Память святых бессребреников космы и дамиана и матери их феодотии ассийских. (видео)

Косма и дамиан — википедия с видео // wiki 2

Традиции почитания святых у славян

Восточные славяне. Месяцеслов

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». В белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав героя, победившего змея в кузнице от змеихи, защемляют её язык раскаленными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. кузнец Кyзьмодемьян, Борис и Глеб), поймав змея, поедающего людей, запрягают его в первый выкованный ими плуг и пашут на нём землю от моря и до моря.

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Приметы

1 (14) июля: Летние Кузьминки

«Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли».
В этот день святые Косма и Дамиан спускаются на землю и помогаюти крестьянам чинить старые косы и грабли.
Много захочешь — пораньше с постели на сенокос вскочишь.
В огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.

1 (14) ноября: Кузьминки осенние

Кузьминки — об осени одни поминки. Встреча зимы.
Устанавливается первый непрочный зимний путь.
Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
«Кузьма закуёт, а Михайло (8  ноября) раскуёт» (Михайловские оттепели).
На Кузьму-Демьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу.
Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.
Если Кузьма зол — то жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.

Косма и Дамиан в католической традиции

Католическая церковь чтит Косму и Дамиана (род.в Киликии или Аравии, ум. ок. ) 26 сентября (дата была перенесена с 27 сентября после Второго Ватиканского собора, реформировавшего католический Литургический календарь).

Считается, что свою практику врачевания они осуществляли в порту Эгея (Ægea) залива Искендерун (современный турецкий город Айас (Ayas), затем в римской провинции Сирия.

Согласно Католической Энциклопедии, они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа.

Согласно житию, во время правления императора Диоклетиана Косма и Дамиан были арестованы по приказу префекта Киликии Лисия, который применил к ним пытки с целью добиться их отречения от христианской веры. Однако они вынесли все испытания, причём пытки не причинили им никакого вреда. Тогда они были обезглавлены. Вместе с ними были казнены их младшие братья: Antimo, Leonzio и Euprepio, которые следовали за ними в течение всей жизни.

Одно из самых известных деяний святых — операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра (эфиопа?). Этот сюжет нашёл своё отражение во многих произведениях средневекового искусства.

Уже начиная с IV века в честь святых строятся церкви в Иерусалиме, Египте и Месопотамии. Их реликвии, считавшиеся чудотворными, были захоронены в сирийском городе Кир. В честь святых были построены церкви Патриархом Проклусом и императором Юстинианом I (527—565), который восстановил Кирасу и посвятил это деяние святым, но мощи святых перенёс в Константинополь. Юстиниан построил в Константинополе церковь в честь святых, которая стала местом паломничества. В Риме папа Феликс IV (526–530) преобразовал библиотеку Мира на форуме Веспасиана в базилику в честь Космы и Дамиана, в которую были перенесены мощи святых Космы и Дамиана. В настоящее время их мощи находятся в крипте церкви. В этой церкви также имеется мозаика VI века, изображающая святых.

Рака с черепами святых Космы и Дамиана в церкви св. Михаила в Мюнхене

Головы святых почитают в женском монастыре Кларис в Мадриде, в котором они находятся с тех пор как были подарены в г. дочери императора Священной Римской империи Карла V — Марии. До этого в X столетии они были доставлены из Рима в Бремен. Также считается, что черепа святых хранятся в церкви святого Михаила в Мюнхене. Согласно надписи у раки с мощами, последняя была изготовлена около 1400 года в Бремене и затем в 1649 году перенесена королём Баварии Максимилианом I (родившегося приблизительно 100 лет спустя, в г.) в Церковь Святого Михаила в Мюнхене.

Косма и Дамиан считаются покровителями врачей и хирургов и иногда помещаются на медицинских эмблемах. В Бразилии святые братья считаются покровителями детей и 27 сентября детям раздаются пакетики с конфетами, на которых изображены Косма и Дамиан. В городе Изерния (Италия) они почитались в рамках фаллического культа, призванного даровать плодородие и изобилие.

Косма и Дамиан также считаются покровителями города Эссена, где в сокровищнице Эссенского католического собора находится часть их мощей. Они были перенесены из Рима епископом г. Хильдесхайма Альтфридом († ), основателя первого монастыря в Эссене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: