Русская православная церковь накануне революции поместный собор

Поместный собор русской православной церкви (2009) — википедия с видео // wiki 2

Примечания

  1. . НГ Религии (21 января 2009). — Из семисот делегатов поместного собора почти двести представляют Украину. Дата обращения 21 января 2009.
  2. ↑ . НГ Религии (28 января 2009). — Митрополит Филарет взял самоотвод. Дата обращения 30 января 2009.
  3. ↑ . Новая газета (28 января 2009). — Практически все делегаты так или иначе связаны с большим бизнесом. Дата обращения 31 января 2009.
  4. ↑ . Известия (26 января 2009). — Список формировался в условиях абсолютной секретности. Дата обращения 28 января 2009.
  5.  (недоступная ссылка). Новые известия (28 января 2009). — Избрание патриарха сопровождалось усиленными мерами безопасности, пикетами и сплетнями в СМИ. Дата обращения 29 января 2009.
  6. Андрей Кураев. . НГ Религии (21 января 2009). — Можно ли прогнозировать исход церковных выборов?. Дата обращения 21 января 2009.
  7. . Коммерсантъ (22 января 2009). — Накануне выборов патриарха началась война компроматов. Дата обращения 22 января 2009.
  8.  (недоступная ссылка). Ведомости (22 января 2009). — Миряне-единороссы едут на выборы патриарха с убеждением, что руководство страны рассчитывает на победу митрополита Кирилла. Дата обращения 23 января 2009.
  9. ↑ . Российская газета (23 января 2009). — На вопросы «РГ» отвечает Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Дата обращения 23 января 2009.
  10.  — игумен Симеон (Гагатик) — игумен Агафангел (Белых) — диакон Иоанн Истелюев
  11. . Коммерсантъ (26 января 2009). — Архиерейский собор определил претендентов на патриарший престол. Дата обращения 30 января 2009.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 апреля 2018.
  13. . Коммерсантъ (29 января 2009). — Слава реформатора ему не нужна. Дата обращения 31 января 2009.
  14. . Русский Newsweek (2 февраля 2009). — В интервью митрополит Владимир объяснил, что автокефалия будет, но только после воссоединения всей православной Украины. Дата обращения 12 февраля 2009.
  15. Мельников А. . НГ — Религии (4 февраля 2009). — Что думают о новом Патриархе представители российской общественности. Дата обращения 13 февраля 2009.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИПОМЕСТНЫЙ СОБОР

Православие было государственной религией Российской Империи. Российский император был православным, православным был практически весь управленческий аппарат государства. Православная церковь пользовалась в России значительными привилегиями по сравнению с другими исповеданиями, ее вероучение предавалось в школах и университетах, на ее содержание выделялись значительные средства из государственной казны. Вплоть до 1905 года государство пресекало попытки своих подданных уклониться из православия в другие исповедания и преследовало многие из них. В 1914 году в России было 117 млн. православных христиан. Страна делилась на 67 епархий, которыми управляли 130 епископов. Более 50 тыс. священников и диаконов служили в 48 тыс. приходских храмах. Существовало более тысячи монастырей с 95 тысячами монашествующих. Но наиболее ярко связь государства и Православной Церкви выражалась в так называемой «синодальной системе», введенной еще Петром I взамен упраздненного им патриаршества. Всеми церковными делами управлял Священный Синод, во главе которого стоял назначаемый императором обер-прокурор из светских лиц. Такое положение Церкви в Российской Империи дало повод многим советским историкам говорить о тесном союзе Церкви с эксплуататорским государством.

К прочтению  Древняя британская церковь

Однако более детальное рассмотрение этой ситуации позволяет увидеть, что Церковь при синодальной системе была не столько союзником государства, сколько его инструментом, «ведомством православного исповедания», своего рода идеологическим аппаратом. Обер-прокуроры, руководившие Синодом, беззастенчиво вмешивались во все церковные дела, подавляли всякую внутрицерковную инициативу, требовали от служителей Церкви беспрекословного подчинения интересам самодержавия. Религиозно-богословские дискуссии, как правило, не допускались, церковные приходы не имели никакой самостоятельности, полностью подчиняясь синодально-иерархической бюрократии. Особенно преуспел в насаждении самодержавного диктата в Церкви хорошо известный К. Победоносцев, бывший обер-прокурором Синода вплоть до революции 1905 года. Самое пагубное влияние на авторитет Церкви и состояние церковных дел оказала печально знаменитая «Распутинщина».

Нельзя сказать, чтобы Церковь была довольна таким положением. Недовольство высказывали и простые верующие, и белое приходское духовенство, и даже церковные иерархи. Приходское духовенство, большинство которого прозябало в жуткой бедности, было недовольно засильем черного епископата и требовало допуска женатых священнослужителей в церковную иерархию, миряне были недовольны своим бесправием в приходской жизни, иерархию раздражал постоянный контроль государства над деятельностью Церкви. Раздавались голоса за изменения в системе богословского образования, за большую свободу богословских дискуссий, за возрождение христианской проповеди как неотъемлемой части пастырского служения, которая в синодальный период находилась в полузабвении, и даже за перевод богослужения на понятный народу русский язык. Указывалось на формальное отношение большинства верующих к исполнению обрядов и таинств, на неспособность церкви адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Всем, кто сочувственно относился тогда к делам Церкви было очевидно, что необходимы перемены. Часто раздавались голоса в пользу восстановления патриаршества, хотя у этой «монархической» идеи были и свои убежденные противники. Многие требовали восстановления древнего принципа выборности епископата. На возможное в скором времени возрождение Церкви указывало и обращение к православию многих представителей русской интеллигенции и среди них бывших марксистов П. Струве, Н. Бердяева, С. Булгакова.

Ход Поместного Собора

27 января


Бюллетень для голосования по избранию Патриарха Московского и всея Руси Поместным Собором Русской Православной Церкви

После литургии, совершённой постоянными членами Синода в нижнем Преображенском храме, в верхнем храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора. Перед началом заседания Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Кирилл совершил молебен перед списком Феодоровской иконы Божией Матери.

На первом пленарном заседании был избран президиум Поместного собора из 13 человек. По предложению Архиерейского собора были сформированы:

К прочтению  11 сентября. усекновение главы иоанна предтечи

  •  — секретарь управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин);
  •  — председатель архиепископ Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы));
  •  — председатель архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв));
  •  — председатель митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко)).

Митрополит Кирилл зачитал доклад о состоянии Русской православной церкви за годы патриаршества Алексия II.

На втором пленарном заседании выступил митрополит Киевский и всея Украины Владимир, рассказавший о современном состоянии Украинской церкви. Также он сообщил, что отдаст на выборах свой голос за кандидатуру митрополита Кирилла. В ходе заседания Собора дополнительные кандидаты в патриархи выдвинуты не были, предложение Собору отказаться от этого права, по сообщению агентства Интерфакс, поступило от митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет взял самоотвод и попросил тех, кто проголосовал за него, голосовать за митрополита Кирилла. В своём заявлении митрополит подчеркнул: «Мы должны консолидироваться перед избранием Патриарха». На данном заседании участники Собора утвердили программу, регламент и повестку дня, а также процедуру избрания патриарха. Председатель мандатной комиссии архиепископ Марк доложил о наличии кворума.

Согласно информации «Независимой газеты» от 28 января 2009 года, Собор не стал дополнять список претендентов и решил выбирать из двух оставшихся кандидатов; предложение архиепископа Полоцкого Феодосия (Бильченко) избрать Патриарха жребием было отклонено.

17:30 (московское время). Согласно программе Поместного собора в началось третье пленарное заседание, участники Собора приступили к избранию Патриарха Московского и всея Руси.

Около 19 часов было объявлено о завершении голосования, счётная комиссия приступила к подсчёту голосов. Пресс-служба Поместного собора сообщила, что оглашение итогов состоится после 20:00 в храме Христа Спасителя.

22:00. Оглашены официальные результаты голосования. Митрополит Кирилл, набрав 508 голосов из 677, был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Калужский и Боровский Климент набрал 169 голосов. Из 702 делегатов двое не положили бюллетени в урну. Таким образом, в голосовании участвовало 700 бюллетеней, 23 из которых были недействительны.

На традиционный вопрос киевского митрополита Владимира о принятии избрания Кирилл ответил: «Избрание меня Патриархом… приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю», после чего состоялась церемония наречения нового Патриарха. После этого Кирилл обратился к участникам собора с благодарственным словом:

28 января

Перед началом заседаний в нижней (Преображенской) церкви храма Христа Спасителя была совершена Божественная литургия иерейским чином.

В этот день на трёх пленарных заседаниях были приняты следующие документы:

Определение «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»

Дана положительная оценка развитию Русской церкви за последние 18 лет, одобрены деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными соборами. Собор призвал клириков и мирян активнее развивать диалог с «с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры».
К прочтению  Нектарий - морозов - о церкви без предубеждения

Определение «Об Уставе Русской Православной Церкви»

Утверждён Устав Русской православный церкви, исправленный и дополненный Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. Также было определено, что:

28 января Поместный собор досрочно завершил работу, хотя ранее планировалось, что его работа продлится по 29 января. По завершении работы к участникам Собора обратился митрополит Кирилл, нареченный Патриархом Московским и всея Руси:

Итоги и освещение в СМИ

Накануне открытия Поместного собора «Литературная газета» опубликовала заметку «Кто будет Патриархом?»: «Де-факто, утверждают пессимисты, в список будет внесен один-единственный кандидат, и знакомой процедуре будет придан вид голосования. Ситуация не новая для страны, плохо, если традицию продолжит Церковь… Тех, кто связывает с Церковью надежды на обновление общества, не может не беспокоить то, что процессы демократизации, кажется, споткнулись о церковный порог».

Журналисты отметили значительно помолодевший состав Собора, что относилось не только к мирянам (среди них было несколько делегатов моложе 25 лет), но и к епископату.

В «Журнале Московской патриархии» (№ 9, 1990) прошедший Поместный собор был назван «явлением эпохальным»; журнал отмечал: «Несколько десятилетий в силу внешних причин проблемы церковной жизни не обсуждались Церковью столь откровенно. И хотя для более широкой дискуссии не хватило не только времени, но и глубины подготовки делегатов, сделан огромный шаг вперёд. Впервые с 1917 года воля Божия об избрании нового Патриарха была явлена через, как принято говорить, демократическую процедуру, что наряду с принятыми документами, несомненно, благотворно скажется на церковной жизни и всём обществе».

Митрополит Кирилл: «Мне довелось участвовать не только в работе Поместного Собора, но и в его подготовке. Конечно, тогдашние труды были напряжёнными, но радостное ощущение, что многое в жизни Церкви и общества меняется к лучшему, наверное, преобладало. Было и чувство огромной ответственности за будущее Церкви. Конечно, такая же ответственность ощущается и сегодня».

Протоиерей Георгий Трубицын, участник Собора: «В те годы Поместный Собор стал большой радостью для духовенства, потому что поднимался вопрос о той религиозности, которой не было в нашей стране уже 70 лет. Мы все молились о том, чтобы народ российский вернулся к вере отцов».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: