28 мая церковь чтит память святого благоверного царевича димитрия угличского и московского

Церковь чтит память святого благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

Святой благоверный царевич Димитрий. Иконы

Традиционно Дмитрий изображается в царских одеждах и в венце. В некоторых иконах можно встретить сцену с неповинным убиением отрока. 

Царевич Димитрий. 1606 год. Калужский областной художественный музейДимитрий царевич. XVII век. Происходит из Свято-Троицкого собора Спасо-Преображенского Соловецкого монастыряДимитрий царевич. XVII век. Происходит из старообрядческой моленной купцов Выжиловых начала XIX века города УгличаДимитрий царевич. XVII век. Происходит из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске Вологодской областиСвятой царевич Димитрий. Сольвычегодск, 1656 год. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Спб, ГРМЦаревич Димитрий. Крышка раки. Москва, 1628–1630 годы. Москва, Архангельский собор Московского КремляСвятые Димитрий Солунский и царевич Димитрий. Начало XVII века, Строгановская школа. Чирин Прокопий Иванович. Москва, Дом-музей П. Д. КоринаЦаревич Димитрий и благоверный князь Роман Угличский. Первая половина XVII века, Строгановская школа. Чирин Прокопий Иванович. СПб, ГРМИзбранные святые (в центре — святые Димитрий и Роман Угличские). Первая треть XVII века, Москва. Углич, УГИАХМ

Храмы на Руси во имя святого царевича Димитрия

Впервые храм на месте гибели царевича Дмитрия возник в XVI веке в Угличе. В 1692 году была построена церковь, сохранившаяся до нашего времени. В начале XVIII века бытовала легенда о том, что каждую годовщину смерти царевича через песок просачивалась кровь неповинно убиенного отрока.

Церковь царевича Димитрия «на крови» в Угличе

В храме выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол, который разносил скорбную весть о гибели царевича. По приказу Бориса Годунова — набатный колокол лишили языка, отсекли ухо и сослали в Сибирь. Колокол обвинили в гибели неповинных угличан, растерзанных толпой без суда и следствия в день гибели царевича. 

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Вознесения в Великом Устюге Вологодской области. Церковь была построена в 1648 году «иждивением» купца Никифора Ревякина. Квадратный в плане пятиглавый храм богато декорирован. С трех сторон к храму примыкают пристройки. В трапезу ведет крытая с рундуком лестница, сопровождаемая «ползучими» арками. Вход в храм находится под лестницей. С запада примыкает простой формы колокольня более позднего происхождения. Южный придел представляет собой как бы храм в миниатюре — завершен также пятиглавием, центральная главка установлена на двойном барабане. Живописность сооружению придает продуманная асимметрия объемов. Для декорирования использован кирпич. Резной белый камень, цветные изразцы.

Церковь Вознесения в Великом Устюге

Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах — граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины XVII века.

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Покрова в Рубцове (г. Москва). Храм был возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Первоначальный деревянный храм через восемь лет был заменен каменным, освященным 29 октября 1626 года. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства.

Храм Покрова в Рубцове (г. Москва)

В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма под руководством архитектора А. Оха с приспособлением здания храма под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А. А. Юрлова. В 1992 году храм возвращен РПЦ.

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви великомученика Георгия Победоносца Введенского монастыря в г. Серпухове Московской области. Церковь при монастырской трапезной, стоит к северо-западу от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 г. на средства Бориса Годунова. Верхняя часть звонницы надстроена в конце XVII века. С 1920-х гг. в церкви был устроен клуб, с 1970-х гг. реставрировалась, но к 1990-м гг. заброшена. В конце 1990-х гг. возобновлены богослужения, завершена реставрация.

Георгиевская церковь в Серпухове

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в с. Кушалино Тверской области. Храм был построен в 1597 году. Закрыт в 1930-е годы. Вновь открыт в 1991 году.

Смоленская церковь в с. Кушалино Тверской области

Молитвы

Тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 4
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Ин тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 1
Всеоружеством Духа благодати вооружен быв/ и необорим столп и утверждение отечеству своему показася,/ яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв/ и в жертву непорочну Господеви принесеся./ И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием,/ источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие./ Слава Восприимшему тя от земных в Небесная,/ слава Венчавшему тя венцем неувядаемым,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Кондак благоверного царевича Димитрия
глас 8
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.

Молитва благоверному царевичу Димитрию
О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 3
Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведныя твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ яко цвети благоуханнии,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя:/ моли Христа Бога// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного царевича Димитрия
глас 4
Яко пресветлая звезда,/ явился еси днесь в царствующем граде Москве,/ благоверне царевиче Димитрие,/ сияя праведными своими мощми./ К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем:/ радуйся, всекрасне душею,/ благородне Димитрие,/ яко приял еси от Бога велий сей дар// и венец нетленный.

Ин тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 2
Яко благочестиваго корене Боголюбивый произыде плод,/ яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть/ от властолюбца вкупе и злаго раба./ Тем, яко златыми крылы,/ душевною чистотою и младенческим незлобием/ к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие./ И ныне,кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу,/ яко Авеля праведнаго./ Сего ради покланяемся верою ти,/ славяще прославльшаго тя Бога,/ Егоже моли стране нашей богоугодней быти/ и сыновом русским спастися.

Ин тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 1
Всеоружеством Духа благодати вооружен быв/ и необорим столп и утверждение отечеству своему показася,/ яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв/ и в жертву непорочну Господеви принесеся./ И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием,/ источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие./ Слава Восприимшему тя от земных в Небесная,/ слава Венчавшему тя венцем неувядаемым,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Вопрос о гибели святого благоверного царевича Димитрия

В течение нескольких столетий ученых волновала таинственная история трагической гибели восьмилетнего царевича Димитрия. Это событие произошло 28 мая 1591 года в Угличе. Борис Годунов направил Следственную комиссию для расследования обстоятельств гибели царевича. По данным историков, сохранились уникальные материалы об убийстве царевича Димитрия. Согласно им, царевич стал жертвой несчастного случая, зарезав сам себя ножом в припадке «черной болезни падучей». «Черная болезнь падучая» — одно из определений эпилепсии в XVI-XVII веках. Заболевание царевича Димитрия носило наследственный характер. Исследователи сходятся во мнении, что какой-то формой эпилепсии страдал и отец Димитрия, царь Иван IV.

Однако в материалах следственного дела сохранились следы иной версии — царевич Димитрий был убит людьми Бориса Годунова. Существует мнение о спланированном убийстве со стороны Василия Шуйского, который был фактически претендентом на трон. Высказывается предположение и о спасении царевича — догадавшись, что Борис Годунов замышляет убить царевича, Мария Нагая подменила сына другим мальчиком, одного возраста с царевичем и очень похожим на него. Посланные Борисом убийцы, не подозревавшие о подмене, зарезали другого ребенка во время игры в «тычку». Убитого мальчика похоронили как царского сына, а царевич Димитрий жил и воспитывался в неизвестном месте. Среди историков точка в вопросе «Угличского дела» до сих пор не поставлена. Загадка конца XVI века так и остается неразгаданной.

В исторической науке (Соловьев С., Костомаров Н., Ключевский В.), в публицистике и в художественной литературе на протяжении многих лет не угасал интерес к угличской драме. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин постарался передать историю царя-убийцы Бориса Годунова. Также эта тема нашла продолжение в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». А Пушкинская трагедия легла в основу оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Угличское дело имело большие последствия для страны. Царь Феодор I Иоаннович оставался единственным законным наследником престола. Но физически и умственно был слаб, не оставил после себя наследников, что привело в дальнейшем к династическому кризису, ставшему точкой отсчета Смутного времени. Убийство царевича Димитрия привело к волне слухов, породило феномен так называемого «самозванничества», с которым мы впервые встречаемся в отечественной истории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: