Неделя 2-я великого поста, святителя григория паламы, архиепископа солунского

Как свт. григорий палама из блестящего аристократа превратился в архиепископа и богослова

Духовное возрождение Византии происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию

— Представляю себе святителя Григория Паламу в его время – такой себе блестящий молодой человек, сын крупного сановника, воспитанный при императорском дворе: талантливый, прекрасно образованный, красивый, в общем, как сегодня говорится, «упакованный по всем статьям». И вот этот перспективный юноша бросает все это ради аскетической жизни. Как-то трудно себе представить современного молодого человека, который бы бросил карьеру, все материальные блага и, не задумываясь, ушел в монастырь. Что за время тогда было такое?

— Святитель Григорий Палама жил в уникальное для Византийской империи время. Надо понимать, что во времена святителя Григория Византийская империя была государством, территория которого сократилась в размерах в разы по сравнению с классической Византийской империей, от Юстиниана до времен правления Македонской династии.

Если посмотреть на карту Византии времен святителя Григория, мы увидим, что она занимает сравнительно небольшое географическое пространство. Но даже при таком внешнем упадке, который связан с тем, что империя утратила громадные территории на востоке, это время принято считать  периодом удивительного расцвета Византии, названым по имени правящей династии – «Палеологовским расцветом».

Это время характеризовалось небывалым развитием культуры, церковной культуры, прежде всего — иконографии, архитектуры и богословия. Кроме того, это было время удивительного подъема в церковной аскетической жизни. Люди проявляли повышенный интерес к тому, что называется «традицией мистической, аскетической практики». В этот период в Византии глубокое внутреннее благочестие было потребностью не только для крестьян и ремесленников, но и для аристократов самого высокого звания.

Святитель Григорий Палама происходил из семьи аристократов. Но то, что он в молодом возрасте ушел в монахи, предпочтя безмолвную жизнь блестящей карьере, было весьма в духе того времени. Многие известные монашествующие той эпохи – это именно люди благородного происхождения.

Видимо, к человечеству пришло понимание, что для возрождения империи (а тогда многие мечтали об этом) нужно возрождение духовное. И это духовное возрождение происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию. Молодые аристократы, бросившие мир ради уединенной молитвы, не только совершенствовали свою душу, но и служили светильниками веры, возводящими страну на более высокий духовный уровень.

Это было особенно важно в то время, когда на фоне всевозрастающей потребности народа в духовности, некоторые аристократы и члены императорской семьи готовы были отказаться от самого важного – от православной веры — ради получения финансовой и военной поддержки со стороны Латинской Европы.   . Так случилось, что основатель династии Палеологов Михаил VIII Палеолог (1224-1282) хотел заключить унию с Латинским миром на Лионском Соборе, и последние  из династии — Иоанн VIІІ Палеолог (1392-1448)  и Константин XII (1448-1453) — также проводили униональную политику

По сути, несмотря на наличие многих благочестивых людей в самых разных слоях, были и те, кто готов был отречься от своей веры ради финансовой и военной поддержки империи извне. Уход людей благородного происхождения в монашество служил неким напоминанием, что любовь ко Христу важнее любви ко всему иному. В числе таких людей и был святитель Григорий Палама

Так случилось, что основатель династии Палеологов Михаил VIII Палеолог (1224-1282) хотел заключить унию с Латинским миром на Лионском Соборе, и последние  из династии — Иоанн VIІІ Палеолог (1392-1448)  и Константин XII (1448-1453) — также проводили униональную политику. По сути, несмотря на наличие многих благочестивых людей в самых разных слоях, были и те, кто готов был отречься от своей веры ради финансовой и военной поддержки империи извне. Уход людей благородного происхождения в монашество служил неким напоминанием, что любовь ко Христу важнее любви ко всему иному. В числе таких людей и был святитель Григорий Палама.

Из поучений свт. Григория Паламы

Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и поучениях Господних; и самого себя испытывай, не преступил ли или не оставил ты чего, и исправь себя во всём.

Посещай в день воскресный храм Божий, и будь на всех службах церковных; причащайся  Святого Тела и Крови Христовой, и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и приуготовляй к принятию будущих благ. Имея таким образом Бога в сердце своём, ты не преступишь заповеди и бремени греха на себя не возьмёшь.

Написано: не укради (Исх.20,15), но ты, что есть у тебя в тайне раздели с нуждающимся, да от видящего в тайне Бога приимешь стократно больше того, и в будущем веке жизнь вечную. Поэтому от своего давай просящему и оказывай милость, по силе твоей, нуждающемуся в милости, и не отвращайся от хотящего занять у тебя.

Если есть кто враждебно  к тебе расположенный — отвечай любовью ему. Таким образом ты и его примиришь с собою и победишь благим злое, как повелевает тебе Христос.

Молитвы

Кондак святителя Григория
глас 8
Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Тропарь святителя Григория
глас 8
Православия светильниче,/ Церкве утверждение и учителю, монахов доброто,/ богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче,/ Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,// молися выну спастися душам нашим.

Тропарь Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
глас 8
Православия наставниче, святителем украшение,/ Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/ Солуню великая похвало, проповедниче благодати,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

ИИСУСОВА МОЛИТВА ИЗГОНЯЕТ ЛЮБЫЕ БОЛЕЗНИ.

Звуковая волна молитвы Григория Паламы «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО » уничтожает звуковые волны которые вокруг вас находятся.

Бесы сходятся туда где произносят их греховные слова.

Вы осудили, или скверное слово произнесли или накричали и сразу же скажите

«ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО»

и у бесов сразу начинается паника и они разбегаются.

Сначала научитесь молиться языком.

Главное не входить в прелесть.

Не нацепляйте четки и не ходите в них пока не научитесь Иусусовой молитве.

Что бы научиться надо пройти несколько этапов.

Перейти к словесной в умную и в сердечную.

Научитесь сразу же сжигать свои грехи этой молитвой.

Как только осудили, так сразу эту молитву.

И крест.

Креста бесы бояться.

Сначала на лоб.

Затем к пупку.

На 2 см ниже пупка( дьявол заходит именно туда на 2 см ниже пупка).

А мы поражаем эти центры Святой Троицей.

Если часто накладывать на себе и на научить накладывать детей крестное знамение, то потом пусть берут анализ крови, замеряют ваше сердце, кровяное давление и удивляются что с вами происходит.

А происходит излечение, потому что Иисусова молитва исцеляет любые болезни.

Пройдет еще тысяча лет – учение святителя Григория не утратит своей актуальности

— Учение святителя о Фаворском свете – о нетварных Божественных энергиях. Святитель утверждал, что православная вера не дает знаний о Боге, а ведет к обожению. Это истинная задача истинной религии

Она самая главная в православии, важно ее «внедрять» в жизнь православных, несмотря на то, что забивается знаниями. Об обожении надо кричать, а не вспоминать раз в год…

— Что касается учения святителя Григория Паламы, то нужно отметить, что оно не является плодом личных измышлений, что бы там ни говорили оппоненты святителя. Суть учения Григория Паламы носит глубокий сотериологический смысл. И этот подход — объяснение принципов и догматов нашей веры, исходя из сотериологических принципов — всегда был свойственным святым отцам нашей Церкви. Они защищали какой-либо принцип веры не только потому, что этот принцип логически хорошо обоснован или может быть доказан при помощи Священного Писания.

Есть сотериологические следствия религиозных утверждений. Из утверждений оппонентов святителя Григория следовало, будто настоящего богообщения нет. Есть расшифровка Откровений, которые даны нам через Писание, есть совершенствование ума и знаний, как полагал Варлаам Калабрийский, но это не настоящее глубинное общение с Богом. Это не есть то общение, которое выражено в идее, известной под названием «обожение».

Святитель Григорий Палама настаивал, что православная вера — это вера, ведущая к возможности обожения. Не просто к умножению знаний о Боге, а именно к обожению. Поэтому православие иногда называют религией преображения.

Дискуссии святителя Григория о Фаворском свете имеют прямое отношение к нашей вере. И они актуальны не только для времен святителя, но и для нашего времени.

День памяти святителя Григория Паламы в Православной Церкви принято отмечать во вторую седмицу Великого поста. И это не случайно. Первую седмицу Великого поста мы сугубо постимся. И постимся мы не для того, чтобы очистить организм или доказать, что мы можем ограничивать себя. Мы постимся ради веры своей. Потому и заканчивается первая седмица Торжеством Православия, Торжеством нашей веры. Во вторую же седмицу мы воспоминаем, что постимся мы не только ради веры и ее утверждения: наши подвиги — пост, воздержание, молитва — совершаются ради одного, ради обожения, ради состояния, в которое мы должны постепенно войти через богоуподобление.

Учение Григория Паламы, по сути, именно о том, что православие — это вера, которая дает нам возможность на самом деле (а не в каком-нибудь аллегорическом или переносном смысле) стать причастными к Его Божественным энергиям, обожиться.   

Пройдет еще тысяча лет – учение святителя Григория Паламы не утратит своей актуальности. Это действительно вселенское учение, потому что оно относится к сути нашей веры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: