Святитель василий великий

14 января – день памяти святителя василия великого. как святитель стал дедом морозом

Из поучений святого

Повод для греха

О лености святитель говорил: «Всякий повод для лени есть повод для греха»

Об обидах

«Опечалил ли кто тебя – не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло».

Об осуждении

«Не только глаз, рассматривающий внешнее, не может быть употреблен к рассмотрению самого себя, но и самый ум наш, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен в познании собственных своих недостатков».

Зло – состояние души

«Зло – не живая и одушевленная сущность, но состояние души.. происходящее через отпадение от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия».

Василий Кессарийский — учитель Церкви

«Патриарх восточного монашества»

Василий удалился в Понт (южный берег Черного моря). Здесь его старшая сестра и мать основали женский монастырь на берегу реки Ирис, недалеко от местечка Аннези. На противоположном берегу поселился Василий — сначала как отшельник. Через некоторое время сюда пришел его друг, каппадокиец Григорий.

Образ жизни отшельника был самым суровым. Отказавшись от имущества, он оставил для себя лишь одежду, которую носил. Подвижники работали своими руками, снискивая пропитание. Их небольшая келья была лишена кровли. Монахи не готовили еду на огне. Так прошло несколько лет. К Василию начали собираться подвижники, желающие спасаться под его руководством.

Василий и Григорий написали монашеский Устав. Поэтому иногда Василия называют «патриархом Восточного монашества».

Кстати, расположение монастыря Василия напротив женской обители много позже породило традицию «двойных» монастырей, с проживанием вместе иноков и инокинь. На Руси такие обители назывались «оптины», или «оптинские».

В Аннези смиренный инок намеревался окончить свои дни. Но Промысл Божий судил иначе. В 364 г. Василий получил письмо от своего епископа: Евсевий просил прощения за прошлое и просил пресвитера срочно вернуться: епископию, как всю Церковь, накрывала смута, требовавшая вмешательства опытного богослова.

Ереси и смуты

То было неспокойное время для христианской Церкви. Давно закончились гонения от языческих императоров, но мира в Церкви не было: начали активно распространяться еретические учения.

Множество людей, пришедших к христианству недавно, хотели понятных и простых объяснений христианских догматов: как Бог, творец миров и Вселенных, стал человеком? Как Он воплотился? Да и Кто Он — Бог? Перед Церковью встала сложная задача: то, что знали христиане из опыта богообщения — объяснить языком, понятным для верующих, может быть, не имеющих высокого духовного опыта.

Первые попытки такого объяснения оказались не просто неудачными — опасными для христианства. Священник Арий из Александрии заговорил о том, что Христос — хоть и высшее существо, но сотворен Богом Отцом, стало быть, не Бог. Выходит, человек Его Воплощением — не спасен, ведь Бог как был, так и остается недоступен людям. Тогда, значит, говоря словами Апостола Павла, «тщетна и вера наша, тщетна и проповедь наша» (1 Кор. 15:14).

Выступление Ария взволновало Церковь. Еще в 325 г. был собран церковный Собор, получивший название Первого Вселенского. Он утвердил догмат о «Единосущии» Христа Богу Отцу, проклял учение Ария, как ересь — но не прекратил еретическую бурю. Еще около 60 лет Церковь была раздираема сомнениями, спорами. В дело вмешивались и политические амбиции императоров.

То, что сделают смиренные иноки Василий и Григорий, потом назовут «Каппадокийским синтезом» философии и опытного богопознания. А пока Василий вынужден был оставить любезное ему безмолвие и со скорбью вернуться в мир по зову своего епископа.

«Каппадокийский синтез»

Иноческого уединения Василий не видел больше никогда. Едва вернувшись в родной город, он почти не узнал его: верующие Каппадокии были расколоты на ариан и сторонников Никейского собора. Причем ариан поддерживал сам император Валент. Пресвитер Василий же сразу заявил себя активным противником арианства. Много писал, проповедовал, обличал, наставлял. Считается, что именно тогда появились в его сочинениях важнейшие богословские термины, описывающие Божество: «сущность» и «ипостась».

Поставление в епископы

В 370 г., после кончины Евсевия, православные Кесарии избрали архиепископом Василия. Нашлись у избрания противники – ариане, продвигавшие кандидатуру Анфима. Так как Каппадокия делилась на две провинции, по избрании Василия случился раскол: Василий оказался архиепископом только над частью области, в другой же провинции ариане выбрали Анфима.

Житие Василия Великого

Христианская семья

Святитель родился около 330 г. в Кесарии, столице Римской провинции Каппадокии. Каппадокия уже с I в. была освящена сначала проповедью Апостолов Петра и Павла, затем – кровью сотен мучеников за веру. Эта благодатная земля дала миру вмч. Георгия Победоносца, мчч. Маманта, Полиевкта, Власия, Сергия – всего по Святцам мы знаем несколько десятков имен родившихся и пострадавших за Христа здесь. Еще больше христиан скрывались от гонений в пещерах и ущельях Каппадокии. К числу их принадлежали дед и бабушка Василия Великого по отцу. Внучкой мученика была мать отрока, Емемлия.

История мучеников для этой семьи была не отвлеченным рассказом, а самой жизнью.

Из 9 детей трое сыновей стали епископами. А дочь Макрина – выбрала монашеский путь, прославлена как святая.

Образование

От отца, известного учителя риторики, юноша унаследовал способности и любовь к наукам. Отец был и первым учителем сына, дав ему домашнее образование. Затем, после смерти родителя, юноша учился сначала в родном городе, Кесарии, через несколько лет уехал в Константинополь. Завершил обучение Василий в Афинах – центре просвещения. Там же происходит еще одна судьбоносная встреча: Василий познакомился со своим земляком, каппадокийцем Григорием из города Арианза, позже известным христианам под именем Григория Богослова. Их дружба сохранится на всю жизнь. Так прошло 5 лет. Василий приобрел обширные познания в философии, риторике, грамматике, астрономии, языках.

Но чем больше он читал, думал, тем более чувствовал пустоту мирской жизни. Василий вернулся в Кесарию, стал учителем риторики. Но успехи в науках, уважение учеников на дали ему успокоения. Наконец, юноша решил, оставив мир, стать иноком.

В IV в. Египет славился своими подвижниками. Здесь, в пустыне, совершали свои подвиги Макарий Великий и Макарий Александрийский, Пахомий Великий, основатель общежительного монашества, Пафнутий, другие известные отцы. Духовным наставником молодого подвижника стал архимандрит Порфирий. Живя с аввой, Василий поучался иноческому деланию и изучал творения святых отцов около года. Затем отправился по святым местам Сирии и Месопотамии. Тогда же он заглянул в Афины, где остались его друзья и соученики.

Обращение учителя

Житие рассказывает, что Василий искал своего учителя Еввула, желая привести его к христианству. Еввула он нашел беседующим с несколькими философами. Трудно было Еввулу узнать инока, исхудавшего от поста и подвигов. Лишь когда незнакомый монах, вступив в разговор, разрешил все недоумения несколькими разумными суждениями, Еввул понял, что перед ним его любимый ученик.

Три дня они провели вместе. Василий рассказывал учителю о непрочности мирской славы, о подвигах иноков, и, конечно, о вере. Сила слова и веры подвижника были таковы, что Еввул принял твердое решение стать христианином. Креститься Еввул и Василий решили на Иордане.

Крещение

При всей своей вере, Василий еще не был крещен. Таков был обычай — Крещение многие откладывали. Часто ожидали для этого 30 или 33 лет («возраста Христа»). Сам святитель позже скажет, что отлагать Крещение надолго не следует. Но тогда к Иордану шли два путника в белых одеждах, один — уже опытный инок, другой — новообращенный христианин.

Василий и Еввул были крещены Иерусалимским епископом Максимом.

Василий перед таинством со слезами молился, чтобы Господь послал ему знамение Своей благодати. Во время крещения все присутствующие видели как бы молнию с неба, и белого голубя, исчезнувшего в водах святой реки.

Искушения

Вслед за столь благодатным Крещением последовали искушения. Опытный подвижник, владеющий науками, очень скоро по крещении рукоположен был во диакона, а затем во священника. Архиепископ родной ему Кесарии, Евсевий, пожелал видеть пресвитера Василия начальником иноков, вообще много пользовался его советами. Притом сам Евсевий, в отличие от своего пресвитера, не отличался высокой образованностью. Ум, опыт Василия скоро снискали ему уважение верующих. А епископ стал завидовать, ревновать. Тогда пресвитер, никогда не желавший мирских почестей, тяготившийся ими, решил уйти, чтобы избежать смуты.

Акафист святителю Василию Великому

Есть храмы, освященные в честь святого. Там обязательно хотя бы раз в неделю читают акафист Василию Великому.

Это благодарственное хвалебное пение святителю, гимн, который поется стоя. Его чтение помогает людям, у которых тяжело на душе. Акафист состоит из 12 двойных песен — последовательно чередующихся икосов и кондаков. Он содержит ряд восхвалений, начинающихся со слова «Радуйся». Эту часть акафиста поют певчие или сами прихожане. В некоторых храмах акафист может читать священник и молящиеся по очереди.

Кондак — песнопение, кратко излагающее историческое или догматическое значение праздника или святого. Каждый кондак заканчивается возгласом «Аллилуиа», который певчие повторяют 3 раза. Затем идет икос, раскрывающий содержание кондака.

В акафисте говорится о стремлении угодника христова к тишине, спокойствию и уединению

Его талант и образованность привлекала внимание многих православных служителей, которые мечтали видеть его в своих помощниках. Мечты же подвижника были связаны с уединенной жизнью в своем поместье вдали от публичной жизни

Однако в 370 году он был избран на епископскую кафедру. Святой со смирением принял это назначение.

Во времена жизни Василия Великого было распространено арианское лжеучение, которому святитель всячески противоборствовал. В акафисте он назван борцом против этой ереси.

Это было тяжелое время для Православной Церкви, когда лжеучение насаждалось самими правителями, а православные храмы, с их легкой руки, становились собственностью ариан. Так, в Никее, по приказу императора Валента, церковь была отдана еретикам. Святитель предложил передать ее той стороне, по чьим молитвам откроются запечатанные двери храма. Ариане безуспешно молились — двери распахнулись только по всеобщей молитве святого Василия Великого и народа, шедшего с ним. Многие сочинения православного учителя связаны именно с разоблачением этого арианского лжеучения 4 века.

Посмотрите видео о молитве Святому Василии Великому

Сильные молитвы святителю Василию Великому

В первую очередь молитвы Василию Великому следует совершать тем, кто носит имя известного святого. Ему молятся об избавлении от напастей, скорбей, зол, бед и искушений, о благополучном житии, прибегают к помощи, чтобы укрепить дух, веру, целомудрие, у святителя просят терпения, помощи в житейских нуждах.

Известны 7 самых сильных молитв святому на разные случаи жизни:

  1. Краткая молитва.
  2. От ночного осквернения.
  3. Об успехе в делах.
  4. На изгнание бесов.
  5. О здравии.
  6. От наветов вражиих.
  7. О заступлении и помощи.

Лучше всего молиться в храме, где можно заказать молебен с водосвятием. Дома рекомендуется окропить святой водой все углы своего жилища. Ее можно пить больному или требующему помощи. Молитва с верою, любовью и благоговением обязательно принесет свои плоды.

Следует помнить. Если обращаться к какому-нибудь святому по своей особой нужде, то он будет молиться о нас, а помощь по его молитве мы получим от Господа.

Собор Василия Блаженного

На Красной площади в Москве стоит многоглавый, расписанный как сказочный терем собор XVI века — храм Покрова Божией Матери на Рву. Это официальное название храма. А неофициальное, но общеизвестное и общепринятое другое — собор Василия Блаженного. Так его называют, потому что под спудом одного из пределов покоятся мощи самого известного в Москве «Христа ради юродивого» Василия.

Сам Василий был выходцем из крестьянского сословия. Родился в 1469 году недалеко от Москвы. Как говорит житие, Василий уже в юности прославился даром «провидения сердец и мыслей человеческих». С шестнадцати лет Василий взял на себя подвиг юродства. И зимой и летом не носил одежды, спал под открытым небом, питался чем Бог подаст. Василий Блаженный без всякого страха обличал человеческое лицемерие и выводил на чистую воду всех, включая Грозного царя Ивана, который к удивлению многих смиренно принимал это. Когда Василий Блаженный скончался после тяжелой болезни в августе 1552 года, царь вместе с боярами нес его гроб на кладбище Троицкой церкви на Рву. Вскоре у гроба Василия Блаженного начали совершаться чудеса. И только тридцать лет спустя, в 1588 году патриархом Иовом Василий Блаженный был прославлен как местночтимый святой. День его памяти приходится на 2 августа.

В память о взятии Казани и по данному обету, царь Иван Грозный повелел возвести на месте Троицкой церкви новую. Ее главный алтарь посвятили празднику Покрова Пресвятой Богородицы, потому что именно в день этого праздника в 1552 году была взорвана одна из крепостных стен Казани, и город был взят. Собор строили  из кирпича, нового по тому времени материала (обычно в ход шел тесанный камень). На одном фундаменте возведено было сразу девять церквей (по числу побед, одержанных царем в ходе похода на Казань), а со временем добавили и два предела-пристройки над могилами блаженного Иоанна и Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного вплоть до конца XVI века был одной из самых высоких построек Москвы. Его высота составляет 65 метров. Почти каждое столетие вносило свои коррективы в облик собора Василия Блаженного. Его перекрашивали, достраивали, реставрировали, снова переделывали, что-то убирали, добавляло новое, при страивали, обносили чугунной оградой. Окончательно облик собора Василия Блаженного, включая сегодняшнюю расцветку маковок, сложился только к середине XIX веку. Храм Василия Блаженного не раз подвергался риску быть уничтоженным. Но храм Василия Блаженного продолжает стоять на своем месте и является визитной карточкой Москвы. В 1993 году банком России была введена в обращение банкнота номиналом в одну тысячу рублей. На одной из сторон банкноты изображен храм Василия Блаженного.

Борьба с арианством

Отпадали в арианство многие пастыри на территории, канонически подчиненной Каппадокийскому архиерею. Но Василий продолжал бороться с арианством, ставил достойных епископов в Каппадокийские города. Своего брата, Григория, он упросил стать епископом в Ниссе. Невольную скорбь причинил Василий и своему другу, Григорию, любителю иноческого безмолвия: против его воли он поставил его епископом в Назианз.

Архиепископу приходилось часто противостоять власть имущим. Однажды епарх Модест стал угрожать ему, что отнимет все имущество, изгонит, даже предаст смерти.

Когда же епарх изумился, что никто еще не говорил с ним настолько свободно, без страха, Василий так же спокойно ответил: «Да, потому что тебе не случалось ранее говорить с епископом». Так святой приписывал твердость в вере не себе, но данной ему Богом благодати архиерейства.

1

Январь
379 года

Жизнь свт. Василия была недолгой: многие труды и болезни подорвали его здоровье. Святитель отошел на вечный покой когда ему было только 49 лет.

Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого

Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах.

Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.

Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.

Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.

В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.

В Киеве на ул. Жертв Революции (бывш. Трехсвятительская) вплоть до 30-х гг. XX в. стояла церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Ранее эта церковь называлась Васильевской. Она была построена в начале 80-х гг. XII в. князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г.: «Священа бысть церкы святого Василья, яже стоить в Киеве на Велицем дворе». После монгольского нашествия церковь лишь в XVI в. была восстановлена, а в середине XVII в. сгорела. В конце XVII в. церковь, стоявшая без сводов, вновь была восстановлена. В 1935-1936 гг. ее разобрали.

Утраченный храм Василия Великого в Киеве. Рисунок из журнала «Зодчий»

Праздник собора трех святителей

Другие защищали Григория за высоту и глубину мысли, за созерцание Божественной  премудрости  и  изложение учения о святой Троице,  за святость и чистоту жизни, за любовь к пастве и красноречие в проповеди.

Третьи стояли за Иоанна Златоуста, не менее, если не более красноречивого в своих проповедях, за его милосердие к грешникам, за евангельское служение нуждающимся, за широту милостыни, за побуждение к раскаянию и оставлению грехов, за слова, бьющие прямо в сердце и наставляющие в покаянии и исправлении жизни.

Вскоре этот спор охватил всю столицу, спорили до хрипоты в храмах и на рынках. И не видно было бы конца этим раздорам, если бы однажды ночью во сне не явились все трое святителей  Евхаитскому  митрополиту   Иоанну Мавроподу и не сказали: 

После этого все споры прекратились, была составлена общая служба Трем святителям и определен день их общего празднования – 30 января (12 февраля по-новому стилю), как день соборного чествования, завершающий воспоминание каждого из великих отцов, память которых по отдельности также совершается в январе.

Интересный фактОбщая память святителей указана в греческих богослужебных книгах уже с первой половины XII в., например, в древних рукописных минеях, а также в Уставе Константинопольского монастыря Пантократора, основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной около 1136 г., сообщается о правилах освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».  

Таким образом, Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, торжественно отмечаемый Церковью 30 января/12 февраля  вот уже скоро десять столетий является знаком единства Церкви и ее учения.

Творения

Творения свт. Василия многочисленны. Среди них:

  • Гимнография – кроме литургии, святитель считается автором ряда молитв, входящих в ежедневное молитвенное правило (напр., 5 молитва утреннего Правила), молитв от осквернения и других.
  • Толкования на Св. Писание (беседы на книгу Бытия, псалмы, пророческие книги). Особенно известен был верующим «Шестоднев», толкование на Книгу Бытия, повествующее о творении мира. Святому не удалось окончить «Шестоднев» – после его кончины это сделал его друг, Григорий Богослов.
  • Догматические и полемические труды, написанные архипастырем в полемике с арианами. Догмат о Св. Троице сформулирован Василием в его книгах против еретика Евномия.
  • Устав для монашествующих.
  • Так называемые «Правила» свт. Василия Великого, касающиеся священников и мирян.
  • Множество трудов нравственных и аскетических.
  • Письма к разным лицам, касающиеся разных вопросов церковной жизни и духовных проблем.

Творения святого переведены на русский язык, многие из них издаются как отдельно, так и в составе собраний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: