День памяти святителя игнатия, епископа ростовского

Святитель игнатий ростовский

Святой Ефрем Новоторжский. Иконография

Особенностью иконографии Ефрема Новоторжского является изображение модели храма, построенного им в честь благоверных князей Бориса и Глеба в Новом Торге. Часто преподобный Ефрем изображается вместе с иноком Аркадием Новоторжским.

Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Россия. XIX в. Тверская картинная галереяПреподобный Ефрем НовоторжскийПреподобный Ефрем Новоторжский и святитель Никола Чудотворец. Первая четверть XVIII века. Музей имени А. РублеваСовременная икона «Святые Ефрем и Аркадий Новоторжские»Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. XIX в., РоссияПреподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и святые князья Борис и Глеб. Первая пол. ХIХ века

Житие святителя Исаии Ростовского

Святитель Исаия принял иноческий постриг в Киево-Печерском монастыре и, вероятно, был учеником преподобного Феодосия Печерского. В Житии преподобного Феодосия об Исаии говорится:

Исаия стал игуменом киевского монастыря во имя великомученика Димитрия Солунского. Дата хиротонии Исаии на Ростовскую кафедру неизвестна. Согласно «Повести временных лет», в 1088 г. Исаия, будучи епископом, принимал участие наряду с другими иерархами в освящении Михаило-Архангельского собора в киевском Выдубицком монастыре во имя архангела Михаила, а в 1089 г. — в освящении Успенского собора Киево-Печерского монастыря []. На Ростовской кафедре Исаия стал преемником святителя Леонтия. Новый Ростовский архиерей столкнулся с укорененными языческими верованиями местного населения, как русского, так и финно-угорского. Исаия неоднократно упоминается в Киево-Печерском патерике. В повествовании об Успенском соборе рассказывается, что на его освящение 14 августа 1089 г. чудесным образом прибыли епископы, в т. ч. Исаия, которые не были приглашены митрополитом. При перечислении имен архиереев, выходцев из Киево-Печерского монастыря, в основном соблюден хронологический порядок. Исаия назван после Переяславского митрополита Ефрема, поставленного на кафедру между 1073 и 1076 гг., и ранее Новгородского епископа Германа, хиротонисанного в 1078 г. В Слове о Никите Затворнике Исаия назван среди печерских иноков, которые приняли  участие в изгнании из Никиты беса []. Исаия находился в монастыре в то время, когда Никите стало известно о гибели в Заволочье новгородского князя Глеба Святославича, что произошло в 1078 г. []   

В Проложной редакции Жития святителя Исаии кон. XVI — нач. XVII в. сказано, что он преставился «на второе лето по освящении церкве печерския», т. е. в 1090 г., такое же указание содержится и в редакции Жития Исаии, составленной в 1647 — 1656 гг. для Киево-Печерского патерика в редакции архимандрита Иосифа (Тризны) [].

«Одет, обут и накормлен»

За плечами у архимандрита Игнатия было светлое, спокойное и, в общем-то, благополучное дореволюционное прошлое. С 14 лет он жил в крупнейшем монашеском центре южной России – Николо-Успенском монастыре города Валуйки. Выходец из крестьянской семьи, он прошел все «ступени» иерархической лестницы – от послушника до настоятеля монастыря.

Стержнем жизни его была любовь к церковному пению. С детства он пел в церковном хоре Успенского собора г. Бирюча, где регентом был его старший брат Михаил. Только придя в монастырь, он получил клиросное послушание – читал и пел в храме каждый день. Затем стал монастырским регентом. Уже после революции, когда монастырь был разграблен и закрыт, руководил епархиальным народным хором. Известно, что, будучи невысокого роста, он регентовал, стоя на табуретке. На досуге же – играл на скрипке и фисгармонии, и даже увлекался сочинением музыки (сохранились рукописи с несколькими произведениями отца Игнатия).

В 1912 году архимандрит Игнатий стал настоятелем Николо-Успенского монастыря. Обитель его, казалось, являла собой символ «торжества Православия» на Руси. Чудотворная икона святителя Николая привлекала сюда монахов и трудников со всей страны.

Валуйский Николо-Успенский монастырь, литография XIX века. Фото: pravenc.ru

В монастыре было около ста человек братии. Сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские. Водяная и паровая мельницы. Два сада. Свечной восковой завод. Хлебная, поварная, трапезная. Восемь лошадей, двадцать дойных коров, огороды, пасека. Художественная мастерская, иконная лавка. Были даже свой монастырский фельдшер, своя аптека и приемный покой для больных.

Каждый монах, как писал сам о. Игнатий в своих воспоминаниях, был «одет, обут и накормлен». Братские трапезы – строго по расписанию. Обед из трех блюд по будням, из четырех – по воскресеньям, после обеда – отдых до двух часов пополудни… Благополучная, сытая, размеренная жизнь, – такая и сегодня далеко не в каждом монастыре!

А еще – путешествия по святым местам, в которые братья отправляли друг друга «для поправки здоровья». Так, будущий архимандрит Игнатий в 1894 году, еще будучи послушником обители, заболел туберкулезом и был отправлен в паломничество на Святую землю. Вместе с другими паломниками от Императорского Палестинского общества он увидел Иерусалим, Гефсиманский сад, Маврийский дуб, Голгофу…

А в 1913 году – к 300-летию царствующей династии Романовых – в обители был освящен огромный белокаменный Николаевский собор. На праздник прибыло более 50 тысяч паломников, на берегу реки Оскол монахи накрыли стол на 3 тысячи человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк.

Монастырь активно занимался просвещением и благотворительностью.Братия содержала школу для детей-сирот. Монастырь бесплатно одевал, кормил и обучал детей. Учительствовал в школе, еще в бытность послушником, и сам архимандрит Игнатий.

«Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, отец Игнатий предложил взять на монастырское обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи не чувствовали ни в чем недостатка. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, архимандрит Игнатий предложил их принять в монастырских гостиницах и обеспечить бесплатной трапезой», — пишет игумен Дамаскин (Орловский).

Литература

  • Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. // Арх. ГМЗРК. Инв. № Р-1083.
  • ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-477, 525, 526; Т. 4. Ч. 1. С. 247, 523; Т. 5. С. 196, 201; Т. 6. Вып. 1. Стб. 348, 361; Т. 7. С. 162-163, 168, 171, 174, 175, 179; Т. 8. С. 213; Т. 9-10. С. 167; Т. 18. С. 73, 77, 78;
  • Описание о российских святых. С. 92-93;
  • Летописец о Ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. V, 5-6;
  • Пролог. СПб., 1896. С. 196;
  • Акт вскрытия и обследования мощей св. Игнатия и Исаии // СРМ. Ростов, 1993. Вып. 5. С. 50-52;
  • Босли Р. Д. Житие св. Игнатия Ростовского // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 67-69;
  • Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 2. С. 337, 338.
  • СИСПРЦ. С. 101;
  • Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864;
  • Толстой М. Святыни и древности Ростова Великого. М., 1866 3. С. 38-40;
  • он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской еп. Ярославль, 1887. № 3. С. 7-10;
  • Ключевский. Древнерусские жития. С. 38-43;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 207-211;
  • Филарет (Гумилевский). Обзор рус. духовной лит-ры. СПб., 1884 3. С. 66;
  • Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 29-30;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 80-81;
  • Васильев В. История канонизации святых Рус. Церкви. М., 1893. С. 103-105;
  • Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 168-171;
  • Дмитриева Р. П., Семенченко Г. В. Житие Игнатия Ростовского // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 150-151;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 17, 18, 80, 106, 161, 162, 199, 217, 219, 236, 315, 363, 383, 394, 433, 467; Кн. 4. Ч. 1. С. 125, 161; Ч. 2. С. 26, 28, 208;
  • Подскальски Г. Христианская и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 469, 470, 471, 483;
  • Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв. Ярославль, 2004.

Тюремная Пасха

Архимандрит Игнатий (Бирюков), тюрьма НКВД, 1930 год. Фото: pravenc.ru

Пасху 1930 года настоятель Николо-Успенского Валуйского монастыря архимандрит Игнатий встретил в Воронежской тюрьме. Отцу Игнатию было 65 лет, он был выходцем из верующей семьи, с детства жил богослужением, не пропускал ни одной службы. Но это была самая необычная и, возможно, самая важная Пасха в его жизни.

На этой Пасхе не было ни привычного отцу Игнатию слаженного епархиального хора, ни нарядных одежд духовенства, ни украшенного цветами иконостаса, ни напрестольного Евангелия в драгоценном окладе… Зато вместе с отцом Игнатием в камере было много православных людей – священники, монахи и миряне и, в частности, протоиерей Александр Архангельский и священник Феодор Яковлев. Начиная с Великого Четверга вместе они совершали богослужения по тем немногим книгам, которые были с ними в тюрьме, и по памяти.

Священнический крест из кипариса был только у протоиерея Александра Архангельского. Священники служили по очереди, передавая крест друг другу. Епитрахилью служило полотенце.Затем, в Великую Субботу с воли передали парчовую епитрахиль. Был отслужен водосвятный молебен, в конце которого один из священников, обращаясь к узникам камеры, сказал:

– Поздравляю вас с наступающим праздником Пасхи и желаю всем вам встретить его в добром здравии. Вам, братья-иереи, желаю и в дальнейшем быть твердыми защитниками веры православной, а вы, – обратился он к заключенным крестьянам, – должны приобщиться Святых Таин, потому что никто из нас не знает, когда наступит наша смерть; здесь есть много священников, у которых вы можете исповедаться.

Вечером в субботу были освящены куличи, и затем до двенадцати часов ночи узники читали по очереди Деяния апостолов. Удалось достать масло и устроить лампаду. В двенадцать часов ночи пропели “Христос воскресе” и стали укладываться спать. Пасхальную службу отслужили в воскресенье утром после поверки. Вся камера причащалась. После службы прикладывались ко кресту, который держал архимандрит Игнатий, христосовались и получали кусочек освященного кулича.

Борисоглебский монастырь

Преподобный Ефрем Новоторжский, как говорилось ранее, считается основателем Борисоглебского монастыря (Тверская область, г. Торжок). Обитель была основана в 1038 г., почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имён двух князей — Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Ранняя дата основания монастыря побуждает исследователей считать древнейшей иноческой обителью на Руси не Киево-Печерскую лавру, а Новоторжский Борисоглебский монастырь.

Ансамбль Новоторжского Борисоглебского монастыря

В XIII в. монастырь подвергался нападениям со стороны монголо-татар и литовцев. Во времена смуты был разорён поляками. Благодаря усилиям настоятелей и насельников начинается период медленного процветания монастыря до 1917 г. Затем в 20-х гг. XX в. братию распустили, а в монастыре разместили тюрьму строгого режима. Далее в здании размещались лечебно-трудовой профилакторий и историко-этнографический музей. Литургическая жизнь в монастыре возобновилась в 1998 году.

Литература:

  1. Гадалова Г.С. К вопросу о редакциях Жития Ефрема Новоторжского: . В: Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3 (61).
  2. Дробленкова Н.Ф. Житие Ефрема Новоторжского. В: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ленинград, 1987. Вып. 1. С.148–150.
  3. Житие Ефрема Новоторжского. В: Памятники литературы Древней Твери. Вступит ст., пер. и комментарий В.З. Исакова. Тверь, 2002. С.192–197.

«Всякая душа властем да повинуется»

Первый «тревожный звонок» прозвучал для архимандрита Игнатия в дни февральской революции. В монастыре был произведен обыск, а настоятель арестован. Под арестом отца Игнатия продержали неделю, но поскольку ничего предосудительного в монастыре не нашли, он был отпущен на свободу.

После захвата власти в стране большевиками, в марте 1918 года архимандрит Игнатий был вызван в Валуйский исполком. Председатель Рындин потребовал, чтобы наутро была доставлена на нужды советской власти вся монастырская наличность. Отцу архимандриту был вручен мандат для объявления братии решения советской власти. Вместе с ним в монастырь был отправлен представитель власти, который должен был повсюду сопровождать настоятеля и участвовать в подсчете всех монастырских сумм.

Архимандрит Игнатий подчинился. По возвращении в обитель он вызвал братию в настоятельские покои, объявил о решении советской власти и сказал: «Боголюбивые мои братия! Слово Божие учит нас: всякая душа властем да повинуется; несть власти не от Бога, и противящиеся власти – Божию велению противятся. Посему, во исполнение приказа власти, мы должны сию же минуту приступить к учету всей монастырской наличности, также и нашей братской суммы при участии здесь перед нами предстоящего представителя власти и, поучете суммы, должны доставить ее полностью в исполнительный комитет».

Монахи выразили свое согласие, после чего избранные от братии вместе с архимандритом Игнатием и представителем власти приступили к учету монастырских средств. На утро настоятель доставил в исполком 10 тысяч 105 рублей.

Но даже проявленная лояльность не спасла Валуйскую обитель: в 1924 году власти закрыли монастырь. Отец Игнатий уехал в город Бирюч, где некоторое время жил у родственников. В 1925 году в Воронеж прибыл новый владыка – святитель Петр (Зверев). Он дал отцу Игнатию послушание как специалисту по церковным песнопениям – руководить епархиальным народным хором. Однако вскоре здоровье отца Игнатия пошатнулось – обострился туберкулез. В 1929 году он взял отпуск и отправился в паломничество по окрестным святыням.

Как пишет в житии отца Игнатия игумен Дамаскин (Орловский), «словно предчувствуя свой близкий арест, он сперва задумал посетить все те места, с которыми была связана его жизнь». Он поехал в Валуйки, где остановился у своего племянника. В Валуйках отец Игнатий провел два дня. Оба дня он подолгу стоял у стен своего закрытого монастыря, – монастыря, в котором он провел без малого полвека и без которого не мыслил, казалось раньше, своей жизни.

«Восстановление монархии путем вооруженного восстания»

Решающую роль в судьбе архимандрита Игнатия, как и многих тысяч русских священников того времени, сыграла печально знаменитая «Декларация 1927 года» («Послание к пастырям и пастве» патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года). Центрально-Черноземная область стала вторым после Ленинграда очагом иосифлянского движения, наиболее сильным сопротивление сергианству оказалось в Воронежской епархии.

Во главе местных «несогласных» – так называемой Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) – был викарий Воронежской епархии епископ Козловский Алексий (Буй) (расстрелян в 1937 году, канонизирован в 1981 году Русской Православной Церкви За Границей). Поэтому в документах НКВД движение воронежских иосифлян именуется «буевщиной». «Буевцы» активно выступали против соглашательства с большевиками, поддерживали крестьян в их борьбе против насильственной коллективизации. По мнению историка М.В. Шкаровского, среди духовенства области в числе сторонников епископа Алексия было более 400 человек.

Архимандрит Игнатий оказался в рядах «буевцев», в материалах следствия по делу «Воронежского филиала ИПЦ» 1930 года он упоминается как «пропагандист-связист».

В частности, обвиняемый Муровщик показал:

«Будучи сторожем в Алексиевском монастыре при церкви, я неоднократно видел, как священники ЯК0ВЛЕВ Федор, ГОРТИНСКИЙ Сергей, МАРЧЕВСКИЙ Евгений, архимандрит Тихон КРЕЧКОВ и изредка архимандрит Игнатий БИРЮКОВ после церковных служб оставались в церкви, запирались от всех и проводили какие-то совещания, на которых посторонних никого не пускали. Что на этих совещаниях было, какие вопросы разбирались, я точно не могу сказать, но знаю, что в результате этих совещаний стали чаще к нам приезжать в Алексиевский монастырь крестьяне и спрашивать, где живут священники ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ и др. В беседе с крестьянами я узнал, что свящ. ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ, МАРЧЕВСКИЙ, БИРЮКОВ и КРЕЧКОВ в глазах крестьян являются борцами за старую «веру и порядок», что они дают крестьянам советы — не вступать в колхоз, как антихристову выдумку, что Советская власть — есть антихристово наследие, а коммунисты — слуги антихриста».

В ходе следствия НКВД «установило», что «под прикрытием религиозной пропаганды» окружение владыки Алексия готовит «восстановление монархии путем вооруженного восстания крестьянства против Советской власти». Согласно обвинительному заключению, «активная контрреволюционная деятельность руководящего центра организации «буевцев» привела к тому, что под руководством опорных пунктов «буевцев» в округах Острогожском, Усманском, Елецком, Борисоглебском, Козловском, Белгородском и других имели место массовые выступления населения против Советской власти».

Всего по «буевскому» делу проходил 31 человек. На допросах в конце февраля отец Игнатий отвечал: «Я являюсь епархиальным духовником Воронежской епархии. В письмах я подписываюсь обыкновенно или «странник», или «касатик», или «пролетарий»».

По результатам следствия отец Игнатий был объявлен «фактическим руководителем монашества Центральной Черноземной области, через которое вел среди верующей массы антиколхозную и антисоветскую агитацию». В ходе допросов архимандрит Игнатий представил следователю рассказ о своем жизненном пути, поведал о давней истории своего монастыря, изложил чинопоследование основных церковных служб и этим ограничился, не сказав более ничего.Виновным он себя не признал.

28 июля 1930года Коллегией ОГПУ архимандрит Игнатий был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 30 апреля 1931 года наказание, ввиду слабости здоровья священника (обострение туберкулеза), было заменено ссылкой на оставшийся срок. 66-летний тяжелобольной священник был доставлен этапом в Казахстан. Вскоре после прибытия, 27 сентября, он скончался.

Святитель Игнатий Ростовский. Иконы

Иконописные подлинники второй четверти XVII-1840-х годов под 28 мая отмечают две особенности изображения святителя Игнатия: его борода короче бороды святителя Алексия, митрополита Московского, на голове белый клобук: «Рус, в белом клобуке, а брада аки Алексеа митрополита и короче, риза камочною статью, вохра с белилы»[]. Святитель Игнатий изображался в виде седого старца, в фелони и омофоре, с Евангелием в руках. Наиболее распространенными являются иконописные изображения святителя Игнатия с Ростовскими святителями, а также со святителем Николой и преподобным Сергием Радонежским.

Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Фрагмент иконы Богоматерь с Младенцем и предстоящими Ростовскими чудотворцами. Кон. XVII в. ГМЗРКРостовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий. Конец XV в. (?). Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Преподобный Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы. Середина XVI в., происходит из церкви Богоявления села Уславцево Вощажниковской волости Ростовского уезда. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Святители Исаия и Игнатий Ростовские и преподобный Авраамий Ростовский. Вторая половина XVI в. Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале, оборот — «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедникРостовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом. Конец XVI в., Ростов. Москва, Музеи Московского КремляМоление ростовских чудотворцев Леонтия, Исаии и Игнатия. XVII в., Москва, ЦМиАРСвятитель Игнатий, епископ Ростовский (фрагмент). Конец XV — начало XVI века, РостовСвятитель Игнатий, епископ Ростовский. Минея — Май (фрагмент). Начало XVII в. Москва, МДАСвятитель Игнатий, епископ Ростовский (фрагмент). Шитая пелена. 1650-1660-е гг. Сольвычегодск, ГИАМЗ

Игнатий, епископ Ростовский XIII века

—святитель, епископ Ростовский.

† 1288, память 23 мая/5 июня и 28 мая/10 июня и 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Деятельность преосвященного Игнатия на духовном поприще началась с причетника при церкви Богородицы в городе Ростове.

Затем он подвизался в Ростовском Богоявленском монастыре.

В 1261 году уже в сане архимандрита, по рекомендации благоверного князя Александра Невского, уважением которого он пользовался, отец Игнатий был назначен помощником Ростовского епископа Кирилла.

19 сентября 1262 года хиротонисан во епископа и по смерти владыки Кирилла занял Ростовскую кафедру, которой управлял в течение 26 лет.

“Приняв под свое попечение епархию Ростовскую, — передает житие святителя, — он с великим вниманием пас стадо свое”. Из этой краткой характеристики ясно выступает личность святителя

Из этой краткой характеристики ясно выступает личность святителя.

В 1274 году он участвовал на Владимирском Соборе по принятию мер к искоренению различных нестроений в Русской Церкви.

Особенно болезновал святитель за мир в своей епархии. В 1281 году он выступил примирителем поссорившихся из-за волостей братьев-князей Дмитрия, Константина и Михаила. Ему удалось добиться примирения, и в память этого он заложил в Ростове храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба.

Святитель Игнатий был не только добрым пастырем в своей епархии, но и ходатаем за свое отечество. Известно, что он дважды (2-й раз в 1282 году) предпринимал трудное путешествие в Орду с ходатайством за Церковь и причт.

Скончался он 28 мая 1288 года.

Важно

Святитель Игнатий — единственный из всего сонма святых, в земле Российской просиявших, которого Господь прославил нетлением и целебным даром мощей еще до их погребения.

По предположению Е. Голубинского, тело святителя Игнатия было предано земле, а причислен он к лику святых между 1480 и 1484 годами.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 883,1268,1269.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 2, с. 75—78; т. 4, с. 10,123,176.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901 — 1902, т. 2, с. 141.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. — 3-е изд. — СПб., 1882, ч. 1, май.

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843, т. 4, прим. 140,154,179.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 80. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 207—209. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 106—108. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 9, ч.2, май, с. 168—171. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. — 2-е изд. — М., 1860, с. 37,38,39, прим., с. 15. Строев П. М.

Совет

Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 330, 339.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1417. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М.

Л. Яковлев. — СПб., 1862, с. 101. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 3, с. 66. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 617.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т.т. 1, 3, 8.

Исторический вестник. — 1888, т. 23, с. 77—78; т. 31, февраль, с. 429.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 788.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 925. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 44.

Молитвы

Тропарь святителям Ростовским
глас 4
Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия
глас 4
Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/ и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/ и за ны к Богу молебницы,/ на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./ И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/ у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/ святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/ молите даровати стране нашей мир,/ на враги одоление,/ Церкви единомыслие/ и душам нашим велию милость.

Тропарь святителя Игнатия, епископа Ростовского
глас 4
Благоверия просвещся учении,/ святительства прием паству/ и апостолов наследник быв,/ тем приял еси от Бога дар чудес, святителю отче Игнатие,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак святителям Ростовским
глас 4
Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Кондак святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия
глас 8
Яко во вселенней трие велицыи святителие,/ бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/ и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/ и вечный покой наследовасте./ Молим вас, святии чудотворцы,/ подати добродетелем исправление,/ и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/ и душам спасение, да зовем вам:/ радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение.

Кондак святителя Игнатия, епископа Ростовского
Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Игнатие,/ в мире светло сияющи и являющи всем Божественное сияние.

Житие святителя Игнатия, епископа Ростовского, в изложении святителя Димитрия Ростовского

Поставление Игнатия епископом Ростовским

Святой Игнатий родился от благочестивых родителей и был воспитан ими во всякой христианской добродетели. Убедившись в суете мира сего, он отрёкся от мира и принял пострижение в монашество.

Так как он проводил жизнь весьма добродетельную, то был назначен первоначально архимандритом, а потом епископом города Ростова

Приняв под свое попечение епархию ростовскую, он с великим вниманием пас стадо свое

Пробыв во святительстве двадцать шесть лет, преставился ко Господу в 6796-е лето от сотворения мира, рождества же во плоти Бога Слова в 1288-ом году, в 28-ой день месяца мая, в пятницу, после вечерни.

В это время проходили мимо церкви две благочестные монахини, одна из них называлась Феодосиею; она была супругою протодиакона святителева Павла, но тотчас же, по вступлении в законный брак, они посвятили себя девственной и чистой жизни. Всю жизнь свою они подвизались в посте и молитвах.

Многие могли засвидетельствовать чистоту жизни их. Когда блаженный Павел отошел ко Господу, то супруга его приняла пострижение в иночество. Узнав о кончине святителя Игнатия, она пришла поклониться мощам его; вместе с нею пришла и другая инокиня по имени Ксения, проводившая столь же добродетельную и богоугодную жизнь.

Эти две инокини и еще некоторые благочестивые люди, которые сподобились откровения божественного, видели такое чудо: когда честные мощи святителя Игнатия были несены к церкви, то святитель Божий встал из гроба в своем архиерейском облачении, пошел по воздуху и стал высоко в воздухе над церковью; затем благословил весь народ и весь город; потом вошел в пещеру, ископанную в земле около жертвенника, где был ему приготовлен и гроб. Это открыл Бог инокиням тем, а также и еще некоторым благочестивым людям для прославления угодника Своего и в показание всем святости его; этим Господь показал людям, что святитель Игнатий заслужил милость от Господа и сподобился одинаковой части со святыми.

Важно

Около того же времени случилось и другое чудо: некий архимандрит Стефан имел со дня рождения своего один палец пригнутым к ладони; когда он прикоснулся к честному телу святителя Игнатия, тотчас скорченной палец его выпрямился, стал здравым, как и прочие пальцы.

Потом честное тело святителя Игнатия было внесено в церковь. Утром следующего дня все снова собрались к мощам угодника Божия, дабы сотворить обычное служение и воспеть погребальные песнопения.

Когда положили тело святителя Божия во гроб и дали в руку ему свитки, в которых написаны были имена всех тех, кого святитель Игнатий посвятил в сан пресвитерский и диаконский, то угодник Божий, как живой, простер руку свою и принял свитки. Все, видевшие чудо это, преисполнились великого страха и радости и прославили Бога.

Молитвами сего угодника Божия, святителя Игнатия да сподобимся и мы быть вместе с ним участником благ вечных, уготованных о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому воссылается слава вечно. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Благоверия просвещься учении святительства прием паству, и апостолом наследник быв, тем приял еси от Бога дар чудес святителю отче Игнатие. Моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Кондак, глас 4:

Явися днесь пресветлая память твоя святителю преблаженне Игнатие, в мире светло сияющи, и являющи всем божественное сияние.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: