Газета «глас православного народа»

Силы и слабости рпц: как общество относится к церкви?

Церковь меняет общество?

Церковь сохраняет общество. Российское общество, может быть, и не является православным, но, тем не менее, обществу и государству надлежит быть устроенными по христианским правилам. Так полагают три четверти опрошенных. Христианская государственность выглядит не только наиболее адекватным, но и наиболее вероятным решением для множества стоящих перед Россией в настоящее время острых проблем. Выбирая между вариантами: должна ли Церковь меняться вслед за обществом, должны ли быть эти изменения взаимными или это Церковь должна менять общество, о том, что должна меняться только Церковь, не говорит практически никто. Менее четверти говорят о необходимости взаимных изменений (среди них ни одного представителя духовенства, зато все, выбравший этот вариант, имеют высшее светское образование). Две трети выбрали последний вариант, видя в Церкви активную сторону, генератор общественных изменений. Но вот изменений ли?.. Цитата: «Церковь должна сохранять общество, быть его нравственным гарантом»

5.«Знамения времени» — информационная активность и падение морали.

С тем, что знамения времени есть, согласны больше половины опрошенных. Каковы эти знамения? Версии — разные. Самая частая — интернет, информационная активность общества. Смежная тема -глобализация и «размытость граней», торжествующее общество подделок. В целом, информатизация общества вызывает, скорее, тревогу. Многие говорят о падении нравов, упоминается разрушение традиционного общества. Несколько человек более оптимистичны, они говорят о восстановлении и строительстве новых храмов. Цитаты: «Вставай, страна народная, с колен»; «народ становится духовно самостоятельным».

Внимание к религиозным организациям со стороны СМИ: количество упоминаний и нейтральность.

  • Основной объект исследования:

Православие (Русская православная церковь, Московская Патриархия, Патриарх Кирилл)

  • Дополнительные объекты исследования:

Православные организации не относящиеся к РПЦ — «Альтернативное православие» (Русская православная церковь за рубежом, Русская Православная Старообрядческая Церковь, Российская Православная Автономная Церковь)
Ислам (Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управления мусульман Кавказа, Духовное управление мусульман Европейской части России, Гайнутдин Равиль Исмагилович)
Католицизм (Римско-Католическая Церковь, Бенедикт XVI)
Протестантизм (Союз христиан веры евангельской, Всемирный совет церквей, Церковь Адвентистов Седьмого Дня)
Лютеранство (Евангелическо-лютеранская Церковь)
Иудаизм (Федерация еврейских общин России, Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России, Берл Лазар)
Буддизм (Буддийская Традиционная Сангха России, Далай-лама XIV, Аюшеев Дамба Бадмаевич)

  • Тремя самыми яркими цитатами, многократно повторенными в разных СМИ, стали следующие:

«Автокефалия не объединит православных Украины, а расторжение 1000-летнего церковного единства народов исторической Руси будет означать отказ от предания и завета предков и ослабления голоса цивилизации святой Руси в диалоге с Европой и миром», — заявил Патриарх Кирилл в ходе визита на Украину. /140 сообщений, Коммерсант, 27.07, «Церковь против отделения государства»/
«РПЦ признает каноническую территорию Грузинской церкви, включая Абхазию и Южную Осетию», — заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай». /109 сообщений, самое заметное – Ведомости, 22.09, «Миссия — власти»/

«Готов был бы принять украинское гражданство. Пожалуйста, для меня не существует никаких вопросов», — заявил Патриарх Кирилл в ходе визита на Украину

/101 сообщение, самое заметное – Коммерсант, 06.08.2009, «Я патриарх — не Российской Федерации»/
Обращает на себя внимание то, что эти высказывания связаны с ролью Русской Православной Церкви на политической арене.
Половина из 51 930 упоминаний о православии – «контекстные»: в них РПЦ не является главным героем сообщения, а упоминается в связи с чем-то или кем-то.

Тэги:
Общество 
Социология 

Динамика последних двадцати лет

Юлия Синелина

Руководитель отдела социологии религии Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Юлия Синелина рассказала, что первое всероссийское социологическое исследование религиозности общества было проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения в 1989 году. Тогда участникам исследования задавали только один вопрос: «Верите ли вы в Бога, и если да, к какому вероисповеданию себя относите?».

53 процента опрошенных  в 1989 году назвали себя неверующими  и 20 процентов – православными.  С тех пор такие опросы проводятся ежегодно, в них постоянно добавляются новые вопросы, но вопрос о вере в Бога и конфессиональной принадлежности по-прежнему задается первым. В 2008 неверующими назвали себя 26 процентов, в 2012 – около 16. А число православных, наоборот, увеличилось до 59 процентов в 2008 году и 68 – в 2012.

По словам Юлии Синелиной, если бы в вопросе о конфессиональной принадлежности не было вопроса о вере в Бога, православными себя назвали бы около 80 %опрошенных. Результаты опроса во многом зависят от постановки вопроса. С 2004 года похожие опросы проводит ИСПИ, и там вопросы о вере и конфессиональной принадлежности разделены. Тех, кто называет себя верующими, гораздо меньше, чем называющих себя православными.

Что?

Программа нового движения сводится к нескольким пунктам, вынесенным в пресс-релиз:

— Поддержка гражданского общества и усиления его роли в определении стратегии развития страны

Особое внимание при этом будет уделено гражданской самоидентификации русского народа как государствообразущего народа России

— Поддержка национально ориентированного предпринимательства, прилагающего реальные усилия к возрождению экономики страны и отвергающего концепцию России как сырьевого придатка других регионов мира.

— Поддержка семейных ценностей как фундамента здорового гражданского общества и как основы для эффективной экономики, и как залога процветания государства.

— Поддержка возрождения национальной культуры, науки и образования на базе многовековых корней и лучших традиций в сочетании с новыми подходами, отвечающими вызовам времени.

— Поддержка здорового консерватизма и традиционализма в обществе, как залога сбалансированного движения вперёд, основанного на здравом смысле.

— Возрождение традиций русского земства.

Кто?

«Кто такой русский?» – на этот неизбежно встающий в случае обсуждения проблем русского народа вопрос Наталья Алексеевна Нарочницкая ответила:

Наталия Нарочницкая

— Никогда в русской культуре русскость не измерялась кровью и этничностью. Достоевский говорил: «Русский — это православный». Но православный серб — не русский… Быть носителем национальной культуры — это не связано с кровью. Это связано с усвоением и причастностью к преемственной русской традиции.

Россиянин — гражданское состояние, принадлежности к Российскому государству. Но есть культура арабская, и нет культуры эмиратской, а говоря «египетская культура», мы имеем виду древний Египет, а не Египет как часть арабского мира.

Наталия Нарочницкая связывает принадлежность к русской культуре с Православием, но не настаивает на необходимости глубокой религиозности: достаточно интуитивного принятия православных ценностей, усвоенных русской культурой, как своих.

Предвидя возможные подозрения и обвинения в шовинистическом направлении деятельности Русского гражданского движения, Наталия Нарочницкая отмежевалась от агрессивного «зоологического национализма», подчеркнув, что явление это глубоко нездоровое, порожденное депрессивным настроением внутри народа, спровоцированным в свою очередь пропагандой.

«Национальное чувство неискоренимо, как любовь к матери. Освещенное высшим чувством, оно становится побуждением к историческому деланию… Но если его унижать, внушать, что народ уже так деградировал, что у него нет какого будущего, что надо разъехаться и уступить места другим, что он неспособен к модернизации — рождается абстрактный и агрессивный протест».

Владимир Тимаков

Владимир Тимаков также решительно противопоставляет программу «Русского гражданского движения» современным «национальным проектам». В современной общественно-политической жизни он выделяет две тенденции: пробуждение национального самосознания на примитивном уровне, примером которого можно считать выступление на Манежной площади в декабре 2010 года, явившуюся ненаправленным выплеском какой-то боли; второй тенденцией он назвал гражданскую активность людей, противопоставляющих себя заорганизованной политической жизни. Для представителей последней тенденции Владимир Тимаков определяет как проблему тот факт, что они воспринимают себя в качестве агентов другой цивилизации.

Мониторинг СМИ

  • О том, как работают храмы после выхода из самоизоляции, — в интервью Федерального агентства новостей с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

  • ЛГБТ-сообщество, как и вся «прогрессивная общественность», обиделись на ролик, посвященный поправке к 72-й статье Конституции, в которой предлагается закрепить понятие брака как союза мужчины и женщины.

  • Протесты в США охватили территорию в три раза большую, чем та, на которой велись боевые действия в ходе единственной (пока) американской Гражданской войны.

  • Однажды Россия взяла да исчезла. Ну, в общем, так случилось. И весь мир впал в депрессию. Потому что теперь страны стали плохо жить сами по себе, а не по причине козней русских.

  • На днях США перешли печальный символический рубеж: число погибших в Штатах от коронавируса превысило 100 тысяч человек. Это абсолютный мировой рекорд, если только можно говорить об этом, как о рекорде.

  • Уполномоченная при президенте РФ по правам детей Анна Кузнецова выступила с докладом, в котором, в частности, предложила сократить финансирование клиник, производящих аборты.

  • Виктор Мараховский. «Вероятно, это русские»: взломано абсолютное оружие США

    «Глубинное государство» оказалось в принципе не способно отказаться от веры в полную управляемость реальности через пульт, оно и ухватилось за версию о мистической порче, наведенной на американскую реальность русскими. Это русские хакнули американский пульт — и поэтому мы проиграли.

  • Все материалы

«Новая симфония»? Церковь и общество нужны друг другу.

Нужна ли поддержка со стороны Церкви обществу? Нужна ли Церкви общественная поддержка? Если по отношению к мигрантам мнения разделились, то по этим вопросам, наоборот, мнения опрошенных максимально сошлись. По мнению служителей Церкви, Церковь и общество сегодня взаимно нуждаются друг в друге. Самый высокий балл ставят опрошенные старше 45-ти лет. Несколько ниже других необходимость общественной поддержки для Церкви оценивают опрошенные с высшим духовным образованием, и в этом с ними солидарны опрошенные моложе 30-ти лет.

Если Церковь нуждается в поддержке со стороны общества, какой должна быть эта поддержка? Может быть, деньги?  Нет, о материальной помощи вспомнили только три человека из числа всех опрошенных. Самый частый ответ: Церкви нужна верность, лояльность, информационная поддержка. Церковь нуждается в понимании со стороны общества, в защите. Раз мы сегодня живем в рыночной парадигме, встает вопрос: « а что
взамен» Церковь готова предложить? По мнению участников, это, с большой вероятностью, сохранение самого российского общества с возможностью цивилизационного самоопределения, выходящего за пределы рыночной парадигмы.

В опросе приняли участие 44 респондента. Трое из четырех — моложе сорока пяти лет; пятеро из шести – с высшим образованием; половина – миряне, половина – представители духовенства.

Как?

«Русское гражданское движение», по замечанию всех участников пресс-конференции, – не политическая организация. Леонид Решетников подчеркнул, что никакого отношения к политической активности на фоне надвигающихся выборов в Госдуму, создание новой общественной организации не имеет.

На чем предлагается акцентировать внимание? Наталья Нарочницкая упомянула о создании общественных клубов, в которых возможно хотя бы чтение русских сказок для детей. Сергей Михеев заострил внимание на необходимости изменений в политике средств пропаганды

На вопрос корреспондента ПРАВМИРа, как переломить ситуацию в таких проблемах, как коррупция и пьянство, он подчеркнул значение культурных стереотипов. В качестве примера пропаганды «идеалов» пьянства он привел кинокартину «Ирония судьба, или С легким паром!». Герой Мягкова вызывает сочувствие и поддержку, тогда как герой Яковлева — жалость и презрение

Сергей Михеев заострил внимание на необходимости изменений в политике средств пропаганды. На вопрос корреспондента ПРАВМИРа, как переломить ситуацию в таких проблемах, как коррупция и пьянство, он подчеркнул значение культурных стереотипов

В качестве примера пропаганды «идеалов» пьянства он привел кинокартину «Ирония судьба, или С легким паром!». Герой Мягкова вызывает сочувствие и поддержку, тогда как герой Яковлева — жалость и презрение.

От автора: здесь, правда, встает вопрос о всей русской культуре, построенной на «веселие пити». «Выпьем с горя, где же кружка?» – чем не пропаганда алкоголя и пьянства?

Естественным образом встал вопрос о коррупции. Наталья Нарочницкая связала обе эти проблемы, заметив, что и коррупция, и пьянство имеют в качестве корня проблему одиночества. Людям легче дать взятку или запить (с горя? от безысходности?), чем организовываться, бороться за свои права и т. д.

Будем надеяться, что новое общественное «Русское гражданское движение» позволит преодолеть это общественно-национальное одиночество.

Читать Полностью   |  Читать далее:  

Правильная постановка вопроса

О том, как многое зависит от постановки вопроса, говорила и создатель и координатор Некоммерческой исследовательской службы «Среда» Алина Багрина. Она привела пример, как людей на митингах опрашивали, какова, по их мнению, должна быть позиция Церкви по отношению к происходящему. Было предложено четыре варианта ответа: Церковь должна примирять стороны, Церковь должна поддерживать власть, Церковь должна поддерживать оппозицию, Церковь не должна принимать в этом никакого участия.

Большинство ответило, что видит за Церковью примиряющую  роль

Но когда «Среда» попросила прокомментировать опрос протоиерея Всеволода Чаплина, он отметил, что нет еще очень важного, пятого варианта: у Церкви может быть собственная независимая позиция. В последний такой опрос этот вариант был включен, и большинство опрашиваемых ответили, что Церковь… ничего не должна делать

Алина Багрина  привела интереснейшие результаты опроса, в котором приняло участие 56 тысяч россиян. Приведем все 15 утверждений и процент согласившихся с каждым из них:

  1. Я по возможности соблюдаю все религиозные предписания (в соответствии с моим вероисповеданием) – 22 %;
  2. Я исповедуюсь раз в месяц и чаще – 2 %;
  3. Я прихожанин (участвую в жизни общины, сообщества единоверцев) —  3 %;
  4. Религия играет важную роль в моей жизни – 15 %;
  5. Я молюсь каждый день, положенными молитвами или своими словами – 12 %;
  6. Я прочитал Евангелия – 5 %;
  7. Я хотел бы верить в Бога больше, чем верю сейчас – 19 %;
  8. Я верю в приметы, гадания, судьбу – 13 %;
  9. Я лично сталкивался с чудесными, необъяснимыми  явлениями – 5 %;
  10. Я люблю Россию – 52 %;
  11. Я уважаю закон и соблюдаю его – 44 %;
  12. Я хотел бы жить в другой стране – 9 %;
  13. Я поддерживаю традиционные семейные устои, когда главой семьи является мужчина – 20 %;
  14. Я хотел бы иметь много детей – 11 %;
  15. Я безвозмездно помогаю другим людям, занимаюсь благотворительностью – 11 %;

Перед началом  круглого стола присутствующим была роздана эта анкета с графой «Моя оценка» — то есть предложено вписать, каков, по их мнению, процент согласных с этим утверждением. Когда Алина Багрина озвучила цифры, выяснилось, что у кого-то заполненные ими цифры по отдельным пунктам почти совпали, но в целом у всех они расходились с общей картиной достаточно существенно.

По данным опроса некоммерческой исследовательской службы «Среда» — «Русская Православная Церковь: устаревающая или современная?»,

чаще считают Церковь консервативной руководители разного уровня, избиратели Михаила Прохорова, Сергея Миронова и Геннадия Зюганова, опрошенные с высоким уровнем дохода, а также жители Северо-Западного округа и городов-миллионников. Современной Церковь чаще находят жители небольших городов и сёл, население Южного и Северо-Кавказского округов, избиратели Владимира Путина, респонденты старшего возраста и женщины.

Данные исследования целиком читайте здесь.

Опрос некоммерческой исследовательской службы «Среда» — «Русская Православная Церковь: устаревающая или современная?»

Опрос некоммерческой исследовательской службы «Среда» — «Русская Православная Церковь: устаревающая или современная?»

Алина Багрина также рассказала о результатах косвенного исследования по популярности православных СМИ. По данным СРЕДЫ, их читают только пять процентов  россиян. Главным критерием была цитируемость авторов. Самыми популярными  из православных авторов по количеству цитирования являются архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Димитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев.

10 ФАКТОВ О МИТИНГУЮЩИХ

(НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ ОПРОСОВ И ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА МИТИНГАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ «СРЕДА«)

НЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ, А ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА?

1. Протест в рамках закона.
В среднем, более половины митингующих готовы выражать свой протест участием только в санкционированных акциях.

2. Митингующие готовы принимать участие в политике:
участвовать в работе органов местного самоуправления, осуществлять общественный контроль за действиями власти, участвовать в общественно-политических партиях и движениях.

3. Отсутствие абсолютного доверия как власти, так и лидерам оппозиции.
Средняя оценка доверия власти – 2 балла из 10, доверие оппозиции – 6 баллов из 10.

4. Лидеры оппозиции без оппозиции и граждане без лидера граждан.
Не все участники митингов готовы ассоциировать себя лично с оппозицией. При этом вопрос о лидерах, пользующихся доверием, не выявил единого лидера.

5. «Взрослая» гражданская позиция:
более трети опрошенных выступают с требованием не смены власти, а социально-политических реформ и при этом готовы участвовать только в санкционированных акциях.

6. Семья и свобода —
главные ценности участников митингов.

7. От эмоционального упадка к эмоциональному подъёму.
На смену разочарованию и низкой готовности к активным действиям (5 марта) пришли радость и эмоциональный подъём (10 марта).

8. Будущее туманно.
Более трети затрудняются ответить, какой будет Россия через 12 лет.
9. В Бога не верит примерно треть митингующих.
Доля православных варьируется от четверти до трети опрошенных.
10. Великий Пост соблюдают…
Каждый пятый православный опрошенный 5 марта и почти половина православных опрошенных 10 марта.

Комментарии экспертов к итогам опроса

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах

В данном случае разномыслие – это признак того, что люди не боятся быть свободными, думающими

Такое впечатление, что в стране происходит процесс зарождения гражданского общества и гражданского сознания. За последние 20 лет и Русская Православная Церковь проходила важный период своего возрождения, и в значительной мере то, что относится к гражданскому сознанию, можно перенести и на церковное сознание.

Появилось большое количество разномыслия, которое могло бы быть и опасным. Но в данном случае разномыслие – это признак того, что люди не боятся быть свободными, думающими, сравнивать, не боятся выдвигать какие-то свои требования, оставаясь при этом в рамках гражданского общества. Разномыслящие люди хотят созидать, а не разрушать, и это хороший знак.

Наряду с этим, мне неприятно слышать, что протесты инспирированы с Запада – понятна политтехнологическая суть такого рода заявлений. Надо сказать, что и среди оппозиции есть те, которые превращают людей в толпу, и мы также могли это наблюдать.

Я видел людей, выходящих на улицу, ими не так то легко манипулировать. У людей довольно высокий уровень критического сознания. Полагаю, что в этом есть в том числе и заслуга Русской Православной Церкви.

Люди идут на различные митинги, они имеют право выражать свое мнение. Большинство из них совсем не агрессивны, и сами митинги проходили в целом неагрессивно. Позиция Церкви в этой ситуации благотворна и имеет положительное влияние на граждан. Среди тех, кто вышел на улицу, много христиан, и христиане не боятся участвовать в митингах.

Русская Православная Церковь дает право верующим выбирать самые разные убеждения. Это очевидно уже по тому, что мы видим – как по-разному выступают сами священнослужители.

Это хорошо видно и по тому, как осторожно и тактично ведет себя Святейший патриарх, как он выражает беспокойство, как настраивает людей на мирный дух, как говорит о том, чтобы власти все-таки услышали недовольство части общества. Протодиакон Александр Агейкин, Протодиакон Храма Христа Спасителя

Протодиакон Александр Агейкин, Протодиакон Храма Христа Спасителя

Нельзя говорить о новом типе человека в России! Это всего лишь сиюминутная мода, спровоцированная внешними раздражителями и идеологией глобализации. К религиозному мировоззрению это вообще не имеет никакого отношения. В этом случае, все ссылки на некие религиозные взгляды – это всего лишь удобная ширма, за которой явно проглядывает полная невоцерковленность этой части российского общества! Воцерковленные люди не ходят на митинги, потому что для Церкви не свойственна эта форма самовыражения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: