День памяти священномученика киприана, мученицы иустины и мученика феоктиста

Молитвы святым

Священномученик Киприан

Во втором веке нашей эры в Антиохии жил один человек по имени Киприан. Он в детстве был обращен в язычество. В десять лет его привезли на гору Олимп, где стояло множество идолов и капищ. Там и научился юноша колдовству и всяким чернокнижным наукам. Он умел вызывать дождь и шторм, наводить порчу на сады, насылать болезни на людей. В юности Киприан уже стал языческим жрецом.

Он утверждал, что видел воочию самого диавола. Тот полюбил его и хвалил его способности. Многих людей погубил Киприан: приносил в жертву идолам молодых людей, насылал болезни и смерть на людей. Многих склонил он с помощью колдовства на блуд и измены. Некоторых он научил волхованию, летать по воздуху и ходить по воде. Но Всемилостивый Бог, не хотящий смерти грешникам, не дал погибнуть даже такому явному грешнику.

Обращение Киприана в христианскую веру

Колдун взял все свои книги по чародейству и пришел к епископу, прося окрестить его. Архиерей, зная, что этот человек много колдовал, не поверил его покаянию. Тогда он заплакал, сжёг свои колдовские книги и отправился в храм. Когда диакон велел ему выйти, как оглашенному, тот ответил, что никуда не уйдет, пока не примет Святое крещение. Удивленный диакон поведал о том епископу, и тот крестил его в тот же день.

Святая Иустиния возрадовалась и возблагодарила Бога, когда узнала об обращении колдуна. Вскоре Киприана постригли в диаконы, а затем в иереи. Он ревностно служил, заботился о духовном своём стаде. Иустинию он сделал диаконисой и поручил ей окормлять женский монастырь.

Но диавол решил отомстить им и навел на них гнев правителя. Который, узнав, что они – христиане, велел заточить обоих в темницу.

Святой Киприан был язычник, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве родители отдали его на служение языческим богам.

До тридцати лет Киприан обучался в крупнейших центрах язычества — на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Изучив премудрость языческой философии и чародейства, он был посвящен на Олимпе в жрецы. Он получил большую силу в призвании нечистых духов.

В Антиохии Киприан удивлял людей способностью управлять стихиями, насылать болезни и раны, вызывать мертвецов. В том же городе жила христианка, девушка по имени Иустина. Она приняла крещение вместе с родителями, проводила жизнь в посте и молитве, а также дала обет безбрачия.  Когда юноша Аглаид предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству.

Как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом разрушала все замыслы дьявола. Все чары исчезали даже от имени святой девушки. Киприан в гневе наслал болезни на семью Иустины и весь город, но и тут был побежден ее молитвой.

Киприан осознал всю беспомощность дьявола перед Господом и с глубоким покаянием пришел к местному епископу Анфиму и отдал на сожжение все свои книги. На другой день он находился в церкви и не хотел выходить из нее, пока не принял святого крещения. Через семь дней после крещения он был поставлен в чтеца, на двадцатый день — в иподиакона, на тридцатый — в диакона, а через год рукоположен в священника.

В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа. Святая Иустина ушла в монастырь и была избрана в игуменьи. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане епископ Киприан и игуменья Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после жестоких мучений были обезглавлены.

Воин Феоктист увидел страдания святых и объявил себя христианином. Он был казнен вместе с ними. Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист были убиты в Никомидии в 304 году. Христиане часто прибегают к молитвенной помощи этих святых в борьбе с нечистыми духами.

Тропарь

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход: сего ради, слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Киприане, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Проект «Православные праздники» реализован «УНИАН-Религии» при содействии Киевской духовной академии и семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Церковь Богородицы «Матери детей»

Возвращаемся в Менико и пытаемся найти эту церковь. Вы, в отличие от нас, уже будете «подкованными», поэтому найти её особого труда не составит. Нам же пришлось пройти целый квест,  потому как точного местоположения в тот момент не знали. Решили расспросить местных. Первая трудность состояла в том, что не так просто было правильно произнести на греческом название церкви − Μάνας των Παίδων, чтобы вас поняли, если учитывать, что вы сами только недавно с трудом прочитали его на указателе.

В итоге, выручила одна местная «бабуля», которая на греческом, перемежая с жестами, подробно объясняла нам, как туда проехать. И это очень помогло. То есть надо было выехать из деревни, повернуть направо, потом около «схоли» (школы) снова держаться правее. А там проехать и снова повернуть направо и делать «пано» − то бишь поехать вверх в горку. После таких подробных объяснений мы оказались рядом с указателем на церковь.

Осталось проехать ещё немного − и мы на пороге церкви Богородицы «Матери детей».

Это небольшая церковь со сводчатой крышей реставрировалась несколько раз и дата её постройки неизвестна. Согласно преданию, часовня построена на месте пещеры, где нашли двух давно разыскиваемых детей-потеряшек.

В летописи церкви Святого Киприана записано, что икона Богородицы из этой церкви «защищает слабых и немощных детей», поэтому у местных жителей есть традиция развешивать различные предметы детской одежды, символизирующих тот или иной недуг, на растущих неподалёку деревьях.

Мы уже привыкли в Менико, что все храмы были открыты, поэтому не удивились, что и эта церковь оказалась не запертой. Давайте ненадолго заглянем внутрь.

Когда в Менико выведывали путь к этой церкви, русскоговорящая девушка из магазина, находящегося рядом с церковью Киприана и Устиньи, сказала, что главная икона как раз в настоящее время выставлена в ней, мол не надо туда и ездить. Мы на ус намотали, но всё равно поехали. А после посещения часовни решили вновь посетить церковь Киприана и Иустины.

Покажем сразу две особо заинтересовавшие нас в тот момент иконы. Первая − это та самая икона Богородицы Всех Детей. Мы специально спросили о ней батюшку, чтобы удостовериться. Заодно и спросили разрешение на съёмку, на что получили  согласие. Вторая − это известная в России икона св. Матрёны. Её привезли в дар храму наши соотечественники.

На этом рассказ о Менико мы завершаем и напоследок посмотрим фотоальбом, да узнаем как сюда добраться.

Другие церкви Менико

Изучение остальных церквей Менико происходило во время отдельного посещения, которое запланировали для более подробного изучения деревни.  Начнём с часовни Святого Георгия Победоносца, что расположилась чуть южнее только что посещённого нами храма. Первое фото, где видны обе церкви, показываем, чтобы вы могли  оценить расстояние между ними, а на втором − часовня св. Георгия.

Она оказалась открытой, поэтому сделали несколько фото внутри храма. Здесь мы видим икону св. Георгия, что расположена на северной стене здания. Она написана в 1882 году. Покажем также вид со стороны входа и часть иконостаса.

Часовня св. Георгия датируется XVI веком. Чтобы посетить следующую церковь, уже понадобится выехать за пределы деревни в восточном направлении. Координаты церквей приведём позже, а пока выезжаем из деревни, в нужный момент по указателю сворачиваем налево и через пару минут останавливаемся перед входом в церковь.

Часовня Святых Андроника и Афанасии

Вот так сейчас она выглядит.

Часовня Святых Андроника и Афанасии − это старая каменная однонефная часовня с двускатной черепичной крышей. Дата строительства неизвестна. Стоит упомянуть, что икона святых была найдена в ней в 1953 году и в настоящее время находится в Церкви Святого Киприана.

Как вы уже поняли, и эта часовня оказалась открытой. Более того, в ней наблюдалась «жизнь». Ещё при входе мы обнаружили рисунок, приколотый на видном месте, а в алтарном помещении на лесах была замечена женщина. Вроде как по церковным канонам вход на ту территорию разрешается только мужскому полу, но здесь − особый случай. Она расписывала свод над алтарём. Внимательный взгляд увидит, что рисунок и роспись очень похожи по содержанию. Видимо, нам показывали эскиз будущей росписи, на котором по бокам от Богородицы расположены святые Афанасия и Андроник.

Скорее всего часовня полностью утратила былую роспись и теперь начнёт освежаться новыми красками. Посмотрим ещё на внутреннее её убранство и копию старой иконы с Андроником и Афанасией.

Андроник и Афанасия представляли собой пример благочестивой супружеской пары, сегодня к ним обращаются верующие с просьбой о создании и сохранении семьи. После осмотра этой часовни двинемся в противоположную сторону, где северо-восточнее от Менико есть ещё одна интересная церковь.

Как добраться

Так получилось, что к Менико мы подъезжали со стороны Никосии, хотя и со стороны Троодоса тоже можно. Просто планируйте маршрут заранее. Если катить по трассе A1, которая ответвляется вглубь острова от трассы A5 (между Лимасолом и Ларнакой) в сторону Никосии, то перед самой Никосией будет съезд влево на Троодос − вот туда и надо направить стопы вашего авто. Примерно шесть километров по дуге мы будем двигаться по краю Никосии до кольца, на котором надо свернуть опять же налево и опять же по указателю на Троодос. Дальше нам «девушка» сказала сколько надо ехать, но раньше на дороге попался указатель на Менико, где мы и свернули, и вам советуем. От предыдущего кольца до места поворота на Менико чуть менее шести километров. Всё-таки ездить по указателям на Кипре вполне нормально!

Дорога уходит влево от трассы A9 и направляет нас чуть вглубь острова в сторону юга. От съезда с трассы до деревни Менико около десяти километров. На полпути этого отрезка нам попадётся деревня Paliometoxo, которая тоже послужит ориентиром. Через пять километров после неё будем въезжать уже в Менико. Тут не надо разгоняться − если продолжить движение прямо, то описав полукольцо, снова окажемся на трассе Никосия − Троодос (мы так возвращались потом из Менико). Наша задача не пропустить поворот налево, который будет недалеко от въезда в деревню. После поворота дорога поведёт вглубь деревни и менее чем через километр доведёт до цели − к церкви св. Киприана. Посмотрим это место на карте.

Церковь Киприана и Устиньи. Было и стало

Во время очередного посещения церкви возникло такое ощущение, что мы здесь впервые… но в то же время какие-то знакомые детали всплывали в памяти. Церковь вся оказалась богато расписанной, чего совершенно не запомнилось после первого визита. Лишь икона Киприана всё так же выглядывала из-за занавесочки.

Мы не торопясь походили по церкви, осмотрели каждый её уголок, удивляясь богатству росписи. Как мы такое не заметили в первый приезд? − списали всё на нашу усталость тогда. И лишь вернувшись домой и посмотрев архивы фотографий, с удивлением обнаружили, что росписи никакой и не было! Для сравнения поставим две фотографии. Первая сделана в январе 2010 г., а вторая − в феврале 2013 г.

И на первой и на второй фотографии можно увидеть крест, стоящий в нише. Разительно отличается интерьер вокруг него, не правда ли? Если присмотреться к первому снимку, то увидим, что справа от выступа с нишей, в которой стоит крест, на стене есть фрагмент сохранившейся старинной фрески. На правой фотографии этот фрагмент также можно разглядеть среди новой росписи. Таких фрагментов в церкви несколько − в частности на этой колонне.

С 8:00 до 13:00, а затем с 16:00 до 18:00 в церкви обычно находится один из батюшек – отец Саввас или отец Киприан. Посетив церковь в эти часы, вы можете приложиться к мощам Киприана и Иустины, подать записки «О здравии» и «За упокоение» и приложиться к животворящей иконе святого Киприана, написанной в 1613 году иконописцем художником Давидом. Икона Киприана и Иустины находится справа от иконостаса.

Эту информацию мы почерпнули, будучи в очередной раз в храме. Расписание, скорее всего, относится к летним месяцам. Зимой же эти часы несколько другие.

Факт 1. Киприан начал изучать волхвование с семилетнего возраста и посвятил этому более 20-ти лет

Киприан, знаменитый волхвователь и философ, происходил родом из Карфагена и жил в царствование Декия в Антиохии. Происходя от нечестивых родителей, он еще в детстве посвящен был ими для служения языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости.

По достижении десятилетнего возраста он был послан родителями для приготовления к жреческому служению на гору Олимп, которую язычники называли жилищем богов; там было бесчисленное множество идолов, в коих обитали бесы. На этой горе Киприан постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни и язвы на людей. Он видел там бесчисленные полчища бесов с князем тьмы во главе, которому одни предстояли, другие служили, иные восклицали, восхваляя своего князя, а иные были посылаемы в мир для совращения людей. Там видел он также в многих образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди.

Когда ему минуло пятнадцать лет, он стал слушать уроки семи великих жрецов, от которых увидал многие бесовские тайны. Затем он пошел в город Аргос, где, послуживши некоторое время богине Гере, научился многим обольщениям у жреца ее. Пожил он и в Таврополе, служа Артемиде, а оттуда пошел в Лакедемон, где и научился разными волхвованиями и навождением вызывать мертвецов из могил и заставлять их говорить. Двадцати лет от роду Киприан пришел в Египет и в городе Мемфисе обучался еще большим чародействам и волшебствам. На тридцатом году он пошел к халдеям и, научившись там звездочетству, закончил свое ученье, после чего возвратился в Антиохию, будучи совершенным во всяком злодеянии.

Святые свщмч. Киприан и мц. Иустина. Иконы

На православных иконах святые чаще всего изображаются вместе, фронтально, в полный рост. Св. свщмч. Киприан предстает в традиционном святительском облачении, в левой руке он держит книгу, персты у правой руки сложены для благословения. Св. мц. Иустина, как и многие другие мученицы, изображается с крестом, так как мученичество является уподоблением тому самому Крестному Пути, который был пройден Христом Спасителем. Крест — это также и символ победы. Как Господь, Который страдал и умер на Кресте, на нем же и им же смог ниспровергнуть дьявола, так и мученики, перенесшие вышеестественные для человеческой природы страдания, оказались славными победителями над всевозможными силами зла. Красный цвет, который нередко доминирует в одежде св. мучеников, — символ пролитой за Христа мученической крови.

Минея Октябрь (фрагмент). Икона, Русь, Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

Миниатюра середины ХI века, которая находится в Византийской Минологии за октябрь месяц, является одним из древнейших изображений святых, существующих в наше время. 

Святые Киприан и Иустина. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.

Мученики Киприан и Иустина. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Известна также русская икона ХVIII века с клеймами из жития святых мучеников.

Мученики Киприан и Иустина с житием. Икона. Россия, конец XVIII в.

В храме священномученика Киприана и мученицы Иустины рядом с мощами есть древняя чудотворная икона святого Киприана (1613 г.), а справа от иконостаса — большая фреска с изображением Киприана и Иустины. В 2005 году, во время Успенского поста, мощи святых Киприана и Иустины побывали в России, в Зачатьевском монастыре в Москве, впервые покинув Кипр. В честь этого события в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря был освящен придел в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины. В этом приделе хранится икона святых с частицей их чудотворных мощей. Еще одна икона с частицами мощей святых мучеников Киприана и Иустины находится в московском храме Вознесения за Серпуховскими воротами.

Святые мученики Киприан и Иустина. Современная икона  

Молитва священномyченикy Кипpианy

О, святый yгодниче Божий, священномyчениче Кипpиане, скоpый помошниче и молитвенниче о всех к тебе пpибегающих. Пpиими от нас недостойных хваление наше, и испpоси нам y Господа Бога в немощех yкpепление, в болезнех исцеление, в печалех yтешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господy благомощнyю, твою молитвy, да огpадит нас от падений наших гpеховных, да наyчит нас истинномy покаянию, да избавит нас от пленения диавольскаго и всякаго действия дyхов нечистых, и избавит от обидящих нас. Бyди нам кpепкий побоpник на вся вpаги видимыя и невидимыя, во искyшении подаждь нам теpпение и в час кончины нашей яви нам застyпление от истязателей на воздyшных мытаpствах наших, да водимыя тобою достигнем Гоpняго Иеpyсалима и сподобимся в Hебесном Цаpствии со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Дyха во веки веков. Аминь.

Церковь Киприана и Иустины в Менико.

История не моя. Рассказана одним из членов сообщества. Про Кипр православный — тема на несколько томов толстых книг. Он же не только остров Афродиты, и еще и остров Святых… Кипр и Святая Елена посещала, и Лазарь Четверодневный после воскрешения служил там в течение 30 лет, и много еще кто там был… Почитаемых святынь множество, а всего храмов и монастырей — около 600. На Кипре развит паломнический туризм, но ни один из маршрутов не включает церковь Киприана и Иустины. Да и киприоты далеко не каждому расскажут об одном из своих любимейших храмов, хотя каждый киприот с детства знает историю его появления… В древней Антиохии жил колдун, язычник Киприан, родом из Карфагена. Может, сам по себе не злой был, но работал по заказам недобрых людей. И жила там же благочастивая девушка Иустина, которая к тому же, была сказочно красива. На ее красоту сильно запал богатый юноша Аглаид, и вышла из этой его любви страшная трагедия… Получив от Иустины полный афронт, Аглаид обратился за помощью к колдуну. Киприан трижды пытался вызвать у Иустины бурю телесной похоти при помощи бесов, но девица устояла. Бесы были посрамлены, а Киприан, видя силу христианской веры, уверовал сам и даже через некоторое время стал епископом. Злые люди оклеветали Киприана и Иустину, что в конечном итоге, привело к казни последних. Шесть дней тела лежали без захоронения (а уже тогда возле них начали происходить чудеса исцеления), пока добрые странники не отвезли их в Рим… Потом часть мощей переправили в Антиохию, откуда их привезли на Кипр спасающиеся от мусульманского нашествия христианские беженцы. И захоронили святые останки в маленькой деревушке Менико (ударение на первый слог), куда сразу же стали стекаться страждущие…Среди прочих исцелившихся был сам Петрос I (1359-1369). Да, у киприотов был свой Петр первый, может не такой великий, зато шустрый и неугомонный. При посещении церкви Петрос наблюдал неутешительную картину: бедные больные, распластавшись на святых мощах, старались отгрызть, отщипнуть кусочек святыни с целью продолжить лечение в домашних условиях. Вот тогда-то и началось по приказу царя строительство новой церкви, а мощи были помещены в серебряный кивот. Храм стоит по сей день, внутри из-под яркой росписи видны участки старинных фресок, за занавесочкой — икона Святого Киприана (1613год).Во дворе — святой источник для всех желающих (ну очень специфический вкус у воды). Снаружи храм — обыкновенная византийская церквушка. Но что самое незабываемое в этом храме — обстановка душевной теплоты, домашнего уюта, умиротворения и комфорта.В церкви можно улыбаться, можно сфотографироваться с отцом Саввасом или Киприаном, очень уважаемыми на Кипре. Кстати, киприоткам необязательно покрывать голову в церкви (этот обычай возник во времена турецкого нападения — чтобы принципиально отличаться от мусульманок), но к нашему обычаю относятся с большим уважением.

Не продолжая беседы, она тотчас прибегла к защите Креста Господня и положила честное его знамение на своём лице, а сердце свое обратила ко Христу, Жениху своему.

И дьявол тотчас исчез с еще большим позором, чем первые два беса.

В большом смущении возвратился к Киприану гордый князь бесовский. Киприан же, узнав, что и он ничего не успел, сказал диаволу:

Побежденный силою Божией, дьявол неохотно сознался:

Киприан вознегодовал на дьявола за то, что он посрамил его и сказал:

Тогда дьявол, желая утешить Киприана, предпринял еще одну попытку: он принял образ Иустины и пошел к Аглаиду в надежде, что, приняв его за настоящую Иустину, юноша удовлетворит своё желание, и таким образом ни его бесовская слабость не обнаружится, ни Киприан не будет посрамлен. И вот, когда бес вошел к Аглаиду в образе Иустины, тот в несказанной радости вскочил, подбежал к мнимой деве, обнял её и стал лобызать, говоря:

Но лишь только юноша произнес слово «Иустина», как бес тотчас исчез, не будучи в состоянии вынести даже имени Иустины. Юноша сильно испугался и, прибежав к Киприану, рассказал ему о случившемся. 

После сего Киприан начал мстить за свой позор и наводил своим волхвованием разные бедствия на дом Иустины и на дома всех родичей ее, соседей и знакомых. Он убивал скот их, поражал рабов их язвами, и таким образом ввергал их в чрезмерную печаль. Он поразил болезнью и саму Иустину, так что она лежала в постели, а мать ее плакала о ней.  Иустина же утешала мать сою словами пророка Давида:

Не только на Иустину и её сродников, но и на весь город, по Божию попущению, навел Киприан бедствия, вследствие своей неукротимой ярости и большого посрамления. Появились язвы на животных и различные болезни среди людей; и прошел, по бесовскому действию, слух, что великий жрец Киприан казнит город за сопротивление ему Иустины. Тогда почетнейшие граждане пришли к Иустине и с гневом побуждали ее, чтобы она не печалила более Киприана и выходила замуж за Аглаида, во избежание еще больших бедствий из-за нее для всего города. Она же всех успокаивала, говоря, что скоро все бедствия, причиняемые при помощи бесов Киприаном, прекратятся. Так и случилось. 

Мучения Киприана и Иустинии

На следующий день правитель призвал их отречься от Христа, но они отказались. Тогда он велел бить Иустинию, а Киприана повесить на дереве и строгать тело его железными когтями. Но и после этого они не отказались от веры своей. Тогда их бросили в темницу.

Наутро их повезли в Никомидию к Клавдию. Тот попытался уговорить их ласково отречься от Христа, но они отказались. Тогда их бросили в кипящий котел, но они остались живы. Один из воинов, решив, что котел плохо растоплен, сам окунулся в него и тут же умер.

Казнь святых

Тогда Киприану и Иустинии было решено отрубить головы. Киприан просил казнить первую Иустинию. Она с радостью склонила голову под меч. Некто Феоктист, наблюдавший их казнь, тоже провозгласил себя христианином и был тоже усечен мечом. Затем казнили Киприана. Тела святых шесть дней пролежали на улице. Потом некоторые люди взяли их тайком привезли к одной богатой христианке в Рим, которая с почестями похоронила их. От мощей святых сразу же начали происходить чудеса.

День памяти святых мучеников Киприана и Иустинии – 15 октября по новому стилю. Головы их хранятся в деревне Менико на Кипре. Часть мощей святых находится на Афоне.

Епископ Каскеленский Геннадия: житие святых Киприана и Иустинии

Легенда о Киприане и Иустинии

Дело происходило в конце III века. Святой (впоследствии) Киприан никогда не думал, что станет святым. Наоборот, он был по-нашему «бесовским отродьем». У Киприана родители исповедовали язычество, с детства приучали его служить Аполлону и мечтали сделать из сына колдуна. Видимо тогда существовали специальные школы, примерно такие, где учился Гарри Поттер. Киприан успешно овладел этими знаниями. Ему даже пришлось войти в контакт с самим Сатаной, чтобы открыть для себя секреты дьявольского колдовства. Не один десяток лет Киприан постигал эти знания и в итоге стал всемогущим колдуном, способным покорить волю любого человека…

В это же время в Антиохии (там же, куда прибыл в итоге Киприан) жила девица Иустина (Устинья), родители которой также были язычниками. Но в отличие от Киприана, они её не заставляли стать колдуньей. Устинья в часы отдыха просто смиренно сидела у окна, созерцая природу. Однажды её заинтересовали непонятные ей тогда слова, произнесённые проходившим мимо дьяконом, который говорил о спасении и об Иисусе Христе. Настолько заинтересовали, что та стала посещать христианскую церковь. В итоге она не только сама уверовала во Христа, но и убедила в этой вере своих родителей.

В это же время в одной из богатых семей жил юноша Аглаид, который однажды повстречав Устинью, влюбился в неё. Но ни подкупом, ни силой Аглаид так и не смог завоевать расположение девушки. Устинья говорила, что она предана только Христу. Юноша не был согласен с таким поворотом событий и решил использовать свой последний шанс − обратиться за помощью к волхву-колдуну Киприану. Для Киприана задача показалась совсем не сложной и он пообещал помочь. Но вот здесь как раз нашла коса на камень. Как только ни пытался Киприан сделать Устинью «послушной», чего только ни выжимал из своих бесовских знаний − ничто не помогало. Если быть совсем краткими в описании: в итоге Киприан понял, что столкнулся с силой, которую невозможно победить даже с помощью Сатаны… и сам уверовал во Христа. Киприан пришёл к местному христианскому епископу Анфиму и принёс с собой все свои колдовские книги. Он попросил принять его в свою веру. Епископ, немного посомневавшись, решился на это. В итоге бесовские книги были сожжены, а Киприан не только прошёл таинство крещения, но и через некоторое время стал сначала священником, а позже даже епископом. Устинья тоже не была забыта − она стала настоятельницей женского монастыря.

Давайте чуть прервём рассказ и посмотрим на икону Киприана и Устиньи, находящуюся в этой церкви. 

Устинья была очень рада случившемуся, но радость её была недолгой. Дьявол не собирался сдаваться. Он подговорил язычников оклеветать Киприана и Устинью перед правителем страны, якобы эти двое враждебно относятся к их почитаемым богам. В итоге Киприан и Устинья были арестованы, их пытались заставить вернуться к идолопоклонству. Но пытки, которым подверглись Киприан и Устинья, не смогли заставить их отречься от своей веры. Правитель испугался и не решился казнить мучеников, а отправил их к императору Децию. Император тоже попытался заставить Киприана и Устинью молиться Аполлону и Афродите, а не непонятному ему Христу. Услышав твёрдый отказ, Деций велел обезглавить обоих.

Тела Киприана и Устиньи через некоторое время были увезены в Рим и там захоронены. Легенда гласит, что наблюдалось множество исцелений у тех, кто приходил к их могилам с верою. В XIII веке мощи святых Киприана и Устиньи были привезены на Кипр и помещены в небольшой церквушке в деревне Менико, где мы сегодня и находимся. Говорят, что в XIV веке кипрский король Пётр I получил исцеление, поклонившись мощам. После этого он повелел построить вместо маленькой церкви новый храм. С тех пор к храму не иссякал поток страждущих. Считается, что мощи защищают от сглаза и вообще от дурного влияния посторонних людей. 

К святым мощам можно приложиться ежедневно с 16:00 до 18:00.

Мы бывали в этой церкви в разные годы, поэтому позволим себе небольшое лирическое отступление.

Память святых свщмч. Киприана и мц. Иустины. Народные традиции

В народе этот день считался опасным, когда нужно быть очень внимательными, осторожными, избегать ссор и споров: по суеверным представлениям, возрастала вероятность встречи с «нечистой силой». Но люди всегда понимали, что остерегаться здесь следует, прежде всего, неверующим в Бога грешникам, которые часто поминают и призывают «черта». Говорили также, что особенно опасаться нужно тем, кто дружит с «зеленым змием». Ведь, по определению св. Василия Великого, «пьянство есть самохотный бес», а когда сами себя добровольно предаем в руки врагов наших, то не смеем уже призывать помощь Божию. В этот день благочестивые люди читали специальную молитву: мужчинам полагалось молиться святому Киприану, а женщинам — святой Иустине.  

Душеполезное поучение

И Святое Писание, и поучения святых отцов категорически запрещают христианам обращаться к различным видам «тайных знаний», которые на сегодняшний день имеют широкую рекламу и облекаются в научные термины. Так, при возрастании соблазна следует быть особенно внимательными к себе и не пытаться «приподнять» запрещенную завесу. Ведь в том случае, если мы даже и получим мнимое временное облегчение в какой-либо критической ситуации, то окажемся потом отверженными от помощи Божии, как здесь, так и в День Судный. Когда же с верою и терпением обращаемся ко Христу, то вверяем себя Промыслу  Божию, и все скорбное и противное со временем обращается к нам на пользу, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из поучений святых отцов и христианского чтения.  

Поучение святого Иоанна Златоустого о тех, кто лечит болезни волхованием

В жизни нашей, при нахождении скорбей, или лишением имений, или тяжкими болезнями, Бог творит нам облегчение от муки вечной. Когда впадешь в лютый недуг, и многие будут принуждать тебя идти к чародеям или волхвам, ты, уповая на Бога, пребывай в терпении, и это принесет тебе венец мученический и избавит от вечных мук, если, страдая в болезни, будешь благодарить Бога.

Чего ради мы называемся христиане? Да повинуемся Христу и не ходим к врагам Божьим — волхвам и чародеям, ибо они являются врагами Божиими. Лучше есть умереть, чем идти к врагам Божиим. Какая польза — тело исцелить, а душу погубить? Какой прибыток — здесь малое принять утешение, а там быть посланным в огонь вечный и в муку вечную? Послушайте, что было прежде: разболелся царь Иохозия и, оставив помощь Божию, обратился к волхвам. Бог же наказал его болезнью, чтобы вспомнил он грехи свои. Но он забыл Бога и обратился к идолу Ваалу, и послал спросить у жрецов его: будет ли он жив. О великое зло и разум беззаконный: Бога оставил и к волхвам послал спрашивать о времени жизни своей. Тогда встретил пророк Илия слуг Иохозииных и сказал им:

Так, братья, смерть прежде времени постигает тех, которые обращаются к волхвам. Святые апостолы прокляли волхования, и святые отцы также отвергли их на Соборах, на долгое время отлучая от святого причащения тех, которые ходили к волхвам, и налагая на них тяжкие епитимьи, чтобы очистились от греха.

Избегайте, братья мои любимые, проклятого волхования, чтобы, умерши прежде времени, не принять муки вечной. Но ты скажешь: сильно тяготит меня лютый недуг. Но не испытал ты еще того, что принял прежде блаженный Иов: он, потерявши стада и волов, и лишившись всего своего имения, и по смерти всех детей своих, не похулил Бога, но сказал в терпении: «Господь дал, Господь и взял». И, страдая в злой язве семь лет, не требовал исцеления от волхований, но говорил:  лучше мне умереть, чем предать хуле благоверие.

Также и расслабленный, который 38 лет лежал в недуге, не призывал врачей и не посылал к чародеям, но ожидал от Бога помощи. Так и Лазарь, алчный и больной, все дни жизни своей лежал у ворот богатого, в небрежении и поругании, так и умер, а врачей не взыскал.

Мы же какую получим милость? Они такие болезни терпели, а мы, если и мало занедужим, то тотчас лекарей и волхвов призываем в свой дом. О братья, как золото искушается огнем, так и человек болезнью от грехов очищается. Вспомним, братья, апостолов, пророков и мучеников, какие они приняли страдания: насколько попускаются кому беды и болезни в этом веке, настолько большую мзду получает он в Царствии Небесном.

Размысли, человек, о том, что не избавят тебя от болезней чародеи, но только грех сотворишь ты великий и лютый: Бога оставивши, поспешишь к бесам, и какую милость получишь ты от Бога? И как призовешь Его в молитвах? Зачем губишь душу свою? И как перед Богом ответишь: когда, ради малой болезни, оставляешь Бога и ищешь волхвов? Как потом встанешь ты в церкви и причастишься Святым Тайнам?

О человек, если болезни благодарно стерпишь, или иные какие беды, то с мучениками увенчаешься в День оный: они муки претерпели, а ты болезни и беды благодарно претерпи. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: