Церковь как школа любви

Церковная жизнь без романтики. как получить иммунитет от манипуляций и разочарования

Почему такое название?

И я впервые посмотрел на название школы глазами православного, тонущего в обилии разных предложений по решению личных проблем, в основном некачественных, а зачастую и просто губительных. Достаточно православному (а значит, обладающими основными представлениями о том, что вредно, а что полезно для человеческой души) человеку несколько раз изучить рекламу такого рода, внимательно вчитаться в нее — и желание еще раз знакомиться с такими предложениями пропадает: какой смысл искать бриллианты в грязи?

Тем более, если название учреждения напоминает что-то оккультное или эзотерическое. Ведь все привыкли, что если заведение православное, это непременно отражено в его названии, если чисто психологическое, то присутствует слово «психология». А все остальное, кроме православного и психологического, — эзотерика или оккультизм. В лучшем случае просто мошенничество. Видимо, так в сознании тех православных, кто узнал о школе только ее название, возникает предположение, что с этим проектом что-то не так.

Почему «Заочная школа Любви» называется так, как называется?

Потому что область ее знаний не ограничивается только психологией или только православием. Можно, конечно, было нагромоздить что-то вроде «школа православной психологии», но, когда я придумывал название, мне захотелось идти не от фундамента, а от цели. А лучше, чем любовь, цели не придумаешь.

Грамотные православные понимают, что «спасти душу» (единственная подлинная цель жизни) и «научиться совершенной любви» — это одно и то же. Поскольку, как говорят святые отцы православия, «любовь — это вершина совершенств», и невозможно взойти на вершину лестницы совершенства (коей является любовь), не приобретя всех остальных совершенств.

С психологической точки зрения, подлинная любовь также является мерилом нормы, будучи противоположностью всяких зависимостей и несовместимой со страхами.

Поэтому, может быть, не стоит бояться слова «любовь» и полностью отдавать его на откуп «волкам душевным»?

Те, у кого есть иммунитет

– Отличаются те, кто приходит в Церковь сегодня, от людей, пришедших 20-30 лет назад?

– Не думаю, что здесь есть какое-то кардинальное отличие по сравнению с прошлыми годами. Изменения в другом: подросло поколение молодых христиан, уже выросших в Церкви. Речь о тех, кто родился в семьях неофитов, с младенчества ходил в церковь и пережил весь кошмар неофитского православного воспитания. Если, пройдя через все это, они все равно остаются в Церкви, их качество церковной жизни существенно отличается от тех, кто пришел в Церковь из мира.

– А вот это поколение – они остаются в Церкви изначально или потом, после некоторого периода отпадения, возвращаются?

– Чаще возвращаются, причем с прекрасным иммунитетом ко многим вещам, к манипуляциям теми или иными духовными понятиями, которые мы часто используем, даже не задумываясь об этом.

Например, понятием «послушание». Таких людей священнику трудно убедить в необходимости подчиняться ему, объясняя это духовным смыслом послушания. Они моментально блокируют подобные попытки и говорят: «Извините, батюшка, но вы не мой духовник, чтобы я вас слушался или делал то, что вы от меня хотите». И это очень хорошо, потому что оздоравливает церковную жизнь.

Этим людям не грозит разочарование, к нему у них тоже иммунитет: они в Церкви видели все – и светлые ее стороны, и не самые светлые. Поэтому они могут концентрироваться на лучшем, к этому подтягиваться, имея в себе силу и веру переступать через дурное, с чем им приходится сталкиваться. Это как в отношениях между людьми: исчезает первая романтическая влюбленность, возникают кризисы, начинается обтирание друг об друга, и если в этот период зарождается любовь, то она – настоящая.

– Отношение к верующим, к православию в обществе изменилось?

– Да, мне кажется, ситуация изменилась. Православие проникло в разные сферы жизни общества и перестает ассоциироваться с чем-то маргинальным, вызывать у людей шок или отторжение. Когда я был еще студентом, молодым священником, ко мне приехал один мой знакомый грек, чадо одного из афонских старцев. Буквально в первый же день он сделал мне выговор по поводу того, что я не хожу в подряснике все время. Священник, который ходит в мирском одеянии, для грека – явление невероятное.

К прочтению  7 июля церковь празднует рождество иоанна предтечи

Тогда я ему предложил: давай устроим эксперимент, мы весь день завтра будем вместе, и я буду только в подряснике. К вечеру он мне сказал: «Давай ты лучше будешь ходить в гражданском! Когда мы в Греции видим человека в подряснике, мы, даже не зная его, радуемся. Потому что для нас священник – образ Церкви. Церковь – это Пасха, это Рождество, это близость к Богу, это пространство света и радости. Я издалека вижу священника – и мне уже хорошо, потому что у меня из какой-то глубины подсознания поднимаются самые лучшие, самые светлые переживания. А вот у вас человек в подряснике раздражает окружающих, людям некомфортно находиться рядом с ним!» Сегодня такой реакции у нас уже не встретишь, по крайней мере, в крупных городах. Я не испытываю большого дискомфорта, если появляюсь в магазине или просто на улице в подряснике. Это говорит о том, что в сознании людей священник занял свое место, как факт современной реальности, причем без разницы, как к нему относиться.

Церковь перестает быть маргинальной, находящейся за границами обычной жизни. Это очень хорошо. Но здесь есть другая опасность, противоположная, когда Церковь начинает себя навязывать повсюду, где ее не особо ждут и не особо рады, что рождает сильнейшее отторжение и раздражение. Мне очень не хотелось бы, чтобы наступил момент, когда нецерковные люди, видя человека в рясе, вместо радости, или даже раздражения, как в советские времена или как в истории с греком, будут испытывать внутреннее отторжение. Не потому, что это что-то неизвестное и поэтому пугающее, а потому, что прежнее доверие было потеряно.

Любовь к Богу и ближнему

Подробности
Категория: На занятиях
Опубликовано 12.10.2016

Первое занятие в младшей группе приходской Воскресной школы состоялось 9 октября.

Конспект занятия «Любовь к Богу и ближнему»

Мы с вами начинаем наше первое занятие. Давайте поговорим сегодня о Боге и Его Любви к нам.

Вы, наверное, помните, как звали первых людей, которых сотворил Бог? Они жили в раю… — Верно, это были Адам и Ева. Бог любил их, они любили Бога, райский сад был полон прекрасных цветов и животных и поэтому Адам и Ева были очень счастливы. Им было сказано, чтобы с одного дерева в раю они не ели плодов, потому что оно было опасно, они могли умереть. Но они не послушали Бога. И тогда Бог изгнал их из рая. С тех пор между людьми и Богом больше нет той полной любви, общения и радости, которые имели Адам и Ева, когда были в раю.

Адам и Ева не послушали Бога – то есть они согрешили, но Бог не перестал их любить. Он пообещал им, что однажды на земле родится Человек и Он победит грех.

Бог так сильно любил людей и хотел, чтобы они были счастливы, что послал на землю Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы Он принял на себя все грехи людей, победил зло и научил всех людей, как можно жить, чтобы радовать Бога и быть счастливыми.

Бог очень сильно нас любит. Поэтому мы называем Его нашим Небесным Отцом.

Ребята, ваши мамы и папы вас очень любят. А что они для вас делают? Они работают, чтобы накормить вас, сделать подарок на день рождения; они гуляют с вами, объясняют, если вы что-то не знаете, заботятся, когда вы болеете, они сейчас молятся о вас, чтобы Господь вас сохранил и вы выросли хорошими людьми.

А вы любите родителей? А как вы это им показываете? Как можно проявить свою любовь к маме или папе? Как вы думаете? Прежде всего, нужно быть послушным. Правильно? Мама будет очень сильно радоваться, если увидит, что вы не разбрасываете игрушки, не капризничаете. А ещё можно делать маме и папе подарки своими руками. И, конечно же, молиться за них. Давайте вместе придумаем молитву. Начнём так: «Господи, Боже, помоги моей маме (папе), пусть она никогда не болеет и не грустит. Пусть мама не устаёт на работе, чтобы мы больше смогли гулять». (Дети  предлагают  свои   варианты  прошений).

К прочтению  Рпц передала 2,9 млн руб. погорельцам, не получившим господдержку

Так мы делаем, когда любим наших родителей: бываем послушны, не капризничаем, помогаем и молимся за них.

Но как же мы можем показать Богу, что мы Его любим так же сильно, как наших маму и папу? Как вы думаете, ребята?

А если мы будем делать добрые дела, слушаться родителей, прилежно учиться и молиться в церкви, Бог будет радоваться? Ему будет приятно видеть нас такими прилежными и добрыми?

Да, Бог будет очень сильно радоваться, глядя на нас.

Когда Иисус Христос учил людей, Он говорил, что самое главное в жизни людей – это возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и любить ближнего. То есть помогать друг другу, не обижаться, не завидовать, не ссориться, а быть друзьями. И тогда Бог всегда будет с нами, и мы будем счастливы.

Принципы работы Воскресной школы для детей

Раздел «Воскресная школа для детей» создан как для преподавателей Воскресных школ, так и для непосредственного использования детьми при помощи родителей.

9 марта 2017 года введен в действие документ «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) РПЦ на территории РФ», который пришел на смену «Стандарту», действовавшему с декабря 2012 года. Цель «Стандарта» – помочь педагогам сориентироваться в обширном материале по православной вере, религии и культуре, чтобы систематизировать его изучение в Воскресных школах. Родители, заинтересованные в воспитании детей в соответствии с православными традициями и стремящиеся к правильному духовно-нравственному развитию своих детей, также могут найти в этом документе много полезного. Поскольку Учебно-методический комплект к курсу «Закон Божий», над которым работает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, пока еще не разработан, мы стремимся представить своё видение содержания такого курса для детей в соответствии со «Стандартом».

За 2015–2018 годы мы создали материалы, достаточные для изучения основных дисциплин, соответствующих действующему «Стандарту». В соответствии со «Стандартом», предлагаемые к изучению дисциплины сгруппированы по возрастам в три категории: 5 — 7 лет, от 8 до 10 лет, от 11 до 13 лет. Количество предметов, изучаемых одновременно в каждой возрастной категории, нами не регламентировано. В предшествовавшие несколько лет нами были созданы материалы в соответствии с прошлым «Стандартом» 2012 года, которые предлагаются к изучению факультативно. В настоящее время ведется работа над дополнением и совершенствованием уже разработанных материалов.

Учебно-тематические планы по всем дисциплинам разработаны в соответствии со «Стандартом» и рекомендованы к изучению по 1 теме в неделю, что составляет 28 тем в учебном году с учетом каникул, а также праздничных (не учебных) дней. Для проведения праздничных и других внеклассных мероприятий нами размещаются тематические статьи в разделе «Дополнительные материалы». Как видно из приведенной таблицы, некоторые дисциплины рассчитаны на полгода обучения, а другие на 1,5 или 2 года обучения.

Дисциплина

Объем, в часах

Количество лет обучения

5 — 7 лет

Закон Божий

28

1 год

8 — 10 лет

Храм и богослужение

28

1 год

Ветхий Завет

28

1 год

Новый Завет

28

1 год

Церковнославянский язык

34

1,5 года

Основы Закона Божия

42

1,5 года

Святые Церкви (факультативно)

14

0,5 года

11 — 13 лет

Ветхий Завет

28

1 год

Новый Завет

42

1,5 года

Вероучение

42

1,5 года

Богослужение Церкви

28

1 год

История Церкви (факультативно)

56

2 года

Материалы всех учебных дисциплин распланированы к изучению понедельно, то есть каждой учебной неделе от 1 до 34 соответствует определённая тема в каждой дисциплине. При входе на сайт в раздел «Школа для детей» и выборе дисциплины в основном окне отображается соответствующий урок текущей календарной недели.

Каждая тема разрабатывается в двух видах: преподавателям и учащимся. Материал для учащихся включает в себя содержание урока, снабженное веб-оглавлением и иллюстрациями прямо в тексте, а также проверочные вопросы. Этим материалом могут пользоваться как родители, так и самостоятельно дети. Материал для преподавателей имеет более сложную структуру. Он включает в себя цели и задачи урока, список использованной и дополнительной литературы. Дополнительная литература либо помогает педагогу подобрать большее количество материала, либо предоставляет ему возможность альтернативной подачи материала. Содержание урока для преподавателя открывается в новом окне и представляет собой файл в формате pdf. Также к материалам для преподавателей относятся иллюстрации, видеоматериалы, аудиоматериалы и проверочные вопросы по теме урока. Планируется также публикация тематических тестов, кроссвордов, презентаций и других дидактических материалов, база которых, надеемся, будет пополняться ежегодно. Каждая тема снабжена для преподавателя примерным ходом урока в одном или более вариантах. Самостоятельный выбор преподавателем варианта осуществляется в соответствии с его личными предпочтениями и призван как помочь ему обеспечить разнообразие на уроках, так и подстроиться под особенности конкретной детской аудитории.

Мы надеемся на обратную связь с преподавателями Воскресных школ и предлагаем им в разделе «Обратная связь» делиться впечатлениями о выложенных нами материалах, задавать вопросы и высказывать пожелания к нашей работе, чтобы она приносила больше практической пользы.

Не стесняться быть христианами

– Церковь должна как-то участвовать в общественной жизни?

– Конечно, должна. Церкви надо присутствовать там, где она считает важным свое присутствие. Но при этом не терять саму себя, помня, что главное содержание церковной жизни – свидетельство о Христе. Не внешнее свидетельство, не миссионерство, а такое состояние, при котором для окружающих становится очевидным факт присутствия Христа в Его Церкви.

Значит, нам надо учиться быть христианами, а также – учиться не стесняться быть христианами, не стесняться духовной жизни. У нас, к сожалению, в какой-то момент произошла редукция духовной жизни до монашеского благочестия, все свелось к учению о страстях, о добродетелях, о разного рода подвигах. Но христианство – это и не о монахах, и не о состоящих в браке, и не об одиноких.

Там, где эта жизнь есть, она будет освящать все вокруг. Когда эта жизнь не во Христе, если главный предмет интереса – не Сам Христос, то где бы она ни проходила: в семье, в монастыре, да где угодно, – это будет жизнь о христианской идеологии, о создании очередной политической партии на христианских ценностях, о христианском искусстве, о христианской антропологии, христианской психологии – это все не то, не о Церкви…

Фото: tatmitropolia.ru

Дай Бог, чтобы нам хватило мудрости и мужества не поддаться соблазну сойти с Креста в угоду тем, кто, ухмыляясь, ходит вокруг и даже обещает поверить – если только согласимся играть в их политические, идеологические или какие угодно еще игры.

Я бы в завершение привел такое сравнение. Наше общество – это как тяжелобольной в реанимации, с острой интоксикацией, из-за которой мир вокруг воспринимается им очень искаженно. Временами он вскакивает – и с горящими глазами хватается то за одну идею, то за другую – благо, что крепко привязан ремнями к койке. В таком состоянии бессмысленно его жалеть, или читать назидания, или вообще пытаться донести какое-то слово. Не поможет, не то состояние!

Остается одно: закатать рукава и начать отдавать свою, здоровую кровь – и только тогда есть шанс, что больной пойдет на поправку! Но для этого самим надо быть здоровыми – на самом деле, а не только согласно выписанной справке…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: