Князья борис и глеб: где искать мощи первых русских святых

Преподобный ефрем новоторжский

История изучения жития Ефрема Новоторжского

Истории создания жития и его редакциям посвящены труды архиепископа Филарета, В. О. Ключевского, И. Некрасова, Н. П. Барсукова, В.В Викторова, Г.С. Гадаловой и др. В середине XVII в. житие было переработано, дополнено новыми чудесами, последнее из которых датируется 1647 г. В дореволюционных исследованиях выявлено более 10 списков (копий) жития преподобного Ефрема Новоторжского. Исследователь Будовниц ввел в научный оборот еще 8 списков и выделил две редакции памятника XVI в. В дальнейшем В.В. Викторов выявил еще несколько списков жития. В настоящее время выявлено более 40 списков жития святого. Житие Ефрема Новоторжского как исторический источник представляет интерес для исследователей в связи с дискуссионным в научной литературе вопросом о дате канонизации святых Бориса и Глеба.

Храмы в честь святых Бориса и Глеба

Интересно, что почитание святых Борис и Глеба в древней Руси было куда более распространено, чем даже почитание святых равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Особенно заметно это по числу храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает нескольких десятков.

Строительство церквей в честь святых князей русских Бориса и Глеба было обширно на протяжении всей истории русской Церкви. В домонгольский период это, прежде всего, церковь в Вышгороде, куда постоянно совершались паломничества.

Борисоглебский храм в Вышгороде. Восстановленная после войны церковь XIX века

В честь святых Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были сооружены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове.

Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне и других.

Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в с.Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Несколько церквей были посвящены Борису и Глебу в Новгороде: на воротах кремля, «в Плотниках».

Борисоглебский собор в Чернигове

Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхний храм церкви в Зюзине, а также в Подмосковье.

В XIV — начале XX вв. существовали монастыри во имя Бориса и Глеба: Ушенский на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгороде «с Загзенья», в Полоцке, на реке Сухоне в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Сольвычегодске, в Можайске, в Переславле-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.

Церковь святых Бориса и Глеба в с. Кидекша Суздальского района Владимирской области. 1152 год

В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на построение обители «на крови» Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан. В 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В конце XVII в. упоминается храм во имя Бориса и Глеба неподалеку от места гибели Бориса.

В настоящее время действующими являются первый на Руси Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжок Тверской области, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в поселке Борисоглебском Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский женский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский женский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.

Церковь святых Бориса и Глеба в «Плотниках» в Великом Новгороде. 1536 год

В Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям — страстотерпцам Борису и Глебу. Что, надо признать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. Вместе с тем надо отметить, что страстотерпцы по-прежнему почитаются в южнославянских странах, а в Московской Патриархии периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.

Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Москва, ГТГСвятые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСвятые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Начало XIV века. Украина, Киев, Музей русского искусстваСвятые князья Борис и Глеб. Вторая четверть XIV века. Москва, ГТГСвятые князья Борис и Глеб. Первая треть XVII века. Москва, собрание арт-галереи «Дежа Вю»Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГТГСвятые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

Житие преподобного Ефрема Новоторжского

Ефрем Новоторжский — святой, подвизавшийся на территории Верхневолжья (Тверская область), в историю Церкви он вошел как основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря. Реальность личности новоторжского подвижника подтверждает Новгородская Третья летопись под 1015 г.

Для восстановления биографии Ефрема Новоторжского обратимся к житию святого. Согласно ему, он имел венгерское происхождение (происходил из Угорской земли) и родился во второй половине Х в. Ефрем был боярином и служил при князе Борисе, сыне великого князя Владимира Святославича, к дружине которого принадлежали также и братья Ефрема — Георгий и Моисей.

О брате Ефрема, Моисее, известно из Киево-Печерского патерика. В 1018 г

во время войны Ярослава Мудрого с королем Болеславом Моисей оказался в плену у поляков, где обратил на себя внимание одной вдовы, которая неоднократно пыталась соблазнить его, но он не прельстился властью и богатством, а по возвращении на родину постригся в Киево-Печерской лавре. Церковь чтит память Преподобного Моисея Угрина, Печерского чудотворца, 26 июля (по ст

ст.).

24 июля 1015 г. на реке Альте вместе со святым Борисом погиб другой брат Ефрема — Георгий, которому убийцы отсекли голову, чтобы снять с его шеи подаренную князем золотую гривну. На месте гибели князя Бориса на р. Альте Ефрем нашел отсеченную голову брата и как реликвию хранил ее всю жизнь.

Гибель князя Бориса и одного из братьев заставили преподобного Ефрема покинуть княжеский двор, дабы не иметь отношения к междоусобицам и распрям, которые происходили после смерти князя Владимира. Он решает удалиться на северо-восток и под Торжком строит странноприимный дом, посвящая свою жизнь христианской миссионерской деятельности и подвигу странноприимства. В 1038 г. вместе с другим подвижником Аркадием Новоторжским он строит каменный Борисо-Глебский храм и основывает монастырь, посвященный Борису и Глебу. Скончался Ефрем 28 января 1053 г. в глубокой старости и был погребен в основанном им соборе. Как сообщает преподобный Димитрий Ростовский, после приставления Ефрема Новоторжского в 1053 году «у гроба его многие чудеса совершались и подавались исцеления болящим…».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: