Церковь должна обнимать всех, хоть в калифорнии, хоть в россии интервью с протоиереем стефаном михаликом (американская православная церковь)

2006   сентябрь : православие и мир

О равных правах для всех

Сегодня во всех передовых компаниях при приеме на работу дают одинаковые шансы всем, вне зависимости от вашего пола, расы, национальности, сексуальной ориентации, физических возможностей, религии, намерения завести детей и так далее. Все понимают, что только вместе с такими разными людьми можно построить успешный продукт для потребителей, которые тоже совершенно разные. В Netflix, например, уже работает 50% женщин и 50% мужчин. И теперь мы стремимся к тому, чтобы и на высоких позициях было больше женщин. Но это не означает, что можно взять любую женщину, просто потому что нужен гендерный баланс. Если женщину нанимают или повышают, значит, она — максимально компетентный специалист.

Декорации или …?

…А мы отправлялись к литургии на север, где начиналась русская история Калифорнии — в крепость на берегу Тихого океана. Священник Андрей Ковалев, прослуживший в Сан-Франциско «четыре Рождества и четыре Пасхи», загружал в машину церковную утварь.

Впереди — восемьдесят миль непростой дороги. Утренний хмурый, нелюдимый океан делал серым и обесцвечивал пейзаж за окном. Дорога извивалась, испытывая мастерство водителя и вестибулярный аппарат пассажиров. Океан и горы соперничали в мощи и величии, а заасфальтированный серпантин не давал догадаться — что там, за поворотом…

Вдруг в тумане, на фоне океана, серым по белому туману нарисовалась крепость. Форт Росс на первый взгляд очень схож с театральной декорацией. Ведь и вправду большинство его построек, кроме дома бывшего коменданта форта Александра Ротчева, за два столетия не раз перестраивались и реконструировались.

Форт Росс был основан на берегу Тихого океана в 1812 году купцом, мореплавателем и исследователем Америки Иваном Александровичем Кусковым как удобное место для функционирования Российско-американской компании, занимавшейся промыслом и торговлей пушниной.

Почти 30 лет над ним развевался российский флаг, пока в 1841 году компания ни продала свою собственность крупному землевладельцу Джону Саттеру.

Жизнь в селении Росс била ключом. Поселенцы сразу же разбили фруктовый сад, где среди привычных русскому взгляду яблок с грушами и вишен созревали персики, поля засеяли рожью и пшеницей, а на огородах стали выращивать картофель, бобовые, капусту, дыни, арбузы. Промысловики добывали морских бобров — каланов, чьи шкурки ценились в России, охотились на диких зверей, занимались рыболовством.

На утесе перед фортом располагалась деревня алеутов, а чуть западнее стояли деревянные дома, в которых жили семьи большинства работников Российско-американской компании. У западной стены внутри форта находился большой склад, у восточной — бараки, у южной – магазин. К западу и северу от форта были верфь, кузница, сыромятня, бочарня и баня в Песчаной бухте.

В разные годы население Форта Росс представляло собой уникальный сплав различных культурных групп — русских, креолов, коренных жителей Аляски — алеутов, и коренных жителей Калифорнии — индейцев племен кашайя и миуок. «Креолами» здесь называли тех, кто родился от браков русских с алеутами или коренными жителями Калифорнии. Эта группа составляла значительную часть населения колонии.

Никакой прибыли…

Согласно записи отца Иоанна Вениаминова, посетившего Форт Росс в 1836 году, в форте проживало 260 человек: 154 мужчины и 106 женщин, 20 русских, 51 креол, 50 алеутов с острова Кадиак и 39 крещенных индейцев.

В сане протоиерея отец Иоанн, будущий Московский святитель Иннокентий, крестил здесь и венчал, давал уроки в местной церковно-приходской школе и устраивал крестные ходы.

Служил отец Иоанн в часовне в честь Святой Троицы, о которой сделал такую запись: «Часовня из деревянных досок с небольшой колокольней. Все убранство часовни — две иконы в серебряных ризах. Часовня в Форте Росс не получает никакой прибыли ни от прихожан, ни от тех русских, которые изредка посещают здешние места».

Кстати, больше всего усилий американские власти и энтузиасты за прошедшие десятилетия приложили именно для сохранения этой русской православной часовни, которую видно с дороги, и многие останавливаются, чтобы сфотографироваться около диковинного для местного ландшафта строения.

Троицкая часовня была построена в 1825 году на средства жителей форта и пожертвования экипажа судна «Крейсер». Постоянного священника здесь никогда не было, ведь исторически она не подразумевалась как действующая церковь, а лишь как гарнизонная часовня для совершения утреннего и вечернего правила и чтения акафистов мирским чином, а послушание чтеца здесь нес начальник гарнизона Федор Свиньин.

Во время землетрясения 1906 года стены часовни полностью обрушились, от пола и фундамента остался только щебень, на который была сброшена чудом оставшаяся в целости и сохранности крыша. В 1916 году правительство штата выделило 3 тысячи долларов на реконструкцию часовни. Был сооружен новый фундамент и стены, на которые водрузили уцелевшую крышу. Внешний вид часовни претерпел изменения: она стала более компактной, чем оригинал. Вместо трех куполов — стало два, а у входа для удобства устроили крыльцо.

О детстве

Я выросла в большой семье в городе Дагестанские Огни. Мой папа работал инженером, мама — медсестрой. Мне кажется, для Дагестана наша семья была достаточно современной: во-первых, мы говорили по-русски. Там это не принято, но у моих родителей были разные диалекты табасаранского языкаЯзык табасаранов, народа, живущего преимущественно в Дагестане. , поэтому с нами они говорили так. Еще у родителей был культ образования. Они очень хотели, чтобы все их дети — у меня были три сестры и брат — получили достойное образование. Поэтому мы все учились только на пятерки, нам не давали никаких поблажек, если получали четверку — нас ругали. Мама очень много занималась с моей старшей сестрой, потом старшая начала заниматься со средней, и уже как‑то по инерции все помогали друг другу. Я помню, что когда пришла в первый класс, моя классная руководительница сказала: «Еще одна Магомедова-отличница пришла». У меня особо не было выбора, я должна была учиться хорошо, но я ни капли об этом не жалею.

О жизни в Америке и первой работе

Мы пять лет прожили в Кембридже, а потом Олег начал работать профессором в Принстоне, топовом университете в Америке. Еще через пять лет он получил там постоянную должность — это значило, что у него всю жизнь будет позиция в университете, поэтому мы могли бы остаться там навсегда. Но все преподаватели могут один раз в три-четыре года уезжать заниматься наукой в какой‑нибудь другой университет на выбор. Так, один год мы жили в Чикаго, а во второй раз поехали в Стэнфорд. Это был первый раз, когда мы приехали в Кремниевую долину.

Первую свою работу в Америке я нашла через полгода после переезда — устроилась в небольшую исследовательскую фирму Knowledge Networks, которую через несколько лет купила глобальная компания GfK, я была помощником исследователя. Работала там восемь лет, и за первые четыре года стала вице-президентом. А потом я по своей воле ушла, потому что мы решили завести второго ребенка. И после этого я не работала три года, занималась детьми и хозяйством — успела понять, что это самая сложная работа.

Крест

Однако в ходе реконструкции была допущена ошибка: на звонницу вместо православного установили католический крест, который заменили только в 1939 году. И снова ошибка: плотник установил крест… вверх ногами. Это мгновенно вызвало гнев посещавших Форт русских, они собрали несколько сотен подписей и направили письмо губернатору Калифорнии. Письмо с должными разъяснениями переправили местному плотнику, и в 1941 году крест наконец-то был установлен верно.

В 1955 году, идя навстречу возраставшему интересу к истории России, правительство штата выделило средства на реконструкцию Форта Росс, чтобы сделать его облик ближе к оригиналу. Снова под переделку попали стены и окна часовни, а в 1960 году ее купола стали совсем русскими по стилю, и венчали их новые большие православные кресты.

Но спустя десять лет, 5 октября 1970 года, случайный пожар полностью уничтожил часовню. И снова стал вопрос ее восстановления. То был не самый благополучный период в советско-американских отношениях: и хотя середина 1970-х известна как «разрядка международной напряженности», это было и время модернизации ядерного оружия у обеих стран.

Тем не менее, как это не раз бывало на уровне народной дипломатии, вопросы политики были отложены в сторону, и хорошие пожертвования на реконструкцию пошли от местных правительственных агентств, русско-американских предприятий, жителей штата. На этот раз, чтобы точнее выполнить постройку, Департамент парков и отдыха Калифорнии провел археологические и исторические исследования, и в 1973 году часовня была отстроена в нынешнем ее виде.

В 1841 году, когда русские покидали Форт Росс, то оставили только один большой колокол, паникадило, подсвечник и фонарь. Все они погибли в пожаре 1970 года и были заменены копиями, а новый колокол был отлит из остатков старого.

Хорошая трава

В 1776 году на Тихоокеанском побережье у Залива Сан-Франциско испанцы основали Миссия Святого Франциска Ассизского (известная также как Миссия Долорес), занимающую сегодня не один квартал совсем рядом с русским православным Николаевским собором.

Документально не зафиксировано, но считается, что именно здесь, во дворе белоснежного каменного комплекса в братской могиле, похоронен один из первых святых американского континента — замученный испанцами отрок Петр Алеут, прославленный в 1980 году как местночтимый святой Аляскинской епархии.

В годы мексиканского правления миссия святого Франциска Ассизского получила новое имя — Йерба-Буена, что в переводе с испанского означает «Хорошая трава». И только по окончании Американо-мексиканской войны, в 1847 году, когда город и вся Калифорния стали официально американскими, город обрел свое нынешнее название.

http://www.cherylannestapp.com/fort-ross/

Первая волна русской эмиграции прибыла в Калифорнию после 1917 года, но большинство приехали в конце 1940-х годов из Китая. И те, и другие потихоньку обживались и надеялись со временем вернуться на родину.

Сейчас в Тихоокеанском районе США проживают около 600 тысяч русских, а в самом Сан-Франциско, по разным данным — от 40 до 60 тысяч наших соотечественников. В крупнейшем в стране Русском центре Сан-Франциско действует штаб-квартира общенациональной организации «Конгресс русских американцев», музей и самый богатый независимый архив русской эмиграции, издается одна из старейших в мире русскоязычных газет «Русская жизнь».

В Калифорнии живут 10% всех православных США, а в самом городе и его ближайших пригородах богослужения совершаются в двенадцати русских православных храмах.

Сюда в 1963 году был назначен правящим архиереем святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Под сводами Радосте-Скорбященского собора, где покоятся мощи святого, в мае 2006 года прошел исторический Архиерейский собор Русской Зарубежной Церкви, взявший курс на объединение двух ветвей Русской Церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: