Церковь и сиюминутное

Церковь и сиюминутное

Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу…»

Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова стал знаковым в истории этого места. Тогда президент Леонид Данилович Кучма издал указ о возрождении Десятинной церкви, учитывая её исключительное значение для Украины наряду с Успенским храмом Киево-Печерской лавры, Михайловским Златоверхим монастырем. Но дело не двинулось, не перешло в практическую плоскость. Усматриваю в этом промысел Божий, уготовивший этой святыне быть возрожденной в свое время.

Тогда же, в 2000 году нам довелось встретиться с Блаженнейшим Владимиром. Прозорливый старец выслушал нас, достал иконы Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской и говорит: «Дело сие очень угодно Богу и Пресвятой Богородице, но оно такого масштаба, что сама только Пресвятая Богородица знает, как это сделать, и может это организовать. Поэтому вручаю ваше желание Ей». И раздал нам маленькие такие иконочки. Эта иконочка до сих пор у меня есть.

В 2005 году Блаженнейший Владимир благословил архимандрита Гедеона заниматься возрождением Десятинного храма, чтобы снова зажечь лампаду любви в этой святыне.

Блаженнейший Владимир благословляет проект музеефикации Десятинного храм

Знаменательно, что в 2005 году было получено разрешение районных властей на установку часовни прямо на фундаменте Десятинной церкви. А когда пришли в главное управление охраны памятников, то его глава сказал: «Подождите, там ставить нельзя, там же будут раскопки, и вы потом будете мешать. А когда будем восстанавливать большую церковь, эту маленькую – что, ломать? Нет, вы должны быть рядом и помогать нам молитвенно».

Собственно говоря, место, где сейчас стоит малая церковь Десятинного монастыря, он нам и указал, но оказывается, это место выбрал Бог. Потому что потом прихожане, живущие рядом, рассказывали, что еще до установки храма-скинии птицы удивительно настойчиво, восьмерками летали вокруг этого места…

Установлен малый храм был в 2006 году на Пасху, а в пятницу на Светлой седмице, 28 апреля в нем явилась Пресвятая Богородица.

Служба уже закончилась, к отцу Гедеону как раз пришли поддержать его друзья-священнослужители из Ильинской церкви. Они стояли на улице, а две женщины-прихожанки молились в храме. Зайдя в храм, священнослужители почувствовали трепет и узнали от женщин, что только что в храм зашла Пресвятая Богородица. Царица Небесная остановилась у центрального аналоя, с воздетыми руками молилась и потом через открытые царские врата зашла в алтарь.

У шестерых священнослужителей сами собой текли слезы; благодать была ощутима физическим образом. Явление Пресвятой Богородицы очень укрепило общину и по сегодняшний день вселяет уверенность в том, что молитвами Пресвятой Богородицы невозможное человеку совершит Бог.

В 2009 году Священный Синод УПЦ издал указ об образовании Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Существующий храм Десятинного монастыря

10 причин, почему нам нужны поместные церкви

Том С. Райнер, президент и исполнительный директор издательства LifeWay Christian Resources, назвал 10 причин, почему нам, несмотря ни на что, нужны поместные церкви:

1.Поместная церковь после вознесения Христа стала избранным Божьим инструментом. Для реализации Своих планов Христос оставил после Себя церковь – и только церковь. Церковь названа Телом Христовым. У поместных церквей даже в период апостолов было много проблем – прочитайте хотя бы два послания к коринфской церкви. Однако Господь не отвернулся от церквей первого века, не “махнул на них рукой”. Не отвернется Он от Церкви и 21-го века.

2.Вместе верующие могут достичь намного большего, чем в одиночку. Мы называемся “членами церкви”, потому что в действительности являемся членами Тела Христова (1 Кор. 12). Эффективность одного члена не идет ни в какое сравнение с эффективностью всего тела. Бог никогда не задумывал христианство “одиночек”.

3.В поместной церкви каждую неделю провозглашается и преподается Слово. Это действительно ключевая причина, почему нам нужны церкви.

4. Поместная церковь – место для поклонения Богу. Разумеется, мы должны поклоняться Богу и в индивидуальном порядке. Но мы получили заповедь собираться вместе для поклонения вместе с другими верующими. Поклонение – одна из главнейших целей поместной церкви.

5. Поместная церковь стимулирует ответственность, подотчетность. Когда христиане собираются вместе, естественным образом возникает чувство ответственности и необходимости в подотчетности. Для этого и существует поместная церковь.

6. В поместной церкви мы ощущаем благодать. Я согласен. Церковь полна несовершеных людей, и я – первый из них. Когда мы собираемся вместе, это помогает нам вспомнить, что мы являемся, по сути, “командой прощенных грешников”. Чем больше мы переживаем благодать Бога через Иисуса Христа, тем больше желаем являть эту благодать друг другу.

7. Поместная церковь может иметь большое влияние на общество. Многие из нас знают, к каким поразительным позитивным изменениям в городе (селе) может привести церковь, если она задастся целью сделать это. Недавно мне рассказали, как несколько школ в одном городе обратилось к поместным церквям с просьбой вести у них различные служения. Эти школьные руководители увидели, какое благотворное влияние оказывает церковь на детей и школьный процесс.

8. Поместная церковь может обеспечить отличную организацию малых групп. Когда верующие собираются малыми группами, они способны эффективней заниматься служением, чаще читают Библию и щедро отдают себя другим людям.

9. В церкви верующие могут наилучшим образом заниматься духовным наставничеством. Новый Завет содержит много замечательных образцов духовного наставничества, и все они проходили в рамках поместных церквей. Это должно оставаться нормой и для наших дней.

10. Поместная церковь является базой для успешного евангелизма. Ми собираемся для совместного поклонения и изучения Библии. Но наилучшая поместная церковь – та, которая идет к людям, чтобы нести им Евангелие.

https://youtube.com/watch?v=JTqcmZ1b5jI

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Наша работа опирается на исследования

В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.

В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.

Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.

Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».

К прочтению  Дело pussy riot

Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.

Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.

Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.

Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.

В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.

Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

О чем молится Церковь на самом деле

– А как говорить о православии с людьми, которые не знают о глубинной сути Церкви?

– А люди во все времена не понимают, что такое Церковь по своей глубине и сути. Более того, члены Церкви тоже не понимают, потому что Церковь – это тайна, таинство. Мы привыкли к тому, что существуют таинства Церкви. Но они и существуют потому, что сама Церковь является таинством. Сделать из нее простую формулу невозможно.

К познанию этой тайны мы призваны. Оно раскрывается через Евангелие, в общении с Духом Святым в Церкви. У каждого человека это происходит по-своему, личностно – и поэтому все равно остается тайной. Но, как ни странно, в этом мы всё равно едины – во Христе и в Евангелии, и в христианской истине.

Важно, чтобы это единство было действительно настоящим, а не фиктивным, не формальным, как в политической партии, где ее члены едины лишь по тому, что они имеют партийные билеты и платят взносы. Наше единство определяется только одним: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную»

Вот это «возлюбим друг друга» раскрывается нам только через Евангелие, слово Божие, которое говорит о любви. И если человек хочет хранить единство, не понимая, что значат эти слова, ему никогда не будет доступно, что такое Церковь.

По большому счету, многим людям, которые считают себя православными, нужна другая Церковь.

Им важна Церковь не в ее Божьем замысле, а в бытовом, человеческом смысле. Люди улучшают «духовное» бытовое качество жизни. Захотелось духовности? Пришел в Церковь, попросил освятить машину, квартиру, офис, ресторан, ракету дальнего действия… Где еще можно получить подобную услугу?

Бывает и наоборот.  Человек понимает, что глубоко и серьезно нуждается во Христе. Он приходит в Церковь, и тут у него происходит когнитивный диссонанс – ему вместо Христа могут предложить всё что угодно.

Часто люди, воцерковленные не один год, остаются всё на том же уровне понимания Церкви. Не зная ее и не стремясь к этому познанию. Они находят там не Христа, а «христианство и…».

У меня был прихожанин, который на полном серьезе написал книжку «Православие и шашки». Когда я его спросил, какое отношение православие имеет к шашкам, он посмотрел на меня с недоумением и ответил: «Батюшка, православие имеет отношение ко всему».

Но и тех, кто приходит с таким устремлением, можно было бы привести к главному. К сожалению, сама Церковь о главном не так громко и ясно сегодня говорит. Никогда отрыв от христианской почвы не был таким очевидным, как сегодня. Я говорю обо всём мире, а не только о России.

На литургии Василия Великого священник говорит о людях, которые стоят за алтарной преградой: «Даруй им вместо земного – небесное, вместо временного – вечное, вместо тленного – нетленное». Но эти слова мало кто слышит.

Если люди вдруг узнают, что на самом деле Церковь молится не о том, за чем они пришли, что с ними будет?!

Кто по-настоящему хочет – вместо земного – небесное? Церковь начинается там, где люди всерьез желают этого для себя. А сегодня она всё время обслуживает земные интересы – идеологические, патриотические, бытовые.

– Разве нельзя в церкви молиться о том, чтобы, например, зарплату повысили?

– Молиться можно о чем угодно, но нельзя только об этом и в первую очередь об этом. Дитрих Бонхёффер – немецкий богослов – писал: «Будь мы предоставлены сами себе, то от «Отче наш», скорее всего, осталось бы только четвертое прошение. Но Бог хочет иного».

–  Как изменить ситуацию, возможно ли это вообще?

– Конечно. Если у самой Церкви будет посыл к тем, кто в нее приходит: «Дорогие братья и сестры, мы сегодня молимся для того, чтобы как можно скорее настало Царствие Небесное. Господь наш грядет. Готовы ли мы Его встретить сегодня или завтра? Готовы ли быть верными Ему?». Почему молитва первых христиан могла звучать так: «Да преидет образ мира сего»? Почему эсхатология первых веков христианства превратилась в бесконечную жвачку «лишь бы не при нас»?

Мы хотим Второго Пришествия или нет? Кого мы ждем – Христа или антихриста?

Самое интересное

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 121 386
  • Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 78 321
  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 57 173
  • Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 53 846
  • Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 49 021
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 48 340
  • Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 40 877
  • Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 40 182
  • Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 32 759
  • Инвалиды духовной войны — просмотров: 30 546

Распространенные заблуждения

Одни требуют от Церкви быть тем, чем Она не является по своей сути.  Церковь призывают отвечать на вызовы, перед которыми Она безмолвствует в силу Своей надмирной свободы. Ее пытаются втиснуть в земные рамки: поставить в зависимость от существующих мирских понятий и явлений, втянуть в происходящие процессы, растворить в мире.

К прочтению  Православная церковь призывает россиян выразить добровольное согласие на посмертное изъятие органов для трансплантации

Каждый настоятельно требует от Церкви мирских проявлений в зависимости от национальных, политических, культурных, социальных и прочих взглядов. Многие хотят поставить Ее в ряд с другими силами. Но это ошибочное и опасное представление.

Церковь никогда не будет защищать интересы какой-либо группы. Люди, думающие таким образом о христианской Церкви, очень далеки от истины и едва ли могут называться христианами.

Другие превращают Церковь в закрытое гетто и считают невозможным взаимодействие Церкви и мира, забывая о Ее двойной природе: не от мира, но для мира.

Все члены Церкви пришли из мира, они живут, работают и творят в этом мире, и Церковь обращена к миру, открыта ему, но при этом остается над всеми процессами, протекающими в нем.

Церковь не может не принимать во внимание происходящие вокруг события, Она не вправе игнорировать ту реальность, с которой каждодневно соприкасается. И здесь будет в помощь икономия, способствующая разнообразию реакции Церкви на окружающую действительность с учетом места нахождения, событий и т

д. 

Церковь выше всех сиюминутных и земных интересов как целого общества, так и конкретного человека. Ничто не может быть выше Ее главного предназначения, быть единым лоном Истины здесь, на земле. Никакие личные предпочтения и внешние события, сиюминутные настроения и намерения отдельных групп не в состоянии изменить Ее природу, Ее истинное предназначение.

Десятинная церковь – храм Пресвятой Богородицы

Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз.

Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна.

Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора.

Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется.

Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Кроме того, Десятинный собор был княжеской усыпальницей. Когда князь Владимир упокоился, его мощи в саркофаге стояли посреди этого храма вместе с останками его супруги византийской царевны Анны. Туда были перенесены мощи и княгини Ольги, бабушки князя Владимира. И иных княжеских останков там находилось множество – Десятинная церковь была первой усыпальницей киевских князей, как впоследствии стал усыпальницей русских государей Архангельский собор Московского Кремля.

Эта церковь была свидетельством симфонии государственной и церковной власти, демонстрацией принадлежности Киевской Руси христианству. Она была символом того, что новое государство приняло Христа и теперь уже видит свое будущее с Ним.

Десятинный храм был построен византийскими мастерами, по летописному свидетельству, выходцами из Греции. Он был богато украшен мраморными деталями и благодаря этому даже назывался «мраморяный» храм.

Трогательны слова молитвы-обетования святого равноапостольного князя Владимира, произнесенные им при входе в только что построенный храм: «…Аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы». Эти слова все время вспоминаются и побуждают к действию.

Одновременно с Десятинным храмом возвели и новые дворцы. На этом месте был центр государственной жизни. По летописным свидетельствам в Х веке здесь действовал монастырь. Археологические исследования показывают: это интереснейшая, своеобразная, наиболее значимая часть города, его несомненный центр. Наверно и вы, если бывали у нас, видели камень с надписью: «Откуда есть пошла земля Русская».

Наместник нашего Десятинного монастыря архимандрит Гедеон часто говорит: «Когда пришел Антоний Печерский в Киев, где же он молился на богослужениях, где причащался? Конечно же, он бывал в Десятинном соборе». И насельники Киево-Печерской Лавры, преподобные XI, XII, XIII веков, все они видели Десятинный храм, молились в нем. Значение этого места трудно переоценить.

Десятинный храм в первозданном своем величии простоял до 1240 года, он стал последним оплотом киевлян во время монголо-татарского нашествия и был разрушен ордами хана Батыя. С тех пор он стоял в руинах. Конечно же, мысль о том, чтобы молитвенная жизнь засияла там опять, была чаянием многих людей на протяжении всей истории.

Врисованные очертания фундаментов Десятинной церкви

Читать также — Заветы князя Владимира

Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви

Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения. Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.

Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.

Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…

Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.

К прочтению  О последних днях земной жизни святейшего патриарха пимена

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.

Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?

И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».

Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.

Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.

Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.

Один из проектов Десятинного храма

Читать также — Князь Владимир: пройти через грязь, чтобы принять свет

Обрадовать Святителя Николая

Как известно, один из самых любимых и почитаемых святых, Николай Мирликийский, всю свою жизнь посвятил познанию истины и защите ее от ереси и заблуждений. Святитель выступал против арианской ереси на I Вселенском Соборе, где она и была им наглядно обличена. Знание истины давало силы святому на добрые дела, которыми он и известен всему миру.

Именно в истине святой Николай черпал вдохновение, просвещая других, и считал познание истины главной заботой христианина, ведущей к спасению. Ведь без правильного ориентира невозможно найти нужное направление. Даже заблудившись в лесу, человек пытается сориентироваться по приметам: он определяет, к примеру, где север, по мху на дереве и по созвездиям на небе, если ночь на дворе. Что уж говорить о духовной жизни! Здесь без ориентиров нельзя и шагу ступить, обязательно оступишься.

Последуем же примеру любимого святого: будем познавать свою веру и свою Церковь, постараемся приблизиться к пониманию Ее природы и не станем опускать процесс познания до уровня человеческих представлений и разбирательств.

Церковь над всеми нашими условностями и разностями. Но только в Ее лоне мы можем стать едины, несмотря на все различия, только Она в силе нас всех примирить, только Она может нас всех напитать, искалеченных и нуждающихся, только Она может нам дать то, чего не даст ничто иное в этом мире. Спасение.

Как  была дарована спасительная истина Святителю Николаю, который радел всю свою жизнь о сохранении уникальной самобытности Церкви, как перед внешним миром, так и во внутреннем Ее устроении, для нашей с вами свободы, представленной нам милосердно драгоценной кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Если мы с вами лишний раз уйдем от самочиния в духовной жизни, а будем следовать церковным канонам, то сделаем большой подарок Святителю Николаю и станем его последователями.

Тогда у нас будет шанс ощутить, что все церковные догматы – не шоры Церкви, а Ее средство сохранения Своей целостности в этом мире, когда у каждого нет своей воли, те есть своеволия, а есть единая воля Божия, согласованная с нашим свободным изъявлением, дающая несокрушимость нашей Церкви, Единой, Соборной и Апостольской.

Записала Наталья Горошкова

«Внешняя» Церковь

– Почему порой люди, даже находящиеся внутри Церкви, иногда говорят о ней, как о чем-то стороннем?

– По этому поводу очень точно и глубоко писал протопресвитер Александр Шмеман:

«Опасность: полюбить Церковь как бы помимо Христа. Этой любви больше, чем думают. Но Церковь – это только Христос, Его жизнь и Его дар. Искать в Церкви чего-либо кроме Христа (а это значит – опять искать себя и своего) – неизбежно “впасть в прелесть”, в извращение и в пределе – в саморазрушение».

Или вот еще: «Религию можно любить совершенно так же, как что-либо другое в жизни: спорт, науку, собирание марок. Любить ее за нее саму, без отношения к Богу или миру, или жизни. Она “занимает” и “занимательна”.

Тут всё, что любит особый тип человека: и эстетика, и тайна, и священность, и чувство собственной важности и “исключительности”, глубины и т. д

Но эта религия совсем не обязательно вера, и в этом-то и вся трудность “религиозной проблемы”. Люди ждут и жаждут веры – мы предлагаем им религию. И это противоречие, это “несовпадение” всё глубже, всё страшнее».

Действительно, в нашей Православной Церкви очень много внешней красоты, эстетики, культуры, традиционности, обрядовости и наполненности, в том числе, идеологическим содержанием. Очень легко увлечься земным устроением Церкви, и не заметить главной цели существования ее на земле.

Человек забывает или не знает об этой цели, считает, что ею может быть духовность, традиционные и нравственные ценности, непоколебимые исторические традиции (в том числе церковный календарь, церковный устав, богослужебный круг, язык богослужений, крещение двумя или тремя перстами и всё то, что мы называем духовными скрепами и другими прекрасными эпитетами). Тогда и сама Церковь окажется неузнанной, незамеченной.

Общество будет замечать Церковь только в ее земной коннотации, потому что она наиболее очевидна, ощутима, ее можно определить по определенным параметрам, как всякое материальное вещество. И тогда всякая таинственная, мистическая жизнь Церкви, то, что является основным ее содержанием, оказывается невостребованной, не воспринятой ни внутри, ни снаружи.

Члены Церкви, которые воспринимают ее внешне, будут защищать ее земное «величие», а всех тех, кто вне Церкви, это земное «величие» Церкви будет крайним образом раздражать.

– Среди тех, кто воспринимает Церковь словно со стороны – есть и священники…

– Какая разница – священники, не священники. Священник или епископ, или мирянин, все – народ Божий, и каждый из них член Церкви в равной степени, ни больше, ни меньше. Ни в коем случае нельзя думать, что священнику в этом смысле что-то больше дано.

Сама по себе принадлежность к Церкви не определяется иерархически.

Неверно считать, что чем выше твоя иерархическая ступень, тем более ты церковен. Конечно, нельзя думать, что раз ты священник, значит, всегда говоришь от имени Церкви. Нет.

Иерархические ступени в Церкви добавляют человеку только обязанностей, но никак не прав. Вспомним слова Христа: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:11).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: