В реформировании школы должны участвовать на равных все участники процесса

Введение стандартов

Важнейшим этапом реформы системы образования в России стало внедрение новых федеральных стандартов на разных уровнях обучения. Стандарт – совокупность требований к определенному образовательному уровню или специальности. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься еще с начала 2000 гг., но новый формат был разработан только через десять лет. Начиная с 2009 года были введены стандарты профессионального образования, а с первого сентября 2011 года школы начали работать по ФГОС для начальной школы. Сроки обучения по программам общего образования были изменены еще раньше и составили 11 лет.

Если говорить кратко о реформе образования в России в этом направлении, стандарт определял структуру программ обучения, условия их реализации и обязательные образовательные результаты. Изменения были внесены в:

  • содержание, цели, формы организации учебного процесса;
  • систему оценки и контроля образовательных результатов;
  • формат взаимодействия педагога и учащихся;
  • структуру учебного плана и программ, а также их методическое обеспечение.

В новых положениях установлены два уровня образовательных результатов, обязательный и повышенный. Достигнуть первого должны все учащиеся. Уровень достижения второго зависит от интеллектуальных потребностей и мотивации школьника.

Особое внимание уделяется воспитательной работе в образовательной организации и духовно-нравственному развитию учащихся. К основным результатам воспитания отнесены: патриотические чувства, гражданская идентичность, толерантность, готовность взаимодействовать с людьми

Федеральные стандарты предусматривают:

  • разнообразие школьных программ (образовательное учреждение самостоятельно выбирает, какой из утвержденных учебно-методических комплексов выбрать);
  • расширение сферы внеурочной деятельности (обязательное посещение кружков широко спектра, дополнительных занятий);
  • внедрение технологии «портфолио» (подтверждение образовательных, творческих, спортивных достижений школьника);
  • профильный характер обучения для старшеклассников по нескольким основным направлениям (универсальный, естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический) с возможностью составления индивидуального плана занятий.

В 2012 году переход на новые стандарты начала основная школа (5-9 классы). Через год в пилотном режиме по новой схеме стали учиться старшеклассники, а также был принят стандарт дошкольного образования. Таким образом обеспечивалась преемственность программ на всех ступенях общего образования.

Образование должно формировать творческую личность

— Одна из самых актуальных сегодня проблем — реформа образования, которая проводится по инициативе Министерства образования. Думаю, многие согласятся с тем, что она нужна. Но мне кажется, что та реформа, которая совершается сегодня, имеет ряд недостатков. Прежде всего, не сформулирована цель.

Наверное, надо искать емкие формулировки, чтобы каждому было понятно, в чем смысл и цель образования, к чему мы должны стремиться, как реформировать среднюю и высшую школу. Реформа должна проводиться не для того, чтобы что-то сократить, а для того, чтобы повысить уровень образования. Но что такое хорошее образование?

Я не могу дать полное и исчерпывающее определение, могу только опираться на прецеденты. Можно сказать много хорошего об образовании, которое было в Российской империи. И прорывы во многих научных направлениях уже в советское время совершили люди, которые получили образование еще в царской России. Но если бы все тогда было хорошо, то и революция не произошла бы.

Кого готовила царская система образования? Верноподданных престолу и Отечеству. Конечно, нет власти не от Бога, но все равно любая власть временна. Сколько династий сменилось в Византийской империи, менялись они и в Российской, да и императоры одной династии, в том числе дома Романовых, хоть и были родственниками по прямой линии, значительно отличались друг от друга.

Еще великий Козьма Прутков составил «Проект о введении единомыслия в России», в котором в присущей ему манере высмеивал современную ему холопскую психологию. Приведем небольшой отрывок из этого замечательного произведения:

«Наставить публику. Занеслась. Молодость; науки; незрелость!.. Вздор!.. Убеждения. Неуважение мнения старших. Безначалие. „Собственное“ мнение!.. Да разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?! Откуда оно возьмется? На чем основано? Если бы писатели знали что-либо, их призвали бы к службе. Кто не служит, значит: недостоин; стало быть, и слушать его нечего. С этой стороны еще никто не колебал авторитета наших писателей: я — первый. (Напереть на то, что я — первый. Это может помочь карьере. Далее развить то же, но в других выражениях, сильнее и подробнее.)

Трактат. Очевидный вред различия во взглядах и убеждениях. Вред несогласия во мнениях. „Аще царство на ся разделится“ и пр. Всякому русскому дворянину свойственно желать не ошибаться; но, чтоб удовлетворить это желание, надо иметь материал для мнения. Где ж этот материал? Единственным материалом может быть только мнение начальства. Иначе нет ручательства, что мнение безошибочно».

Очевидно, что и «начальство» может ошибаться, и «собственное» мнение может быть безошибочным, если оно опирается на твердые нравственные устои и обширные знания.

Образование должно формировать творческую личность, наделенную внутренней свободой, внутренним пониманием, что такое хорошо, и что такое плохо, что такое благородство, доблесть, честь. Что есть принципы, за которые можно отдать жизнь, и есть нравственные границы, которые нельзя переступать, даже если это с самого верху приказывает «начальство»! К счастью, в Социальной концепции Русской Православной Церкви написано, что если приказы противоречат религиозным убеждениям и совести человека, то в рамках законности их можно не исполнять.

Хронология нововведений и ключевые моменты

В 1763 году Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования – эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи.

1764 – год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей». Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.
Воспитательный дом

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин —  Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Институт благородных девиц
Воспитанница

Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств.

В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.

Кадетский корпус

В 1766 году Екатерина II совместно с Бецким разработала документ «Новый устав сухопутного кадетского корпуса». Созданный под влиянием идей таких европейских просветителей, как Монтескье, Руссо и Монтень, устав предполагал 10-12 летнее воспитание детей, принятых в возрасте 5-6 лет. Особенность образовательного процесса, предлагаемого Бецким, заключалась в практически полной изоляции учеников от влияния внешней среды (были позволены лишь нечастые свидания с родственниками внутри образовательного учреждения).

К прочтению  Как отмечать пасху: суть главного праздника христиан

Несмотря на то, что устав создавался для воспитанников кадетских корпусов, его элементы предполагалось использовать для преподавания в гражданских образовательных программах.

Согласно уставу, все предметы разделялись на четыре категории:

  • Руководствующие к познанию прочих наук (логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история)
  • Предпочтительно нужные гражданскому званию (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственная экономия)
  • Полезные (общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело и теория защитных укреплений)
  • Художества (все виды искусства – лепка, рисование, танцы, фехтование, архитектура и т.д.)

Коммерческое училище

В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.

Еще одним известным деятелем, повлиявшим на становление российского образования, стал Федор Иванович Янкович де Мариево – сербохорватский педагог, разработавший систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.

Созданная по указу Екатерины II в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» разработала к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи».

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей – прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

Малые училища принимали на два года обучения. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание – то, что должен знать грамотный человек.

Главные училища подготавливали на протяжении пяти лет по гораздо более обширной, многопредметной программе – курсы естественно-научных дисциплин, языки, архитектура и другие искусства.

Таким образом сформировалась трехзвенная структура учебных заведений для городского сословия – приходские – малые – главные училища.

Для функционирования новой системы необходимы были учительские кадры, поэтому из главного училища впоследствии выделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

Екатерина II планировала запуск проекта организации сельских школ и обеспечение минимальным образованием вне зависимости от сословия или пола. Тем не менее, крестьянство так и осталось не затронутым образовательной реформой. Опасалась ли императрица недовольства дворян, или же сочла казну неспособной вынести дополнительную нагрузку – остаётся неизвестным.

Перспективы дальнейших изменений

Векторы предстоящих реформ России в сфере образования определяются как в рамках федеральных программ развития, так и на уровне оперативно принимаемых решений. Так, согласно положениям целевой программы развития образования до 2020 года, сохраняются традиционные ориентиры модернизации:

  • обеспечение качественного, доступного образования, соответствующего направлениям общественного развития;
  • развитие современной творческой, научной среды образовательных организаций;
  • внедрение технологических инноваций в сфере профессионального образования;
  • активизация применения современных технологий в общем и дополнительном образовании;
  • обеспечение подготовки высокопрофессиональных кадров для современной экономической сферы;
  • развитие системы действенной оценки образовательных результатов и качества обучения.

Еще один документ, определяющий приоритетные направления реформ образования в России, – государственная программа развития до 2025 года. Помимо общей установки на повышение рейтинга российского образования в различных международных программах оценки качества, в ней выделено несколько ключевых подпрограмм:

  • развитие дошкольного, общего и дополнительного образования;
  • повышение эффективности мероприятий молодежной политики;
  • модернизация системы управления в области образования;
  • реализация востребованных программ профессионального обучения;
  • повышение значимости и распространение русского языка.

В апреле текущего года было внесено предложение об увеличении расходов на развитие образования до 4,8% ВВП. В список приоритетных проектов вошли: обеспечение разнообразия форм раннего развития детей (до 3 лет), массовое внедрение электронных учебных пособий (с функциями искусственного интеллекта), расширение сети центров поддержки талантливых детей, обеспечение инновационного развития вузов.

Также предполагается:

  • создать дополнительные места в школах, обеспечить обучение в одну смену;
  • удовлетворить потребности населения в услугах яслей;
  • внести изменения в систему оценки знаний (проверочные работы в 6 классах, устная проверка по русскому языку для девятиклассников, усложнение заданий и введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ);
  • продолжить сокращение количества аккредитованных вузов, повысить уровень подготовки студентов;
  • модернизировать программы среднего профобразования, обеспечив проведение квалификационного экзамена и получение паспорта приобретенных компетенций.

Закон об образовании РФ

Вступление этого документа в силу стало знаковым событием в рамках новой реформы образования в России. Новый закон, пришедший на смену варианту 1992 года, был принят в декабре 2012 года под номером 273-ФЗ. Его задача – регламентация общественных отношений в сфере образования, обеспечение реализации права граждан на его получение, регулирование правовых отношений, возникающих в образовательной деятельности.

Положениями закона устанавливаются меры социального обеспечения, обязанности и права участников образовательных отношений (детей, их родителей, педагогов). Впервые четко определяются принципы обучения граждан с особыми образовательными потребностями, иностранцев и проч. Разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, устанавливается формат государственного и общественного надзора в сфере образования.

В законе четко определены уровни образования в РФ: общее, дошкольное (ставшее первой стадией общего), среднее профессиональное, высшее, а также дополнительное и послевузовское. При этом провозглашается принцип доступности и качества обучения на всех ступенях. В этой связи регламентируются сферы интерактивного и дистанционного образования, позволяющие большинству граждан получать образовательные услуги удаленно.

Впервые определяются принципы и задачи инклюзивного образования, которое может осуществляться как в общеобразовательном, так и в специализированном учреждении.

К прочтению  православные святыни израиля

Информационная открытость становится обязательным условиям работы образовательной организации. Все необходимые сведения размещаются в свободном сетевом доступе.

Ряд положений закона посвящен вопросам независимой оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях. В комплекс оценочных процедур входит анализ образовательных результатов, условий обучения, программ.

Творчество рождается из любви к делу

Говоря о творческой личности, я имею в виду не только людей творческих профессий. Это общепринятое выражение, но на самом деле творчество — более широкое понятие. Оно может быть и у квалифицированного рабочего, и у парикмахера, и у инженера, и, конечно, у ученого. Если человек любит свою работу, вкладывает в нее душу, заинтересован в результате, значит, он подходит к делу творчески.

Вспоминаю рассказ Бориса Шергина — это один из любимых моих писателей, к сожалению, он малоизвестен. Так вот, Шергин писал, как один мастер-корабел как-то плавал на лодочке вокруг спущенного на воду корабля и внимательно его рассматривал. «Любуешься?», — спросил кто-то. «Нет, ищу свои ошибки, недочеты», — ответил мастер. Вот настоящий творческий подход! Человек стал большим мастером, но продолжал учиться, расти. Настоящее творчество рождается из любви к делу.

Действительно, слишком много высших учебных заведений, нужно сократить их число. Тогда мы сможем поднять уровень образования. Реформируя школу, мы обязаны думать о людях, которые работают в ней сейчас. Нельзя людей выкидывать, как шлак. Да, есть много лишних преподавателей и лишних учащихся. Но подумайте, как страшно звучит слово «лишний» по отношению к человеку. Значит, надо к этим «лишним» людям бережно отнестись, творчески, подумать, чем они могут заняться, не роняя своего престижа. Если профессор будет вынужден идти в дворники, кому нужна такая реформа? Нельзя так к людям относиться.

Доктрина отечественного образования

Именно в этом документе были сформулированы основные приоритеты дальнейших изменений в образовательной системе. Ключевые положения Национальной доктрины были одобрены федеральным правительством в 2000 году. На этом этапе реформы в области образования в России определялись цели обучения и воспитания подрастающего поколения, средства и пути их достижения, планируемые результаты вплоть до 2025 года. Задачи образования напрямую связывались с общественными:

  • рост потенциала государства в области науки, культуры, экономики и современных технологий;
  • улучшение качества жизни населения;
  • формирование основы для устойчивого социального, духовного, экономического роста.

В доктрине были сформулированы следующие принципы:

  • образование в течение жизни;
  • преемственность образовательных ступеней;
  • патриотическое и гражданское воспитание;
  • разностороннее развитие;
  • постоянное обновление содержания и технологий обучения;
  • внедрение методов дистанционного образования;
  • академическая мобильность;
  • систематизация работы с одаренными учащимися;
  • экологическое воспитание.

Одним из направлений реформ образования в России была определена модернизации нормативно-правовой базы, обеспечивающей эту сферу общественного развития. При этом государством должны гарантироваться: реализация конституционного права на образование; интеграция науки и образования; активизация государственно-общественного управления и социального партнерства в образовании; возможность получения качественных образовательных услуг социально незащищенными группами населения; сохранение национальных образовательных традиций; интеграция систем отечественного и мирового образования.

Престиж учителя

Теперь я хотел бы поговорить о престиже учителя. Недавно смотрел немецкий фильм «Человек, который проходит сквозь стену». Один из персонажей, чиновник лет тридцати, случайно встречается на улице со своим учителем, человеком уже преклонного возраста, и обращается к нему: «Господин учитель!». Вот с каким уважением в Германии относятся к учителям.

А почитайте воспоминания Льва Кассиля, Паустовского — как издевались в царской России гимназисты над учителями. В советское время вообще появился термин «училка». Откуда такое презрение к людям особой, благородной профессии, без которых невозможно формирование наших детей как личностей? Станет профессия учителя одной из самых престижных, уважаемых — сразу повысится уровень образования.

Мы с детских лет знаем прекрасный рассказ Льва Толстого «Филиппок». Есть ли сейчас дети, которые так рвутся в школу? Почему учеба превратилась в нудную повинность? Если будете говорить со школьниками, подавляющее большинство расскажет, как они прогуливали школу. Студенты вспомнят, как пили пиво во время лекций, а на экзаменах пользовались шпаргалками, дурили экзаменаторов.

У отцов Церкви иногда встречаются очень резкие обращения к оппонентам, и я одно время удивлялся, что святые люди проявляли такую агрессию. А потом понял, что это не против человека направлено, это агрессия отличника по отношению к троечнику: почему ленишься, плохо думаешь, считаешь нужным обнародовать свои плохо сформулированные мысли? Сейчас у нас происходит обратное — троечники агрессивны по отношению к отличникам. Не принято даже говорить о себе, что ты отличник. А ведь это тоже цель образования — чтобы ученик знал предмет отлично.

Новые векторы школьного образования

Обновленные нормативные положения, регулирующие отношения в сфере образования, коренным образом перестроили весь учебный процесс, изменив основные целевые ориентиры. Реформа школьного образования в России предусматривала переход от «знаниевой» концепции обучения к «деятельностной». То есть ребенок должен не просто владеть определенной информацией по тем или иным предметам, но и уметь применять ее на практике для решения конкретных образовательных задач. В этой связи был введен принцип обязательного формирования универсальных учебных действий (УУД). Познавательные (способность к логическим действиям, анализу, выводам), регулятивные (готовность к планированию, целеполаганию, оценке собственных действий), коммуникативные (навыки в сфере общения и взаимодействия с окружающими).

Среди требований к результатам обучения было выделено три основных группы.

  1. Личностные результаты. Включают способность и готовность учащегося к саморазвитию, мотивацию к познавательной деятельности, ценностные ориентиры и эстетические потребности, социальные компетенции, сформированность гражданской позиции, установок на соблюдение принципов здорового образа жизни, навыков адаптации в современном мире и т. д.
  2. Предметные результаты. Связаны с формированием научной картины окружающего мира, опытом ученика по получению новых знаний в рамках конкретных дисциплин, их применению, осмыслению и преобразованию.
  3. Метапредметные результаты. Эта группа непосредственно связана с освоением УУД, ключевых компетенций, составляющих основу формулы «уметь учиться».

Отдельное внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, разнообразию форм внеурочной практики, внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. В образовательных программах помимо федерального компонента предусмотрены разделы, формируемые коллективом образовательных учреждений самостоятельно

Нужны совместные поиски оптимальных решений

Вот сколько задач предстоит нам решить. Не уволить сотни тысячи педагогов, не урезать финансирование — его, наоборот, увеличить надо. Нельзя экономить на образовании! Нужна долгосрочная продуманная программа перестройки образования. И мне кажется, что в первую очередь педагоги всех рангов должны сформулировать идеал, понять, к чему все мы должны стремиться. Мы, родители, тоже должны подумать, чего хотим. Точно знаю, что мы не хотим выбрасывать деньги на ветер, не хотим, чтобы школа продуцировала тех, кто попадет за решетку. 800 тысяч человек сидит в тюрьме — это тоже продукт нашей образовательной системы!

Реформа образования — общенародная задача, проводить ее нужно взвешенно, доброжелательно по отношению ко всем участникам учебного процесса, и особенно заботливо — к тем, кому придется в процессе этой реформы переквалифицироваться. Желательно, чтобы и СМИ высказывали взвешенные суждения.

И еще хочу обратить внимание на то, что у нас утрачен исторический подход. Если мы не будем интересоваться достижениями прошлого, не будем ориентироваться на достигнутые вершины, то мы обречены ползти по поверхности

Только опираясь на эти достижения, можно быть на острие прогресса.

Реформа образования — труднейшая проблема, которая не по плечу одному ведомству. Нужен коллективный творческий подход, совместные поиски оптимальных решений.

Реформа высшего образования в России

Представления о необходимости принципиальных изменений на этой ступени обучения сформировались еще на рубеже XX и XXI вв. С одно стороны, это было вызвано определенными кризисными тенденциями в сфере вузовского образования, с другой – идеей интеграции в европейское образовательное пространство. Реформа высшего образования в России предусматривала:

  • укрепление взаимодействия науки и образования;
  • создание двухуровневой системы обучения в вузах;
  • привлечение непосредственных работодателей к формированию социального заказа на специалистов различных категорий.

В 2005 году был запущен процесс аттестации отечественных вузов, по итогам которого им присваивался определенный статус: федеральный, национальный, региональный. От этого стал зависеть уровень академических свобод и финансирования. Через несколько лет прошли массовые проверки вузов, в результате более ста были признаны неэффективными и лишились лицензии.

Переход на программы бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) в 2009 году вызвал неоднозначную реакцию со стороны заинтересованных участников образовательного процесса. Предполагалось, что данное решение в ходе реформы образования в России удовлетворит массовый спрос на вузовское образование, одновременно способствуя формированию категории научно-образовательных кадров высшего уровня. Также произошел переход на федеральные стандарты нового поколения. В качестве образовательных результатов в них предусматривался комплекс общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по итогам прохождения программы подготовки

Большое внимание уделялось и формам организации учебного процесса, предпочтение было отдано практико-ориентированным технологиям (проекты, деловые игры, кейсы)

В 2015 году ,sk принят ряд положений, призванных совершенствовать образовательные программы, приведя их в большее соответствие с профессиональными стандартами. По мнению разработчиков, это будет способствовать подготовке специалистов, в полной мере отвечающих требованиям работодателей.

Образование при Екатерине II

Якоби В.И. — Первое торжественное собрание Академии художеств

Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных. Понимая колоссальный масштаб страны и неповоротливость как государственного аппарата, так и предрассудков общества, императрица вводила новые законы постепенно. В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан

Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей

Результат образовательной реформы Екатерины II Великой

  • Положено начало становления общеобразовательных учреждений
  • Введена классно-урочная система
  • Появились первые женские образовательные учреждения
  • За время царствования Екатерины II разные виды школ окончили около 190 тысяч детей.

Несмотря на столь существенный вклад в пропаганду культуры и знаний, нельзя назвать образовательную политику Екатерины II до конца успешной. Даже не считая оставшегося не у дел крестьянства (до 90% населения Российской Империи), большая часть дворян пользовалась услугами индивидуальных преподавателей, приглашаемых из-за границы, либо отправляли своих детей в заграничные учебные заведения. Многие приходские школы существовали только на бумаге. Главные и малые училища находились под контролем Приказов общественного призрения – хроническая нехватка средств сказывалась на качестве методических материалов и материальной базы в целом, что снижало общий уровень подготовки как учащихся, так и преподавателей.

Кроме того, императрица не допускала посягательств на собственное понимание идей просвещения. Видный деятель, публицист и издатель большей части книг (в том числе учебников) того времени — Н. И. Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость по личному указу Екатерины II.

Идеология — категория временная

Возьмем советскую школу. Я сам учился в советской школе и благодарен ей за хорошее образование. Она общепризнанна как великолепная школа. Скольких великих людей она выучила, но опять же — кого она готовила? Строителей коммунизма, то есть функционеров. При всех своих достоинствах она была идеологизирована, а идеология — категория временная.

Умерла коммунистическая идеология, распался Советский Союз, который всем казался незыблемым — никто даже не предполагал, что он может рухнуть. А рухнул, потому что люди не стали поддерживать эту идеологию. Но они были воспитаны как исполнители приказов партии и правительства.

Уже в советское время к образованию стали подходить по принципу, над которым смеялся Грибоедов: «Числом поболее, ценою подешевле». С последствиями этого порочного подхода мы сталкиваемся сейчас.

Теперь современная школа. Все с сожалением констатируют, что уровень ее стал гораздо ниже, чем школы советской. А кого она готовит? Людей, способных работать и приносить пользу в условиях рыночной экономики. То есть опять некое функциональное задание. А изменятся экономические условия, и опять окажется, что мы дали своим детям и внукам неполноценное образование, не воспитали свободную творческую личность, которая способна учиться на лучших примерах, опираясь на чистую совесть. Надо, чтобы данный нам Богом ум, полученные знания и навыки были укоренены в нравственных принципах.

В советское время на многих заводах висели плакаты: «Совесть рабочего — лучший контроль». Но, к сожалению, это были только слова, ведь на самом деле многое было построено на показухе, лжи и недоверии. «Доверяй, но проверяй!» Если веришь, зачем проверять, а если не веришь, то говорить о доверии — лицемерие. Но не доверять честному человеку — это его унижать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: