Церковь чтит память святых мучеников сергия и вакха

Церковь чтит память святых мучеников Сергия и Вакха

Историчность

Некоторые исследователи ставят под сомнение историчность жития Сергия и Вакха, излагая следующие соображения.

Критика

Как отмечает Дэвид Вудз, история о святых рассказана в греческом тексте под названием «Страсти Сергия и Вакха». Этот текст содержит, по его мнению, множество анахронизмов и противоречий, которые затрудняют определение точного времени написания этого текста, но всё же его можно отнести к V веку н. э.

Далее, отмечает Вудз, «Страсти» наполнены не только историческим анахронизмами, но и сверхъестественным событиями. Видимо, в силу этого они признаются им ненадежным историческим источником: текст был датирован серединой пятого века нашей эры, не существует никакого свидетельства о почитании Сергия и Вакха до 425 года (спустя более 100 лет после описанной смерти этих мучеников), а поэтому существует большое сомнение в историчности их личности.

Кроме того, утверждает он, нет никаких точных доказательств того, что схолы Сергия и Вакха были использованы императором Галерием или каким либо другим императорам до Константина I. Известно, говорит он, что преследование христиан началось в армии задолго до того, как оно началось повсеместно, так что сомнителен факт, что даже тайные христиане смогли дослужиться до высоких рангов в армии. Также не существует никаких доказательств существования в то время монахов, как описано в житии: там монах находит тело Сергия на берегах Евфрата.

Итальянский историк Пио Франчи Де Кавальери настаивает на том, что «Страсти Сергия и Вакха» основаны на ранее потерянных «страстях» Ювентина и Максимина — это два святых, которые были казнены при императоре Юлиане II Отступнике в 363 году. Он отмечает, что именно при Юлиане солдат христиан наказывали, одевая в женские платья всем напоказ. Дэвид Вудз также подтверждает эту идею, указывая на историка Зосиму, который в своей Historia Nova описывает случай, когда Юлиан наказывает солдат-отступников именно таким способом, тем самым подтверждая, что автор «Страсти Сергия и Вакха» позаимствовал материал из историй о мучениках времён скорее Юлиана, нежели Галерия.

Возможные возражения

Критику Дэвида Вудза и его готовность признать «Страсти» ненадежным историческим источником из-за упоминания в них чудес трудно признать убедительной. О чудесных событиях мы читаем и в житиях тех христианских святых, которые гораздо ближе к нам по времени, например Сергия Радонежского, историчность личности которого не ставили под сомнение даже в советское время. Немало чудес мы встретим и в житии Серафима Саровского, историчность бытия которого сомнений не вызывает.

Иноческий путь святого и строительство новой обители

В 15-м веке в афонском монастыре начал свой путь иночества Преподобный Сергий Нуромский, Вологодский и Обнорский чудотворец. Из греческих земель прибыл монах Сергий в Россию, в дальнюю обитель премудрого светила всей Церкви, Сергия Радонежского. Пока отец Сергий был жив, верный ученик пребывал среди братии, совершал множество добрых подвигов. Однажды он попросил у Преподобного старца благословения стать отшельником и уйти в пустыню. Отправился он в глухие лесные места, в Обнорский край, к берегу реки Нурмы. Чуть позже великий подвижник основал в этом месте часовню и келью.

Его соседом оказался еще один отшельник и молитвенник, святой Павел, прославившийся, как еще один Обнорский светлый чудотворец. Так прожил в небольшой келейке Преподобный Сергий Обнорский много лет. Претерпел нападения разбойников и разные мучения. К нему стали приходить люди со всей земли Русской, прознавшие о его молитвах и чудесных подвигах. Так возникла Нуромская Спасская христианская обитель, насчитывающая до четырех десятков монахов.

Муки двух святых христиан за верность Господу и мученическая кончина

В древнем Риме во время правления императора Максимиана (около 300-го года н. э.) при его дворе служили двое сановников, известных под именами Сергия и Вакха. Они исповедовали веру Христову, но в языческом окружении вынуждены были скрывать свои взгляды. Недоброжелатели донесли правителю, что его подчиненные презирают идолов и веруют в христианского Бога. Максимиан повелел устроить в капище торжественное поклонение римским божествам.

Но Сергий и Вакх нарушили императорскую волю и не явились к месту проведения обрядов и жертвоприношений. После того, как властитель отдал приказ привести нерадивых сановников страже, они не побоялись обличить и самого Максимиана. Сначала разгневанный государь велел выставить Сергия и Вакха перед толпой народа для прилюдного позора и издевательств. Но, проявив жалость, стал уговаривать их отречься от христианской веры. Воины Христовы оставались тверды и призвали императора одуматься и самому креститься.

Тогда римский правитель отослал святых угодников Божьих к главе восточной страны – Антиоху. Тот, хоть и не любил христиан, но Вакху и Сергию он был обязан своей властью и репутацией. После долгих уговоров оба мужественных человека остались нерушимы в своей вере. Царь разгневался, и по его приказу святые приняли мученическую смерть: сначала избивали Вакха до той поры, пока он не испустил дух. Сергию же палач отсек голову. Частицы чудотворных мощей святых мучеников находятся на прекрасной горе Афон в мужском Ватопедском монастыре.

Прославление

Знамя Гасанидов с изображением лика св. Сергия

Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле, вид с северо-востока

Руины базилики святых Сергия и Вакха в Ресафе (Сирия)

Лик Святого Вакха в храме Хора в Стамбуле

Внешний вид храма святых Сергия и Вакха в Риме

После гибели мученика Сергия в Ресафе этот город стал местом паломничества христиан, поклонявшихся мощам мученика Сергия, отчего и сам город стал называться также Сергиополем. С V века Ресафа становится резиденцией епископа. В том же веке иерапольский епископ Александр выстроил великолепную церковь в честь этих мучеников. Память святых мучеников Сергия и Вакха издревле весьма чтилась на всем востоке, и к мощам их многие совершали благочестивые путешествия.

Мощи

Мощи святых мучеников Сергия и Вакха, первоначально находившиеся в Ресафе, давно покинули этот опустевший город (в XIII веке он был оставлен жителями). В настоящее время мощи находятся в Венеции.

Нетленные главы мучеников хранились некоторое время в Константинополе, где видели их русские паломники: инок Антоний ( г.) и Стефан Новгородец (ок. г.).

Храмы

Находящаяся в Коптском квартале Каира и принадлежащая Коптской церкви Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга) (англ.)
была построена, по некоторым данным, в IV—V веках (впоследствии перестраивалась). По преданию, возвели её именно там, где останавливалось на ночлег Святое семейство — Дева Мария с младенцем Иисусом и супругом Иосифом.

Церковь Святых Сергия и Вакха, построенная в Константинополе (ныне Стамбул) в —529 годах близ дома, в котором император Юстиниан провёл свои молодые годы, была любима семьей императора и послужила прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии (отчего и получила второе название — «малая Айя-София») После падения Константинополя церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до начала XVII века, а затем была обращена в мечеть.

В Маалюле (Сирия) до самого недавнего времени сохранялась и действовала древняя церковь святых Сергия и Вакха, однако в сентябре 2014 года пришла печальная весть о том, что сирийские боевики «разрушили древнюю христианскую церковь Святых Сергия и Вакха в Маалюле, похитив либо уничтожив её всемирно известные иконы».

В Босре (Сирия) находятся развалины древнего храма, посвящённого этим мученикам.

В честь Сергия и Вакха были построены и многие другие церкви. Например, в IX веке была сооружена церковь святых Сергия и Вакха в Риме (Santi Sergio e Bacco) (англ.). Древнее сооружение, впрочем, не дошло до наших дней, нынешний римский храм в честь этих святых (принадлежащий Украинской греко-католической церкви) был построен гораздо позже — в XVIII веке (отдельные элементы датируются XVII веком).

В Москве этим святым была посвящена церковь Сергия и Вакха Сергие-Вакхской старообрядческой общины, располагавшаяся в Гжельском переулке, которая не сохранилась до наших дней.

В России в настоящее время, судя по всему, нет храмов, посвящённых мученикам Сергию и Вакху. В своё время, однако, им был посвящён храм села Кузьмичи Смоленской области, который теперь освящен в честь Вознесения Господня, а мученикам Сергию и Вакху посвящён его левый придел. Во имя святых мучеников Сергия и Вакха в 1831 году был освящён престол (придел) на первом этаже ныне утраченной Троицкой церкви в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.

День памяти в Русской православной церкви

Русская православная церковь отмечает день памяти Сергия и Вакха 7 (20) октября. Именно 7 октября был пострижен в монашество преподобный Сергий Радонежский. Он получил своё монашеское имя в честь мученика Сергия.

Церковь святых Сергия и Вакха — описание

Малая Айя София — образец ранней византийской архитектуры, особенность которой проявилась в наличии большого центрального купола, поставленного на восьмигранную основу. Здание церкви очень похоже на собор Святой Софии, который был построен несколько лет спустя.

Интерьер мечети сегодня оформлен с помощью арабской каллиграфии на коричневом фоне. Белые стены также украшают орнаменты синего цвета. Известно, что первоначально своды были полностью покрыты золотой мозаикой и фресками. Они были похожими на те, которые остались с того же пер

Если смотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он похож на звезду. Он имеет такой вид благодаря особенностям архитектуры. Мастера сделали здание восьмиугольным и поместили его внутрь четырехугольного сооружения.

За долгие годы существования церкви ее нижняя часть оказалась под грунтом. Поэтому внешне она выглядит сравнительно небольшой. Здание все время страдало от таких природных катаклизмов, как землетрясения. Но сейчас оно рушится еще и от постоянных вибраций, которые ощущаются во время проходящих рядом поездов. Железнодорожная ветка расположена совсем рядом, от постройки до рейса метр-два. Говорят, что мечеть стараются сохранить, она находится под охраной ЮНЕСКО.

Туристы могут побывать там почти каждый день. Там регулярно проходят богослужения, которые слышно на несколько сотен метров. Рядом с мечетью расположено мусульманское кладбище. На памятниках над могилами сделаны скульптуры шапок, которые полагались покойным, согласно их статусу. Там также можно побывать в чайном саду, медресе.

Память VII Вселенского собора

Опубликовано: 27.10.2019

27 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, совпавшую в этом году с памятью святых отцев VII Вселенского собора, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Проповедь по запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

VII Вселенский собор был созван в 787 году в г. Никее благочестивой царицей Ириной против ереси иконоборчества, сотрясавшей православную Церковь Византии более 60 лет. На соборе было восстановлено почитание икон, разрешившее употреблять в церквах и домах священные изображения Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением, но не служением, какое прилично одному только Богу, а целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом.

На соборе был утвержден догмат иконопочитания, изложенный в оросе (правиле), который гласил: 

«Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением,

не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству,

но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется лицу изображенного на ней».

Таким образом, догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, целования, — а не служения-латрии, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению и, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображённому лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства.

Иконопочитание стало возможным по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, вследствие чего стало возможным на иконе изображение человеческой природы Христа, от которой в Его единой Ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», поэтому образ (икона Христа), указывающий на Лицо (Ипостась) Христа, есть действительно (по действию-энергии) само это Лицо, Сам Христос, хотя и отличается от изображенного Лица по материальному составу, который использовался при создании иконы.

Предание

Согласно их житию, святые мученики Сергий и Вакх занимали высокие воинские должности при императоре Максимиане (в изложении святителя Димитрия Ростовского — были сановниками при дворе царя Максимиана). Так продолжалось, пока Максимиану не донесли, что они не почитают языческих богов. Император, чтобы удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они отказались, ответив, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются, после чего император приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, одеть в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Унизив их, император опять призвал Сергия и Вакха и пытался отвратить их от христианской веры, но святые были непреклонны. Тогда Максимиан приказал отослать их к правителю Сирии Антиоху, который ненавидел христиан. Антиох получил место правителя с помощью Сергия и Вакха, то есть был им лично обязан, и просил исповедников оставить христианство. Получив отказ, разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами, после чего он умер, а Сергия отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (обезглавлен).

Католический англоязычный вариант жития этих святых излагает события сходным образом, однако в этом варианте Максимиан именуется цезарем, а не императором.

Смерть мученика Сергия, согласно житию, наступила в городе, именуемом Ресафа (Димитрий Ростовский в своем житии свв. мучеников называет этот город Резафой, или Розафой). Впоследствии он был переименован в Сергиополь.

Святые мученики Сергий и Вакх претерпели кончину, по разным источникам, около 300 года, или около 303 года, или в 305 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: