Святитель кирилл, епископ туровский

Святитель кирилл, епископ туровский + православный церковный календарь

Что такое катафатическое богословие?

Катафатическое богословие (от греч. Κατάφασις (катафасис) — утверждение) — богословское направление, в рамках которого для обозначения и раскрытия истин о Боге и Его отношении к миру используются положительные термины и выражения. 

Примеры катафатических терминов и выражений: Бог есть любовь; Бог милосерден; Бог праведен и свят; Бог разумен; Бог свободен в принятии решений; Бог — Творец мира; Бог — Промыслитель.

Недостаток катафатического богословия может проявляться в том, что рассуждая о Боге в положительных терминах и выражениях, человек привносит в понятие о Нём нечто субъективное, связанное с тем, как именно он осмысливает их и понимает. Например, разные люди могут по-разному воспринимать слово «любовь», поскольку внутренний опыт переживания любви у каждого человека индивидуален.

Положительная сторона катафатического богословия проявляется в том, что если рассуждать о Боге исключительно в отрицательных терминах и выражениях, при понимании, чем или кем Бог не является, сложно всё же понять, Кем Он является. Скажем, если имея в виду человека сказать о нём, что он не имеет крыльев, копыт, чешуи, жабр, не является огнем, ветром, железом, то из этого определения сложно догадаться, что речь идёт именно о человеке. Гораздо понятнее будет если человека представить так: живое существо, обладающее душой, телом, разумом, свободой воли, творческой способностью и т. д.

Катафатический метод может использоваться в сопряжении с апофатическим:

Посредством добавления к катафатическим терминам приставок «бес», «без», «не», «над», «сверх», «все» и т. п. (Бог — беспределен, безграничен, непознаваем, невидим; Его бытие — надмирно; Он — сверхмилосердный, сверхлюбовь, Он — Всесовершенный Дух).

Посредством сопровождения катафатических терминов эпитетами «абсолютный», «совершенный», «исключительный» и т. п. (Бог — абсолютно добр, Его любовь совершенна).

Посредством использования оксюморонов, а также терминов и выражений, как будто бы противоречащих ожидаемым (познавать Непознаваемого; Бог живет во мраке / Бог живёт в неприступном свете).

Священное Писание

Деян., 24 зач., X, 1-16

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Ин., 24 зач., VI, 56-69

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.

65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Притча о душе и теле

Мы рассмотрим еще одну притчу К. Туровского для того, чтобы немного окунуться в его мир. Следует понимать, что здесь важен не сам сюжет, а его толкование

Именно на это надо обратить особое внимание при чтении. Также следует заранее отметить, что епископ пишет метафорично

Душа выступает в образе слепца, а тело – хромца. Толкование сюжета вполне соответствует традиционным религиозным канонам, но оно выполнено очень художественно и мастерски.

Притча рассказывает о том, что хозяин (подразумевается Бог-Вседержитель) решил посадить виноградник. Для его охраны он нанял на работу слепца и хромца, так как полагал, что они не смогут его обворовать. Однако те договариваются между собой: слепец будет нести хромца, а тот – указывать путь. Таким образом они проделывают своё грязное дело и крадут виноградные плоды хозяина. Узнав об этом, тот решает их прогнать, а они начинают оправдываться, сваливая вину друг на друга.

В конце Кирилл Туровский пишет о том, что нельзя преступать заповеди Господа Бога (ограда виноградника), иначе будет кара. Первой к Богу приходит душа, которая ссылается на тело, это его желания и побуждения заставляли грешить. Именно поэтому, когда настанет время Страшного Суда, все души войдут в тела, и будет великое возмездие.

Подводя итоги статьи, следует сказать о том, что произведения Кирилла Туровского обязательны для прочтения каждому, кто ищет свой духовный путь или желает найти истинного наставника. Творчество епископа было высоко оценено, его наследие чтят по сей день. Также его книги рекомендованы тем, кто хочет обрести спокойствие и уверенность, избавиться от тревоги

Кирилл Туровский (кратко его мысли изложены в статье) не будет пугать вас картинами Страшного Суда, а лишь по-доброму и ласково подскажет, как его можно избежать, чтобы спасти самое важное – свое духовное начало

Слово «О книжном почитании»

Здесь Кирилл Туровский частично обращается к древней патристике. Он предупреждает всех и каждого об опасных книгах, которые могут направить в ложном направлении неискушенную душу. Он рассказывает об астрономии, сонниках, травниках и т. д. и призывает всех верующих людей отказаться от книг отреченных. Лучше всего и полезней будет читать святые книги в церкви, молиться и благодарить Бога за его дела. Святитель упрекает горожан за их постоянную торопливость, ведь они даже часу одного не могут всецело посвятить Господу Богу

Для того чтобы сердце воспринимало святые книги, очень важно побороть в себе самые страшные недостатки: гордость, гнев и пьянство. К

Туровский говорит о том, что если бы в церкви раздавали мед и пиво, то народ бы быстро нашел время для посещения святого места!

Слова

Кирилла Туровского называли Русским златоустом. Такое лестное прозвище поймёт каждый, кто хоть на пару страниц окунется в «Слова» епископа. Нельзя отрицать тот факт, что он обладал писательским даром, благодаря которому сумел передать лучшие свои мысли и побуждения в совершенной форме.

В «Словах» большое внимание уделяется теме спасения и религиозных праздников. Он рассказывает людям о том, как найти путь ко Христу, как спасти свою душу, как помочь своим близким пройти через испытания

Во спасении и только в нем он видит глубинную задачу человека на земле. Только через него (спасение) можно получить истинную Божью благодать и навсегда войти в Его Царствие. Человек рассматривается как венец творения — лучшее, что могло быть создано на земле. При этом у каждого свой пути и свои испытания. Для того чтобы доказать свое право на исключительное Господне творение, необходимо выполнить жизненную цель.

Святитель Кирилл Туровский

Современники епископа Кирилла называли его «вторым Златоустом» — такая высокая оценка была дана его вдохновенному, поэтическому слову. Родился святой в г. Турове, что на реке Припять в Белоруссии. С детства он прилежал к изучению «божественных писаний», а состоятельные родители позаботились о его образовании. Став монахом, Кирилл проводил жизнь суровую и внимательную, тем самым привлекая благодать Святого Духа. Пламенное стремление к познанию Бога побудило Кирилла принять на себя подвиг затворничества — он затворился в башне (на столпе). Там, подвизаясь в строгом посте и молитве, он вглядывался в глубины человеческого сердца и освобождал свой дух для созерцания мира — божественного творения. И этот драгоценный опыт наш соотечественник оставил нам в своих писаниях: проповедях, притчах и молитвах.

Житие

Начинается рассказ об этом человеке с того, что он родился и вырос в городе Турове. Мальчик появился на свет в семье богатых родителей, которые могли дать ему всё. Они так и хотели сделать, но с ранних лет своего дитя заметили, что того тянет в совершенно иную сферу. Следует отдать им должное, ведь они никак не препятствовали выбору сына. Примирившись с ним, они только поощряли его увлечение.

Кирилла же не волновали богатства его семьи, тленный мир и развлечения. Более всего он желал постичь мир Бога, понять его, слиться с ним. Стоит отметить, что он получил домашнее воспитание в лучших традициях. В более старшем возрасте от обучался высоким искусствам и наукам у греческих учителей. Он очень глубоко изучал культуру Византии, отлично владел старославянским. Более всего молодой человек любил изучать красноречие и поэзию, поэтому добился в этой сфере больших успехов.

Слова Кирилла сделали его очень известным. Люди приходили к нему за помощью, просили, чтобы он направил их на путь истинный. Через некоторое время по общему согласию князя и горожан Кирилл Туровский был рукоположен в епископы родного города. Письмена Ипатьевской летописи сообщают, что это произошло в 1169 году.

Летом этого же года епископ читал собственные каноны и стихиры в Софийском соборе в честь праздника 200-летия представления святой княгини Ольги. Он оставил указания похоронить себя вместе с учителями в Турове возле церкви святителя Николы.

«Притча о белоризце человеце, и о мнишестве, и о души, и о покаянии»

Притчи Кирилла Туровского — это отдельный вид его творчества, в котором он активно использует аллегорию. Эта притча рассказывает о царе, который доверяет своим подданным во всем. Он не считает нужным держать во дворце оружие или защищаться от кого-то. Свободное время он проводит со своими советниками, веселясь и танцуя. Однажды в его городе происходит мятеж. Для того чтобы понять, в чем дело, царь выходит к своему народу, но так ничего и не понимает.

Один его советник предлагает пройтись к горе. Там странники обнаруживают пещеру, из которой льётся лунный свет, а вдали сидят нищий и его жена, которая поет чудным волшебным голосом. Рядом стоит некто прекрасный, кто угощает их вином.

Ниже идёт пояснение притчи: город – это сам человек, царь – разум, советники – ежедневые мысли, гора – монастырь. Когда герои подходят к горе, это означает, что они принимают Божий обет. Смысл притчи заключается в прославлении монашеской жизни.

Почитание

Признание епископ из Беларуси завоевал по большей степени своими литературными работами — они стали крайне популярны в XII–XVII веках, когда активно копировались и распространялись по стране. Литературное мастерство святого было оценено по достоинству современниками и высоко ценится сегодня.

День памяти Кирилла Туровского проходит 28 апреля и 11 мая, торжественный молебен служиться в Соборе Белорусских святых города Туров. Помимо этого, в городе установлен монумент святителю, всего же их три:

  1. В Турове — в родном городе святого увековечили в камне в 1993 году. Памятник, созданный мастерами Иньковым и Лукьянчиком, поставили на Замковой горе, на берегу Припяти. Основой композиции стал византийский крест — именно богословов Византии особенно почитал и уважал епископ Кирилл. С крестом соединяется и фигура самого святого, у которого в руках книга. Общая высота памятника — 7 метров.
  2. В Гомеле — тут монумент святому возвели в 2004 году в одном из театральных скверов и приурочили его к дню белорусской письменности. Авторами памятника выступили отец и сын Гумилевские, сделав фигуру святителя из бронзы высотой в 3,5 метра. В руках у Кирилла здесь также печатный свиток с молитвой.
  3. В Минске — в столице Беларуси памятник Туровскому святому установили в 2001 году. Его поставили рядом с Белорусским Государственным Университетом.

Помимо монументов, имя Кирилла Туровского значится и на Минской духовной академии. Он считается одним из самых почитаемых белорусских святых, наравне с Ефросиньей Полоцкой. В честь святителя названы и храмы:

  • при Соборном доме в Минске;
  • кафедральный собор в Турове;
  • храм в Светлогорске;
  • церковь Белорусского Народа в Лондоне, Торонто и Бруклине.

Мудрость и святость Кирилла Туровского не пришла к нему с высокими чинами или званиями — она пришла свыше от Господа, который видя старания и горячую любовь своего последователя обильно наградил его. Святитель отдал всю свою жизнь Богу и Он обильно его вознаградил за это.

Святитель Кирилл Туровский

Молитвословия

Тропарь святителя Кирилла, епископа Туровского

глас 4

Благочестия ревнителю и рачителю,/ иноков и столпников похвале,/ святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю,/ светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския,/ в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче,/ Кирилле Богомудре, моли Христа Бога/ утвердитися нам, соотечественником твоим,/ во Православии, благочестии и единомыслии.

Величание святителя Кирилла, епископа Туровского

Величаем тя,/ Туровский подвижниче и святителю Кирилле,/ златословесный Российский учителю,/ и чтим святую память твою,/ ты бо еси усердный пред Богом предстатель за род наш/ и теплый молитвенник о спасении душ наших.

Молитва святителю Кириллу, епископу Туровскому

О предивный подвижниче, преславный святителю, златословесный Российския земли учителю, великий угодниче Божий, Кирилле! Измлада Вышних благ взыскуя, знатность рода и земная богатства, яко уметы, вменил еси, блаженне, возлюбил же еси всем сердцем нищету, бдение, пощение, смирение, скорбь и тесноту иночества, еще же и вящший Христа ради подвиг подъял еси, восшед на столп, досточудне! Мудрствуя Горняя, испытуя, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная, непрестанно душу и сердце питал еси Божественными ученьми. Умолен быв архипастырем быти, воистинну добре упасл еси Туровскую паству твою, питая ее здравыми ученьми Православныя веры и приводя к Царствию Небесному. Темже явился еси иноков вождь, подвижников слава, Православия столп, Церкви российския светило, пастырем и архипастырем образ, всем верным добрый руководитель к истине и правде. Велиим показался еси в Царствии Божием, вся бо заповеданная Богом сам неленостно сотворив, и предков наших научил еси творити. Сего ради, к тебе, Богомудре Кирилле, воспевая прославльшагося в тебе Бога, прибегаем и, чтуще твою память, молимся: буди ходатай за нас, недостойных, пред Господом Богом. Твоими молитвами и заступлением да утвердится в нас истинный дух живой веры и святаго благочестия, да сохранимся все мы благодатию Божиею от неверия, неправоверия и суеверия, от нравственнаго шатания и духовной немощи. Великий угодниче, подвижниче Христов! Моли Милостиваго Бога, да издревле изобильно обитавшия в России стремление к высшему нравственному совершенству, любовь к иночеству, забота о благосостоянии церквей и благолепии храмов, ревность о благочинии богослужения церковнаго выну пребывают достоянием нашим не ослабевая, не умаляясь, но укрепляясь, возрастая и преуспевая. Святителю Кирилле! Да будут молитвами твоими в отечестве твоем пастыри словеснаго стада Христова духом горящии, Господеви работающии, а не себе угождающии, паству, а не себе пасущии. Да будут они добрыми пастырями, душу свою полагающими за овцы паствы своея, а не наемниками, небрегущими о овцах и при виде волка бегающими и оставляющими овцы на расхищение. Ты, блаженне Кирилле, и словом и писанием учил еси древле князей и всех людей Российския земли ходити достойно звания своего. Призри и на нас, потомков твоих, чад и учеников, и умоли Бога, да низпошлет стране нашей твердость и благоустроение, законам нашим святость н силу, правителем и судиям мудрость, усердие, безкорыстие и нелицеприятие. Испроси у Всещедраго Бога всем нам и коемуждо порознь благопотребная, яже к животу и благочестию: немощным в вере и добрых делех укрепление, падшим восстание, подвизающимся добре преуспеяние. Да не оскудевают в родителех согласие, любовь, взаимное уважение, друг о друге благопопечение, в рождении чад Божие благословение. Чада, воспитанныя в страхе Господнем, да уразумеют премудрость Божию и да младенствуют злобою, а не умом. Детоводители и наставники да избыточествуют в несении и во всяком чувстве, паче же да изобилуют благочестием и о благе истиннем детей попечением. Пречудный святителю Кирилле! Сам зриши страну, в нейже родился еси и в нейже много потрудился еси; зриши народ, егоже древле просветил еси. Сам веси, яже требуем, веси наша немощи и согрешения. Буди же нам помощник, покровитель, заступник и управитель жизни нашея. Да под твоим покровом и заступлением достойно будем славить Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сопротивляться Богу, не верить, разрушать систему ценностей, которую формирует религиозное начало — значит идти против жизни, против Божественного Промысла, против воли Божией, против всего того, что Христос совершил для нас. «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 5), — сказал Господь Савлу, который противился Ему. Эти слова обращены сегодня ко всему миру. Трудно идти против Бога — бессмысленное махание руками, бессмысленная трата энергии. Это некая ветряная мельница, которая не производит ничего, а, установленная неизвестно по какой причине, ловит потоки ветра, вращается, и огромная энергия производится и расходуется впустую. Для того чтобы мир, человечество имели будущее, вера должна стать доминантой. Тогда все будет получаться — и гармония в отношениях между людьми, и гармония между людьми и природой. Тогда экономика не будет перемалывать ресурсы неизвестно ради каких целей. Тогда мы не будем загрязнять наш мир ни отвратительными поступками, ни последствиями экономического развития. Тогда уйдут из нашего обихода такие слова, как «кризис».

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр — ученики апостола Павла. В 63 году с проповедью Евангелия они достигли острова Керкиры в Ионическом море, где их заключили в темницу. Там сидели разбойники: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу, за исповедание Которого бывшие разбойники приняли мученическую кончину. Дочь правителя, девица Керкира, узнав, как мученики страдают за Христа, объявила себя христианкой. Отец приказал разбойнику Мурину обесчестить ее, но на него напал медведь, которого Керкира отогнала молитвой. Мурин объявил себя христианином и был казнен. Мученический венец приняла и Керкира. После ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове. Были сожжены мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий. Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров, а преследовавшего их правителя с воинами поглотили волны. Апостолы дожили до глубокой старости и своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.

Литературная деятельность

Святитель на протяжении всей своей жизни писал притчи, молебны и просто записывал свои мысли и размышления о Писании (так называемые «Слова»). Он составил несколько текстов будучи монахом, после писал в затворничестве, однако став епископом понял, что времени на литературные изыскания просто не хватает.

Именно поэтому он оставляет кафедру епархии и вновь возвращается к монастырской жизни — все, ради написания богословских сочинений. Главной идеей всех произведениях святителя является человек и его служение Богу. Среди произведений встречаются тексты, в которых настоятель излагает хвалебные песни человеку, ведь именно для людей Господь создавал этот мир.


Книга Кирилла Туровского «Молитвы на дни пасхальной седмицы»

И постепенно от хвалебных слов богослов переходил к наставлениям — если человек является главным Божьим творением, разве позволительно ему пренебрегать разумом и проводить жизнь только в поиске праздных удовольствий?

Исследователи считают, что к литературному наследию Кирилла Туровского относятся около 8 слов-проповедей, 2 притч про душу, 2 проповеди про монашество, 2 послания к игумену Печерскому, 2 канона и более 30 исповедальных молитв. Исходя из имеющихся данных, богословы-историки предполагают, что епископ Туровский составлял «Слова» на все христианские Господские праздники, но, к сожалению, не все из них дошли до наших дней.

Имеющиеся труды размещались в христианских сборник рядом с произведениями Святых Отцов Церкви и почитались наравне. Самое полное собрание сочинений священника было издано в 1880 году при содействии еще одного Туровского епископа Евгения и включает около 20 различных сочинений Кирилла. Среди них:

  1. Слово на Пасху, в Неделю Цветоносную, о Снятии с Креста, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, от Святых Книг и пр.
  2. Притчи о слепом и хромом, о человеческой душе, о преступлении Божиих.
  3. Сказания о Ветхом Завете и Новом.
  4. Повесть к Василию игумену.
  5. Послание старца к Богоблаженному Василию.
  6. Молитвы на день воскресный и на будние дни недели (по несколько в день).
  7. Каноны молебные.
  8. Исповедание и поминовение.

К более поздним трудам (они были обнаружены и идентифицированы последними) относится и «Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа» и «Канон великий о покаянии».

Важно! Кирилл Туровский ставил перед собой, как перед богословом задачу раскрыть истинный, сокровенный смысл написанных текстов Евангелия, а также Ветхого Завета и максимально раскрыто донести до читателей и все христиан. Его владение слогом и стилем речи было неповторимо — святой мог крайне грамотно и доступно доносить до читателей все мысли

Главным трудом до сих пор считается «Притче о человеческом теле и душе»

Его владение слогом и стилем речи было неповторимо — святой мог крайне грамотно и доступно доносить до читателей все мысли. Главным трудом до сих пор считается «Притче о человеческом теле и душе».

О чем К. Туровский пишет?

Слова Туровского имеют определенную структуру. Писал он в основном о божественных праздниках. Было создано много слов, но не все сохранились до нашего времени. Ниже рассмотрим некоторые из них более детально

Отличительной чертой всех его проповедей является то, что в них Кирилл пишет о важности соединения веры и разума. Только это единство может вывести человека на новый уровень, позволить ему прикоснуться к Божественному

При этом единство веры и разума возможно только при условии высокой нравственности, которая является обязательным условием для каждого, кто ищет праведный путь.

Литература

Кирилл Туровский, произведения которого чтят в церковных кругах по сей день, для литературной деятельности был вынужден вести замкнутый образ жизни. Это помогало ему писать. Дни напролёт он проводил в своей келье с огромным количеством книг. Так были написаны слова Кирилла Туровского, краткое содержание которых мы рассмотрим ниже.

Исследователи творчества епископа утверждают, что его перу принадлежат 2 притчи, 8 слов-проповедей, 30 исповедальных молитв и т. д. Становится понятно, что он оставил после себя весомый след. Именно в исповедальных молитвах наиболее ярко проявился талант писателя, раскрылись его личность и переживания. Известно, что память о святителе чтят православная и греко-католическая церковь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: