Это интересно

Нилова пустынь

В течение 40 лет вокруг кельи селились монахи и отшельники, строили маленькие кельи и рыли пещеры, потом обнесли все оградой и основали Нилову пустынь, монастырь, драгоценную святыню Русской Православной церкви.


Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области

В конце лета 1665 года пожар невероятной силы буквально слизал все постройки, но монахи не сдались. Архиепископ Нектарий обратился к царю Алексию Михайловичу за разрешением и помощью в строительстве каменного храма. Строительство велось под опекунством игумена Германа Второго.

В 1667 году во время копания нового фундамента земля стала осыпаться сама по себе, открыв гроб с сохранившимися костями.

Важно! 27 мая были обретены святые мощи Нила. Этот день отмечается в православной церкви, как день поминовения преподобного

Поклониться мощам, которые и поныне хранятся в серебряной раке, можно в Богоявленском соборе Столобенского монастыря.

Анализ литературных произведений

Нил Постник работал над толкованием Писаний, изъяснял христианские догматы. Его сочинения пропитаны искренностью и ясной мыслью, в них он подражал художественному стилю Иоанна Златоуста.

В большой сборник подвижнических писаний под названием «Добротолюбие» вошли божественные наставления Постника, которые подразделены на шесть частей. Редактированием занимался святитель Феофан Затворник.

Христианские наставления Нила отвечают главной цели подобных высказываний: они умеют дать духовное руководство человеку, искренне ищущему праведный путь жития, а также помогают побороть низменные склонности человеческого естества. Эти литературные разделы, мысли и увещания приводят к осознанию того, что необходимо стремиться к добродетельности и свершению полезных поступков, что приведет к постепенному и полному очищению сердца от скверны.
Говоря о тщеславных поступках, святитель утверждает, что подобное поведение присуще невежественным людям, стремящимся продемонстрировать окружению свое возвеличенное эго

Сердце же Божьего угодника никогда не обращает внимание на обретение мирской славы, оно хочет остаться в неизвестности и незаметности. Сознание праведников сияет собственным светом добродетели и постепенно приобретает вечную божественную награду.

В произведениях Нила Постника сочеталась нежная печаль и светлая тоска, что свойственно многим литературным текстам христианских богословов

Обширность познания святителя объединяется с искренней кротостью памятования о гибельной суетности бытия.
Логичные высказывания, его суждения смиренно оттеняются неоспоримым авторитетом строгой мысли древних отцов христианства и подчеркиваются наивысшей мудростью Господа, которая извечно живет в Писаниях. Наставлениям Постника-аскета об истинах Православия и догматах веры присуща грамотная точность формулировок.

В «Седьмом сказании» преподобный повествует об эмоциональном состоянии своем и своего сына, когда на Синайской горе сарацины убивали Отцов и уводили Феодула на казнь. Сочинение построено в форме диалога и переполнено колоссальной любовью к милосердному Творцу. Нил Постник подчеркнул здесь: Феодул претерпел тысячу опасностей в ожидании физической смерти, что в корне отличается от самой кончины. Нил отметил, что при усечении главы чувствуешь меньше боли, чем во время ожидания самой казни, которое усиливается страхом и мучительной тоской.

Отец молился Господу и давал обет сурового воздержания и поста, если Бог вызволит благодарного Феодула из страшной беды.

Кончина преподобного

Задолго до своей смерти праведник выкопал в своей часовенке могильную яму, приготовив себе место последнего упокоения. Там же он поставил гроб. Ежедневно подвижник посещал это место, где сокрушался о собственных грехах, проливая слезы.

Почувствовав, что недолго ему осталось, святой Нил осознал: он безумно желает причаститься. Святой стал молить о том Бога. Господь услышал пламенные просьбы своего преданного слуги: вскоре по промыслу Творца остров посетил отец Сергий, настоятель Никольского монастыря. Он-то и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн.

По завершении обряда преподобный обошел с кадилом свою келью. Сразу же после этого он отошел ко Господу. Примечательно, что преставился подвижник в положении стоя, опершись на торчавшие из стены сооружения деревянные крюки. Это случилось в 1554 году.

В честь совершенных Нилом Столобенским духовных подвигов на острове, где он подвизался без малого три десятилетия, иеромонах Герман воздвиг монастырь, названный Богоявленским Нило-Столобенским. Иначе обитель сию называют Ниловой пустынью. Появилась она на Столобенском острове спустя 40 лет с момента кончины преподобного, в 1594 году. А 27 мая 1667 года были обретены мощи подвижника. Тогда-то Церковь и установила ежегодное празднование дня памяти святого Нила Столобенского.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Святой Нил Столобенский,
20 декабря

Жизнь в безмолвии Нила Столобенского



Существование Нила Столобенского было в этих краях крайне суровым. Святой беспрестанно совершал молитвенный подвиг, а отдыхал всегда стоя. Питался он хлебом, возделанным самостоятельно, и посеянными собственноручно овощами. Выручали также лесные ягоды, о которых уже упоминалось ранее. И все бы хорошо, но дьявол не оставлял праведника в покое. Он насылал на Нила кошмарные видения, пытаясь сломить дух святого. Как-то раз нечистый, явившись к преподобному со своей бесовской свитой, чуть не утопил келию в Селигере, но праведнику хватило сил молитвенных, чтобы защитить свое жилище и прогнать чертей.



Нескончаемое терпение, доброта и крепость духа Нила Столобенского были вознаграждены Творцом. У подвижника открылся дар прозрения тайн и мыслей других людей. Населявший окрестности народ глубоко почитал святого и даже помогал тому с пропитанием, посылая частенько свежую рыбу. Нил Столобенский провел на острове 27 лет.

Аскетическая жизнь

Святитель Нил вместе со своим любимым сыном поселился в самостоятельно вырытой пещере на Синайской горе. Пищей отшельников были дикие травы, имеющие горький вкус. Преподобный стремился вести аскетическую жизнь, подражая строжайшим советам первых отшельников. Отец и сын соблюдали пост, безустанно молились о спасении, изучали Священные Письмена, а также мысленно возносились в Небесные обители Господа.


Икона Нила Синайского, постника

Однако святитель не оставил простого общения с людьми, к нему обращались христиане из разных уголков земли, желая получить праведные наставление, — никто не ушел от него без разумного ответа и назидания.

  • Нил большое количество времени уделял литературному труду, писал сочинения, прославляющие Господа и праведную жизнь. Он также отправлял письмена своим друзьям. Когда император Аркадий изгнал И. Златоуста из Константинополя, преподобный Нил гневно отозвался об этом поступке, обличая монарха в суровой несправедливости.
  • Святитель претерпел немало печалей в пещерном уединении. Нилу было известно, что преподобные отцы, проживающие на Синайской горе, были мучимы и убиты сарацинами и влеммианами (кочевыми народами) в 312 г. Этот эпизод описал египетский монах по имени Аммоний. Вторичное убиение произошло в 412 г., о нем писал сам Нил, чудом избежавший смерти.
  • Когда разбойники пришли осуществить свой кровавый замысел, святитель пребывал на вершине Сиона, куда трудно добраться. Однако сын преподобного попал в плен к жестоким сарацинам, что вызвало огромную печаль его отца. Есть предположение, что Феодула не убили, потому что он был красив, и его хотели принести в жертву языческому идолу. Нил Постник видел трагедию своими глазами, стоя на вершине, и безутешно проливал слезы.
  • Вскоре преподобный услышал известие о том, что сын его чудесным образом остался жив и продан в сирийской город Емеса (Хомс). Епископ этого града выкупил Феодула и сделал его священнослужителем местной церкви. Нил Постник навестил храм и нашел своего сына в целости и сохранности, он не уставал благодарить Господа о подобной удаче видеть родную кровь. Епископ Емесы с благоговением принял святого аскета, одарил его саном пресвитера, а после отпустил отца и сына домой. На Синае они пробыли до конца дней, верно служа Господу постом и молитвой.

Миряне зачастую думают, что пустынножительство предстает как своеобразный покой, отхождение от дел. Однако жизнь отшельника создает уникальное состояние, которое непрерывно соединяет молитву и телесное бодрствование. В уединении монах испытывает постоянные искушения и ведет борьбу с ложными чувствами и неверными помыслами.

Важно! Пустынножительство — стремление к праведности и нескончаемая работа ради всего мира. Нил Постник отмечал: к отшельничеству должно приступать только тому, кто усовершенствовался в добродетельных поступках, жительствуя в монастырях

Использованные материалы

  • Житие в «зелёной» Минее-январь, ч. 1:
    • — с. 543
    • — с. 544
  • Страницы греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:
  • Житийная справка в официальном Православном каленаре Русской Православной Церкви на 2015 год:

  • «Η Ραϊθώ», страница официального сайта Синайского Екатерининского монастыря:

  Первая дата — по официальному Православному календарю Русской Православной Церкви, , и «зелёной» Минее-январь, с. 628, ; вторая — по статье «Η Ραϊθώ» на официальном сайте Синайского Екатерининского монастыря, . В статье Никифоровой Александры, «Фрагмент Минеи на декабрь РНБ. Греч. 89: уточнение датировки и происхождения», — указан год.

  Дата основывается на том, что очевидец и описатель события, прп. Нил Постник, преставился в году.

  Cм. о них на странице греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,

  Список по житийной справке в официальном Православном каленаре Русской Православной Церкви на 2015 год, . Житие в «зелёной» Минее-январь, ч. 1, с. 544 указывает что, «из описаний Аммония и преподобного Нила Постника известны имена некоторых святых отцов, избиенных в Синае и Раифе в IV-V веках» и перечисляет те же имена с добавлением имени Феодула. Возможно здесь имеется в виду преподобный Феодул Синайский — сын святого Нила Постника который был обречен язычниками на заклание, но избег казни и впоследствии продолжил свою подвижническую жизнь.

  Согласно ст. «Άγιοι Τριάντα Τρεις Πατέρες εν Ραϊθώ αναιρεθέντες», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής,

Житие святителя

Родился в городе Константинополе в середине IV столетия, его мать и отец имели знатное положение и богатство. В этом же городе Нил получил превосходное воспитание, он вел благопристойную жизнь. В совершеннолетии будущий святитель вступил в брак с порядочной девицей, отличавшейся умом и лучшими нравственными качествами. У супругов родились сын и дочь.

  • Представлялось, что знатный юноша сделает блестящую карьеру в мирском обществе, так оно сперва и произошло. Благородный молодой человек, отличавшийся способностями к госслужбе, получил высокую должность префекта в родном городе. Нил со своей женой обладали большим авторитетом при дворе императора, с которым им нередко приходилось вести диалог. Однако подобное житие не устраивало супругов, их влекла духовная жизнь, ведь они осознали суету материального мира.
  • Христианская советь добродетельной семейной пары отягощалась распространением в столице пороков. Нил пытался отгородить свою семью от пагубного влияния великосветского жития и мнимых прелестей богатства. Благонравный святитель проникся знанием о том, что весь материальный мир пропитан злобой, похотью и завистью, здесь каждое слово извращено, а деяния ведут к страданиям. Поэтому он выбрал узкий и сложный путь, ведущий к вечной жизни вблизи милосердного Творца.
  • Отдав дань бытию в светском обществе, супруги приняли твердое решение удалиться из мирского общества, порвать семейные узы и вступить на стезю кроткого монашества. Большое влияние на преподобного Нила оказал один из отцов Церкви Иоанн Златоуст, святость которого была знакома практически каждому жителю Византии. Праведные супруги раздали имущество нуждающимся, отпустили прислугу на свободу. Отец остался с сыном Феодулом (они приняли решение отправится на Священную гору Синай), а мать взяла попечение над дочерью. Последние поселились в одной египетской пустыни, где совершали богоугодные деяния до конца своих дней.
  • Причина, которая побудила преподобного Постника покинуть мир материальных ценностей, носила чисто аскетический характер, то есть этот человек с колоссальным желанием стяжал божественные дары смирения и умиротворения благодаря духовному самоотречению.
  • Живя в пустыни, святой Нил рассмотрел поведение местных отшельников и описал его в своих сочинениях. Синайские монахи, как писал преподобный Постник, занимали отдельные кельи, землянки или же пещеры, которые находились на расстоянии более 3,5 км. Удаленность объяснялась желанием полного физического безмолвия, сопутствующего духовному диалогу с Господом. Монахи собирались в церкви только по воскресным дням, между ними царила совершенная братская любовь, стремление помочь друг другу. Их пищей служили овощи и фрукты, но вкушали они её с большими промежутками, ибо строго соблюдали постничество.

Преподобный Нил четко и ясно изложил понимание семи смертных грехов. Он говорил, что:

  • чревоугодие есть начало всех страстей и матерь похоти;
  • воздержание — начало добродетельного жития, порождающее целомудрие;
  • блуд приучает к пресыщению, становится большим противником ума;
  • жадность — корень всяческого зла, питающий другие грехи и не дающий им сгореть в огне воздержания;
  • гнев, по слова Нила, делает душу зверской и отклоняет от дружественного собеседования с любым человеком;
  • уныние — душевное изнеможение, которое забирает силы, нужные для борьбы с неприятностями;
  • гордость и тщеславие — это мнимое возвеличивание эго, сопровождаемое наполненностью испорченной кровью.

Житие Преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился в XV веке в Новгородской земле. Родина Преподобного — селение Деревской Пятины Жабенского погоста, по ряду источников — селение Жабна. Нил Столобенской жил в благочестивой семье, с детсва был приучен к чтению душеспасительных книг и молитвы. Во второй половине XV века принял монашеский постриг и был назван в честь преподобного Нила Синайского. Описывающие житие преподобного упоминают его послушание, кротость и незлобление.

Нил Столобенский избегал мирской славы и в 1515 году покинул Крыпецкий монастырь, чтобы жить в пустыне. Преподобный жил в Ржевской земле близ реки Серемхи (или Черемхи). В небольшой келье пией ему служили желуди и лесные плоды, принимал дары от рыбаков. Преподобный неустанно молился. Житие его отличалось аскетизмом. Просил святой не того, о чем молятся простые люди — просил иноческого подвига. Его искушали бесы, являясь в виде зверей и гадов, но святой подвижник продолжал молиться и спасался, оспеняя их крестным знамением. Бесы пытались изгнать святого и через людей, направив в келью разбойников. Преподобный Нил, помолившись вышел к ним с иконой Божией Матери в руках. Разбойники увидели, будто со святым идет войско и покаялись. Нил Столобенский с миром отпустил их.

К святому стали приходить за благословением и советами, узнав, чем помогают его наставления. Преподобный Нил не искал мирской славы и просил Пресвятую Богородицу позволить ему совершить иноческий подвиг. Однажды во сне он услышал повеление идти на остров Столбный на озере Селигер. Там Нил Столобенский жил в горной пещере. Бесы не оставляли его и научили местных жителей, чтобы те вырубили на острове лес, распахали пашню. Срубленный лес подожгли, но огонь не тронул келью по молитве преподобного. Тогда на пещеру вновь напали разбойники, но, бросившись к иконе в углу, они ослепли. Разбойники раскаялись, по молитве святого им вернулось зрение. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену.

Преподобному открылся день его кончины — 7 декабря 1554 года. За несколько лет до того, как отойти ко Господу, Нил Столобенский выкопал могилу, сделал гроб и приходил к нему оплакивать свои грехи. Преподобный предсказал, что на месте его подвигов появится монастырь. Перед кончиной святого навестил его духовник — настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Братия Рожковской обители обнаружила, что Нил Столобенский почил, опираясь на деревянные крюки, лик его сиял необыкновенным светом. Монахи совершили погребение преподобного.

Строительство первого храма

Вскоре вокруг кельи святого начали селиться отшельники, в 1594 году здесь появился иеромонах Герман.

Вместе с Германом на острове поселился монах Антоний, они обустроили место захоронения святого, прожив в обители три года. За это время монахи неоднократно наблюдали чудеса, совершаемые над могилой преподобного Нила.


Памятник преподобному Нилу Столбенскому у Богоявленского собора

Помимо бедных и немощных порой к гробу приезжали алчные люди, но каждый раз некая сила хранила святыню от поругания.

Иоанн Куров проезжал мимо, но бес соблазнил его украсть покров гробницы. Поднимая покрывало, грешник увидел, что вместе с покровом поднимается и гроб. Несостоявшийся вор так испугался, что потерял рассудок, который вернулся к нему после полного раскаяния.

Многие жители Осташкова хотели срубить огромную сосну, стоящую около кельи, но каждый раз некая сила то ломала топоры, то отбрасывала нечестивцев далеко от святыни. Иеромонах Герман вернулся на чудотворную гору, где проживал отшельник Борис Холмогорец, чтобы построить Богоявленскую церковь с приделом Московского юродивого Василия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: