Размышляя о теле христовом…

Не судите

Так же написано – не судите. Грех не для того вам показан, чтобы вы вердикт вынесли, или религиозная наклейка появилась – я тебя обличаю с любовью. Это не по Писанию. Вам нигде не дано право судить ПРЕЖДЕ ВРЕМЕНИ. Всему своё время. Но сейчас время благодати, время спасения. НЫНЕ. Видишь грех – молись за ближнего. Это связь Христова. Осуждение – дело дьявола, клеветника.

Любое действие должно сопровождаться любовью. Любое. Молитва,
жертва, даже обличение – все у вас да будет с любовью.

У всех есть грехи и ошибки. И когда ты видишь это у брата – это возможность соединиться связью Христа. Какой? Видишь брата согрешающего, молись – так говорит Слово – это связь. Потому что Слово — это Христос. Я это Слово применяю к себе (не сужу) и к брату (молюсь о его покаянии). То есть устанавливаю связь по Слову. Связь Христову.

Что происходит, когда я сужу брата? Я разрываю связь. Что
происходит, когда брат становится противником – сеть дьявола. Тоже, своего рода
связь. Рыбы в сетке очень даже связаны.

Член Церкви. Член Тела Христова.

Есть в сегодняшних собраниях такое определение – членство в
церкви. В члены принимают на основании каких-то правил, когда человек выполняет
какие-то условия. Но если он не готов принять правила той деноминации, в какую
попал – его НЕ ПРИНИМАЮТ в члены церкви.

Как мы уже говорили – произошла подмена понятий, и те
библейские истины, которые мы должны были сохранить чисто, сегодня используются
совершенно без библейского смысла.

Что значит часть тела на основании Слова Божьего? Это значит,
СОЕДИНЕНА с другим посредством связей Христовых. Если НЕ соединена – это уже не
часть тела. Это часть плоти. Если отрезать палец – он будет похож на часть
тела, но отрезанный не соединен с другими 
частями тела. Через него не бежит кровь, и он не может ничего сделать
для других. Хотя очень похож.

Волк и лев: святой царь Вахтанг

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Причастие

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1-е Коринфянам 11:23-26)

  • Участвуя в Причащении, мы подтверждаем, свою духовную причастность к Христу (единство с Ним) и Его Церкви.
  • Начни участвовать в каждом причащении Церкви. (Иоанна 6:56-57)
  • Готов ли ты быть на каждом собрании?
  • Готов ли ты активно участвовать в жизни церкви?

Предназначение Церкви

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Ефесянам 2:13-22)

Христианская Церковь объединяет всех учеников в один народ (семью).

Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. (1-е Коринфянам 12:14—27)

  • Ученики Иисуса нуждаются друг в друге.
  • В Теле нет «ненужных» частей. Для каждого Ученика Бог приготовил служение в соответствии с его дарами. Наша задача — понять и найти свое место и служение в Церкви Христовой.

будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга , и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. (Евреям 10:23—25)

Христианская Церковь помогает ученикам завершить спасение.

  • Не пропускай встреч в церкви.
  • Взаимоотношения помогают нам держаться принятых решений (ст.23).
  • Забота друг о друге, побуждение друг друга к любви и добрым
    деяниям и поддержка, которые помогут нам остаться верными — вот еще одна цель взаимоотношений в церкви.
  • Необходимо участие каждого на всех встречах в Церкви: воскресные службы, собрания среди недели, беседы по Библии и т.д. (Евреям 3:12-14)
К прочтению  Помощь бездомным

Столп Животворящий

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Святая Сидония и Хитон Спасителя

Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

Как появилась Христианская Церковь

и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матфея 16:18)

Иисус пророчествовал о начале Церкви.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Все же верующие были вместе и имели все общее.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деяния 2:38-47)

Церковь Христова появилась в День Пятидесятницы с проповеди Петра и крещения 3000 учеников в Иерусалиме.

Мера веры

…при действии в свою меру каждого члена…

Понимаете, разговор идет НЕ О ВАШИХ СИЛАХ. Ваша мера – это ваша мера веры, ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта, а то, что живете ныне – живете верою в Сына. Вы не сможете полюбить своей силой того, кто вас предал или обидел. Вы будете наоборот, стараться избегать всяких контактов. Связи в Теле возможны только силой Бога.

Видите ли, каждый человек знает, на что способен. Никто не
пойдет в магазин за шубой стоимостью 5000 долларов, имея зарплату в 300. Мы знаем,
КУДА можно ходить за покупками, а куда на экскурсию. Это наша мера.

В духовном плане все несколько иначе. Вера – это уверенность
в невидимом. Вы должны действовать не СВОИМИ силами. Не тем, что имеешь, а что
ПОЛУЧИЛ

Очень важное указание — …при действии… Не просто желание
действовать (как в одной песне поется – служить желал бы я – не знаю как начать).
Именно ДЕЙСТВИЕ от нас ожидает Господь. Потому что Он нас создал и поставил,
чтобы мы ШЛИ И ПРИНОСИЛИ ПЛОД

Когда получили и от кого?

Каждому из нас дано проявление Духа Святого. КАЖДОМУ!!! И я должен ЭТИМ служить ближним. Это и будут те самые связи Христовы. И это приведет к росту Церкви. Это то самое действие благодати, строительство благодати Божией Его инструментами. Это и есть работа Божия, дело Божье. Это и есть Тело Христа

Юрий Рубан

Преподаватель Минской духовной академии, кандидат исторических наук, кандидат богословия

Почему формой теснейшего единения со своими последователями Христос избрал трапезу, совместное вкушение пищи? (Ведь Литургия – это совместная трапеза, только предельно упрощенная).

Это большая тема – богословие Евхаристии, по которой существуют прекрасные работы архим. Киприана (Керна), оо. Иоанна Мейендорфа, Ал. Шмемана и др

Сейчас же прошу отвлечься от нашего американизированного «способа приема пищи», часто в спешке, и обратить внимание на следующий факт

Христианство появляется на Востоке, поэтому нам важно учитывать восточный взгляд на трапезу: любая трапеза, тем более, совместная, – священна. Христос – как глава общины – на каждой совместной трапезе благословлял хлеб и вино (как любой глава семьи)

То же происходит и на Тайной Вечере, но теперь Христос разламывает хлеб – и называет его своим Телом, а вино в чаше – своей Кровью. При этом сам вкушает от этого евхаристического хлеба (это ведь не отдельный от Него кусок плоти!). А когда человек ест, то, образно говоря, он превращает этот хлеб в свое тело. Когда люди на евхаристическом собрании вместе едят и пьют, то становятся родственниками по плоти и крови.
Поэтому ап. Павел называет Церковь (в греч. Тексте – Экклеси́а, что значит «Собрание»!) «Телом» Христа (см. Ефес. 1:23 и параллельные места, а тж. по текстам других его Посланий). Важно, что здесь употребляется греческий термин «со́ма» – живой организм (цельная человеческая личность), а не саркс или креа́с (отдельные куски мяса расчлененного, мертвого тела)

Христос – как глава общины – на каждой совместной трапезе благословлял хлеб и вино (как любой глава семьи). То же происходит и на Тайной Вечере, но теперь Христос разламывает хлеб – и называет его своим Телом, а вино в чаше – своей Кровью. При этом сам вкушает от этого евхаристического хлеба (это ведь не отдельный от Него кусок плоти!). А когда человек ест, то, образно говоря, он превращает этот хлеб в свое тело. Когда люди на евхаристическом собрании вместе едят и пьют, то становятся родственниками по плоти и крови.
Поэтому ап. Павел называет Церковь (в греч. Тексте – Экклеси́а, что значит «Собрание»!) «Телом» Христа (см. Ефес. 1:23 и параллельные места, а тж. по текстам других его Посланий)

Важно, что здесь употребляется греческий термин «со́ма» – живой организм (цельная человеческая личность), а не саркс или креа́с (отдельные куски мяса расчлененного, мертвого тела)

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Господней? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (метэ́хомэн)» (1Кор. 10:16-17). В последнем случае употребляется слово метэ́хомэн; это форма глагола метэ́хо – иметь долю, принимать участие, участвовать, быть причастным

Мы часто акцентируем материальную форму таинства – «вкушение»; здесь же Павел обращает внимание на то, ради чего это делается, что за этим с нами происходит

Из рукописи «История Божественной Литургии», СПб, 2005

Определение по существу

— Отец Михаил, есть ли у Церкви исчерпывающее определение самой себя?

— Начнем с того, что никакое определение не является на 100 процентов исчерпывающим, потому что сам человеческий язык уже ограничен. И святые отцы, и близкие к нам по времени богословы различно описывали Церковь. Широко известно именование ее Телом Христовым, которое дает апостол Павел (Кол. 1, 24)

В XX веке церковные богословы особенное внимание уделяют екклезиологии. В это время и формируется устойчивое понимание: Церковь есть троицеподобный соборно-ипостасный об-­
раз бытия тварной природы — обоженной природы человека

Мы знаем, что человек замыслен и создан Богом по Его образу и подобию. Но поскольку Бог не просто сущность, но — Святая Троица, собрание Божественных Ипостасей, триипостасный образ бытия, постольку и человек замыслен Богом как образ бытия многоипостасный, соборно-ипостасный. Этот замысел Божий реализуется в истории взаимоотношений Бога и человека.

— Но ведь Церковь составляют не только люди, но и ангелы?

— Конечно. Но это ничего не меняет. Природа человека обнимает собой природы всего тварного бытия — видимого (окружающего нас мира) и невидимого (ангелов). По слову святых отцов, человек есть макрокосмос, а всё остальное, окружающее нас, — микрокосмос. Только человек содержит в себе всё творение. В каком-то смысле в орбиту церковного бытия в будущем веке призван войти даже весь космос, а не только святые люди и ангелы.

— Можно ли считать, что мы с вами всё-таки дали определение Церкви?

— Скорее, некое описание. В классическом понимании определения даются сущностям. Не конкретной мышке или березке, а тому, что такое мышка или березка в принципе. Но с Церковью мы попадаем в совершенно другую ситуацию. По сущности, то есть по природе, Церковь есть ничто иное, как обоженный человек. Иногда говорят о «богочеловеческой природе Церкви», но с догматичес­кой точки зрения это неверно, несмотря на то что такую формулировку можно найти у некоторых святых. Ведь сказать «богочеловеческая природа Христа» — тоже неверно. У Христа Спасителя богочеловеческая ипостась, но не природа; а природы две — божественная и человеческая. Так же и в Церкви: обоженная природа человека и соборно-ипостасный образ богочеловеческого бытия. Поэтому то, что мы говорим о Церкви, не есть определение в строгом смысле этого слова. Ведь мы не можем дать определение, например, Санкт-Петербургской православной духовной академии. Но можем дать некое описание, потому что она уникальна, единственна.

— Церковь — Тело Христово. Но ведь Тело Христово мы получаем в Евхаристии на Литургии. Как это объяснить?

— Богословие сложная вещь. И чем более глубокие вещи оно выражает, тем более объемным и более противоречивым на внешний взгляд языком оно это делает. Одними и теми же словами могут называть и одинаковые явления, и совсем разные, и существующие друг в друге, и сосуществующие. Например, преподобный Иустин Попович говорит, что Христос сам есть Церковь, при этом глава Церкви и одновременно тело Церкви. Вроде бы это три разные вещи: Церковь, тело Церкви, глава Церкви, — но нет. Так и словом «церковь» мы можем назвать Церковь вообще, поместную Церковь, общину, семью — домашнюю церковь, в некотором смысле даже отдельного человека. Всё это, как вместе, так и по отдельности, будет Церковью. То же и с телом Христовым. Это и тело Христа, закланное и воскресшее — то Тело, в которое прелагаются на Литургии Святые Дары. Но оно же — и мы, члены Церкви, подобные зернам, собранным со всех концов земли (см. знаменитый образ из Дидахи, 9:4), собирающиеся в единомыслии и любви, и затем, в том же самом таинстве Евхаристии, соединяемые и сопроникаемые со Христом, «прелагаемые» в Церковь.

Тело Христа

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. (Колоссянам 1:15—18)

Церковь — Тело Христа. Жизнь в Церкви — неотъемлемая часть христианства.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Римлянам 6:3-4)

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. (1-е Коринфянам 12:12-13)

  • Только истинные ученики Христа становятся частью Церкви.
  • Это происходит при крещении.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Почему вино — Кровь Христова, а хлеб — Его Тело

«Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь?

Кто дал тебе в пищу плоть, созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух её, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь.
Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, её молоком, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию И кровию, паче же Духом Его – Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, – и соделался наследником Царства Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь».

К прочтению  Помощь бездомным

Из книги «Моя жизнь во Христе»

Профессор Николай Дмитриевич Успенский

российский специалист в области церковной истории, исторической и систематической литургики

Господь мог употребить для установления таинства Евхаристии любую пищу, любой продукт питания, “ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою” (1Тим. 4:4-5). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение.

Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: “Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век” (Ин. 6, 32, 33, 35, 48, 51).

Виноградная лоза – символ избранного народа Божия (Ис. 5:1-6). “Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его” (Ис. 5:7). В Новом Завете Сам Господь – “истинная виноградная Лоза”, а Бог Отец – виноградарь, все же люди, кто пребывает со Христом, – ветви этой Лозы (Ин. 15:1-6). Чаша вина – прежде всего символ спасения.

Хлеб и вино, взятые вместе соответствует славянскому “плоть и кровь” и означает психофизическую природу человека…

Из статьи: «Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений«

Символ Грузии

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Вход на территорию собора

Стены собора

Стены вокруг собора

Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии

Купол собора

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Фреска «Страшный суд»

Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом

Купол собора

Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза

Придел св. Николая

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

Икона собора Двенадцати Апостолов

В соборе

В соборе

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрагменты креста: Рождество Христово

Фрагменты креста: Сретение Господне

Крещение Господне

Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы

Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил

Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина

Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан

Алтарный крест

Потолок собора

Фреска «Спас Вседержитель»

В углу храма проходит исповедь

Часовня Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена

Фреска: Спас Благое Молчание

Фреска: Исцеление расслабленного

Фреска: Спас Вседержитель

Фрески

Троица. Современная икона

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

В соборе

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Окно часовни Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Колодец

Современная икона прп. Марии Египетской

Современная икона св. Иоанна Предтечи

Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею

Могила царя Ираклия I

Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы

Патриаршее место

Жены-мироносицы (фреска)

Христос и самарянка

Исцеление слепого (фреска)

Фреска «Отечество»

Фреска Собор Двенадцати Апостолов

Фреска Троица

Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец

Икона «Слава Грузии»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака

Пророк Илия

Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть

Фрагменты центрального иконостаса

Фрагменты центрального иконостаса

Спаситель. Икона из центрального иконостаса

Фрагменты Царских врат центрального иконостаса

Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Колокольня собора

Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу

Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

Собор Светицховели

Купол собора

Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: