Церковь празднует память святых кирилла и марии

День преподобных кирилла и марии - 31 января

11 октября. День памяти Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского

11 октября 2018

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.

3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Сын-монах

В 1328 году семья родителей пр. Сергия вынуждена была сменить место жительства. Причинами тому послужили, во-первых, голод и всеобщее разорение под влиянием татаро-монгольского ига, во-вторых, назначение в Ростов нового наместника Иваном Калитой, осуществлявшего грабеж и притеснение граждан. Семья боярина Кирилла разорилась и погрузилась в нищету. Не оставалось ничего другого, как только переехать и постараться начать жизнь заново, что родители преподобного и сделали.

Выбор их пал на городок Радонеж в окрестностях Москвы. Сегодня это село Городище в Московской области. Старший сын Стефан подвизался на службу к Московскому князю и получил поместье в указанном месте – уже немолодой Кирилл не мог осуществлять прежнюю деятельность. 15-летний Варфоломей по прибытии в Радонеж продолжил свои занятия, а в 20 лет обратился к родителям с просьбой благословить его на монашество.

Кирилл и Мария перечить не стали, но выдвинули условие: удалиться из мира, дождавшись их смерти. Старший и младший сыновья уже вступили к тому времени в брак и не могли заботиться в должной мере о родителях. Варфоломей согласился подождать.

Религиозные подвиги самой Марии

Кажется, выносить в лоне будущего святого, который к тому же так рано возвестил о себе, уже большая заслуга перед Богом. Но святая Мария Радонежская, как пишет автор жития основателя Свято-Троицкой Сергиевской лавры, держалась вдали от всякой нечистоты и скверны. Она относилась к носимому ею ребенку как к «некому бесценному сокровищу». В то время, как другие беременные женщины доставали мужей своими капризами, Мария была очень сдержана в еде.

Она строго держала посты и вообще отказалась от всякой скоромной пищи. Когда же она была на сносях, исключила из рациона и рыбу. Ела она только вареные овощи и крупы, а пила лишь родниковую воду, да и то в малых количествах. Она очень часто молилась наедине Богу, прося Его соблюсти ее и младенца. Она также часто упоминала, что буде он родится мужеского пола, она посвятит его Церкви, то есть отдаст в монахи, как только тот достигнет возраста разумения добра и зла.

Чудеса, совершенные Сергием в лоне матери

Но тут Мария Радонежская забеременела в третий раз. Поначалу ничто не предвещало чудес. Но как-то раз Мария пошла к святой литургии и стала в церкви. Вот как описывает этот удивительный случай биограф Сергия Радонежского Епифаний: когда священник раскрыл книгу Евангелий и приготовился читать из нее, младенец воскликнул громким голосом из чрева матери.

Изумление окружающих было велико, но что должна была почувствовать сама Мария? Так же громко еще не родившийся младенец вскрикнул во время богослужения дважды: перед пением славы херувимской и когда священник провозгласил: «Внимаем, слава святым!» С тех пор родители Сергия поняли, что у них в семье должен появиться неординарный ребенок. И они, как некогда мать пророка Самуила, святая Анна, решили посвятить его церкви.

Народные традиции и приметы

В народе день преставления Сергия Радонежского прозвали капустником. В этот день было принято всей семьей квасить капусту в деревянных бочках, которые заранее окуривали чабрецом и натирали чесноком, а на дно клали несколько ароматных веточек можжевельника. Эти нехитрые секреты придавали квашеной капусте необыкновенный вкус и аромат.

Кроме того, на Руси на Сергия Радонежского было принято готовить блюда из курицы и яиц, потому что преподобного считали хранителем этой домашней птицы.

Обязательно в этот день утром посещали церковные службы, чтобы почтить память святого. У его икон молились о счастье, удаче во всех делах, в работе и учебе. Просили и здравии — как телесном, так и духовном.

А по погоде 8 октября судили, когда начнется зима: если в этот день выпадал первый снег, то установление зимы ждали 21 или 22 ноября.

Детство преподобного Сергия Радонежского

Ребенок появился на свет 3 мая 1314 года. К великой радости родителей Кирилла и Марии это был мальчик. Когда ребенку исполнилось 40 дней, над ним, как и положено, решили провести обряд Крещения. Малыша принесли в храм Божий, и батюшка Михаил, совершавший священное таинство, ощутил вдруг особенную благодать, исходившую от младенца. Служитель церкви понял: перед ним избранный сосуд Божий. Он нарек мальчика Варфоломеем, что означало «Сын утешения (радости)». Причиной тому стало также празднование в день крещения преподобного Сергия памяти святого апостола Варфоломея.

Удивительно: «с младых ногтей» особенный ребенок вел себя, как истинный праведник Божий. Малыш отказывался от материнского молока, если Мария питалась мясом, а в постные дни совсем не ел. Из-за этого благочестивой родительнице пришлось сделать собственный пост еще более строгим, чтобы не лишить кроху пищи совершенно. По мере развития малютки наметившийся образ жизни Варфоломея не менялся. Мария страшилась ухудшения его здоровья. Она просила ребенка не соблюдать пост в столь строгой форме, но тот был непреклонен, и любящая мать смирилась.

Семи лет от роду Варфоломей стал учиться грамоте. Родители Кирилл и Мария отдали его в школу вместе с братьями. Как известно, юному отроку учеба не давалась. Зачастую мальчик становился предметом насмешек сверстников и укоров учителей. Так продолжалось до тех пор, пока однажды будущий святой не встретил в 13-летнем возрасте в поле старца-схимника. Последний захотел увидеть родителей Варфоломея, и, оказавшись в доме благочестивых супругов, предрек им, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». После чего дал свое благословение и ушел восвояси. С того момента Мария и Кирилл обрели душевный покой: теперь их ребенок стал успевать в учебе.



Краткая История Покровского монастыря

О начале обители нет данных, но она создана приблизительно в четырнадцатом столетии. В начале это был не монастырь, а церковный приход, в котором доживали старцы и старицы, что в те времена было нормальным. Обитель была общая для мужчин и женщин. Подтверждает этот факт свидетельство того, что мать и отец Сергея Радонежского жили в монастыре вместе до смерти.

В Покровской обители имеются сведения о том, что молебны Сергию Радонежскому и его родителям помогли людям при повальном море чумы и холеры. У мощей читали Псалтирь, возносили молитвы святым угодникам.

Мощи Кирилла и Марии Радонежских находятся в Покровском соборе. Прежде чем попасть в Свято-Троицкую лавру, паломники приходили в Хотьковскую обитель. Преподобный Сергей Радонежский постоянно навещал могилу матери и отца пешком из лавры.

После октябрьской революции 1917 года монастырь ликвидировали. В 1921 в здании расположилась сельхозартель, с 1928 года часть помещений отдали под жилье и школу механизаторов.

Только в восьмидесятые годы прошлого столетия Хотьковская обитель была возвращена православной церкви. В ней открыли женский монастырь.

В день почитания святого Сергия Радонежского в 1992 году родительские останки поместили в храм Пресвятой Богородицы. Праздновалось шестьсот лет со дня смерти Сергея Радонежского, проводилась служба во славу Кирилла и Марии, которая:

  • показала пример святости;
  • образец христианских семейных традиций.

В начале девяностых годов прошлого века Российская православная церковь причислила Кирилла и Марию к числу святых угодников. Однако еще в шестнадцатом столетии на иконах их изображали с сияющими ореолами.

В 2014 года по программе строительства церквей Москвы началось возведение храма Кирилла и Марии Радонежских в Марьино. Здание представляет шатровое сооружение из клееного бруса с применением самых инновационных технологий. Храм обогревается, подведено водоснабжение. Строение просторное на 150 квадратных метров и 300 человек.

Житие Сергия Радонежского

О жизни Сергия Радонежского первым написал его ученик Епифаний Премудрый, впоследствии тоже причисленный к лику святых. В этом «Житии» рассказывается о чудесах, произошедших с Сергием Радонежским, и не говорится, когда преподобный появился на свет. Дата его рождения указана в житии, составленном архиепископом Никоном, — 3 мая 1319 год. Но в трудах других исследователей называются иные даты рождения Сергия Радонежского, а потому доподлинно не известно, в каком возрасте он преставился. По одной версии — в 70 лет, по другой — в 78.

Родился Сергий Радонежский в селе Варницы под Ростовом «от родителей благородных и благоверных» Кирилла и Марии. Он с самого рождения был особенным ребенком — еще будучи в утробе матери, трижды закричал во время литургии, отказывался брать материнскую грудь в постные дни и не принимал молока от кормилицы…

При крещении мальчику дали имя Варфоломей. Когда мальчику было семь лет, его вместе с братьями Стефаном и Петром отдали учиться грамоте. Братья обучались успешно, а у Варфоломея дело не шло, за что его наказывал учитель и ругали учителя. И тогда отрок принялся «со слезами молиться Богу», пишет Епифаний Премудрый. А однажды юный Варфоломей встретил на поле возле дуба таинственного старца, которому рассказал о своих проблемах с учебой, и после совместной молитвы и вкушения святой просфоры учение ему стало даваться легко, и он стал знать грамоту лучше братьев и всех сверстников. Это событие изобразил художник Михаил Нестеров на своей картине «Видение отроку Варфоломею».

Не достигнув и 12 лет, Варфоломей стал соблюдать строгий пост и молиться по ночам. Примерно тогда же его родители обеднели и семье пришлось переехать в город Радонеж. Варфоломей мечтал принять монашеский подвиг, родители не возражали, но просили дождаться их смерти. Когда это произошло, Варфоломей отдал свою долю наследства младшему брату и вместе со старшим ушел на пустынное жительство. После долгих поисков браться «наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода», пишет Епифаний. Они соорудили там келью, а затем построили небольшую церковь, которую освятили во имя Святой Троицы.

Стефан недолго жил в пустыни с братом и ушел в монастырь, где жизнь была не столь трудна и сурова. Оставшись один, Варфоломей призвал игумена Митрофана и принял от него монашеский постриг с именем Сергий. Через какое-то время вокруг него стала селиться монашеская братия. Считается, что Троице-Сергиева лавра была основана в 1342 году. Сергий стал вторым ее игуменом (первым был Митрофан) и пресвитером. Он запретил монахам просить подаяние и постановил, чтобы иноки жили своим трудом, подавая им в этом пример.

Помимо Троице-Сергиевой лавры преподобный основал еще несколько монастырей. «Тихими и кроткими словами» Сергий примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиниться князю московскому Дмитрию Иоанновичу. Благодаря этому удалось победить в Куликовской битве, за что князь получил прозвище Дмитрий Донской. Накануне сражения он приходил к старцу Сергию, которому очень верил, и спрашивал, стоит ли ему воевать против татарской орды, которую созвал Мамай.

А когда выступившие в поход русские воины увидели многочисленное и свирепое татарское войско и остановились, размышляя, как же быть, явился гонец с посланием от святого, в котором говорилось:

За шесть месяцев Сергий радонежский предвидел свою кончину и уведомил об этом монахов.

Преподобный Сергий скончался в 1392 году, через 30 лет были обретены его мощи, которые сейчас находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 1919 году большевики вскрыли мощи преподобного и до 1946 держали их в музее, после чего вновь вернули церкви.

По молитвам Сергий Радонежского произошло немало чудес. Но как отмечал патриарх Кирилл в одном из интервью, «смысл чудес не в самом факте нарушения законов природы, но в подтверждении близости человека к Богу, которому все возможно».

Рождение сына

Преподобный Сергий Радонежский появился на свет в семье знатных бояр Марии и Кирилла. Родители святого жили под Ростовом Великим, в селе Варницы, в поместье, располагавшемся на берегу реки Ишни. Период их жизни пришелся на конец XIII – начало XIV вв.

Отец преподобного Сергия Кирилл, будучи человеком состоятельным, занимал высокую должность близкого служащего у князя Константина II Борисовича, а затем у его преемника, не кичился занятием сельским хозяйством. Притом и он, и Мария, жена его, слыли людьми праведными, истинно верующими.

Момент, когда супруги поняли, что скоро у них родится второй ребенок (к тому времени в семье уже рос сын Стефан), был отмечен чудесным знамением

Беременная Мария стояла в церкви на службе, и младенец, находившийся в ее чреве, дал знать о себе троекратным восклицанием: в начале чтения священнослужителем Евангелия, перед пением Херувимской и при оглашении батюшкой фразы: «Вонмем, святая святым!» Таким образом, будущая мать осознала всю важность своего положения: она носит под сердцем необычного ребенка, избранного Господом младенца

Всю беременность женщина провела в молитвенных трудах и посте. Вместе с супругом Мария пообещала Творцу, желая выразить свою благодарность, посвятить родившееся чадо церкви, если только малыш окажется мужского пола.

Смерть Кирилла и Марии

В новом для себя качестве благочестивые родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария потрудились во славу Божию недолго.

Много скорбей и болезней выпало на их век, да и старость сама по себе удручала. Умерли схимонахи в 1337 году, успев дать благословение своему среднему сыну-подвижнику на иноческий подвиг, как он сам того просил. Похоронены родители Варфоломея были собственными детьми под сенью обители, в стенах которой посвятили последние годы своей жизни служению Богу. Впоследствии данный монастырь превратился в усыпальницу рода Сергия Радонежского, а перед кончиной – последним приютом его представителей.

Святой Варфоломей-Сергий часто посещал могилы своих родителей, совершая путь из Троице-Сергиевой Лавры, им воздвигнутой, в Хотьково. То же преподобный завещал делать и богомольцам, ищущим у него помощи.



Отрочество Варфоломея и политические перипетии княжества Ростовского

Когда третий сын Кирилла и Марии Радонежских немного подрос, он самостоятельно продолжил воздержание. По средам и пятницам он держал суровый пост. Да и в другие дни не вкушал мясной пищи. При этом он всегда был поддержкой и радостью для своих родителей, полностью оправдывая свое имя. Годы шли, и два старших сына, Стефан и Петр, женились, обзавелись своими семьями. С родителями остался лишь младший, Варфоломей. Когда ему исполнилось 15 лет, произошли изменения, которые затронули не только его семью, но и судьбы многих ростовчан.

Княжество попало в зависимость от Московского правителя Ивана Калиты, который прислал в город своего наместника. Тот не отличался добрым нравом. А поскольку княжество Московское платило дань Золотой Орде, наместник обирал жителей Ростова Великого. От притеснений воеводы Кирилл совсем разорился. И семья решила переселиться в маленький Радонеж, что в княжестве Московском. Поэтому супружескую чету, Марию и Кирилла, и называют по имени этого городка.

Окончание земной жизни

Варфоломей с отрочества хотел принять постриг и часто напоминал родителям о данном ими обещании посвятить его Богу. Кирилл и Мария не отказывались от своих слов, но просили сына поддержать их в их старческой немощи и бедности, ведь младший сын был их единственной опорой. Но поскольку смерть все не приходила за ними, родители решили сами принять постриг. Для этого схимонах Кирилл и преподобная Мария Радонежская удалились в обитель Хотьково. Там они и провели остаток своих дней в молитвах и воздержании.

Тем временем изменилась судьба их старшего сына, Стефана. Его жена умерла. Стефан, пребывая в горе, решил уйти из мира. Он отдал двух сыновей на воспитание своему младшему брату Петру и тоже вступил в Хотьковский монастырь. В 1337 году родители предстали перед Господом, и сыновья похоронили их в обители, под полом Покровского собора. Сорок дней Варфоломей пребывал у гроба Кирилла и Марии, а потом раздал свое имение нищим и удалился вместе с братом Стефаном в Маковецкий лес, где они возвели Троицкую церковь, а вокруг нее монастырь. Через три года святой принял постриг, взяв иноческое имя Сергий.

Житие Кирилла и Марии Радонежских

Вблизи города Ростова располагалось поместье семейства Радонежских. Кирилл находился на службе у дворян, имел приличное состояние, но не гнушался любого труда.

Супруги были религиозными, справедливыми и истинно верующими людьми, не признавали распущенности и роскоши. Всегда давали милостыню нищим и приветствовали странников в собственном доме.

В семье уже был один сын Стефан, когда Мария забеременела вторым ребенком. Когда женщина была на церковной службе, малыш еще в утробе громко крикнул и удивил всех присутствующих. После этого случая она стала контролировать свое душевное состояние, чтобы выносить ребенка избранника Святого духа. Мария придерживалась поста:

  • не кушала мясные и рыбные продукты;
  • не употребляла молоко;
  • питалась овощами, хлебом и пила воду.

Молилась Господу о сохранении ребенка. Родители решили, если будет мальчик, то посвятят его жизнь церкви и Господу. Это означало, выполнить Божью волю, о которой они уже имели представление.

Родился мальчик, которого через сорок дней принесли окрестить в храм. Священник понял, что это особенный ребенок и дал ему имя Варфоломей. День крещения был праздником святого Варфоломея, имя значит «Сын утешения», и мальчику предначертано свершить великое и благое дело в жизни.

Мать с самого начала стала замечать странности у ребенка. Если она кушала мясо, то малыш отказывался от материнского молока, а в среду и пятницу не кушал совсем. Выдержанный еще утробе матери к постам он и при жизни требовал этого.

Подрастая, сын по-прежнему не ел в положенные дни. Мать боялась, что это повлияет на его здоровье и уговаривала не проявлять суровость в питании. Но он настоял на своем, Мария не стала возражать.

Постоянные набеги монгол и татар привели семью к бедности. Мария и Кирилл покинули Ростов и поселились в селе Радонеж под Москвой. Согласно традициям тех времен Кириллу причиталось имение, но он не мог состоять на службе у дворян из-за преклонного возраста. Это обязательство взял на себя старший сын Стефан, у которого уже была семья.

Младший Петр также обзавелся семьей. Только Варфоломей продолжал свой духовный путь. Когда ему исполнилось двадцать лет, он просил родителей благословить на отшельничество. Они не препятствовали, но уговорили повременить до их кончины, им бы пришлось нелегко без поддержки. Сын подчинился родительской воле.

На Руси в те времена было нормальным явлением принять иночество на старости лет. Так делали дворяне, простой люд. Поэтому Кирилл и Мария решили стать иноками, а затем приняли схиму в Хотьковской обители. Прожили она там недолго и скончались. Перед смертью дали благословение сыну на иночество. Дети предали тела земле под сенью Покровской обители.

Народные заступники

Церковь признала схимонахов преподобными лишь в XIX столетии. Но уже на иконах XV века Кирилла и Марию, родителей Сергия Радонежского, изображали с нимбами вокруг головы. К могиле заступников постоянно стекался народ, прося о выздоровлении от недугов. Покровский собор неоднократно перестраивался, но мощи до страшных лет «воинствующего атеизма» оставались в крипте.

Над могилой была старинная икона Марии Радонежской и других членов ее семьи. Этот образ воплощал идею о небесном заступничестве. В центре иконы была изображена Богоматерь с молитвенно воздетыми руками. Ее ноги упирались в могилу схимонахов. По одну сторону от нее были изображены мужчины рода: Кирилл, Сергий, Стефан и Петр, а по другую – женщины: Мария, Анна и Екатерина. По преданию, основатель Троицкой лавры частенько наведывался в Хотьково, чтобы помолиться на могиле родителей. Одна из икон Сергия Радонежского изображает его с кадилом над гробом в Хотькове.

Молитвы к преподобным схимонахам

Есть несколько вариантов обращения к Кириллу и Марии. Супружеская чета никогда не ссорилась. Поэтому для обретения согласия в семье следует читать тропарь. Он звучит так:

«Причастники блаженства Христового, пример супружества и заботы о детях, праведные Кирилл и Мария, явившие нам плод благочестия, преподобного Сергия, молите Бога, чтобы Он ниспослал нам дух смиренномудрия и любви, чтобы в единомыслии и мире прославлять Святую Троицу».

Есть еще кондак, восхваляющий не только чету, но и их сына Варфоломея, известного как Сергий Радонежский. Его читают для избавления от соблазнов и напастей, чтобы сохранить семью, укрепить старость и для спасения души. В молитве к схимонахам Марии и Кириллу нужно просить их заступничества перед Господом, чтобы Бог защитил верующего и всю его семью от бесов и злых людей. Также следует уповать, чтобы была дарована свыше сила следовать неукоснительно всем заповедям Христовым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: