День памяти преподобных схимников-воинов александра пересвета и андрея осляби

Андрей ослябя

Источники, литература

  • ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15; 18.
  • Повести о Куликовской битве, М., 1959.
  • Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
  • Памятники Куликовского цикла, М., 1998.
  • Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2, 242.
  • Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
  • Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
  • Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент., 64-65.
  • Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
  • Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992), 11-12.
  • Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л., 1979 (ТОДРЛ, т. 34).
  • Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980.
  • Моисеев, Н. , «600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.,» БТ, 1981, сб. 22, 178-237.
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983.
  • Минея (МП), июль, ч. 1, 339-360.
  • Дмитриев, Л. А., «Сказание о Мамаевом побоище,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 371-374.
  • Салмина, М. А., «Повесть о Куликовской битве летописная,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 244-246.
  • Шахматов, А. А., , СбОРЯС, СПб., 1910, т. 81, № 7, «Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г.,» 79-204.

Использованные материалы

  • Андроник (Трубачев), игум., «Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские» Православная энциклопедия, т. 1, стр. 532-533:

  • Страница блога свящ. Максима Плякина:

  Неизвестно, в каком смысле использовано слово «братья» — родные по плоти, побратимы, братья во Христе.

  В Рогожском летописце — ПСРЛ, М., 1965, т. 15, стб. 139-141; в Симеоновской летописи — ПСРЛ, СПб., 1913, т. 18, 129-131.

  В летописях Новгородской IV — ПСРЛ, Пг., 1915, т. 4, ч. 1, вып. 1, 311-320; Л., 1925, вып. 2, 321-325; и Софийской I — ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 90-98.

  Основной редакции.

  РГБ, МДА, № 201, 333, день памяти не указан.

  Барсуков, Источники агиографии, IV.

  На начало XXI века высота — 138 см, окружность — 16 см.

  РГБ.

  ЯХМ, № И-394.

Потомки монахов-воинов

Что касается потомков Осляби, то митрополиту всея Руси Фотию служил около 1425 г. боярин Акинф Ослебятев, который, по мнению С. Б. Веселовского, мог быть сыном героя Куликовской битвы. И всё же известнейший из потомков Пересвета и Осляби — это, конечно, Иван Семёнович Пересветов, русский политический писатель первой половины XVI века, «идеолог опричнины». Этот человек говорил о своём родстве в Большой челобитной, переданной царю Ивану Грозному в годовщину Куликовской битвы, 8 (21) сентября 1549 г.: «…11 лет минуло, служачи тебе, благоверному великому царю верно, поминая своих пращур и прадед, как служили верно государем, русским великим князем, твоим пращуром, Пересвет и Ослябя в чернцех и в схиме со благословением Сергия чюдотворца на Донском побоищи при великом князе Дмитрие Ивановиче за веру християнскую и за святыя церкви и за честь государеву пострадали и главы свои положили».

Исследователь текстов И. С. Пересветова, А. А. Зимин, начинал искать корни древнерусского публициста в Брянском уезде, где в начале XVII в. находились земли некоего Захара Пересветова. В целом же фамилия Пересветовых была хорошо известна на московской Руси XVI—XVII вв., ветвь Пересветовых была даже причислена к шведскому дворянству. А в литовской Руси, у г. Слонима, было имение Пересвет. Существовал также литовский дворянский род Пересвет-Солтанов (прозвище Солтан носил на рубеже XV—XVI вв. смоленский епископ, а потом Русско-литовский митрополит Иосиф). Существует также польский герб этого имени. Продолжены были и воинские традиции славного рода: 26 ноября 1802 г. полковнику Григорию Дмитриевичу Пересветову был Высочайше пожалован орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Среди последних Пересветовых в Брянске — казначея Петропавловского женского монастыря монахиня Флавиана и не имевший чина Николай Алексеевич Пересветов, служивший в 1912 г. помощником конторщика на брянском Казённом № 4 винном складе (ныне Брянский спиртзавод)…

Из Службы Собору святых, в земле Тульской просиявших

На велицей вечерниНа Господи, воззвах: стихиры, глас 8:

Вы есте слава Российския земли, / благоверный княже Димитрие, / и могучая рать мучеников-воинов, / на поле Куликове / за веру христианскую и Русь Святую души своя положившии, / небесными венцами украсилися есте. / Молитеся ко Господу / мир миру даровати / и душам нашим велию милость.

Иные стихиры, глас 6:

Благословением аввы Сергия / в землю Тульскую пришедшии, / преподобномученицы Александре и Андрее, / любовию велиею / и пролитием крове на поле Куликове подвиг совершившии, / делом поучающе: / яко большия любви никто же имать, / да аще кто душу за други своя положит, / вы же святии воины Христовы, / Престолу Владычню на небеси предстояще, / молитеся о нас, / любовию память вашу почитающих.

Тропарь, глас 5:

Радуйся, земле Тульская, / веселитеся и торжествуйте, людие Божии, / прославляя святых своих, / подвиги веры и благочестия Богу угодивших; / в них же сияют, яко звезды небесныя, / великий князь Димитрий и могучая рать его мучеников-воинов, / на поле Куликовом / за веру православную и Русь Святую души своя положивших. / О, преславнии святии сродницы наша! / Дерзновение ко Господу обретшие, / Христа Бога нашего молите: даровати мирови мир, / Отечеству благоденствие / и душам нашим велию милость.

Величание

Величаем вас, / святый благоверный княже Димитрие и мученицы-воини, / и почитаем честную память вашу, / вы бо на поле Куликове / за веру и Отечество души своя положивше, / подвигом любви землю Российскую прославили есте.

Канон, глас 8Песнь 1

Ангельски на земли пожившии, любве ради Христовы души своя за веру христианскую и Русь Святую на поле Куликовом положившии, благоверный княже Димитрие и вся могучая рать мучеников-воинов, на небеси предстоите Царю Славы, воспевая ему победную песнь, яко прославися.

Песнь 3

От поганых татар и нашествия Мамая землю нашу свободившии, благоверный княже Димитрие с мученики-воины, на земли волю Господню сотвориша, на небеси блага небесная наследовали есте.

Песнь 4

Ильину ревность возимели, святый благоверный княже Димитрие и мученики-воины: на поле Куликовом студа исполниша беззаконных иноплеменников, веру христианскую и Русь Святую покорити тщавшихся. Ныне на небеси воспеваете: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе, благоверне княже Димитрие, на поле Куликовом, в помощь предстательствующи, Русь Святую защищая, тако и ты с воинством твоим буди нам помощник и молитвенник, да озаримся и мы благодатию Христовою и во свете повелений Его ходити начнем.

Песнь 6

Еже жити вам Христос есть, и смерть приобретение, благоверне княже Димитрие и мученицы-воини: на поле Куликове бысте со Христом и по смерти наследовали славу Его.

Песнь 7

Трудами и ратными подвигами на земли подвизалися есте, святии мученицы-воини, за веру христианскую и Русь Святую души своя положившии, ныне же на небеси радуетеся, приемля награду мученик Хритовых, воспевая: отцев Боже, благословен еси.

На хвалитех стихиры, глас 8:

О, преславнаго чудесе! Святый великий князь Димитрий с могучею ратью мучеников-воинов прославляется Господем. Церковь Христова торжествует и вси единодушно вопиют: о святии покровителие Тульския земли, сохраните страну нашу и всех нас от всякия нужды и печали.

Слава, глас 2:

Красуйся и веселися, Тульская земля, / яко в недрах твоих на Куликовом поле / сокровище Божественных даров неоскудное явися: святыя мученики-воины, / за веру христианскую и Русь Святую души своя положившие, / от нихже истекают исцеления и подается благодать всем, / с верою приходящим и чтущим память их.

Отдел религиозного образования и катехизации Саратовского Епархиального Управления

Молитвословия прпп. Александру и Андрею

Тропарь, глас 1

Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.

Кондак, глас 7

На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Величание

Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.

Почитание

Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве — древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону» , а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище» . Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

В году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября. В году в честь святого был назван город.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля года имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .

Иконография

Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века , в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века , на житийной иконе преподобного Сергия года , а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в году.

То, что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета»

На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя – герои Куликовской битвы

Сегодня мы чтим память героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Пред своим походом против Мамая Благоверный Великий князь Димитрий Иоаннович посетил обитель Преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с татаро-монгольскими полчищами.

Благоверный князь просил у Преподобного, подобно залогу обещанной ему милости Божией, отпустить с ним двух бояр-иноков.

Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. 

Важно

Их мужество, мудрость и воинское искусство были еще хорошо памятны: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле.

Вот этих-то иноков богатырей и просил в свои полки Великий Князь у Преподобного Сергия.

Он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и Преподобный не замедлил исполнить просьбу Великого князя, на вере основанную, тотчас же повелев Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. 

С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца-игумена, который приказал им, в замену лат и шлемов, возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова.

“Вот вам, дети мои, оружие нетленное, – говорил он им, – да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных”.

Поручая их Великому Князю, Святой старец сказал ему: “Вот тебе, возлюбленный Княже, мои оруженосцы и послушники!” А им сказал: “Мир вам, возлюбленные о Христе братия! Мужайтесь, яко добрые воины Христовы! Приспело время вашея купли”.

Наступил грозный час битвы, решавшей участь тогдашней России. В самый полдень, 8 сентября 1380 года, оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы… 

Вдруг, с татарской стороны выехал вперед богатырь, огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей, а родом он был печенег.

Тщеславный своей силой, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей.

Совет

Страшно было смотреть на этого великана, и русские думали про себя: “Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!” И хотя много было среди них могучих витязей, но никто не решался вызваться добровольно на такой подвиг… 

Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Александр Пересвет.

Пламенея ревностью по вере Христовой и любовью к дорогой Родине, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству Православному, выехал вперед и, обратившись к Великому князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: “Не смущайтесь этим нисколько: велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу против него во имя Господа Сил и готов воспринять венец Царства Небесного!”

Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (так благословил его Преподобный Сергий); на сей одежде на челе, на груди было нашито знамение воина Христова – Крест Господень.

Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду против Голиафа.

А он, в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии, устремился на своем быстром коне против татарина.

Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь крепко, столь громко и сильно, что, казалось, потряслось самое место их битвы, и… оба богатыря пали мертвыми на землю!..

Обратите внимание

После победы на поле Куликовом Великий Князь приказал перевезти тело Мученика-героя в Москву, а Преподобный Феодор, ученик и племянник Преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители.

Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами: в 1398 году Великий Князь Василий Дмитриевич посылал его в Царьград с милостыней.

Он погребен рядом со своим соратником, Александром Пересветом, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Старо-Симоновом монастыре.

Захоронение Александра Пересвета и Андрея Ослябы в Симоновом монастыре

После 1917 года на месте Симонова монастыря был построен трансформаторный завод, а в церкви Рождества Пресвятой Богородицы находился компрессорный цех. Ныне храм возвращен Русской Православной Церкви, Святые мощи Воинов-схимников находятся в нем под спудом.

Из службы святому благоверному великому князю Димитрию Донскому

Тропарь, глас 3:

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, / языки побеждающа. / Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню, / на подвиг сей прияв благословение Преподобнаго Сергия, / тако, княже Димитрие, / Христу Богу молися, / даровати нам велию милость.

Канон. Песнь 9

О, како пострадала земля Российская в битве велицей, / яко множество людей за Отечество души своя положиша, / ты же, святе Димитрие, с молитвой и любовию / во днех мнозех телеса их земли предавал еси.

О, како прославися имя Божие в подвизе твоем, княже Димитрие пречудне, в славней победе сей, / еюже люди российстии ига страшнаго свободил еси / и, наречение Донскаго прияв, молитвенник присный о нас являешися.

О, како велик бысть подвиг сей в людех твоих, пречудне княже наш Димитрие, / яко и на грядущия времена простреся слава победы / христолюбиваго воинства российскаго на поле Куликове.

На хвалитех стихирыСлава, глас 8:

Да помянуты будут купно со святым Димитрием князем / вси людие российстии, / души своя о спасении ближних положившии. / Тако воспомянем достойно преподобнаго первоборца битвы Куликовския / схимонаха Александра Пересвета / и пострадавшия во брани князя Михаила Бренка / и схимонаха Андрея Ослябю. / Да почтутся любовию купно сподвижницы Димитриевы, / князь Владимир Храбрый и воевода нарочит Димитрий Волынский, / еще же и Андрей князь, / с ними же и прочии вои, / за землю Русскую не пощадившии живота своего.

Приложение IV.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: