Уведомления

Исповедь, молитва и дела

Каждое действие Церкви, направляемое Духом Святым, духом жизни и истины, представляет совокупность всех его даров — веры, надежды и любви; ибо в Писании проявляется не одна вера, но и надежда Церкви, и любовь Божия, и в деле богоугодном проявляется не любовь одна, но и вера, и надежда, и благодать, и в живом предании Церкви, ожидающей венца и совершения своего от Бога во Христе проявляется не надежда одна, но вера и любовь. Дары Святого Духа неразрывно соединены в одном святом и живом единстве: но как богоугодное дело наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит любви, как богоугодная молитва наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит вере и неложно называется исповеданием Церкви исповеданием или Символом Веры.

Новые миссионерствующие

Однако сейчас наблюдается и иное явление – появление «новых миссионеров» — людей, не имеющих опыта духовной жизни, недоучившихся, но уже рвущихся просвещать и катехизировать. В их глазах – задор комсомольских работников. Отношение к миссии и проповеди Церкви у них – наступательно-пропагандистское и вполне идеологическое.

Священнику, как правило, некогда ежедневно руководить ими, и закономерно в их словах и делах встречается ревность не по разуму. Они не задумываясь разбрасываются вокруг себя ярлыками: еретики, сектанты, отступники, обновленцы, ультрасы, криптостарообрядцы – на всех, с кем они не согласны или кого просто не понимают в силу собственного незнания духовной жизни. Им многое легко дается, и потому их вера не выстрадана – как она была выстрадана предыдущими поколениями, и потому они не утруждают себя необходимостью осмысливать каждый шаг. И у «базовой аудитории» они своим боевитым задором находят поддержку.

Такой их метод позволяет выдавать за церковные взгляды – любые, будь то политические или научные (точнее псевдо-научные). А кто не согласен – то см.предыдущий абзац. А какая разница обличителям, кого клеймить – «вейсманистов-морганистов» (как в 50-е), пособников империализма (как в 60-е) или «стиляг» (как 70-е), или «филокатоликов» и «православных эволюционистов» как сейчас.

Интересно, что у людей, помнящих комсомольскую работу, они вызывают горькую оскомину и ассоциацию Церкви с комсомольской ячейкой. И поэтому, в случае своего развития, такое направление напрочь отвадит от Церкви научную интеллигенцию – и вот это будет серьезный удар. Вспомним, что совершенно простой и глубочайше мудрый батюшка о.Павел (Груздев) принимал, привлекал к себе любовью и обращал к вере как раз серьезных научных работников из большого биофизического института в пос.Борок, что в Мологских краях недалеко от Верхнего Никульского, в котором он служил…

Сватовство, приметы и гадания на Троицу

На Руси на Троицу до наступления Петровского поста те, кто планировал обзавестись семьей, старались посвататься. Тогда свадьбу можно было играть на Покров после окончания полевых работ и продажи излишков урожая.

Поговорка гласила:

Согласно приметам, сватовство на Троицу — к семейному счастью.

Гадания на Троицу были в основном на сватовство и скорую свадьбу — за несколько дней до праздника девушки завивали березу — сплетали из березовых веток косы. Если на Троицу коса в целости — жди сватов, расплелась — сватовство откладывается.

Также девушки гадали, пуская по воде венки из полевых цветов. По направлению, куда уплыл венок, выясняли — откуда придет суженый. Если венок прибился к берегу, со свадьбой придется повременить, утонул — есть риск засидеться в девках.

Троицкая родительская суббота

На протяжении целого года в церкви проходят особые службы, на которых поминают усопших людей. Из них только две обладают названием – Вселенская родительская суббота. Одна из них проводится перед Масленицей, а вторая – на Троицу.

Троица проводится в выходной день, а накануне, в субботу, проходит родительская суббота. Она является несколько другой, потому что на ней поминаются все люди, когда-либо жившие на Земле, и принадлежавшие к христианству. Особенно она нужна тем, кто не смог получить отпевания в силу сложившихся обстоятельств. В 2020 году она припадает на 6 июня, потому что Троица будет 7 июня. Это предпоследняя родительская суббота в году. Следующая состоится 7 ноября – Дмитриевская суббота.

В родительскую субботу на Троицу поминать разрешается также самоубийц, но не подавая за них записки. Можно прийти на службу, и провести ее со всеми, не выделяя по имени самоубиенного человека. Свечи в церкви за них также не ставят.

В родительскую субботу проводятся панихиды, на которых люди, читая молитвы, тем самым просят для усопших милосердия и прощения грехов совершенных при жизни.

Трансляции богослужений онлайн в разных городах

МОСКВА

  • Прямые трансляции в эфире телеканала «Спас»:
    Московский Сретенский монастырь: расписание онлайн-богослужений и ютуб-канал.
  • Новоспасский монастырь, город Москва: расписание онлайн-богослужений и ютуб-канал.
  • Московское подворье Валаамского монастыря: трансляции и расписание богослужений можно найти в группе ВК/
  • Храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке, город Москва: трансляции проходят на ютуб-канале, информация о времени богослужений — в описании под видео.
  • Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот в Москве (Сербское подворье): онлайн-трансляция ведется на сайте храма.
  • Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье, город Москва: расписание онлайн-богослужений можно найти на сайте храма, прямые трансляции ведутся в Фейсбуке.
  • Храм святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше, город Москва: расписание онлайн-богослужений можно найти на сайте храма, прямые трансляции ведутся в Фейсбуке:
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке: время онлайн-богослужений и трансляции здесь.
  • Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе, город Москва: ссылки на аудио-трансляции богослужений можно найти на сайте храма.

КОРОЛЕВ

Троицкий храм города Королева: информация о следующей трансляции можно найти на сайте храма, видео смотрите на ютуб-канале.

ПСКОВ

15. Храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова: прямая трансляция из храма и расписание богослужений на сайте храма.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Оптинское подворье в Санкт-Петербурге: расписание онлайн-богослужений и трансляцию можно найти здесь.

Трансляции богослужений из питерских соборов можно найти на сайте «Невских новостей».

КИЕВ

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра: трансляции служб проходят на ютуб-канале.

Ютюб-трансляция богослужений в Свято-Троицком Ионинском монастыре города Киев.

МИНСК

Свято-Елизаветинский монастырь города Минск.

Дорогие отцы, братья и сестры! Если ваш храм тоже проводит или собирается проводить онлайн-трансляцию богослужений, присылайте нам ссылки по адресу: [email protected] и мы включим ваш сайт в список трансляций. 

Вы также можете заказать требы онлайн.

О пандемии коронавируса в телеграм-канале «Правмира» @pravmirru: каждое утро — актуальная и достоверная информация из СМИ и блогов. Подписывайтесь!

Единство Православия

И по воле Божией св. Церковь после отпадения многих расколов и римского патриаршества сохранилась в епархиях и греческих патриаршествах, и только те общины могут признавать себя вполне христианскими, которые сохраняют единство с восточными патриаршествами или вступают в это единство. Ибо как Бог — один, тае и Церковь едина, и нет в ней разделения.

Посему Церковь называется Православной, или Восточной, или Греко-Российской. Но все эти названия — временны. Не должно обвинять Церковь в гордости когда она именует себя Православной, ибо она же именует себя и Святою. Когда исчезнут ложные учения, излишнем станет и имя православия, ибо ложного христианства не будет. Когда распространится Церковь или войдет в нее полнота народов, тогда исчезнут и все местные наименования, ибо не отождествляется Церковь с какой-нибудь местностью: но она называет себя Единой, Святой, Соборной и Апостольской, зная, что ей принадлежит весь мир и что никакая местность не имеет особого какого-нибудь преимущества, но только временно служит для прославления имени Божьего, по Его неисповедимой воле.

Символ веры

Святая Церковь исповедует веру свою всей своей жизнью: учением, которое внушается Духом Святым, таинствами, в которых действует Дух Святой, и обрядами, которыми Он же управляет. По преимуществу же исповеданием веры называется Символ Некео-Константинопольский (или просто символ веры).

В символе веры заключается исповедание учения церковного; но чтобы было ведомо, что и надежда Церкви от ее учения нераздельна, исповедуется также и надежда ее: ибо говорится «чаем», (ожидаем) а не просто веруем, что будет.

Символ веры — полное и совершенное исповедание Церкви, из которого она не позволяет ничего исключить и ничего к нему прибавить. Он есть следующий:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного. Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истина от Бога истина, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна, и воскресшего в третий день по Писанием. И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего Пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Писание и Предание

Дух Божий, живущий в Церкви, правящей ею и умудряющий ее, действет в ней многообразно: в Писании, Предании и в деле, ибо Церковь, творящая дела Божии, есть та же Церковь, которая хранит Предание и писала Писание. Не лица и не множество лиц в Церкви хранят предание и пишут, но Дух Божий, живущий в совокупности церковной. Потому ни в Писании искать основы Преданию, ни в Предании доказательств Писанию, ни в деле оправдания для Писания и Предания — нельзя и не должно. Вне Церкви живущему непостижимо ни Писание, ни Предание, ни дело. Внутри же Церкви пребывающему и приобщенному к духу Церкви единство их явно по живущей в ней благодати.

Не предшествует ли дело Писанию и Преданию? Не предшествует ли Писанию Предание? Не угодны ли были Богу дела Ноя, Авраама, родоначальников и представителей ветхозаветной Церкви? И не существовало ли предание у прародителей, начиная от первого родоначальника Адама? Не дал ли Христос свободу человекам и словесное учение, прежде чем апостолы, своими Писаниями, засвидетельствовали дело искупления и закон свободы? Посему между преданием, делом и Писанием нет противоречия, а совершенное согласие. Ты понимаешь Писание, по сколько хранишь Предание и по сколько творишь дела угодные мудрости, в тебе живущей. Но мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе, как члену Церкви и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь; дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церковь, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость.

Всякий, ищущий доказательств церковной истины, тем самым или показывает свое сомнение и исключает себя из Церкви, или дает себе вид сомневающегося, и в то же время сохраняет надежду доказать истину и дойти до нее собственной силой разума; но силы разума не доходят до истины Божией, и человеческое бессилие делается явным в бессилии доказательств

Принимающий одно Писание и на нем одном основывающий Церковь, действительно — отвергает Церковь и надеется создать ее снова собственными силами; принимающий только Предание и дело, унижающий важность Писания действительно отвергает также Церковь и становится судьей Духа Божия, говорившего Писанием. Христианское же знание не есть дело разума, пытающего, но веры благодатной и живой

Писание есть внешнее и Предание внешнее и дело внешнее; внутреннее же в них есть один Дух Божий. От одного Предания, от Писания, от дела может человек почерпать только знание внешнее и неполное, которое может только в себе содержать истину, ибо отправляется от истины, но в то же время и необходимо ложно, потому что оно неполно. Верующий знает Истину, неверующий же не знает ее или знает ее знанием внешним и несовершенным. Церковь не доказывает себя ни как Писание, ни как Предание, ни как дело, но свидетельствуется собой как и Дух Божий, живущий в ней, свидетельствует собой в писании.

Поминание усопших в родительскую субботу

В Троицкую родительскую субботу нужно выполнить некоторые действия, которые нужны для успокоения души усопших. Что нужно сделать:

  • прочитать молитву. Дома человек, или в церкви прочтет молитву, все-равно принесет пользу для усопшего. Молитва – это одна из важных составляющих помощи, которую человек на Земле может ему предоставить;
  • в церкви подать записки с именем усопших. Во время службы читаются специальные молитвы, в которых просят за усопших, вспоминая их поименно. На Троицкую субботу хоть и вспоминают всех христиан, записка не будет лишней;
  • заказать сорокоуст. Это не обязательное действие, но заказав его, на протяжении 40 дней усопшего человека будут в церкви вспоминать в молитвах;
  • положить продукты на канун. Принято поминать усопших продуктами. В церкви их кладут на специальное место – канун. Также можно купить в церковной лавке «Кагор», который используется во время причащение. Все что приносится в церковь, считается малой жертвой, чтобы помянуть усопших;
  • раздать милостыню. Под этим подразумевается – совершение добрых дел в память об усопшем. Можно помочь благотворительностью или посильным трудом, но не обязательно об этом всем рассказывать;
  • приготовить поминальную трапезу. Собрать всех родных, и посидеть в семейном кругу, вспоминая ушедших из жизни людей;
  • закончить незавершенные дела усопшего. Если у человека была какая-то мечта, или начатое дело, его нужно довести до конца;
  • сходить на кладбище, чтобы проведать могилки, и при необходимости навести порядок.

Считается, что у Бога нет умерших, все люди живы, но одни просто крепко спят, то есть усопшие. Поэтому, чтобы ни про кого не забывать, и существуют Вселенские родительские субботы.

Спасение

Святая Церковь, исповедуя, что она ожидает воскресения мертвых и окончательного суда над всем человечеством, признает, что совершение всех ее членов исполнится с совершением ее самой и что жизнь будущая принадлежит не духу только, но и воскрешенному телу, ибо только Бог есть совершенно бестелесный дух. Потому она отвергает гордость тех, которые проповедуют учение о бестелесности за гробом и, следовательно, презирают тело, в котором воскрес Христос. Тело это не будет телом плотским, но будет подобно телесности ангелов, как и Сам Христос обещал, что мы уподобимся ангелам.

В последнем суде явится в полноте своей оправдание наше во Христе, не освящение только, но и оправдание: ибо никто не освятился и не освящается вполне, но еще нужно и оправдание. Все благое творит в нас Христос, в вере ли, надежде ли, или любви; мы же только покоряемся Его действию, но никто вполне не покоряется. Поэтому нужно еще и оправдание Христовыми страданиями и кровью. Кто же еще может говорить о заслуге собственных дел или запасе заслуг и молитв? Только те, которые живут еще под законом рабства. Все благое творит в нас Христос, мы же никогда вполне не покоримся, никто, даже святые, как сказал Сам Спаситель. Все творит благодать, и благодать дается даром и дается всем, дабы никто не мог роптать, но не всем равно, не по предопределению, а по предведению, как говорит апостол. Меньший же талант дан тому, в ком Господь предвидел нерадение, дабы отвержение большего дара не послужило к большему осуждению. И мы сами не растим дарованных талантов, но они отдаются купцам, чтобы и тут не могло быть нашей заслуги, но только было не сопротивление растущей благодати. Так исчезает разница между благодатью «достаточно и действующей». Все творит благодать. Покоряешься ли ей, в тебе совершается Господь и совершает тебя; но не гордись своей покорностью, ибо и покорность твоя от благодати. Вполне же никогда не покоряемся, посему, кроме освящения, еще просим и оправдания.

Субкультура субкультуре рознь

Если же говорить о доминирующей субкультуре – то это конечно субкультура, высшей ценностью которой является не человек и даже не Бог, а освященные предметы и украшения. И идет это не столько от прихожанок в годах, сколько от возможности духовенства легко отчитаться перед духовным начальством.

Действительно, позолотить купола (сегодня вновь видел в метро рекламу «Золотим купол всем миром» — не помогаем детям-отказникам, не пишем письма одиноким старикам и даже не приводим в порядок захоронения безвинно погибших в годы гонений – а золотим очередной купол), купить богатый набор колоколов – это надолго, это можно всем показать. А организовать что-то для людей и показать это труднее, и эфемерно все – люди могут разойтись, разъехаться, заболеть, а колокол – вот он, висит, звонит. И постепенно многим начинает казаться, что эти материальные приобретения – и есть духовные достижения…

С молодежной культурой – сложнее. Чтобы воцерковить ее адептов, ее саму надо глубоко знать. А знающих, компетентных людей в этой области крайне не хватает. Гораздо проще отвергнуть нечто громко звучащее, неблагообразно выглядящее и т.д., чем пытаться осмыслять, отделять зерна от плевел и т.д.

А вообще, тут есть серьезная проблема – не воцерковленной с детства молодежи в нынешней Церкви часто бывает нечего делать… Нет мотивации и сферы применения сил. И появиться мотивация может, как мне представляется, не от следования за байкерско-хакерской модой, а от духовной жизни, желания чистой совести в сочетании с нелицемерной любовью – вот чего не найдут молодые люди ни в каком в другом месте.

О навязывании церковной субкультуры

Виктор Судариков

Стоит сказать, что текст о.Дмитрия — полемичен и порождает больше вопросов, чем ответов. Главная из тем его статьи – тема связи церковной жизни и определенной приходской субкультуры, характерной для нашего времени и, по словам о.Дмитрия, навязываемой приходящим в Русскую Православную Церковь сегодня.

В чем-то действительно можно согласиться с автором. Для сравнения приведем мнение известного и авторитетного как у себя в епархии, так и в Интернете батюшки-миссионера прот. Георгия Белодурова из Твери. Недавно он вполне осмысленно уравнял церковную субкультуру с почитанием Бога и церковным Уставом:

«А я люблю эту самую церковную субкультуру. Я очень страдаю, что не могу наполнить ею все пространство вокруг себя. В ней дыхание Святого Духа. Храмы, с их куполами и золотом крестов!…. Священные одежды, фимиамное благоухание, Афон и Иерусалим, сонм святых и над всем этим животворящий и освящающий свет Пресвятой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух! Кому то тесно в этой «субкультуре»? Не можете втиснуть туда свои грехи? Ну уж простите. Возлюбившему грех там и правда не по себе.»

Это пожалуй говорит о верности мыслей о.Дмитрия – нынешняя субкультура действительно крепко срослась с церковностью, практически неотделима от нее.

Инокультурность же, как-то проявляющаяся в церковной жизни, действительно многими воспринимается как неукорененность в Церкви и даже как обновленчество.

Однако, с другой стороны, мысли о.Дмитрия «Христианин, принужденный к рамкам доминирующей субкультуры, если при этом остается приверженцем культуры иной – он неизбежно будет испытывать на себе внешнее и внутреннее давление к выходу из церковного сообщества» и «Церковь сегодня представляет собой субкультуру, которая преломляет через себя и навязывает привычки и вкусы…»  являются весьма спорными.

Фото orthphoto.net

В большинстве современных русских приходов люди настолько разобщены, что никто навязывать прихожанину или целой группе прихожан некий культурный, политический, социальный эталон просто не будет, да и вряд ли сможет. Ведь для полноценного диалога субкультур на приходском уровне сейчас просто нет пространства. Храм – в основном место для молитвы, совершения Богослужений, воскресная школа – для детей, общеприходские мероприятия либо не предполагают какого-то обмена идеями, либо не настолько развиты, чтобы порождать некое культурное навязывание. Так что говоря о механизме взаимоотношения между церковными поколениями и субкультурами, надо осознать – где же это взаимодействие происходит? В приходском доме? В проповеди? На исповеди? Тогда мы сможем понять механизм его осуществления и исправления. Или м.б. мы его просто преувеличиваем?

Так что пока неясен якобы присутствующий в Церкви инструментарий подавления инокультурных традиций, о котором говорит о.Дмитрий. Разве что через проповеди: конечно, если батюшка, говоря с церковного амвона, будет упирать на то, что рок-музыка – сплошной сатанизм и все, кто работают в СМИ, служат «мировой закулисе», то, конечно, журналистам и музыкантам в таком приходе будет душновато – но это уже относится не к церковному устроению вообще, а к степени  культурности конкретного священника…

Кстати, похожее явление – присутствие одновременно разных традиций — наблюдается и в приходах опытных духовников. Только в первом случае это происходит от равнодушия и разобщенности, а во втором – от мудрого сознательного принятия каждого человека вне зависимости от его склонностей и мнений в мире сем.

Помню, что в моем первом московском приходе, где служили батюшки «старой закалки», были и либералы-западники, и просвещенные интеллигенты – знатоки и любители русской культуры, и убежденные, почти «профессиональные», монархисты, и актеры, и просто самые обычные люди – каждый в чем-то замечателен, и никто никого не подавлял.

Да, в Церкви рядом всегда будут разные люди – но а как же иначе? Церковь действительно объединяет очень разных людей с разными мнениями. Разве чтобы не отвергнуть офисных работников или работников «индустрии гламура» (об этих категориях пишет о.Дмитрий), Церкви надо как-то подделываться под офис и гламур? По-моему, достаточно любить человека…

О каком-либо навязывании или хотя бы влиянии можно говорить в достаточно сплоченных общинах, когда людей объединяет нечто и помимо богослужения. И если приходит человек из иной среды, в такую общину ему войти бывает непросто – но такие общины в нашей церковной практике встречаются весьма редко и они как раз обычно внимательнее к новым людям, что упрощает задачу вхождения «новичка».

Так что главные опасения о.Дмитрия в статье о культурном подавлении кажутся в большинстве своем несколько надуманными.

О Церкви и частной жизни

Защищаться здесь скорее приходится не от навязывания субкультуры, но от формализма духовной жизни, который, увы, бывает в традиционных, «требных», приходах. Однако, и от этого выработано лекарство — в свое время и митр.Антоний Сурожский, и о.Петр (Мещеринов) писали о «частной жизни» христианина – т.е. о построении своего делания и круга общения, отвечающего потребностям и склонностям одного человека или группы людей в бОльшей мере. Принцип существования «частного лица» — искать в Церкви исключительно жизни во Христе.

Да, для прихода в целом это грустно — поскольку соборность и общность на приходском уровне получается некой теоретической категорией, но в жизни конкретного человека или группы людей это может быть вполне возможным, реалистичным и даже плодотворным.

Думаю, что фраза о.Дмитрия «Наша Церковь сегодня – это Церковь обывательницы возраста старше среднего» верна лишь отчасти – потому что все же основную роль в приходе играет священник. И от того, что для него главное, а что второстепенное, зависит и устроение приходской жизни. Собственно, в конце статьи и о.Дмитрий с этим косвенно соглашается, когда говорит о случаях исправления ситуации (прекращения торговли во время Богослужения, устроение доброжелательной обстановки и т.д.)

Да, «базовая аудитория» провинциального прихода – по бОльшей части это женщины около 50 (а это значит, что 20 лет назад при объявлении «церковной свободы» им было всего лишь 30). Однако, эта ситуация сегодня все сильнее меняется. В больших городах в храмах становится все больше мужчин. Там, где священники работают с молодежью – они получают и молодежную паству.

Наш народ отзывчив на слово веры, сказанное с любовью – и это говорит о жизнеспособности народа, несмотря на все «чистки» и испытания. Однако, как пишет о.Дмитрий : «Правят бал люди возраста старше среднего». Но ведь это закономерно — потому что молодые в подавляющем большинстве не укоренены в Православии, являются новоначальными (как и часть людей в годах, пришедших в «единодесятый» час). Ситуация отчасти изменится, только когда у нынешних молодых вырастут свои дети – вот они уже, Бог даст, будут укоренены в Св.Предании, органично вырастут в Церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: