Канон святителю серапиону новгородскому

Серапион новгородский

«Лествица» преподобного Иоанна

Преподобный Иоанн (VI–VII века), игумен Синайского монастыря, получил именование «Лествичник» как автор книги, ставшей классикой аскетической письменности, — «Лествицы Божественного восхождения» (второе название — «Лествица рая»). Она написана по просьбе игумена Иоанна из Раифского монастыря (в 30 километрах от Синая), он убедил святого «сойти помышлением с горы Синайской» и составить руководство духовной жизни для раифской братии. Название подсказывает главную идею книги: она построена как восхождение по «умопостигаемой лествице», чтобы возрасти «в меру возраста Христова». «Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определённой добродетели или пороку. Язык книги лёгкий, образный и афористичный: для пояснения своей мысли преподобный Иоанн часто обращается к поговоркам и пословицам.

Церковь-ротонда в Пехра-Покровском

Название села, откуда был родом святитель Серапион, происходит от названия реки Пехорки или Пехры. Река протекает в этой местности у Стромынского тракта. Стромынкой раньше называли дорогу, соединявшую Москву с Юрьевым-Польским, Суздалем, Владимиром. Сегодня древнему тракту примерно соответствует Щелковское шоссе. Покровская церковь голубого цвета и сегодня стоит у дороги и хорошо видна с трассы.

Сохранившемуся каменному зданию предшествовали, как минимум, четыре деревянные церкви. Первый деревянный храм, где служил Серапион, вероятно, появился в XVI веке. Затем храм заново отстраивался на этом же месте в 1712, 1727 и 1763 годах. Причинами частых перестроек были пожары и смены владельцев села. Наконец, в 1828 году в Пехре-Покровском была возведена новая каменная церковь по проекту архитектора Осипа Бове. Материалом для храма послужил разобранный дворец петровского фаворита Александра Даниловича Меншикова. В начале XVIII века Меншиков владел Пехоркой. В советские годы разрушили колокольню и интерьеры. Внешний облик храма и колокольню восстановили к 2001 году.

Осип Иванович Бове – знаменитый московский архитектор итальянского происхождения. В 1813 году он вошел в комиссию по восстановлению старой столицы после опустошительного пожара и захвата города Наполеоном. Бове придал новый облик разрушенному городу. Осип Иванович обновил вид Театральной площади и фасада Большого театра. Архитектор создал сохранившиеся до сего дня мемориалы в память о войне 1812 года: Александровский сад у стен Кремля с гротом и Триумфальные ворота.

Бове прославился и как церковный архитектор. При его участии возвели церковь Всех Скорбящих Радость на Ордынке, храм Большого Вознесения у Никитских Ворот, Никольскую церковь в Котельниках, Покровскую церковь в Красном Селе и Троицкий собор Даниловского монастыря. В Подмосковье, помимо церкви в Пехра-Покровском, Бове построил также Михайловский храм в усадьбе Архангельское нынешнего Рузского района. Это село не надо путать со знаменитой усадьбой Архангельское в Красногорском районе. Под Рузой находилось имение архитектора. Храм в Архангельском повторяет формы Покровского храма в Балашихе.

Главная архитектурная особенность Покровского храма – форма ротонды основной части. Такие же круглые храмы Бове находятся в его усадьбе Архангельское и в Москве на Большой Ордынке. Круглое пространство символизирует ротонду храма Гроба Господня в Иерусалиме. В центре иерусалимской ротонды стоит часовня-кувуклия. Это пещера, где был погребен, а потом воскрес Иисус Христос. Первую церковь-ротонду на Руси построил еще патриарх Никон в своем Ново-Иерусалимском монастыре.

На территории современной Балашихи есть еще три замечательных храма, которые можно посетить вместе с церковью в Пехра-Покровском. Это Преображенский храм в Пехра-Яковлевском, Архангелский храм в Никольском и Троицкая церковь в Павлино. Четыре старинные церкви Балашихи связаны с известными фамилиями российской истории: Голицыными, Долгоруковыми, Румянцевыми.

10 июля — Собор Новгородских святых

Подробности
10.07.2016 12:35
Просмотров: 920

Собор Новгородских святых, празднование Русской Православной Церкви в честь святых Новгородской земли. Собор Новгородских святых известен с 1831 года. Нынешнее празднование Собора в 3-ю неделю по Пятидесятнице установлено 10 июля 1981 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова).

Более ста угодников Божиих входят в Собор Новгородских святых, многие из них имеют общерусское празднование. Древний новгородский пантеон превосходил пантеоны других русских земель. Ярчайший пример – из 30 владык, возглавлявших новгородскую кафедру до 1478 г., 17 причислено к лику святых; всего – 21 святитель. И в дальнейшем, когда новгородская земля потеряла свою независимость, многие новгородские архиереи своими деяниями вошли в историю. Среди них митрополит Макарий, архиепископ Феофан (Прокопович), митрополит Евгений (Болховитинов), митрополит Арсений (Стадницкий) и др. Пять новгородских святителей были избраны на патриарший престол: митрополит Никон, митрополит Питирим, митрополит Иоаким, митрополит Алексий (Симанский) и нынешний Патриарх Алексий II.

Среди Новгородских святых выделяется целый сонм Новгородских святителей:

4 октября 1439 года святитель Иоанн (†1186; память 7 сентября) явился правившему тогда святителю Евфимию († 1458; память 11 марта) и повелел установить сугубую панихидную память погребенным в Софийском соборе Русским князьям и архиепископам Новгородским и всем православным христианам на день памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского. Тогда же были обретены нетленные мощи святителя Иоанна (сведения об этом помещены 7 сентября). Впоследствии, по мере прославления Новгородских святителей, им был установлен на этот же день Собор. Е. Е. Голубинский пишет об этих святителях как о таких, время прославления которых остается неизвестным, и определял дату установления их общего празднования периодом от Московского Собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода (Е. Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903, с. 157).

В Собор Новгородских святителей входят: святитель Иоаким Корсунянин, первый епископ Новгородский (988-1030); святитель Лука Жидята, епископ (1030; 1035? -1060, † 15 октября 1060 г.); святитель Герман, епископ (1078-1096); святитель Аркадий, епископ (1157-1162; память 18 сентября); святитель Григорий, архиепископ (1187-1193; † 24 мая 1193 г.); святитель Мартирий, архиепископ (1193-1199; † 24 августа 1199); святитель Антоний, архиепископ (1212-1220; 1226-1228; † 8 октября 1231); святитель Василий Калика, архиепископ (1331-1352; † 3 июля 1352); святитель Симеон, архиепископ (1416-1421; † 15 июня 1421); святитель Геннадий, архиепископ (1484-1504; память 4 декабря); святитель Пимен, архиепископ (1553-1571); Афоний, митрополит (1635-1648; † 6 апреля 1653). Мощи этих святителей были погребены или перенесены в Новгородский Софийский собор (кроме святителя Германа, святителя Геннадия и святителя Пимена, почему в некоторых источниках и не названы их имена в числе Собора).4 октября празднование было установлено совместно с памятью святого благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского († 1052), а 10 февраля Собор святителей празднуется совместно со святой благоверной княгиней Анной Новгородской († 1056). Кроме поименованных, из святителей Новгородских отдельные памяти имеют: святитель Никита Затворник, епископ († 1108; память 31 января); святитель Нифонт, епископ († 1156; память 8 апреля); святитель Иоанн, архиепископ († 1187; память 7 сентября); святитель Феоктист, архиепископ († 1310; память 23 декабря); святитель Моисей, архиепископ († 1362; память 25 января); святитель Евфимий, архиепископ († 1458; память 11 марта); святитель Иона, архиепископ († 1470; память 5 ноября); святитель Серапион, архиепископ († 1516; память 16 марта).

Память их празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.

Тропарь Преподобным Новгородским:

Пустынное житие возлюбивше, преподобнии отцы, / явистеся Новгородстей стране, яко иное солнце, / озаряюще сию молниями чудес ваших, / и просвещаете верою воспевающих вам: / радуйтеся, постников похвало и праведных удобрение.

Тропарь Чудотворцам Новгородским:

Яко всесветлии светильницы, / явистеся во стране сей, / святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии, / постом насаждении воздержанием напаяеми, / сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа / и чудеса действовати, / молите Христа Бога за вся люди, / спастися душам нашим.

Священное Писание

Евр., 314 зач., VI, 13-20

13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Мк., 40 зач., IX, 17-31

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Молитвословия

Кондак мученика Савина

глас 2

Божественная прозябения,/ цвет неувядающий,/ розга многоплодная, богоносе Савине,/ иже верою чтущих память твою/ веселия твоего исполни// и молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского

глас 8

Твердый адамант воистину, отче, показался еси, во всем подобяся владыце своему святителю, неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси: темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Темже и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, любовию вопием ти: моли о нас, пречестный архиерею Серапионе, отче наш!

Кондак святителя Серапиона, архиепископа Новгородского

глас 3

Яко венцем, пресветлым украсися днесь великий Нов град, и ликует в память пастыря своего и учителя, яко диадиму царскую возложши, великая же она лавра светло радуется, идеже прослави Бог Своего угодника, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Серапионе, и Церкви Божия веселитися созывающи на славословие, велегласно вопиющи: радуйся, граду твоему и обители похвала и всея Русския земли пресветлый светильниче!

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

глас 1

Плоды присноцветущия,/от твоей книги принося учения, премудре,/ услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:/ лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе/ верою чтущих тя.

Апостол от 70-и Аристовул

Об апостоле Аристовуле, принявшем, по ряду сведений, мученическую кончину от язычников, осталось мало сведений, однако его роль в распространении христианства до самых дальних пределов Римской империи очень велика. Брат апостола Варнавы, он долгое время был спутником апостола Павла, который поставил его в епископы Британии и послал в те далекие края. Как и апостол Андрей Первозванный, Аристовул стал просветителем северных языческих племен Европы. Он претерпел немало мучений от жителей Британии, и многие из них, видя стойкое терпение и неизбывную доброту к ним апостола, обратились в Христову веру. Аристовул созидал в Британии церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров. Сохранились также сведения о том, что дочь Аристовула, Мария, была супругой первоверховного апостола Петра

Столкновение с Иосифом Волоцким и Василием III

Вскоре после новгородских бедствий святитель Серапион был снят с должности и заточен в монастырскую темницу в Москве. Поводом стал конфликт с новым великим князем Василием III и монахом-проповедником Иосифом Волоцким. Волоколамский монастырь, где был игуменом Иосиф, в то время подчинялся Новгородскому архиепископу. В обход своего начальника Серапиона  Иосиф самовольно перешел в подчинение московскому митрополиту. За нарушение церковных правил Серапион хотел лишить сана Иосифа Волоцкого, но столкнулся с интересами московского правителя. Шаг волоколамского игумена противоречил церковным уставам, но соответствовал направлению политики московского князя. Василий III добивался централизации государства вокруг Москвы, начатой его предшественниками. По настоянию князя в Москве созвали собор, где иерархи осудили и лишили должности не Иосифа Волоцкого, а, наоборот, Новгородского архиепископа Серапиона.

Серапион провел несколько лет в заточении в Спасо-Андрониковом монастыре. Оттуда он писал осудившему его московскому митрополиту Симеону: «Вспомни, святейший отец, с какими обетами вы поставили меня, и что ты заповедал мне? Не обещался ли я тебе… сохранять заповеди, никого не боясь, и стоять всегда за правду? Тогда я дал слово Богу и вам ходить по преданиям святых апостолов и святых отцов, ты же дал мне власть, которую я употребил над чернецом моим, когда он нарушил уставы». Под нарушившим уставы «чернецом» Серапион имел в виду Иосифа Волоцкого.

В конце жизни Серапион, московский митрополит Симеон и Иосиф Волоцкий примирились и простили друг друга. Опальному новгородскому архиепископу разрешили поселиться в Троице-Сергиевом монастыре. Там он закончил свои дни в 1516 году через год после смерти Иосифа Волоцкого. Память святителя Серапиона совершается в церкви 29 марта (16 марта по старому стилю). Святитель погребен у Троицкого собора в том месте, где по преданию стояла келья Сергия Радонежского. Его мощи покоятся под спудом в «Серапионовой палатке». Гонимый новгородский архиепископ стал почитаться святым еще в XVI веке.

Судьбу архиепископа Серапиона через некоторое время повторил другой известный святой XVI века – преподобный Максим Грек. Этот священнослужитель вступил в конфликт с тем же великим князем Василием III, лишился церковных чинов и незаслуженно томился в монастырском заточении. Максим Грек отбывал наказание в темнице одной из башен Иосифо-Волоколамского монастыря, хотя и после смерти основателя этой обители. Под конец жизни преподобного Максима частично оправдали и отправили на покой в Троице-Сергиев монастырь. Оба священнослужителя-страдальца скончались в обители Сергия Радонежского.

Мученики Трофим и Фал Лаодикийские

Мученики Трофим и Фал, родные братья, исполняли священническое служение в Лаодикии Карийской. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане братья предстали перед местным правителем Асклипиодотом, повелевшим распять их на крестах. Идя на казнь, подвижники прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти, и даже после распятия продолжали свою проповедь. Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел, как их души вознеслись на небо в сопровождении трёх Ангелов. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом. Она рассказала народу, что ночью видела во сне святых мучеников и Ангелов, посланных для наказания её мужа. Вскоре после погребения мучеников Асклипиодот заболел и умер ужасной смертью.

В день памяти свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, Митрополит Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Юрьевом монастыре

Подробности
29.03.2013 22:00
Просмотров: 1634

29 марта 2013 года, в день памяти свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров в церкви Рождества Христова Свято-Юрьева мужского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: и. о. наместника Свято-Юрьева мужского монастыря иеромонах Арсений (Перевалов); насельники Свято-Юрьева мужского монастыря: иеромонах Григорий (Побожин), иеромонах Лаврентий (Абдурахманов) и иеромонах Герман (Димухаметов); клирик Софийского кафедрального собора священник Николай Полозов, клирик церкви св. ап. Филиппа священник Павел Демочкин и клирик Покровского собора священник Михаил Терещук.

На заупокойной ектении были возглашены прошения об упокоении души новопреставленного иерея Илии.

Богослужение сопровождалось пением хора Свято-Юрьева мужского монастыря под управлением регента диакона Андрея Каурова.

По окончании Литургии иеромонах Лаврентий (Абдурахманов) обратился к молящимся с проповедью о смысле христианской жизни, которая заключается в единении с Богом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно — личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, — будет человек духовен, если она на стороне плоти — будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется! 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: