Церковь определила основные направления своего социального служения

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ

Социальные проблемы существовали всегда. В отечественной истории их решали по-разному – нередко диаметрально противоположными методами, руководствуясь разнообразной мотивацией, создавая и развивая различные формы социальной работы. Русская Православная Церковь с самого начала своего бытия играла активную роль в деле помощи нуждающимся и обездоленным – российская история изобилует яркими примерами церковной благотворительности. Запрещенное в советские годы и возрожденное в последние десятилетия, социальное служение Церкви переживает новый этап своего развития. Спонтанно возникавшие инициативы активных священников и мирян в социальной сфере постепенно обретают ясные структурные формы. На епархиальном и приходском уровне реализуется множество социальных проектов, в рамках которых ведется работа с зависимыми, бездомными, пожилыми и молодежью, инвалидами и т.д. Священник уже давно перестал быть «диковинкой» в больницах, детских домах, местах заключения – там, где требуется слово и дело христианской поддержки.

Сегодня в Русской Православной Церкви активно вводится должность приходского социального работника (по крайней мере, в крупных городских общинах). Для того, чтобы она не была формальностью, но реально помогала реализации церковной благотворительности в современных условиях, православный социальный работник должен знать, как решаются социальные проблемы в государстве, разбираться в действующей законодательной базе, иметь представление о формах работы с различными целевыми аудиториями и т.д. В связи с этим чрезвычайно важным становится сотрудничество и соработничество Русской Православной Церкви и всех тех, кто занимается социальной работой в государственных учреждениях, в общественных организациях, в рамках добровольческого движения.

Предлагаемое вниманию читателей пособие, подготовленная Санкт-Петербургским институтом психологии и социальной работы, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Санкт-Петербургской православной духовной академией, задумано как один из мостов подобного диалога. Она представляет широкий спектр современной российской социальной работы читателю, который будет организовывать приходское социальное служение. Конечно, сложно вычленить из многообразия имеющейся информации концентрированный минимум, дающий полное представление о рассматриваемом предмете. Хочется надеяться, что пособие поможет читателям сориентироваться в сложном и многообразном пространстве современной социальной работы, позволит активизировать обмен опытом, будет способствовать поиску новых моделей взаимодействия Церкви и общества в деле совместного служения нашим ближним.

К прочтению  Церковь должна искать новые способы воспитания в детях чувства долга и стремления к семье, — иеромонах Димитрий (Першин)

протоиерей Владимир Хулап,
проректор по учебной работе
Санкт-Петербургской православной Духовной академии,
зав. кафедрой церковно-практических дисциплин

1.

Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий.

Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»  (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.

Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7).

В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20).

В Новом Завете диакония — это деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви, заповеданной Спасителем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг христианина (Ин. 13, 34), ибо на Страшном Суде Бог спросит каждого, совершал ли он дела милосердия (см. Мф. 25, 40).

Все члены Церкви составляют «одно тело во Христе» (Рим. 12, 5). Между ними должно быть основанное на христианской вере и любви общение, выражающееся в том числе во взаимной помощи и совместных социально значимых трудах. В церковной семье не должно быть никого, кто страдал бы от отсутствия необходимого.

Вместе с тем, социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10, 30-37). В основе милосердного служения — любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7). Превосходнейшую часть любви, по выражению святителя Григория Богослова, составляет «любовь к бедным, жалость и сострадательность. Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердие»  (Слово 14, О любви к бедным).

Милосердное служение помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней — самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели. Именно о такой душеполезности дел милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том, что «более больной благотворит ему , нежели он больному»  (Душеполезные поучения, поучение XIV «О созидании и совершении душевного дома добродетелей»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: