Русская церковь не претендует на территорию нового донского кладбища — патриархия

Петр Чаадаев

На Старом Донском кладбище находится могила Петра Яковлевича Чаадаева, интереснейшего русского философа, который не был оценен современниками. Пушкин писал о нем:

Некоторые литературоведы считают, что Чаадаев был прототипом Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума». «Философские письма» Чаадаева вызвали недовольство властей, и его объявили безумным и выслали в имение под медицинский надзор. Там он написал «Апологии сумасшедшего».

Несколько поколений философов и публицистов развивали идеи из трудов Чаадаева. На его сохранившемся надгробии лаконичная надпись: «Кончил жизнь 1856 года 14 апреля».

Новое Донское кладбище

В христианской традиции умерших принято предавать земле. Но сразу после революции в 1918 г. специальным декретом Совнаркома была разрешена кремация покойников. Это было сделано в рамках борьбы с религией. Состоялась целая компания по пропаганде «огненного» захоронения. В ней принимали участие деятели науки и культуры.

Под первый крематорий решено было приспособить церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской Донского монастыря. Реконструкцией церкви занимался ученик Щусева архитектор Тимонькин. Оборудование для крематория было заказано в Германии у фирмы Topf.

В начале 1926 г. началось испытание оборудования. Первым кремированным был мытищинский рабочий Ф. Соловьев. Умирая, он очень просил это сделать. Поскольку официально крематорий еще не был открыт, родственники с большим трудом добились разрешения.

За время работы крематория там были сожжены десятки тысяч тел. Здесь кремировали и около 15 тыс. солдат, умерших в госпиталях во время Великой Отечественной войны. Они похоронены в братской могиле.

Во время репрессий сюда приходили грузовики с трупами казненных из Лефортова и Лубянки. На кладбище стоит обелиск памяти жертвам репрессий, а вокруг множество табличек с именами.

На новом Донском кладбище захоронен прах Мейерхольда, Михаила Кольцова, Тухачевского, Блюхера и многих других. Здесь же находятся могилы Ф. Раневской и А. Солженицына.

На Новом Донском мы видим всю историю ХХ века. Там покоятся первые политкаторжане и возвратившиеся из эмиграции советские диссиденты, зачинатели отечественного воздухоплавания и создатели космических ракет.

В 1973 г. кремации там прекратились, а траурный зал использовался только для прощания. Для кремации же использовался Никольский крематорий.

В 90-е годы прошлого века стала восстанавливаться церковь, а в 1998 г. уже было возобновлено богослужение.

Превратить храм в… крематорий

В 1918 году земли Донского монастыря были конфискованы. И если на старой территории монастырская жизнь продолжалась вплоть до середины 1920-х годов и некоторое время функционировал антирелигиозный музей, благодаря которому удалось в целом сохранить архитектурный ансамбль, на бывшем монастырском кладбище новая власть хозяйничала вовсю.

В середине 1920-х годов было решено переоборудовать Серафимовский храм в крематорий. В объявленном конкурсе приняло участие несколько проектов, однако лучшим был признан вариант перестройки, предложенный Дмитрием Петровичем Осиповым.

План храма и подземной усыпальницы. 1903 год

К прочтению  Самоотверженные девочки. школьниц, спасших поклонный крест, наградят представители епархии

Согласно этому плану, основной объём храмового здания оставался без изменений. Подлежала сносу колокольня, вместо которой возвели бетонный параллелепипед; наиболее сильной перестройке подверглась западная стена со входом.

Перегородки и склепы в нижнем храме также были разобраны. (Все имевшиеся к тому времени захоронения перенесли оттуда в некрополь Донского монастыря на старой территории). В восточной части нижнего храма установили печь, а весь верхний переоборудовали под ритуальный зал и колумбарии.

Строящийся крематорий. 1920-е годы

История

Когда возникли первые захоронения у Донского монастыря на кладбище, кто похоронен там?

Одними из первых здесь похоронили воинов Бориса Годунова, погибших в схватке с Казы-Гиреем в 1591 г. То время было очень неспокойным. В Угличе убили царевича Димитрия, на Москву, по слухам, надвигалось войско Казы-Гирея. Борис Годунов готовился к битве с ним и встал с армией недалеко от Калужской заставы, на самом уязвимом направлении. Казы-Гирей выслал вперед небольшой отряд конников, но русские их перебили. Крымский хан струсил и бежал, бросив своих на произвол судьбы.

Погибших русских воинов похоронили около небольшой походной церкви (шатра). На этом месте впоследствии был построен маленький одноглавый храм Донской иконы Божьей Матери, а 1698 году был возведен большой. Ограда вокруг него была выполнена в том же стиле. До сих пор в большом соборе сохранились ранние захоронения. Это могилы грузинских царевичей Давида, Матвея и Александра. (1711 г). С XVIII века на кладбище хоронили знать и аристократию.

У южной стены монастыря находится Новое Донское кладбище. Оно открылось в начале ХХ века и тоже стало престижным некрополем. В 1927 г. здесь был открыт первый крематорий с колумбарием. В 1934 г. на этой территории располагался музей архитектуры, где сохранялись фрагменты уничтожавшихся памятников. В стене монастыря до сих пор находятся элементы храма Христа Спасителя. Их собирались поместить в новый храм, но не сделали этого. Там же находятся наличники церкви Успения Божией матери на Покровке и Сухаревой башни.

В начале XX века

Решение об устройстве на землях Донского монастыря кладбища с храмом-усыпальницей было принято по указу Николая II. Одобренный в начале XX века проект предполагал строительство ограды вокруг новой территории монастыря, а также устройство здесь особого храма-усыпальницы.

Проект храма был разработан архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым и предполагал строительство двухуровневого здания. Под верхним храмом, имевшим центральный неф и два боковых притвора, и состоявшим из алтарной части, трапезной и колокольни, был ещё один – подземный, в котором располагались склепы-усыпальницы.

Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид

Верхний храм с самого начала работ предполагалось возвести в честь святого Серафима Саровского; это была первая церковь в Москве, посвящённая этому святому, канонизированному в 1903 году.

К прочтению  Икона феодора стратилата

Решение о посвящении нижнего храма пришло по ходу строительства. Когда в 1909 году произошло восстановление почитания Анны Кашинской, некогда деканонизированной в ходе полемики со старообрядцами, нижний храм-усыпальницу решено было посвятить ей.

Чертежи строящегося храма. 1903 год

Строительство храма велось долго. Известно, что первые материалы для него монастырь закупал ещё в 1903 году, однако потом дело затормозилось сначала болезнью архитектора, после – нехваткой средств. В итоге готовый, отделанный храм со всем внутренним убранством был освящён лишь 26 мая 1914 года.

Из внутреннего убранства того времени не сохранилось ничего, однако известно, что в нижнем храме были установлены три фарфоровых иконостаса, специально изготовленных товариществом М.С.Кузнецова, а иконы для них писались здесь же – в иконописной мастерской монастыря.

Эскиз внешнего облика строящегося храма. 1903 год

Общество… распространения кремации

Доставленное в СССР оборудование для «самого прогрессивного вида погребения» было немецким, его монтаж закончили в 1926 году, а в 1927 состоялись несколько «пробных пусков».

Торжественное открытие крематория произошло накануне десятой годовщины Октябрьской революции. (Сначала хотели официально открыть его именно 7 ноября 1927 года, но вовремя спохватились, решив, что общественное мнение может неправильно истолковать подобное мероприятие). Однако пользоваться «прогрессивным способом захоронения» москвичи упорно не спешили.

Фото 1930-х годов. На переднем плане нынешняя братская территория Донского монастыря. За горизонтальной стеной — новая территория Донского монастыря, переоборудованная в кладбище с крематорием.

Тогда в прессе началась активная пропаганда нового способа захоронения. Её инициаторами были «Союз воинствующих безбожников» и специально образованное «Общество распространения идеи кремации».

Статьи и фельетоны на своеобразную тему появлялись так часто, что упоминания о ней попали даже в «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и «Мастера и Маргариту» М.А.Булгакова.

Интерьер алтарной части в 1980 году

И всё же на полную мощность московский крематорий заработал лишь в 1930-е – с началом репрессий. В войну здесь же сжигали трупы умерших в госпиталях – из опасения эпидемии.

В итоге по современному Новому Донскому кладбищу можно изучать историю России XX века – мемориал погибшим в Великой Отечественной войне здесь соседствует с братскими могилами жертв репрессий, на которых уже в наши дни родственниками были установлены индивидуальные таблички.

Захоронение жертв политических репрессий 1937-1943 годы на Новом Донском кладбище. (Современные индивидуальные таблички поставлены родственниками погибших)

Крематорий на Новом Донском кладбище продолжал работать до 1972 года, дальше начались протесты москвичей, указывавших на то, что жилая застройка вплотную подошла к бывшей монастырской территории. Отдельные сожжения проводились здесь до 1982, а потом ещё несколько лет проходили церемонии прощания.

Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на Новом Донском кладбище. (На стенах — фамилии похороненных здесь бойцов, списки до сих пор уточняются и пополнются).

К прочтению  Храм во имя святых мучеников флора и лавра с. игумново

В 1992 изуродованный храм был возвращён возрождённому Донскому ставропигиальному мужскому монастырю.

Снова храм

В первые годы жизнь монастыря была настолько сложной, что ресурсов на поддержание сразу старой и новой территории не хватало. Поэтому первые работы по приспособлению Серафимовского храма для богослужебных нужд были проведены лишь в конце 1990-х.

Здание крематория (начало 1990-х годов)

Тогда в нижнем храме были демонтированы печи, разобран венчавший крышу бетонный параллелепипед и устроена небольшая колокольня в западной части здания. Западная стена перестроена с частичным восстановлением исторического облика.

Крестный ход вокруг здания (конец 1990-х годов)

В самом помещении храма убрали перенесённый сюда некогда из лютеранской церкви орган, установили иконостас и декоративную перегородку, отделяющую помещение храма от колумбариев, которые до сих пор сохраняются в пристройках советского времени.

Первые службы (конец 1990-х)

С начала 2000-х в храме проходят регулярные богослужения, и вот уже несколько лет – крещения и венчания. Захоронения из храмовых приделов, хоть и почти не видные за перегородкой, постепенно продолжают переносить. Подготовлен проект реставрации, который поможет вернуть храму былую красоту.

Разборка венчающей части крематория (конец 1990-х годов)

Сегодня, сто лет спустя после первого освящения, на торжественную храмовую литургию с удивлением поглядывает из-за перегородки Дмитрий Петрович Осипов. По иронии судьбы, автор проекта превращения храма в «комбинат прогрессивного погребения» похоронен здесь же; теперь мимо его бюста священники идут в алтарь. Что он об этом думает, – Бог весть.

Бюст Д.П.Осипова

В храме

Салтычиха

Недалеко от могилы Чаадаева предположительно находится могила Дарьи Николаевны Салтыковой, последовательницы барона де Сада. В наше время это чудовище назвали бы серийным убийцей. Овдовев в 26 лет, она унаследовала поместья и около 600 крестьян. Когда ее бросил любовник Николай Тютчев (дед Федора Тютчева, русского поэта) Салтыкова стала вымещать злобу на своих крепостных.

Ее издевательствам подвергались в основном красивые молодые девушки. Это состояние современные психиатры характеризуют как эпилептоидную психопатию. Немотивированная агрессия, садистские наклонности, постоянно мрачное настроение и раздражение — признаки этой патологии.

Салтычиха «извела людей крепостных 139, из них душ загубила – три, а остальные женщины» (в то время женщины «душами» не являлись). Суд над Салтычихой начался сразу после воцарения Екатерины II. Он длился 6 лет. Садистку приговорили к позорному столбу и заточению в каземате в монастыре. Умерла она в 1801 г. и похоронена на Старом Донском кладбище.

Где ее могила, точно не известно. Разные исследователи указывают на несколько мест. По одной из версий, она лежит под каменной безымянной пирамидкой. Существует поверье, что эта пирамида остается холодной даже под солнцем в жаркие дни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: