Православная церковь в россии: слишком много или слишком мало? прот. всеволод чаплин vs дмитрий лурье (+ видео)

Христос как основа для единства

В Пятидесятницу Христос посылает Святой Дух, чтобы объединить всех не в ложном, мирском единстве, но в истинном. Нет единства без Христа. И путь к достижению единства во Христе — это никогда не принуждение кого-то к согласию с нами. Это скорее настолько глубокое соединение со Христом, что даже те, кто ненавидит нас, захотят присоединиться к нам.

Христос сказал нам, как вести себя по отношению к врагам — любить их. И Он не допускал никаких исключений из этого правила.

Святой Иустин Мученик так писал об этом:

«Остерегитесь, чтобы демоны, на которых я уже указывал, не обольстили вас и не отклонили даже принять и понять слова наши. Мы так же отстали от них, как скоро уверовали Слову, и теперь посредством Сына следуем Единому Богу нарожденному; мы прежде находили удовольствие в любодеянии, ныне любим одно целомудрие; прежде пользовались хитростями магии, а ныне предали себя благому и нарожденному Богу; прежде мы более всего заботились о снискании богатства и имения, ныне и то, что имеем, вносим в общество и делимся со всяким нуждающимся; прежде друг друга ненавидели и убивали, и не хотели пользоваться одним очагом с иноплеменниками, по разности обычаев, — ныне, по явлении Христовом, живем вместе: и молимся за врагов наших, и несправедливо ненавидящих нас стараемся убеждать, чтобы они, живя по славным Христовым правилам, верно надеялись получить с нами одни и те же блага от владычествующего над всеми Бога» (Первая апология, 14).

Я не очень хорошо разбираюсь в вопросе расового примирения, но мне кажется, что святой Иустин ясно показывает, что является ключом к любому примирению — уклонение от идолопоклонства демонам и их блуду, магизму, жадности, ненависти и трайбализму, но уподобление Христу в целомудрии, щедрости, братской любви и любви к врагам и тем, кто ненавидит нас.

Трайбализм — представление об особом, доминирующем значении своего племени, этноса, группы, его приоритетной роли в прошлом и настоящем, обычно сопровождаемое враждебностью по отношению к другим группам. 

Вот что мы все можем сделать, независимо от нашего наследия или доверия к рассмотрению конкретных проблем, стоящих перед нами. Хотя я действительно не обладаю достаточной квалификацией, чтобы говорить о смерти Джорджа Флойда и о том, что за ней последовало, и, возможно, многие из вас тоже не обладают.

Семена ненависти, убийств и насилия посеяны в почву, подготовленную распутством, магизмом (который заключается в том, чтобы контролировать других), жадностью и трайбализмом.

Если же вместо этого мы подготовим нашу почву молитвой, благочестием, щедростью, целомудрием, постом — проще говоря, любовью — тогда семена ненависти не смогут там прорасти. Вместо этого там будет расти Евангелие.

И вместо «цивилизации», раздираемой гордыней и дегуманизацией, мы получим Царство Божие, в котором все видят Христа друг в друге и в котором живем не мы, а Христос живет в нас. Я не могу этого сделать. Но Христос может. И Он это делает.

Простите меня за все мои неверно сказанные слова.

Перевод Марии Строгановой

Фото: John Minchillo / AP

Димон-охламон

— Как пришла идея написать книгу «Димон»?

— Сюжет сам по себе прост. Есть античная пьеса «Орфей и Эвридика», где главный герой Орфей за своей возлюбленной спускается в ад. Эту идею я и взял за основу книги «Димон».

Прообразом Димона является один мой прихожанин, который у меня алтарничал. По натуре он точно такой же, как герой в книге. Тоже рыжий, тоже компьютерный наркоман, тоже «охламон», но при этом очень хороший, душевный парень. Много лет его знаю. Вы себе представить не можете, сколько я с ним сражался.

В 14-15 лет у подростков начинается сложный период, с Димоном же была просто беда. К тому же он рос без папы, мама одна его воспитывала. Как и все рыжие, он очень энергичный – намучились же мы с ним. Забирали у него шнуры от компьютера, выкрадывали системный блок… Что только мы ни делали, чтобы изменить его отношение к компьютеру!

Это был период активных «боевых действий». Потом Димон потихонечку стал взрослеть. Наблюдая за ним, я заметил, что, несмотря на все его «охламонство», в глубине души он очень хороший, чистой души человек, способный на настоящую любовь и на подвиг. Если же человек, особенно мужчина, не способен на подвиг – отдать себя за того, кого ты любишь, — то это не мужчина и, в общем-то, не человек, по крайней мере, не христианин – сто процентов.

Молодые люди должны знать: мужчину от «немужчины» отличает способность пожертвовать собой ради того, кого ты любишь. А в этом Димоне я эту способность увидел и вижу: мы с ним периодически общаемся до сих пор. Ему, правда, будет уже 25 лет – в общем, теперь это достаточно большой «охламон».

— В общем, в своей книге Вы отвели ему роль Орфея?

— Да, «Димон» — это своего рода «ремейк» драмы «Орфей и Эвридика»: человек пошел в ад за своей возлюбленной. А дальше на этот сюжет наложились мытарства.

Когда я подошел к эпизоду, в котором описывается решимость главного героя спуститься за душой Маринки в ад через терминал, в этот самый момент мне в руки попала книга А.И. Осипова «Посмертная жизнь души». Случайного ничего нет. У Блеза Паскаля есть гениальная фраза: «Случай – это псевдоним, который избрал себе Господь Бог». Я еще даже не начал думать о том, как будет выглядеть «терминал», через который главный герой попадет на тот свет, когда, благодаря книге, вдруг понял, каким он должен быть.

Мы привыкли к описанию мытарств по блаженной Феодоре. Но образы мытарств, описанные Феодорой, — это всего лишь художественные образы, соответствующие уровню познания мира того времени, той культурной среде, где находилась блаженная. Чтобы передать свои ощущения, переживания того, как ей было страшно, она использовала понятные ей и её современникам образы. Эти образы мытарств по Феодоре архаичны, они соответствуют той эпохе, тому времени и даже быту, в котором люди жили.

Христос пришел и говорил понятиями, в которых жили окружавшие его люди: поле, виноград, пастырь и овцы. Сейчас удобно оперировать теми вещами (автомобилями, компьютерами), которые окружают нас в повседневной жизни, они нам привычны. А на основании связанных с ними ассоциаций проще объяснять сложные вещи духовного порядка.

Вот если бы сейчас Феодора описывала свои переживания, она бы сказала, что, к примеру, привели меня на первое мытарство, за компьютерным столиком сидит, скажем, бес и показывает на экране все мои грехи, которые в данном мытарстве истязуются. А Ангел-Хранитель берет, например, банковскую карточку, проводит по автомату… раз – с нее снялась сумма, достаточная для искупления данных грехов, и я прошла дальше!

Алексей Ильич Осипов принципиально другую модель нам предложил в своей книжке «Посмертная жизнь души», причем, не изобретенную им самим, а на основании Святых Отцов. Он всегда аргументирует свои мнения четкими выкладками из святоотеческих творений.

Там есть большая цитата святого Феофана Затворника, который говорит о мытарствах. Я дословно, конечно, воспроизвести не смогу, но смысл такой. Святитель говорит, что, вполне возможно, на мытарствах не будет происходить суд как таковой: есть грех – есть доброе дело, значит, есть, чем «заплатить»… Вполне возможно, что демоны будут представлять душе нечто соблазнительное, к чему она имела привязанность в земной жизни. Если это соблазнительное окажется настолько сильным, что душа подумает: «Вот он, мой рай», — и согласится там остаться, то бесы возьмут свою власть над этой душой и для нее начнутся мучения.

К прочтению  Танцы с костями

Я сейчас попытался по памяти передать смысл сказанного святителем Феофаном, а в книге Алексея Ильича можно прочитать эту цитату полностью. Оттолкнувшись от этой модели, я и построил тот художественный образ «терминала», который описан в «Димоне».

Миссия выполнима?

— Священник-миссионер Тигрий Хачатрян сказал, что он: «…обнаружил неотразимую силу воздействия книг протоиерея Александра Торика… Люди разной социальной принадлежности… неожиданно через мир художественной доброкачественной литературы мгновенно быстро и легко погрузились в мир православной духовности. Сочувствуя героям, разделяя взгляды автора, они получили первый опыт веры».

Считаете ли вы себя миссионером?

— На каждом христианине лежит апостолькая миссия проповеди Евангельской Заповеди Любви. Из Евангелия мы знаем, что 2000 лет назад богоносный еврейский народ раскололся на две части: одни пошли за Христом и стали Его учениками, а другие посчитали, что Он им не нужен, и распяли Его.

Эта свобода выбора – идти за Христом или против Него – до сегодняшнего дня не отнята ни у одного человека, в том числе и у тех людей, к которым Церковь ныне обращается через все средства и возможности, которые сейчас есть: радио, телевидение, газеты, журналы, проповеди священников.

Многие священники в настоящее время занимаются миссионерской деятельностью, кто как может: выступают на телевидении, проповедуют в клубах, залах, на предприятиях, кто-то книжки пишет или фильмы снимает, передачи телевизионные делает – у кого какие возможности, таланты, поддержка и так далее.

Однако со времён Святого равноапостольного князя Владимира в Русской Православной Церкви сложившейся организованной миссионерской школы нет. Тогда Русь христианской верой  просветили и крестили. А потом вся Россия стала православной и потребность в миссии отпала, кроме окраин Российской Империи.

Были отдельные миссионеры, которые ездили в другие страны: в Китай, в Корею, в Японию. Святитель Николай Японский, например, фактически Японскую Православную Церковь с нуля создал. Но это были единичные случаи, исключения. А на территории самой Российской империи в миссионерах и потребности-то не было.

— А святитель Стефан Пермский?..

— Он нёс миссионерское служение в тот период, когда многие не русские по происхождению народы, населявшие Россию, такими выдающимися личностями, как святитель Стефан, просвещались, крестились, после чего устанавливался некий баланс. Одни народы крестились, стали православными, другие предпочли ислам, буддизм или язычество. Однако святитель Стефан не оставил после себя такой школы миссионерства, как, например, у протестантов – с правильно выстроенной религиозной системой обучения, основанной на проповеди и миссии.

Собственно, такой системы у нас не было даже до революции. А после революции –  какая уж там миссия! Тогда если батюшка просто добросовестно молился у престола, его уже отстреливали в голову, чтобы он этого не делал. А вот попробуй там кто-то миссионерствовать…

Тот же самый покойный протоиерей Василий Владышевский, который стал прообразом отца Флавиана, в полной мере ощутил на себе давление безбожной власти Советов. Как я уже говорил, приход, где мы с ним познакомились, находится в селе Алексино. Это было, если не ошибаюсь, 15-е место его службы. Его гоняли по всей Московской области. Кто гонял? Естественно, не Епархиальное начальство, а уполномоченные по делам религии, КГБ-шники. За что? Потому, что он свое служение исполнял искренне, от всего сердца. Его на новое место назначат – через год вокруг него уже община молодежи: стоят на службах, слушают его проповеди, молятся, исповедуются, советуются. Его на другой конец Московской области посылают служить. Через год там опять община, да еще и со старых общин отовсюду приезжают к нему.

Сейчас власти за это пастырей не гоняют. Увы, в наше время сами священники отдают больше сил на строительство и украшательство церковных зданий, чем на пастырское попечение о душах прихожан. Здания видны каждому – души только Богу! Грустно это.

А теперь как только с развалинами более-менее разобрались, Святейший Патриарх Кирилл говорит, мол, давайте, отцы-братия, учитесь заниматься миссионерской деятельностью! Как этим заниматься? Церковь сейчас ищет методики, пути решения проблем миссионерского просвещения людей. Вот и мы, попы, пробуем, кто как может… Я,  например, книги пишу.

О.Александр Торик на телеканале «Союз»

О том, есть ли разница, на каком языке читать Евангелие и молиться

– Есть ли какие-то предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском — как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете?

– В силу того, что Священное Писание не является каким-то легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке — том, который человеку понятен.

Это же касается и Псалтири — если человек хочет внимательно читать псалмы, а не просто барабанить языком, произнося красивые церковнославянские фразы. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз — на русском языке. В идеале, чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, то сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме.

Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы — а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал — если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом?

Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.

А ссылки на то, что не всегда все понятно при чтении молитв, считаю совершенно несостоятельными и даже глупыми. Сейчас есть курсы, где люди за месяц-два изучают иностранный язык, поэтому, думаю, выучить 20-30 непонятных церковнославянских слов из молитвенных последований сможет любой человек.

С Богом нужно разговаривать, можно жаловаться и возмущаться

– Как вы относитесь к дискуссии о священническом выгорании? Оно вообще существует или нет? Готовите ли вы студентов к проблемам такого рода?

– Какое-то время я вообще полностью отрицал возможность выгорания священнослужителя, но, наблюдая за другими и даже за какими-то своими временными разочарованиями, сейчас я допускаю, что это существует в нашей среде.

Иногда, может быть, на человека наваливается столько проблем и тяжестей, что он не способен это выдержать. И не нужно его обвинять в каком-то маловерии, неверии. Может быть, отсутствие внимания и помощи со стороны тех, кто рядом, тоже здесь играет свою роль. Ведь не секрет, что отношения между священнослужителями, к сожалению, не являются добрыми, семейными и братскими. В лучшем случае они мало общаются друг с другом, особенно в городской среде, часто завидуют, даже строят козни, такое тоже бывает.

К прочтению  Современное церковное искусство храмоздательства и каноническая традиция

– Дружбы не хватает?

– Не хватает дружбы, взаимопомощи. Не хватает не только совместной молитвы по каким-то праздникам, но и просто приглашения друг к другу на приход, сослужения, общения семьями – всего этого очень мало в нашей церковной среде. От старшего чаще всего исходят какие-то требования, а не поддержка.

Наверное, не хватает терпения. Терпение побеждает, нужно просто выдержать, потом будет какое-то послабление, потом опять будет напряжение, но, конечно, тут многое зависит не только от самого человека, но и от благочинного, и от архиерея. Они тоже должны понимать, что если человеку необходим отдых, нужно дать ему отдохнуть. Просто сказать:

Человеку просто надо отдыхать, потому что когда человек без выходных работает, он просто уже как загнанная лошадь – вроде как-то еще движется, но уже ничего не везет. Нужны паузы, нужны перемены ситуации, перемены обстановки, перезагрузка.

– Как вы говорите со студентами про то, что такое воля Божия?

– Таких вопросов студенты мне не задают. Мне не хотелось бы постоянно ссылаться на волю Божию, потому что иногда под этой волей человек может навязывать свое мнение. И указывать на волю Божию в том, в чем есть какое-то пристрастие, нельзя. Воля Божия – это то, что происходит со мной сегодня. Все очень просто. То, что произошло со мной сегодня, что произошло сейчас, то, что мы общаемся – это воля Божия. Если бы не было Его воли, значит, этого бы не было. Я принимаю как данность, вот и всё, слава Богу за это.

Иногда, правда, не хочется благодарить, хочется в конфликт войти, претензию предъявить: «Господи, почему так?»

Нужно ли простить Бога? Звучит парадоксально, но часто мы на Него сильно обижены

– Что делать в этой ситуации?

– Предъявлять претензии. С Богом нужно разговаривать, как с живой Личностью, и быть искренним. Иногда даже жаловаться и возмущаться тоже можно, потому что Господь – как родитель, Он должен выслушать и тоже по-Своему поступить в этой ситуации.

Мне кажется, самое главное ощущение, что Бог – это живая Личность, и с Ним нужно разговаривать, как с другом своим. Мы с друзьями тоже иногда ссоримся. Это нехорошо, но эти ссоры тоже бывают искренними, иногда они потом переходят в еще более крепкую дружбу и еще больше закаляют людей, делают их более сплоченными и едиными. Так же и с Господом.

Фото: Анна Данилова, spbda.ru, mpda.ru

Протоиерей Александр Торик

 родился в Москве в 1958 г., рос в подмосковных Мытищах.

В 1965 с родителями переехал в Уфу, где закончил «восьмилетку» и Педагогическое училище по специальности – учитель рисования и черчения в средней школе. В 1977 г. Вернулся в Москву, где проучился два с половиной года в Школе-студии Мхат (ВУЗ) на постановочном факультете. В том же 1977 г. уверовал в Бога и начал посещать московский храм «Николы в Кузнецах». С 1982 г. начал ездить за духовным окормлением в Троице-Сергиеву Лавру.

В 1984 году начал нести послушание алтарника в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Алексино Рузского р-на, Московской области. С 1985 г. нёс в том же храме послушание регента церковного хора вплоть до октября 1989 г., когда был рукоположен в сан диакона и направлен на служение в Ново-Голутвинсий Свято- Троицкий женский монастырь. В 1990 г. переведён в Богоявленский собор г. Ногинска. В 1991 г. Посвящён в сан иерея и направлен на служение в должности настоятеля в храм преп. Сергия Радонежского в с. Новосергиево Ногинского р-на Московской области.

Надежда Пятидесятницы

Эта неделя стоит во времени между двумя празднованиями великого праздника Пятидесятницы — западными христианами в прошедшее воскресенье и православными христианами в грядущее воскресенье. В этот праздник мы, православные, будем петь эти два песнопения:

Тропарь: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов , ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак: Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и согласно славим Всесвятого Духа.

Ниспослание Святого Духа — это ниспослание огня тем, кто пребывает во Христе. Этот огонь — огонь мудрости, огонь понимания, огонь единства, поистине огонь согласия.

При Вавилонской башне человечество было разделено, последовав за ложными богами. Символически — из-за разных языков. Мы, племена земные, перестали думать и говорить понятно друг для друга, когда последовали за падшими ангелами, которые должны были помогать управлять нами от имени Бога и соединять нас с Ним и через Него друг с другом, а вместо этого нечестиво угнетали нас и через идолопоклонство делали нас подобными им.

Молиться даже за тех, кто нас ненавидит

Я не думаю, что достаточно компетентен, чтобы говорить о том, как добиться расового примирения, как решить политические проблемы нашего века, как заставить нашу сломанную систему и сломанных людей в ней служить любви, а не ненависти.

Учительница из Шарлотсвилля: Я буду честна с ребятами и покажу им свою уязвимость

Я не думаю, что обладаю достаточным кредитом доверия, чтобы быть услышанным, рассуждая об этих вопросах, и не задеть непреднамеренно чье-то чувство несправедливости, или чью-то ненависть, или чьи-то права — переживания, часто основанные на настоящих, глубоких ранах. Я не активист, не политик, не социальный работник. Нет.

Я чувствую себя беспомощным, когда наблюдаю происходящее, но знаю, что должен что-то сделать или сказать. Что я могу сделать лучше уже сделанного? Что я могу сказать такого, что не было уже сказано и что непреднамеренно не причинило бы кому-то боль? Я не знаю.

Я проповедник и священник.

Проповеднику поручено проповедовать Евангелие — говорить о Христе, о том, что Он совершил и чего Он ожидает от нас.

В данном случае Он ожидает от нас, чтобы мы ответили любовью на ненависть, миром на насилие, благословением на проклятие, мученичеством на преследование — потому что именно это Он и сделал.

Это значит, что мы будем помогать падшим, даже если это больно. И это значит, что мы не будем восставать в гневе и вредить другим, даже если у нас есть очень веская причина. А особенно тогда, когда у нас нет очень веской причины.

Перед священником стоят две задачи — приносить жертву и ходатайствовать перед Богом. У каждого из нас, христиан, есть свое священство и есть много способов, которыми мы приносим жертвы и ходатайствуем. Это значит, что мы должны служить Богу даже тогда, когда нам этого не хочется, и горячо молиться даже за тех, кто нас ненавидит или — Боже упаси! – кого мы сами ненавидим.

Я сам много раз нарушал это и срывался, но, как христианин, я не принимаю свое падение, а встаю и снова двигаюсь вперед.

Непридуманные истории

— Отец Александр, как вы стали писателем?

К прочтению  Православные вспоминают святителя стефана, епископа пермского

— В 1996 году, когда я был настоятелем двух храмов, много людей стало приходить в Церковь. Большинство из них практически ничего не знало о православии. Постоянно приходилось отвечать на одни и те же вопросы: что значит быть христианином, что такое «спасение» и от чего надо  спасаться, и вообще — что хорошего для себя я могу у вас получить?

Каждый раз я подолгу объяснял: в какого Бога мы веруем, что такое грех и для чего нужна церковная жизнь. Буквально с секундомером в руках я высчитал: для того, чтобы вновь пришедшему религиозно необразованному человеку дать базовые представления о Боге, о Церкви, о началах духовной жизни, требуется примерно три с половиной часа индивидуальной беседы. Возможно, у кого-то первичная катехизация занимает меньше времени, у меня же быстрей не получалось.

А поскольку священнику на каждого новообращённого три с половиной часа найти физически невозможно, пришла мысль написать брошюру об основах православного вероучения и церковной жизни. Тогда каждому желающему побеседовать о вере можно было бы давать эту книгу: «Прочитайте, а потом придете, и мы продолжим разговор уже на другом уровне».

Так появилась брошюра «Воцерковление». Издал я её за свои средства и начал раздавать. Со временем книга стала популярной, и сейчас ее и на английский, и даже на китайский язык уже перевели…

— Так вы подошли к литературному творчеству…

— В 2000-х годах по состоянию здоровья мне пришлось оставить регулярное приходское служение. Тогда появилась мысль самое интересное из двадцатилетнего опыта своей церковной жизни перенести на бумагу. Общаясь со многими людьми, за два десятилетия я узнал немало душеполезных непридуманных историй, свидетельств благодатной помощи Божией, которые показались мне заслуживающими того, чтобы поделиться ими с читателями.

Писать цикл небольших рассказиков по типу серии «Православные чудеса в 20 веке» не хотелось: эта форма на тот момент была уже достаточно избита. И я решил написать художественную повесть, которая была бы не только духовно полезной для читателей, но и интересной, ведь когда полезно, но неинтересно – мало кто читает.

Тогда и родились главные герои «Флавиана». История их взаимоотношений стала  как бы стержнем детской пирамидки, на который, как колечки, нанизывались разные маленькие истории. Сам этот стержень был, конечно, литературно сконструирован, но все эти маленькие истории, в той или иной степени художественно обработанные, на самом деле происходили в реальной жизни. Вплоть до истории про покойника, который пришел из морга к батюшке исповедоваться.

— Неужели и это не вымысел?

— Это абсолютно реальная история. Кстати, когда готовилось первое издание «Флавиана» в издательстве «Лепта», то  цензор Издательского Совета Московской Патриархии написал рецензию, что книга в целом неплохая, но эпизод с покойником, пришедшим исповедоваться, уж больно фантастичен – стоит ли вообще включать его в книгу?..

Однако это абсолютно реальный факт, только он случился не на сельском приходе, а в Николо-Угрешском  монастыре. Правда, сейчас точно не помню имя батюшки – свидетеля этой необычной исповеди.

В то время один мой прихожанин, сейчас он священник в Рязанской области, учился в Николо-Угрешской семинарии. Как-то он приехал ко мне и рассказал: «У нас на прошлой неделе был такой необычный случай – ночью в келью к монаху пришел умерший человек, сказав, что не прошел одно из мытарств, но по молитвам Божией Матери Господь дал ему время для исповеди, и попросил его поисповедовать…»

Кельи там были размещены в хрущевских пятиэтажках, построенных на территории закрытого в советское время монастыря. Там в то время и ворот-то не было, только пролом в стене – кто угодно мог зайти и постучать в келью к монаху. И вот постучал такой ночной гость…  Потом тот иеромонах пошел в морг посмотреть, правду ли сказал тот необычный исповедник, а он – на столе лежит… Дальше все в книжке описано.

В общем, практически все эти истории в книге «Флавиан» абсолютно реальные.

Спросите совета

Если вам нужно отвлечь собеседника, дайте ему возможность рассказать о том, в чём он (по его мнению) разбирается. Попросите совета и внимательно слушайте ответ.

Только ни в коем случае не задавайте вопросов, связанных с основной темой разговора. Если вы спросите, например, как найти супруга, в ответ на вопрос, почему вы не замужем, то рискуете каждую встречу отчитываться, как продвигаются поиски. Так что переключайте собеседника на максимально отвлечённую тему.

— Ты работу-то искать будешь нормальную или так и будешь фрилансить?

— Пока что я озабочена ремонтом. Кстати, вы недавно перекладывали пол в комнатах. Сейчас реально застелить пол доской или это стоит, как чугунный мост? А вы что выбрали? А почему?

Что могут сделать люди против безрассудной ненависти?

Какое-то время я размышлял о том, чтобы вернуться к близкому мне культурно-критическому виду анализа. Я мог бы отметить множество факторов, характеризующих эти события — жестокость полиции, системный, институциональный и личный расизм, мирные протесты, ожесточенные протесты, оппортунистические беспорядки и грабежи, кипящая ярость, политика, травля, расовое превосходство, социально-экономические условия, столетия разделения, милитаризация полиции и так далее.

Тот ужас, который творится сейчас на улицах, складывается из столь многих причин, что, кажется, ответственных за происходящее целая толпа. За последнюю неделю я видел столько обвинений в адрес разных людей, что у меня закружилась голова.

Но даже если мы скажем, что «все стороны виноваты», — это будет опять же мнение «стороны», которая скорее хочет что-то затемнить, чем высветить.

Здесь расставлено слишком много ловушек.

Я бы очень хотел дать вам всем тот ключ, который откроет дверь любви и наконец исцелит все эти зияющие, кровоточащие раны нашего общества, раны, о которых я много читаю и слышу, но с которыми практически не взаимодействую.

Я вижу, какие колоссальные усилия предпринимают люди, чтобы попытаться открыть врата любви, чтобы страдать друг за друга, жертвуя собой.

Но потом вдруг все охватывает пламень, потому что кто-то один послушал демона внутри себя и бросил коктейль Молотова.

И потом появится кто-то еще, чтобы свести все усилия на нет или оправдать восставшего. А потом еще один.

И я вспоминаю слова из кинофильма «Властелин колец»: «Что могут сделать люди против такой безрассудной ненависти?» Книжный вариант несколько конкретнее: «Какая башня сможет выдержать столько людей и такую безрассудную ненависть?»

И мы действительно видим безрассудную ненависть.

Категории

АллергологАнестезиолог-реаниматологВенерологГастроэнтерологГематологГенетикГинекологГомеопатДерматологДетский гинекологДетский неврологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДиетологИммунологИнфекционистКардиологКосметологЛогопедЛорМаммологМедицинский юристНаркологНевропатологНейрохирургНефрологНутрициологОнкологОнкоурологОртопед-травматологОфтальмологПедиатрПластический хирургПроктологПсихиатрПсихологПульмонологРевматологРентгенологСексолог-АндрологСтоматологТерапевтТрихологУрологФармацевтФитотерапевтФлебологХирургЭндокринолог

Лейте воду

Многословно отвечайте не на заданный вопрос, а на очень близкий к нему, сохраняя главный предмет разговора неизменным. Способ не даёт стопроцентной гарантии, так как собеседника может быть не так легко сбить с толку, но работает. По крайней мере, у политиков.

Если в голову ничего не приходит, начинайте отвечать на вопрос издалека. Пока подберётесь к сути, тема затухнет сама собой.

— Почему тебя до сих пор не повысили? Ты очень долго работаешь на этом месте.

— В детстве я всегда смотрел на взрослых, которые возвращались вечером с работы, и думал, что однажды и мне это предстоит. Тогда мне казалось, что это отлично, ведь на работе не надо спать и есть манную кашу. Какая роковая ошибка!..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: