Представители епархии поделились с участниками рождественских чтений опытом катехизаторской работы и преподавания опк в школе

Религия в школе: чем грозит нам опк?

Бороться за свои права

— Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК?

— Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет.

— Как это?!

— Я напомню, что с сентября во всех школах страны вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» — ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Согласно закону выбирать то, что ребенку изучать, должен родитель. Но это — по закону. Но в большинстве российских школ этот вопрос решается, к сожалению, в административном порядке, и родителей, как правило, никто не спрашивает, и в итоге с сентября в большинстве школ курс ОРКСЭ, вероятнее всего, будет преподаваться лишь как светская этика, то есть с ориентацией на вообще далеких от веры людей.

— Почему так происходит? 

— Это снова вопрос, связанный с современной российской действительностью. Сейчас много говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, в котором люди знают свои права и отстаивают их. А наши родители часто не только не знают о своих правах, но даже ими не интересуются

А раз родителям это не важно, директора школ и вышестоящие инстанции всё решают сами — и это естественно

— Что же в такой ситуации делать родителям?

— Родители, если они по-нас­тоящему этой проблемой озабочены, должны настаивать на том, чтобы реализовать  свои права. Они имеют право требовать, чтобы в их классе преподавали то, что они выберут сами, — например, «Основы православной культуры». Ведь мнение родителей сегодня играет колоссальную роль. В местных органах образования сейчас очень серьезно относятся к жалобам родителей, к их докладным запискам, письмам и т. д. На сайте Московского департамента образования есть специальный раздел*, в котором родители анонимно или открыто задают щекотливые вопросы и, что самое интересное, получают на них ответы. Если родители активны и знают свои права, они могут очень многого добиться. В этом смысле одна из главных проблем в деле преподавания ОРКСЭ сегодня — это как раз пассивность родителей.

— Но какой смысл настаивать на введении в классе ОПК, если, как Вы говорите, в школы все равно не пускают хороших преподавателей?

— Волков бояться — в лес не ходить. Опять-таки эта проблема — надуманная. Надо с чего-то начать. Как советовал один полководец: сначала надо ввязаться в бой, а потом посмотреть, что получится. Ведь если родители добьются возможности преподавания для своих детей «Основ православной культуры», то они смогут добиться и смены преподавателя, что, кстати, в ряде случаев и происходит в отношении других предметов.Ведь плохим может оказаться и преподаватель физики, и английского языка. И если его работа не устраивает, родители идут на разговор к директору. Это не специфическая проблема курса ОПК.

Основы религиозной культуры — во все регионы России

На заседании комиссии было сказано, и об этом уже объявлено публично, что существует намерение государства расширить рамки эксперимента, о котором только что шла речь.

В идеале речь идет обо всех без исключения регионах России, в которых появится техническая возможность этот эксперимент осуществить. Сейчас идут дискуссии относительно того, какое количество школ может принять участие в этом эксперименте, все ли это будут школы региона, большинство, или некоторая их часть. Понятно, что и у маленьких сельских школ есть свои ограничения технических возможностей преподавания предметов, связанных с религиозными культурами; понятно, что в некоторых случаях есть особые условия. Но, так или иначе, сегодня государство дает зеленую улицу тому, чтобы эксперимент, который успешно прошел более чем в 20 регионах, стал распространяться повсеместно.

Хочется надеяться, что при этом не будет вычеркнута из жизни та многолетняя практика основ православной культуры, основ исламской культуры, которая сложилась в целом ряде регионов нашей страны, и которая предполагает добровольное обучение детей основам религиозной культуры в течение всего периода школьного обучения. С первого класса по одиннадцатый. Делается это, как правило, в увязке с местными, региональными традициями духовной культуры, с духовным краеведением, с возможностью привязать духовную культуру к конкретным памятникам, с которыми учащиеся знакомы с самых юных лет.

Будем надеяться, что эта практика не исчезнет, и не ослабнет, что она смодет осуществляться параллельно с осуществляемым экспериментом, тем более что первый заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, протоиерей Александр Абрамов, на заседании комиссии еще раз сказал, что идеальным для Церкви было бы преподавание основ религиозных культур в течение всего периода школьного образования. Там, где это уже делается, наверное, это должно делаться и дальше, потому что это соответствует пожеланиям родителей и детей. И очень органично вошло в жизнь целого ряда семей и целых регионов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: