Церковь не откажется от учебника протодиакона андрея кураева по основам православной культуры

Урок 30. Наше Отечество

Официальное название: «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России»

Ключевые понятия: гражданский закон, религиозные законы, свобода совести

Наше Отечество зародилось на равнине. Вокруг нашей страны не было ни высоких гор, ни морей, которые отделяли бы нас от соседних народов.

Более того, с самого начала первые русские города соседствовали с поселениями других народов. Карелы, литовцы (литвины), ненцы, вепсы – наши древнейшие сограждане.

С южными и восточными соседями у Руси и позднее у России были сложные отношения. Были и войны и мирное сотрудничество. Но порой более далекие и грозные народы угрожали нашим ближайшим соседям – и тогда они просили у России защиты.

Например, уже в 15 веке калмыки стали все дальше уходить от невзгод, происходивших у них на родине (сегодня это Китай). Через двести лет непростых странствий калмыки подошли к берегам Волги, то есть к тогдашним границам России.

Они попросили у русского царя принять их в подданство и выделить им земли в пределах России. Царь Алексей Михайлович пригласил калмыков перейти Волгу и не потребовал от них отказаться от их веры (буддизма) и принять православие. Так калмыки стали единственным народом в Европе, который исповедует буддизм.

Калмыкам было разрешено сохранить их традиции и законы. Они продолжали жить по своему так называемому «Степному уложению».

С каждым веком все умножалось число мусульманских народов, входивших в состав России. Им разрешалось соблюдать мусульманские законы.

Так в России сложилось два уровня законов.

Один – гражданский, обязательный для всех ее граждан, независимо от их веры и национальности.

Другой, религиозный, свод законов был значим только для тех людей, которые сами хотели жить именно по нему. Религиозные общины могли сами управлять своей жизнью. Правила жизни православных христиан не были обязательны для мусульман, а законы, дорогие для мусульман, не имели власти над людьми других религий.

За более чем тысячу лет своей истории Россия не знала религиозных войн. Ни один ее народ никогда не нападал на соседей для того, чтобы навязать ему свою веру.

С каждым веком раздвигались границы России. И с расширением своих границ Россия становилась все более и более разно-образной, разно-национальной, разно-языкой.

Обилие народов, языков, культур и религий России мы рассматриваем сегодня не как угрозу или проблему, а как богатство. И в прошлом и в настоящем многие беды и победы стали общими для всех нас. Одни поля, одни леса и реки радуют всех нас своей красотой. Здесь, в этой общей земле лежат наши предки. Здесь будут жить и ваши дети.

При многовековой совместной жизни наши народы, конечно, многое перенимали друг у друга. И всегда мир православия был открыт для людей любой национальности. Среди народов, которые решили вместе с русскими идти путем Православия, можно назвать якутов, чувашей, мари, мордву (эрдзя)…

Среди великих государственных деятелей России, ее художников, ученых, воинов, писателей вы еще не раз встретите людей, чьи корни уходят в другие народы и страны. Но эти люди искренне полюбили Россию и православие, и в итоге своими талантами они обогатили православную культуру.

Православие призывает любить Христа. Но если кто-то верит и молится иначе – нельзя в этом видеть повод для оскорбительного отношения к этому человеку.

Было бы хорошо, если бы по завершении наших встреч вашей поговоркой стало бы присловье святого Амвросия Оптинского: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».

Врезка

Свобода совести – отсутствие государственного понуждения к согласию или несогласию с какой-либо религией. Право свободно выбирать, менять, распространять религиозные и иные убеждения.

Врезка

Именование «Русская Православная Церковь» не означает, что ее членами могут быть только русские. Слово «Русская» в данном случае является указанием на то, что история этой Церкви начинается в древней Киевской Руси. Храмы Русской Церкви высятся по Украине и Белоруссии. Их можно найти в Японии и Америке, в Африке, Китае и даже в Антарктиде.

К прочтению  Болгарская православная церковь выдвинута на нобелевскую премию мира 2013 г

Вопросы

1. Знаете ли вы, какие еще религии, кроме православия, исповедуются народами России?

2. Что такое свобода совести?

3. Может ли нерусский человек быть членом Русской Православной Церкви? А ее священником?

4. В чем отличия гражданского закона от религиозных законов?

Урок 9 Душа

Ключевые слова: тело, душа, внутренний мир человека.

Сначала размышляем сами

1. Как вы понимаете слово душа?

2. У вас есть душа? У каждого? Вы ее видели?

В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку.

Вы же знаете, что свободу действий можно дать только тому, кому доверяешь. Христиане убеждены, что отношения человека и Бога – это отношения взаимного доверия: Бог дал человеку свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста и совершенствования. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.

Жертву Христа, как и вообще все, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Есть такое выражение – «внутренний мир человека». Это мир его души.

ДУША

Тело ходит, бегает, жует. Душа думает, мечтает, верит, любит.

Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.

Ты играешь с малышом. Ему всего годик, и он совсем несмышленыш. Вот он сдвинул со стола чашку, та упала и горячим чаем обожгла тебе руку. Тебе больно. Может быть, если бы это был твой ровесник, ты бы отругал его или даже стукнул. Но малыша ты прощаешь. Боль в руке осталась с тобой. Но разве никакого нового чувства не родилось от того, что ты простил человечка? Это радуется душа от того, что она поступила правильно.

А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты неправ!».

Душу не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует.

Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твое тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе.

Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль, у животных отсутствуют.

Христиане считают, что человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.

Бог Сам свободен – и человеку Он тоже подарил свободу.

Бог есть Любовь — и Он подарил людям любовь.

Бог есть разум — и Он подарил людям способность мыслить.

Бог есть Творец – и Он подарил людям способность творить.

Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека.

Непросто осознать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели ее стремлений. Нам еще предстоит понять, что на самом деле нужно душе, а что ее ранит.

Душа вбирает в себя множество впечатлений. И сама она порождает много различных мыслей и чувств. Все ли они хороши? Может какие-то желания и мысли надо отгонять от себя?

У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто по-доброму посмотрел на человека – и сам стал добрее. И добрее стал тот, на кого так посмотрели. И добрее стал весь мир. Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз еще вернется!

К прочтению  Церковь передала пострадавшим в крымске около 50 млн руб пожертвований

«ПОДУМАЙ О ДУШЕ!»

И наоборот: если человек не знает о своей душе, если он кормит ее ненавистью, завистью, предательствами, раздражительностью, душа слабеет… Поэтому мудрые люди часто призывают – «О душе подумай!».

При самых разных поворотах судьбы стоит прежде всего ставить вопрос: а что будет с моей душой? Придется ли ей по вкусу радость, добытая стыдным путем?

Ребенок сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придется всю жизнь учиться жить в мире со своей душой и с совестью. В этом труде, убеждены христиане, Бог будет помогать человеку. Например, Он поможет различать добро и зло.

ВРЕЗКА

ОТКУДА У ЧЕЛОВЕКА ДУША?

Из Библии:

«И сказал Бог: да произведет земля зверей земных по роду их. И стало так. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и да владычествуют они над зверями и над всею землею. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И сотворил Бог человека по образу Своему; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и наполняйте землю, и обладайте ею».

Вопросы:

1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

3. Как Библия рассказывает о происхождении души?

4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по честному – принять такую мысль и исполнить ее или отогнать?

Поговорим по душам. У тебя когда-нибудь болела душа? Можешь об этом рассказать? Как ты понимаешь выражение «черствая душа», «добрая душа»? Что такое «потерять самого себя»?

Церковь не откажется от учебника протодиакона Кураева по основам православной культуры

24.01.2014 10:02

Версия для печати

Москва, 24 января. В Церкви не видят причин отказываться от школьного учебника по основам православной культуры протодиакона Андрея Кураева, который в последнее время стал известен не только как миссионер и ученый, но и как блогер, зачастую шокирующий общественность своими заявлениями в интернете. Об этом заявил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, выступая на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС.

«Этот учебник прошел серьезную государственную экспертизу, в том числе обсуждался на межведомственном совете в министерстве образования. Претензий к учебнику со стороны Синодального отдела, так же как и у большинства педагогов, которые преподают предмет, нет», — пояснил он. «На мой взгляд, учебник очень хороший», — добавил митрополит.

Священник отметил, что, «хотя книгу часто называют созданной отцом Андреем Кураевым, в ее написании, помимо протодиакона, принимала участие солидная группа профессионалов, педагогов, в том числе православных».

Также представитель церкви подчеркнул, что «Основы православной культуры» в школах преподаются не только по этому учебнику, но и по некоторым другим, например, Людмилы Шевченко, Ольги Янушкявичене. «Я думаю, что вопросы написания учебных пособий для школ очень важны, поэтому постоянно нужно создавать и новые учебники», — добавил он.

Митрополит подчеркнул, что главная проблема курса по традиционным религиозным культурам — это не учебные пособия, а малое количество уроков, выделенное под предмет в школах. «Невозможно за один год рассказать о религиозной культуре», — сказал владыка Меркурий.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал в школах обязательным для учащихся 4-5 классов с прошлого учебного года. Родители вместе с детьми могут выбрать для изучения один из пяти модулей: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма или светскую этику.

Ваш ОтзывПоля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Материалы в данном сюжете

09.09.2014 14:02 В МГУ опровергают увольнение протодиакона Кураева и готовы дать ему возможность читать лекции

К прочтению  Состав храмов

05.09.2014 12:33 Протодиакона Кураева уволили из Московской духовной академии

22.01.2014 11:06 | «Известия»Православные призывают школы отказаться от учебника Кураева

22.01.2014 10:23 Протодиакон Андрей Кураев сомневается в подлинности Даров волхвов

21.01.2014 12:49 | «Православие.Ру»Ответ архимандрита Тихона (Шевкунова) на вопрос о действиях протодиакона Андрея Кураева в интервью корреспонденту телеканала «Союз»

16.01.2014 15:44 Протодиакон Андрей Кураев подводил и Церковь, и Патриарха, считает ректор Свято-Филаретовского института

10.01.2014 12:32 В патриархии отвергли упреки протодиакона Кураева в том, что у мирян нет шансов добиться справедливости в церковном суде

31.12.2013 12:13 | «Комсомольская правда»Андрей Кураев о своем увольнении из МДА: Это решение не по разуму, а по страсти

16.09.2013 16:30 | «Деловой Петербург»Андрей Кураев: «В церкви нет разведки и контрразведки»

09.07.2013 11:29 | Благовест-инфо Закон о противодействии оскорблению религиозных убеждений направлен в первую очередь на защиту российских мусульман — протодиакон Андрей Кураев

19.03.2013 15:55 Диакон Андрей Кураев раскритиковал акцию православных активистов в офисе партии «Яблоко»

На главную | В раздел «Новости»

***

Понятие «духовная традиция» обозначает
взаимосвязанное множество идеалов, нравственных установок и
ценностей, моральных норм, передаваемых от человека к
человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.
Первоисточником духовной традиции в религиозном значении
является Бог, в светском – морально-нравственный опыт
предшествующих поколений, культура народа.

Основная педагогическая задача –
сформировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к
культурным феноменам «нравственность», «мораль», «религия»,
«гуманизм», «духовность», «традиция».

В результате освоения содержания данного
блока учащийся должен знать и понимать, что есть (по
выбору): православие, ислам, буддизм, иудаизм, традиционные
российские религии, этика.

Основная педагогическая задача –
сформировать у учащихся представление о том, во имя каких
идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.

Организация учебно-воспитательного процесса
в рамках Предмета и его модулей должна обеспечивать
реализацию единых требований к результатам освоения содержания:

• развитие мотивации к реализации
творческого потенциала в учебной, предметно-продуктивной и
общественной деятельности на основе традиционных моральных
норм, нравственных установок и идеалов;

• знание, понимание и принятие личностью
ценностей: Отечество, семья, религия – как основы
традиционной культуры многонационального народа России;

• сформированность первоначальных умений
применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях,
адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на
основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм».

Сравним это со словами Муравьева на «Эхо
Москвы»: «Курс не будет нравственно воспитательным. Надо
писать не нравственно воспитующий, не вероучительный учебник».

Если уж курс говорит об ОСНОВАХ православной
культуры, то он должен говорить не о цветочках, а о корнях.
То есть не о картинах и музеях, а именно об основах, то есть
системе мировоззренческих убеждений и нравственных
ориентаций православного человека. Очень точно сказал автор
иудейской части курса помощник главного раввина Берла Лазара
Андрей Глоцер: «Нам важнее объяснить, почему еврей ведет
себя так, а не иначе, чем рассказать о влиянии иудаизма на
культуру» (Известия 17 декабря).

Культурология не равна искусствоведению. Я
исхожу из такого понимания слова «культура»: то, чего нет в
природе и что создает человек (в том числе свой внутренний
мир), в том числе – мир табу и ограничений. «Культура
производит существ, чье поведение не может быть определено
только путем исследования анатомии и физиологии»
(Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. -М., 2004, с.
64).

Что же касается рукописи, предложенной самим
Муравьевым, то на вашем интернет-портале висел один из ее
уроков. Вот там был виден поток прямо вероучительных
тезисов.

Про учебники Шевченко речь шла выше. Кстати,
несмотря на то, что она член той самой группы разработчиков,
ее текст гораздо более «вероучителен», чем мой.

Православие и мир — 28.12.2009.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: