10 ноября — день памяти святителя димитрия, митрополита ростовского

Посвящение в сан митрополита Ростовского

Во время трудов над Четьи-Минеи, сам император Петр Великий обеспокоился поиском предстоятеля для руководства большими территориями Сибири. По указанию киевского митрополита выбор пал именно на Дмитрия. Однако его настолько тяготила перспектива переезда в столь отдаленные веси, где у него не будет доступа к необходимым для него данным по житиям святым, что подвижник заболел. Узнав об этом, император Петр разрешил подождать назначения не в столь далекий край. И через непродолжительное время подвижник рукополагается в митрополита Ростовского.

Посвящение в митрополиты

Взяв на себя труды по руководству новой митрополией, подвижник обнаружил много проблем и нестроений. Будучи ревнивым служителем Господа и его Церкви, он сразу приступил к искоренению всяких злых обычаев, прижившихся в каждом приходе. Особенно печалило предстоятеля отношение местного духовенства к богослужениям и церковным святыням.

Важно! Для того чтобы наставить на путь истинный нерадивых пастырей, новый митрополит издал два послания местному духовенству. Первое послание было в духе отеческой любви и заботы, в нем святой Димитрий слезно просил пастырей вспомнить о своем статусе и своих святых обязанностях по отношению к пастве

Второе послание было написано исходя из архиерейской власти, которой митрополит повелевал отдавать должное почтение и благоговение всем церковным святыням, особенно Телу и Крови Христовой

Первое послание было в духе отеческой любви и заботы, в нем святой Димитрий слезно просил пастырей вспомнить о своем статусе и своих святых обязанностях по отношению к пастве. Второе послание было написано исходя из архиерейской власти, которой митрополит повелевал отдавать должное почтение и благоговение всем церковным святыням, особенно Телу и Крови Христовой.

Какой бы властью не был наделен митрополит, он прекрасно понимал, что искоренить духовные пороки местного нерадивого духовенства можно только лишь достойным примером, увещеванием и просвещением. Поэтому при своем доме он организовал приходское училище, где было три класса с отдельными учителями.

В училище разбирался Закон Божий, изучалось Евангелие, регулярно читались молитвы. Митрополит Димитрий лично следил за уровнем подготовки учеников, и по окончанию училища определял их служить при храмах, проявляя искреннее попечение о каждом из них.

Удивительно, но даже при таком насыщенном служении у подвижника хватало времени и сил трудится и далее над сборником житий святых. Так, уже в сане митрополита Ростовского он заканчивает и сдает в печать последнюю четвертую книгу Четьи-Минеи.

Важно! Таким образом, не прерывая своего преданного служения, митрополит Димитрий Ростовский заканчивает историческое для Церкви наиболее полное собрание житий святых — Четьи-Минеи. На этот труд ему понадобилось более 20 лет своей подвижнической жизни

Постриг и игуменство

Совсем еще юным человеком Даниил принимает решение уйти в монастырь. Родители не чинили препятствий в таком выборе сына и дали свое благословение, поскольку видели, что именно такой путь уготован Господом для их ребенка. И юноша Даниил уезжает из дома в Кирилловский монастырь. Настоятелем монастыря является бывший ректор училища, где обучался Даниил, поэтому встречают юношу в монастыре тепло.

Святитель Димитрий Ростовский

И вот в 1668 году наступает самое долгожданное событие в жизни Даниила — постриг. Совершил его сам отец игумен, а нового инока нарек Димитрием. Новоиспеченный монах сразу стал ревностно исполнять монашеское правило, выбрав себе в пример святых Антония и Феодосия, а также остальных подвижников Печерских.

Важно! Даже будучи монахом, отец Димитрий не оставлял обучения и научные исследования у себя в келии. Через 7 лет после первого пострига случилась встреча отца Дмитрия с тогдашним митрополитом Черниговским

Увидев, что перед ним талантливый и ревностный служитель Господа, архиерей пригласил монаха проповедовать в Черниговской епархии. Там он быстро заслужил любовь простых людей и церковных служителей. Множество монастырей и крупных приходов стали приглашать отца Дмитрия, чтобы послушать его назидательные проповеди. Сила его слова была такова, что многие люди уверовали в Господа

Через 7 лет после первого пострига случилась встреча отца Дмитрия с тогдашним митрополитом Черниговским. Увидев, что перед ним талантливый и ревностный служитель Господа, архиерей пригласил монаха проповедовать в Черниговской епархии. Там он быстро заслужил любовь простых людей и церковных служителей. Множество монастырей и крупных приходов стали приглашать отца Дмитрия, чтобы послушать его назидательные проповеди. Сила его слова была такова, что многие люди уверовали в Господа.

Объездив большое количество обителей и познакомившись со многими церковными иерархами, отец Димитрий получает приглашение от братии Кирилловского монастыря стать их игуменом. Архиепископ без колебаний утверждает богодухновенного монаха, и отец Димитрий становится настоятелем.

Впоследствии Промыслом Божиим он будет возглавлять не один монастырь, и на каждом месте святой Дмитрий будет примером для всей братии. Строгая подвижническая жизнь, аскетика, и при этом живое участие в жизни каждого человека делали его любимым игуменом в каждом монастыре.

О православных монастыряых:

Литература

Сочинения святителя ДимитрияБиографияЧастные вопросы биографии

  • Крылов А. О. «При поданной чрез посланников моих в Киев оказии…»: Контакты святителя Димитрия Ростовского с Киевом и Черниговом в 1701—1709 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — Вып. 5 (72). — С. 116—128.
  • Крылов А. О. Московские знакомые митр. Димитрия Ростовского и «киевская учёность»: восприятие западной образованности великорусской церковной элитой на рубеже XVII—XVIII вв.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 8. — С. 86—88.
  • Мельник А. Г. Когда был крещён св. Димитрий Ростовский? // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 183—186.

СочиненияБогословские воззренияЖитие и почитание

  • Федотова М. А. Житие, почитание и прижизненные чудеса св. Димитрия Ростовского // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 273—310.
  • Федотова М. А. Источники Жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. — СПб.: Пушкинский Дом, 2011. — Т. 2. — С. 180—222. — ISBN 978-5-91476-035-6.

Иконография

  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник. — Ростов, 1998. — 80 с.
  • Мельник А. Г. Житийная икона Димитрия Ростовского // Книжная культура Ярославского края-2011. — Ярославль, 2012. — С. 5—12. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Мельник А. Г. Уникальная икона Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 89—96. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Пархоменко Н. В. Портреты свт. Димитрия Ростовского и его отца Саввы Туптало в собрании Национального художественного музея Украины // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 387—397.

Не стяжав «имения, кроме книг святых»

…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – великомученика Димитрия Солунского.

И хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз.

Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий». В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.

К прочтению  Церковь чтит память святого исповедника иоанна русского

Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).

А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.

Провожало владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.

Много лет владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей.

Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.

Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.

Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».

А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:

При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.

Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.

В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.

Сделать святых близкими людям

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

Светлая кончина и память святого

Еще в самом начале своего митрополичьего служения, святой Димитрий заповедовал, что быть ему похороненному в Спасо-Яковлевской обители. С близким другом, митрополитом Стефаном , у подвижника был договор, что если он отойдет ко Господу первым, то хоронить его приедет именно Стефан. Умер святитель всего лишь на 59 году своей жизни, не дожив до глубокой старости. Но за свою жизнь он успел столько трудов положить на благо Церкви, что становится удивительно, как он мог это все успеть.

За несколько дней до кончины святитель еще служил Литургию, однако проповедь произносить уже не мог, и за него текст был прочитан чтецом по записи митрополита. После службы у него было еще несколько встреч с духовенством. Он даже сумел лично навестить одну из постриженных им монахинь, которая очень упорно об этом просила.

С большим трудом вернувшись в свою келию, отец Димитрий оставил с собой служителей своего храма, которые пели ему духовные песни.

Интересно! За свою жизнь наряду со многими трудами и подвигами святитель Димитрий написал тексты некоторых духовных песен, которые и пели ему в последние часы его земной жизни.

К прочтению  Рождество христово в россии

По окончанию песнопений все стали расходится, а митрополит задержал одного из чтецов, который помогал переписывать труды Владыки. Искренне благодаря чтеца за проделанную работу, митрополит поклонился ему прямо в ноги, еще раз показывая всем пример удивительного смирения. Чтец был удивлен и обескуражен подобным прощанием, и ушел от Владыки весь в слезах.

Оставшись одним, митрополит приступил к самому любимому своему занятию — молитве. На утро братия нашла любимого митрополита мирно скончавшимся на коленях, в той же позе, в которой он всегда молился.

Весть о кончине любимого всеми архипастыря быстро разнеслась по всему Ростову и за его пределами. Отовсюду стал стекаться народ, чтобы попрощаться с усопшим. Приехал и митрополит Стефан, который должен был погребать своего друга по давней договоренности. Все приехавшие глубоко скорбели о неоценимой утрате столь почитаемого пастыря, который словом своим многих наставил на путь веры Христовой.

После всех необходимых приготовлений и длительных погребальных служб, тело святителя было предано земле в том месте, где он сам и завещал. Огромное количество народа присутствовало на похоронах, многие плакали. Святитель Димитрий многим был действительно как любящий отец и пример настоящего Божьего служителя.

Более 40 лет тело святого находилось в захоронении. Позже, когда выполняли ремонтные работы и в соборе монастыря меняли пол, под сгнившими досками обнаружили большой деревянный сруб. Когда достали оттуда все поломанный доски и землю, то и увидели гроб святителя. Верх его был поврежден упавшими бревнами, однако тело святого не подверглось тлению. Нетленными остались даже погребальные одеяния подвижника.

Очень быстро известие об обретении святых мощей разнеслась по округе, и в монастырь снова потянулись люди, ища исцелений и утешений от святого. И чудеса не заставили себя ждать: прикладываясь к святым мощам многие получили выздоровление от самых различных недугов. Приводили к мощам и одержимых бесами, и бесы тотчас же покидали тело страждущего.

Официально освидетельствовав мощи и изучив все факты чудотворений, Священным Синодом Русской православной церкви было постановлено причислить митрополита Димитрия к лику святых, что и было сделано в 1757 году. После прославления ему была составлена служба, а его последователь и новый митрополит Ростовский Арсений составил житие нового святого.

И по сей день не ослабевает помощь святого Дмитрия Ростовского каждому, кто с искренней верой приходит к нему или обращается в молитве. А главный написанный труд святого, Четьи-Минеи, навсегда вошел в историю Церкви как наиболее полное творение, где собраны жития святых.

Видео о житии святого Дмитрия Ростовского

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою. Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонившихся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь истины. Споспешествуй убо и мне исправити кратковременный путь жизни моея, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордиться победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святитель Дмитрий Ростовский много трудился, окормляя и оберегая вверенную ему Господом паству. Он вел жизнь аскета, любил людей и помогал им. Святитель оставил много трудов и поучений. Именно он составил знаменитые «Четьи-Минеи».

Что мы выбираем?

К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского.  То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.

С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.

Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.

Детство, учеба и первые шаги к Богу

Родился будущий архипастырь в 1651 году под Киевом в казачьей семье. И отец и мать ребенка вели благочестивую и богобоязненную жизнь, поэтому маленький Даниил (так в миру звали святого) рос в атмосфере любви и веры в Бога. Примечательно, что в своих дневниковых записях сын с большим благоговением описывает тихую и спокойную смерть своей матери. По этой записи понятно, что сын очень любил свою мать и считал ее жизнь примером веры.

Святитель Дмитрий Ростовский

Первое образование Даниил получал в домашних условиях, родители сами учили его читать. Когда он подрос и пришло время учиться дальше, он поступил в училище, где быстро стал одним из лучших учеников. Особенно хорошо ему давалось искусство риторики и публичных выступлений. Приобретенные во время учебы навыки помогли будущему великому проповеднику выработать неповторимый стиль речи, который предавал его словам и проповедям особую убедительность, пламенность и искренность.

Отличительной чертой молодого человека уже в годы его ученичества была глубокая духовная созерцательная жизнь. Он был чужд привычных для молодых людей увеселений, в свободное время молился, читал Библию, святых отцов. Очень любил храм Божий, старался не пропускать богослужений.

К прочтению  Болгарская церковь готовится к канонизации 100 новомучеников

К сожалению, политическая ситуация в стране не дала одаренному юноше закончить обучение. Украина в то время постоянно переходила под власть разных государств, и военные конфликты были постоянными. Училище, в котором обучался будущий подвижник, было разрушено, и студентам пришлось прервать обучение. Но даже тех трех лет, проведенных в училище, юному подвижнику хватило, чтобы многое узнать и окончательно утвердиться в своем выборе встать на путь монашества.

Это интересно: Жизнь и биография Стефана Пермского

Канонизация

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Дар ученика

К главному труду своему митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера – постоянная потребность в учении.

Родился он на киевщине в незнатной, но благочестивой семье казацкого сотника. Обучившись грамоте, юношей он твердо решил поступать в духовное училище при Богоявленской церкви в Киеве. Способности его и желание учиться были таковы, что при скромных средствах, он стал первым учеником на курсе. Тогда-то заронилась в сердце и искра  той горячей любви к Богу, когда душа желает только одного – служить Ему всецело.

В 21 год принял он монашеский постриг, а в 25 лет был уже рукоположен в иеромонаха, т.е. монаха, имеющего сан священника.

В ту пору он не переставал, как и прежде читать, вникать во все вопросы, связанные с историей Церкви, особенно же – относительно спорных мнений, чтобы как пастырь уметь дать единственно верный ответ людям непросвещенным. Время было непростое: Православию в южнорусских землях приходилось отстаивать истинное исповедание перед наступлением западных проповедников.

За усердие и пастырскую ответственность  молодого священника ценили. Не прошло и десяти лет с момента его учебы, а Киев и Чернигов, Слуцк и Вильно уже оспаривали друг у друга право иметь у себя молодого пастыря, обращающего свое непрестанное учение на благо Церкви.

Рано было возложено на него и игуменство – обязанности настоятеля монастыря. Кто-то удивлялся, а архиерей, возводивший его в игуменский сан, провидя его еще более высокое призвание, сказал, что желает ему «по имени – Димитрий – и митры», т.е. служения на архиерейском поприще.

Не почет означало для него принятие игуменского сана. Это был призыв к еще более усердному служению. Вскоре игумен Димитрий переселился в Киево-Печерскую лавру для продолжения ученых занятий.

С 1684 года начался для него двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий-Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре.

Многие годы работы для того, чтобы и сегодня в России люди могли просто протянуть руку, взять с полки нужный том и прочесть главу о том или ином из святых начиная от первых веков христианской истории.

Борьба с раскольниками

Окончив один большой и душеспасительный труд для всего христианского народа, Промысел Божий возложил на митрополита новые заботы. Пришлось будущему угоднику спасать вверенную ему паству от беды раскольничества.

Димитрий Ростовский

В прилегающих к его митрополии Брынских лесах скрывались целые раскольничьи кланы и секты, которые засылали своих проповедников повсеместно с целью распространения своего лжеучения. Множество людей, особенно простых и не ученых тонкостям богословия, попались в их сети и стали колебаться в истинной вере.

Описывается один разговор, произошедший между Владыкой и простыми людьми. Как-то после службы к нему подошли два человека, и спросили, можно ли им брить бороды, как повелевал тогдашний указ. В народе бытовало мнение, что вместе с бородой у человека отнимается и образ Божиий. Долго втолковывал им митрополит о том, что не может образ Божиий быть в бороде, что он находится в душе человеческой.

Конечно же, с таким уровнем знаний о Христе народ легко впадал в раскольническую ересь. Тогда митрополит пишет несколько сочинений о вере, в которых твердо и уверенно объясняет, в чем состоит лжеучение раскольников и почему оно уводит от Бога.

Кроме того, Владыка регулярно объезжает вверенную ему епархию и повсеместно лично обличает раскольников и призывает православных христиан всячески избегать этого учения. Будучи ревностным проповедником и истинным христианином, он не может без боли смотреть, как простые люди совращаются с истинного пути хитрыми лжепроповедниками.

Чего стоит остерегаться православному христианину:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: