

1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.

3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.

4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6 а сластолюбивая заживо умерла.

7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

Лк., 102 зач., XX, 27-44

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: 28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; 30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным; 31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; 32 после всех умерла и жена; 33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; 35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: 41 ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

О посвящении воскресного дня Богу

Один священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю.

— Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две монеты. Так он был милосерден! Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.

— Смерти! — закричали его слушатели.

— И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий.

Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: