«театр вовсе не безделица, не пустая вещь. есть много в мире такого, что для отдалившихся от христианства служит незримой ступенью к христианству. в том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению».н.в.гоголь

Контакты портала

Арелатский собор о театре

Интересно, как менялось отношение Церкви к теме «Театр и религия» в течение веков.

Одно из решений по поводу театра, на которое принято ссылаться, принял Арелатский собор. Под таким названием принято воспринимать соборы, которые проходили в городе Арле (юг Галлии) с 314 по 1275. Определения этих соборов, проходящих в городе Арелате или Арле, были самые разнообразные, важные для христианского мира:

  • осуждение ереси донатизма;
  • определение пасхалии;
  • определение против гладиаторских боев;
  • осуждение пелагианства.

Это те решения, которые были приняты Церковью еще до разделения и среди них и такое: «Актеры, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причастия».

То есть надо понимать, что ранняя Церковь осуждала не сам театр как искусство, но именно актерство, т. е. способ принимать чужие личины и быть не самим собой.

Важно знать! Любое искусство не должно уводить человека из мира в иллюзию, а наоборот, вести в мир, ставить жизненно важные вопросы и побуждать человека ответить на них

Театр: опасно ли для души

Отношения церкви и театра прежде всего исходит из того какие опасности исходят от театрального искусства потенциально и для зрителя и для актёра, в последнем случае, прежде всего.


Сегодня Православие увидело, что искусство может помочь поискам человека Бога

Здесь можно говорить о грехе актёрства, который состоит в следующем:

  • грех любоначалия, который заключается в том, что актер воображает себя властителем дум, мыслей и самого человека;
  • лицедейства, когда актер не может справиться с тем, что надо выйти из образа, стать самим собой.

Всего этого можно избежать, если пытаться воплотить в том или ином персонаже не собственные амбиции, желания и хотения, а просто то, что заложено в него автором. Это главная проблема для исполнителя той или иной роли, которая отделяет его от Бога.

Правила Вселенских Соборов о театре, зрелищах

Шестой Вселенсий Собор, Трулльский (иначе Пято-Шестой) о театре

3-е правило гласит: «Такожде взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную (то есть актрису. — прим. отца Виктора), не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина».

К прочтению  Человек в храме: традиции и обряды

24-е правило говорит: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен».

51-е правило того же собора гласит: «Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».

62-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает мужчинам надевать женскую одежду, а женщинам — мужскую (что нередко встречается в актерской игре), а также использовать маски: «Не носити личин комических, или сатирических, или трагических». Если вдуматься, то речь идет не только о масках, но и о личинах, образах, гриме, которые, по сути, являются своего рода масками.

Церковь и театр

Отношение святых отцов Церкви было не однозначным. В настоящее время какой-то официальной позиции Церкви по отношению к театральному искусству нет, и отношение вполне либеральное.


Церковь издавна отрицала принцип лицедейства, характерный для актерской профессии

И в течение веков театр существовал во всех православных империях в том или ином виде. Его знала Византийская империя и в большей мере Российская империя, где театр стал способом интеллектуального общения человека с человеком, с обществом и Императором. Он играл огромную роль в том смысле, что осуществлял роль связного между обществом и государством.

Интересно! Театр в переводе с древнегреческого обозначается как зрелище или то, что можно смотреть, видеть. Это ключевые слова, так как театральное искусство основано именно на визуальной основе.

К прочтению  День памяти преподобного макария великого 1 февраля 2017 года

Важно также заметить, что это явление было характерно не только для Запада, но и для Востока, где также формы театрального искусства были распространены довольно широко, что еще раз подтверждает ту формулу, что театр охватил все культуры человечества

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: