Церковь: невеста и тело Христова

Не судите

Так же написано – не судите. Грех не для того вам показан, чтобы вы вердикт вынесли, или религиозная наклейка появилась – я тебя обличаю с любовью. Это не по Писанию. Вам нигде не дано право судить ПРЕЖДЕ ВРЕМЕНИ. Всему своё время. Но сейчас время благодати, время спасения. НЫНЕ. Видишь грех – молись за ближнего. Это связь Христова. Осуждение – дело дьявола, клеветника.

Любое действие должно сопровождаться любовью. Любое. Молитва,
жертва, даже обличение – все у вас да будет с любовью.

У всех есть грехи и ошибки. И когда ты видишь это у брата – это возможность соединиться связью Христа. Какой? Видишь брата согрешающего, молись – так говорит Слово – это связь. Потому что Слово — это Христос. Я это Слово применяю к себе (не сужу) и к брату (молюсь о его покаянии). То есть устанавливаю связь по Слову. Связь Христову.

Что происходит, когда я сужу брата? Я разрываю связь. Что
происходит, когда брат становится противником – сеть дьявола. Тоже, своего рода
связь. Рыбы в сетке очень даже связаны.

Член Церкви. Член Тела Христова.

Есть в сегодняшних собраниях такое определение – членство в
церкви. В члены принимают на основании каких-то правил, когда человек выполняет
какие-то условия. Но если он не готов принять правила той деноминации, в какую
попал – его НЕ ПРИНИМАЮТ в члены церкви.

Как мы уже говорили – произошла подмена понятий, и те
библейские истины, которые мы должны были сохранить чисто, сегодня используются
совершенно без библейского смысла.

Что значит часть тела на основании Слова Божьего? Это значит,
СОЕДИНЕНА с другим посредством связей Христовых. Если НЕ соединена – это уже не
часть тела. Это часть плоти. Если отрезать палец – он будет похож на часть
тела, но отрезанный не соединен с другими 
частями тела. Через него не бежит кровь, и он не может ничего сделать
для других. Хотя очень похож.

Волк и лев: святой царь Вахтанг

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Причастие

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1-е Коринфянам 11:23-26)

  • Участвуя в Причащении, мы подтверждаем, свою духовную причастность к Христу (единство с Ним) и Его Церкви.
  • Начни участвовать в каждом причащении Церкви. (Иоанна 6:56-57)
  • Готов ли ты быть на каждом собрании?
  • Готов ли ты активно участвовать в жизни церкви?

Предназначение Церкви

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Ефесянам 2:13-22)

Христианская Церковь объединяет всех учеников в один народ (семью).

Церковь: невеста и тело Христова

Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. (1-е Коринфянам 12:14—27)

  • Ученики Иисуса нуждаются друг в друге.
  • В Теле нет «ненужных» частей. Для каждого Ученика Бог приготовил служение в соответствии с его дарами. Наша задача — понять и найти свое место и служение в Церкви Христовой.

будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга , и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. (Евреям 10:23—25)

К прочтению  Церковь как игра

Христианская Церковь помогает ученикам завершить спасение.

  • Не пропускай встреч в церкви.
  • Взаимоотношения помогают нам держаться принятых решений (ст.23).
  • Забота друг о друге, побуждение друг друга к любви и добрым
    деяниям и поддержка, которые помогут нам остаться верными — вот еще одна цель взаимоотношений в церкви.
  • Необходимо участие каждого на всех встречах в Церкви: воскресные службы, собрания среди недели, беседы по Библии и т.д. (Евреям 3:12-14)

Столп Животворящий

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Святая Сидония и Хитон Спасителя

Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Церковь: невеста и тело Христова

Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

Как появилась Христианская Церковь

и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матфея 16:18)

Иисус пророчествовал о начале Церкви.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Все же верующие были вместе и имели все общее.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деяния 2:38-47)

Церковь Христова появилась в День Пятидесятницы с проповеди Петра и крещения 3000 учеников в Иерусалиме.

Мера веры

…при действии в свою меру каждого члена…

Понимаете, разговор идет НЕ О ВАШИХ СИЛАХ. Ваша мера – это ваша мера веры, ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта, а то, что живете ныне – живете верою в Сына. Вы не сможете полюбить своей силой того, кто вас предал или обидел. Вы будете наоборот, стараться избегать всяких контактов. Связи в Теле возможны только силой Бога.

Видите ли, каждый человек знает, на что способен. Никто не
пойдет в магазин за шубой стоимостью 5000 долларов, имея зарплату в 300. Мы знаем,
КУДА можно ходить за покупками, а куда на экскурсию. Это наша мера.

В духовном плане все несколько иначе. Вера – это уверенность
в невидимом. Вы должны действовать не СВОИМИ силами. Не тем, что имеешь, а что
ПОЛУЧИЛ

Очень важное указание — …при действии… Не просто желание
действовать (как в одной песне поется – служить желал бы я – не знаю как начать).
Именно ДЕЙСТВИЕ от нас ожидает Господь. Потому что Он нас создал и поставил,
чтобы мы ШЛИ И ПРИНОСИЛИ ПЛОД

Церковь: невеста и тело Христова

Когда получили и от кого?

Каждому из нас дано проявление Духа Святого. КАЖДОМУ!!! И я должен ЭТИМ служить ближним. Это и будут те самые связи Христовы. И это приведет к росту Церкви. Это то самое действие благодати, строительство благодати Божией Его инструментами. Это и есть работа Божия, дело Божье. Это и есть Тело Христа

Юрий Рубан

Преподаватель Минской духовной академии, кандидат исторических наук, кандидат богословия

Почему формой теснейшего единения со своими последователями Христос избрал трапезу, совместное вкушение пищи? (Ведь Литургия – это совместная трапеза, только предельно упрощенная).

Это большая тема – богословие Евхаристии, по которой существуют прекрасные работы архим. Киприана (Керна), оо. Иоанна Мейендорфа, Ал. Шмемана и др

Сейчас же прошу отвлечься от нашего американизированного «способа приема пищи», часто в спешке, и обратить внимание на следующий факт

Христианство появляется на Востоке, поэтому нам важно учитывать восточный взгляд на трапезу: любая трапеза, тем более, совместная, – священна. Христос – как глава общины – на каждой совместной трапезе благословлял хлеб и вино (как любой глава семьи)

То же происходит и на Тайной Вечере, но теперь Христос разламывает хлеб – и называет его своим Телом, а вино в чаше – своей Кровью. При этом сам вкушает от этого евхаристического хлеба (это ведь не отдельный от Него кусок плоти!). А когда человек ест, то, образно говоря, он превращает этот хлеб в свое тело. Когда люди на евхаристическом собрании вместе едят и пьют, то становятся родственниками по плоти и крови.
Поэтому ап. Павел называет Церковь (в греч. Тексте – Экклеси́а, что значит «Собрание»!) «Телом» Христа (см. Ефес. 1:23 и параллельные места, а тж. по текстам других его Посланий). Важно, что здесь употребляется греческий термин «со́ма» – живой организм (цельная человеческая личность), а не саркс или креа́с (отдельные куски мяса расчлененного, мертвого тела)

Христос – как глава общины – на каждой совместной трапезе благословлял хлеб и вино (как любой глава семьи). То же происходит и на Тайной Вечере, но теперь Христос разламывает хлеб – и называет его своим Телом, а вино в чаше – своей Кровью. При этом сам вкушает от этого евхаристического хлеба (это ведь не отдельный от Него кусок плоти!). А когда человек ест, то, образно говоря, он превращает этот хлеб в свое тело. Когда люди на евхаристическом собрании вместе едят и пьют, то становятся родственниками по плоти и крови.
Поэтому ап. Павел называет Церковь (в греч. Тексте – Экклеси́а, что значит «Собрание»!) «Телом» Христа (см. Ефес. 1:23 и параллельные места, а тж. по текстам других его Посланий)

Важно, что здесь употребляется греческий термин «со́ма» – живой организм (цельная человеческая личность), а не саркс или креа́с (отдельные куски мяса расчлененного, мертвого тела)

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Господней? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (метэ́хомэн)» (1Кор. 10:16-17). В последнем случае употребляется слово метэ́хомэн; это форма глагола метэ́хо – иметь долю, принимать участие, участвовать, быть причастным

Мы часто акцентируем материальную форму таинства – «вкушение»; здесь же Павел обращает внимание на то, ради чего это делается, что за этим с нами происходит

Из рукописи «История Божественной Литургии», СПб, 2005

Определение по существу

— Отец Михаил, есть ли у Церкви исчерпывающее определение самой себя?

— Начнем с того, что никакое определение не является на 100 процентов исчерпывающим, потому что сам человеческий язык уже ограничен. И святые отцы, и близкие к нам по времени богословы различно описывали Церковь. Широко известно именование ее Телом Христовым, которое дает апостол Павел (Кол. 1, 24)

В XX веке церковные богословы особенное внимание уделяют екклезиологии. В это время и формируется устойчивое понимание: Церковь есть троицеподобный соборно-ипостасный об-­
раз бытия тварной природы — обоженной природы человека

Мы знаем, что человек замыслен и создан Богом по Его образу и подобию. Но поскольку Бог не просто сущность, но — Святая Троица, собрание Божественных Ипостасей, триипостасный образ бытия, постольку и человек замыслен Богом как образ бытия многоипостасный, соборно-ипостасный. Этот замысел Божий реализуется в истории взаимоотношений Бога и человека.

— Но ведь Церковь составляют не только люди, но и ангелы?

— Конечно. Но это ничего не меняет. Природа человека обнимает собой природы всего тварного бытия — видимого (окружающего нас мира) и невидимого (ангелов). По слову святых отцов, человек есть макрокосмос, а всё остальное, окружающее нас, — микрокосмос. Только человек содержит в себе всё творение. В каком-то смысле в орбиту церковного бытия в будущем веке призван войти даже весь космос, а не только святые люди и ангелы.

— Можно ли считать, что мы с вами всё-таки дали определение Церкви?

— Скорее, некое описание. В классическом понимании определения даются сущностям. Не конкретной мышке или березке, а тому, что такое мышка или березка в принципе. Но с Церковью мы попадаем в совершенно другую ситуацию. По сущности, то есть по природе, Церковь есть ничто иное, как обоженный человек. Иногда говорят о «богочеловеческой природе Церкви», но с догматичес­кой точки зрения это неверно, несмотря на то что такую формулировку можно найти у некоторых святых. Ведь сказать «богочеловеческая природа Христа» — тоже неверно. У Христа Спасителя богочеловеческая ипостась, но не природа; а природы две — божественная и человеческая. Так же и в Церкви: обоженная природа человека и соборно-ипостасный образ богочеловеческого бытия. Поэтому то, что мы говорим о Церкви, не есть определение в строгом смысле этого слова. Ведь мы не можем дать определение, например, Санкт-Петербургской православной духовной академии. Но можем дать некое описание, потому что она уникальна, единственна.

— Церковь — Тело Христово. Но ведь Тело Христово мы получаем в Евхаристии на Литургии. Как это объяснить?

— Богословие сложная вещь. И чем более глубокие вещи оно выражает, тем более объемным и более противоречивым на внешний взгляд языком оно это делает. Одними и теми же словами могут называть и одинаковые явления, и совсем разные, и существующие друг в друге, и сосуществующие. Например, преподобный Иустин Попович говорит, что Христос сам есть Церковь, при этом глава Церкви и одновременно тело Церкви. Вроде бы это три разные вещи: Церковь, тело Церкви, глава Церкви, — но нет. Так и словом «церковь» мы можем назвать Церковь вообще, поместную Церковь, общину, семью — домашнюю церковь, в некотором смысле даже отдельного человека. Всё это, как вместе, так и по отдельности, будет Церковью. То же и с телом Христовым. Это и тело Христа, закланное и воскресшее — то Тело, в которое прелагаются на Литургии Святые Дары. Но оно же — и мы, члены Церкви, подобные зернам, собранным со всех концов земли (см. знаменитый образ из Дидахи, 9:4), собирающиеся в единомыслии и любви, и затем, в том же самом таинстве Евхаристии, соединяемые и сопроникаемые со Христом, «прелагаемые» в Церковь.

Тело Христа

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. (Колоссянам 1:15—18)

Церковь — Тело Христа. Жизнь в Церкви — неотъемлемая часть христианства.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Римлянам 6:3-4)

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. (1-е Коринфянам 12:12-13)

  • Только истинные ученики Христа становятся частью Церкви.
  • Это происходит при крещении.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Почему вино — Кровь Христова, а хлеб — Его Тело

«Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь?

Кто дал тебе в пищу плоть, созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух её, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь.
Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, её молоком, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию И кровию, паче же Духом Его – Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, – и соделался наследником Царства Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь».

К прочтению  Церковь как игра

Из книги «Моя жизнь во Христе»

Профессор Николай Дмитриевич Успенский

российский специалист в области церковной истории, исторической и систематической литургики

Церковь: невеста и тело ХристоваГосподь мог употребить для установления таинства Евхаристии любую пищу, любой продукт питания, “ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою” (1Тим. 4:4-5). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение.

Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: “Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век” (Ин. 6, 32, 33, 35, 48, 51).

Виноградная лоза – символ избранного народа Божия (Ис. 5:1-6). “Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его” (Ис. 5:7). В Новом Завете Сам Господь – “истинная виноградная Лоза”, а Бог Отец – виноградарь, все же люди, кто пребывает со Христом, – ветви этой Лозы (Ин. 15:1-6). Чаша вина – прежде всего символ спасения.

Хлеб и вино, взятые вместе соответствует славянскому “плоть и кровь” и означает психофизическую природу человека…

Из статьи: «Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений«

Символ Грузии

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Церковь: невеста и тело Христова

Вход на территорию собора

Церковь: невеста и тело Христова

Стены собора

Церковь: невеста и тело Христова

Стены вокруг собора

Церковь: невеста и тело Христова

Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии

Церковь: невеста и тело Христова

Купол собора

Церковь: невеста и тело Христова

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Церковь: невеста и тело Христова

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска «Страшный суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом

Церковь: невеста и тело Христова

Купол собора

Церковь: невеста и тело Христова

Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза

Церковь: невеста и тело Христова

Придел св. Николая

Церковь: невеста и тело Христова

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Церковь: невеста и тело Христова

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Церковь: невеста и тело Христова

Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

Церковь: невеста и тело Христова

Икона собора Двенадцати Апостолов

Церковь: невеста и тело Христова

В соборе

Церковь: невеста и тело Христова

В соборе

Церковь: невеста и тело Христова

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты креста: Рождество Христово

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты креста: Сретение Господне

Церковь: невеста и тело Христова

Крещение Господне

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан

Церковь: невеста и тело Христова

Алтарный крест

Церковь: невеста и тело Христова

Потолок собора

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска «Спас Вседержитель»

Церковь: невеста и тело Христова

В углу храма проходит исповедь

Церковь: невеста и тело Христова

Часовня Гроба Господня

Церковь: невеста и тело Христова

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска: Спас Благое Молчание

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска: Исцеление расслабленного

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска: Спас Вседержитель

Церковь: невеста и тело Христова

Фрески

Церковь: невеста и тело Христова

Троица. Современная икона

Церковь: невеста и тело Христова

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Церковь: невеста и тело Христова

В соборе

Церковь: невеста и тело Христова

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Церковь: невеста и тело Христова

Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)

Церковь: невеста и тело Христова

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Церковь: невеста и тело Христова

Окно часовни Гроба Господня

Церковь: невеста и тело Христова

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Церковь: невеста и тело Христова

Колодец

Церковь: невеста и тело Христова

Современная икона прп. Марии Египетской

Церковь: невеста и тело Христова

Современная икона св. Иоанна Предтечи

Церковь: невеста и тело Христова

Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею

Церковь: невеста и тело Христова

Могила царя Ираклия I

Церковь: невеста и тело Христова

Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы

Церковь: невеста и тело Христова

Патриаршее место

Церковь: невеста и тело Христова

Жены-мироносицы (фреска)

Церковь: невеста и тело Христова

Христос и самарянка

Церковь: невеста и тело Христова

Исцеление слепого (фреска)

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска «Отечество»

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска Собор Двенадцати Апостолов

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска Троица

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец

Церковь: невеста и тело Христова

Икона «Слава Грузии»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака

Церковь: невеста и тело Христова

Пророк Илия

Церковь: невеста и тело Христова

Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты центрального иконостаса

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты центрального иконостаса

Церковь: невеста и тело Христова

Спаситель. Икона из центрального иконостаса

Церковь: невеста и тело Христова

Фрагменты Царских врат центрального иконостаса

Церковь: невеста и тело Христова

Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Прихрамовая территория

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Прихрамовая территория

Церковь: невеста и тело Христова

Прихрамовая территория

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Внешние украшения храма

Церковь: невеста и тело Христова

Колокольня собора

Церковь: невеста и тело Христова

Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу

Церковь: невеста и тело Христова

Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

Церковь: невеста и тело Христова

Собор Светицховели

Церковь: невеста и тело Христова

Купол собора

Церковь: невеста и тело Христова

Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: