Собор преподобных оптинских старцев

8 октября русская православная церковь чтит память «игумена всея руси» сергия радонежского.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Прп. Амвросий Оптинский

Великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…

Преподобный Амвросий обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость

Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях.

«Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», — писал о старце Лев Толстой.

Использованные материалы

  • Из слова патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день прославления Собора старцев Оптинских, Свято-Введенский собор Оптиной пустыни, 26 июля 1996:

  • «Преподобный Макарий Оптинский,» страница православной энциклопедии Азбука веры:

  • Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 896 (тропарь, кондак):

  • Служба Оптинским старцам (Россия) // Блог священника Максима Плякина (ин тропарь, ин кондак, Оптина пустынь):

  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013 // Напечатано по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго ИЛАРИОНА Митрополита Восточно-Американскаго и Нью Іоркскаго. — С. 136; Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей), .

  «Диакон Максим Плякин, Агиологические и канонические последствия воссоединения с РПЦЗ», страница ЖЖ пользователя sobor_voronezh, .

Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)

Прп. Иларион Оптинский

Преподобный Иларион — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей.

Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.

Преподобный Сергий и ближние

Ученики преподобного Сергия — особый разговор.

Более сорока учеников, выросших у ног этого молитвенника, более сорока основанных ими обителей! Среди них такие жемчужины и форпосты духовной жизни как Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь…

Все это — труды подвижника, предпочитавшего уединенную молитву.

В связи с образом преподобного Сергия я хочу обратить внимание еще и на данное им яркое свидетельство о заповедях Божьих. Несмотря на свое стремление к монашеской жизни, он до самого конца понес заповедь почитания и попечения о своих родителях

Сегодня многие приходят и жалуются: «Папа и мама мешают моей духовной жизни! Не отпускают меня ни в монастырь, ни по святым местам!» Я в ответ на это всегда привожу в пример преподобного Сергия, который был возле своих родителей, неся это послушание, исполняя заповедь Божью. Лишь проводив родителей в путь всея земли, счел возможным приступить к собственному духовному деланию, к монашескому подвигу.

Внимайте себе, братия!

Образ преподобного должен быть для нас ярким и поучительным. Мы должны не просто вспоминать об этом святом, а применять его образ жизни и мысли в своей жизни.

Хочется вспомнить слова из завещания преподобного, переданные его учеником, составившим его первое житие.

Самым главным преподобный Сергий считал внимательное отношение к себе: «Внимайте себе, братия! Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Эти слова стали заветом для всех нас.

Подготовила Мария Сеньчукова

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Прп. Иосиф (Литовкин)

Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, преподобный Иосиф не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.

Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов.

Молитва, раздвигающая границы

Мы живем сегодня в непростом обществе, каждый из нас является частью государства

Твое поведение как гражданина, как части общества чрезвычайно важно

Жизнь преподобного Сергия ярко свидетельствует об этих отношениях — о ценностях, которые выбирает человек.

Преподобный Сергий не думал о своем авторитете и значении для людей. Он ушел от мира. Можно сказать, вычеркнул себя из него. Он ушел в Радонежские леса, поселился в такой аскетической обстановке, что даже его родной брат не выдержал тягот, легших на плечи молодых отшельников, для которых существовал только Бог и молитва.

Эта молитва раздвинула границы отшельничества и привлекла многих людей — и простых, и знатных.

Этот выбор и стойкость преподобного для нас очень важны.

Преподобный жил при двух святителях — святителе Алексии Московском и его преемнике святителе Киприане. Это был непростой период для Святой Руси — во-первых, собирание страны вокруг Москвы, во-вторых, борьба за власть — не только княжескую, но и духовную. Во всех этих моментах преподобный являет для нас образец стояния в верности Богу. Он был вне всех этих событий — и в то же время их активным участником.

Можно было бы быть просто внешним свидетелем этой борьбы, не участвовать в ней — а можно мудростью от Бога ситуацию выправить. Этим для нас образ преподобного Сергия и ярок.

Иконы

Собор преподобных Оптинских старцев

В 2000 г., после канонизации, появляются иконы, на которых изображены все 14 оптинских преподобных.

В верхней части иконы – монастырь, над которым – образ Пресвятой Богородицы. По центру иконы обычно представлены прпп. Лев и Амвросий. В руке прп. Льва – свиток: «Братие, попечемся о спасении душ наших…». Прп. Амвросий также держит свиток со словами «Любовь превыше всего…». Открытая книга иногда пишется в руке у старца Макария, в ней его знаменитые слова: «Есть смирение – все есть…».

Существует также вариант иконы, где старцы Амвросий и Макарий держат два свитка с одним пророчеством: на свитке о. Амвросия – слова «Россия еще возродится», на свитке о. Макария – «… И в Оптиной будут семь светильников». Старцы стоят по сторонам от прп. Льва, держащего икону Богородицы.

Узнаваем среди преподобных старец Моисей: он держит храм, напоминание о значении трудов по храмозданию. Другие старцы представлены держащими свитки своих писаний, а преподобные исповедники и мученики – с крестами.

Различны и варианты одеяний преподобных: как правило, это схима, но есть и иконы, изображающие их в обычных монашеских одеждах.

Святой против интриг

Когда святитель Алексий был уже немощен, именно в преподобном он видел своего преемника. Святой категорически не соглашался на это — это было немыслимо для его духовного устроения. После смерти святителя мы видим активную борьбу среди духовных лиц за Киевский, Московский и всея Руси митрополичий престол.

Здесь были интриги и князя Дмитрия Донского, которого мы тоже чтим как святого — во многом благодаря преподобному Сергию! Ставленник со стороны князя, один из его друзей, быстро стал архимандритом, а потом и кандидатом на митрополичий престол. В борьбу активно включился святитель Дионисий Суздальский. Все кандидаты устремились в Константинополь, в котором тоже в то время была нелегкая ситуация, и за ней кандидаты на епископские кафедры Руси следить не успевали — так поспешно сменялись императоры и патриархи…

В этой борьбе преподобный оставался самим собой — он и Бог. Когда святитель Киприан — законный, канонический — отправился на московский престол, князь Дмитрий Донской его не принял — унизил, ограбил, изгнал из пределов своего княжества. Как поступил преподобный? Он перестал общаться с князем. И видя силу его авторитета, глубину его советов, князь вынужден был исправиться, смириться, стать другим, отбросить свои человеческие амбиции и последовать наставлению старца.

Мы знаем из истории этот сюжет: князь Дмитрий Донской получает благословение преподобного перед Куликовской битвой. Но ведь это благословение — не просто молитвенное предстояние перед святым, а акт покаяния. Преподобный князя не принимал и не благословлял, требуя от него смирения своей гордыни, а в обмен на это — оправдания в глазах Божьих. Благословение накануне Куликовской битвы — это результат раскаяния князя.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Прп. Анатолий (Зерцалов)

Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».

С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)

Преп. Исаакий Оптинский

Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.

Преподобный Исаакий был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.

Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами.

Святитель Киприан

После Куликовской битвы, когда Господь даровал победу русскому воинству, когда на Куликовом поле объединилась вся Русь — мы снова видим результат действий и слов преподобного Сергия, молившегося во время боя. Князь принимает святителя Киприана, одного из мудрейших людей своего времени.

Сегодня мы мало знаем о святителе Киприане. А он был очень деятельным и образованным человеком. В его лице Святая Русь восприняла святого, очень близкого по духу и святителю Алексию, и преподобному Сергию Радонежскому. Святитель Киприан начал реформу богослужения на Руси, им были принесена на Русь афонская традиция умного делания. Киевская Псалтирь, миниатюры которой нас до сих пор вдохновляют и восхищают, была составлена протодиаконом митрополита Киприана. Святитель много трудился над переводами южно-славянских рукописей на привычный для Руси язык, приводил богослужения в достойный вид.

Есть ли сейчас старцы?

Старческое служение не могло возродиться быстро после многих лет атеизма

Поэтому слово «старец» употребляется сейчас с большой осторожностью. Тем не менее, сейчас в Церкви известны духовники, чьи дарования сопоставимы с дарованиями подвижников прошлого

К их числу, по мнению многих, принадлежит духовник братии Оптиной Пустыни о. Илий (Ноздрин). О.Илий также – духовник патриарха Кирилла.

Кто же они, оптинские старцы? Подвижники далекого прошлого? Тогда почему так действенно обращение к ним, как к живым? Возможно, потому, что для святых нет границ ни времени, ни пространства. Их старческое служение не закончено и продолжается. А возможно – по-прежнему передается. От учителя к ученику.

Собор Оптинских старцев

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый Оптинский старец, который восхищал людей своим смирением и непрестанной молитвой за весь род человеческий. Его доброта и доверие Богу стали примером для всех нас.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) —  Современник преподобного Льва, после его кончины взял на себя подвиг старческого окормления. Изданные, благодаря его усилиям, святоотеческие труды были широко известны среди современников и до сих пор читаются православными христианами.
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) — при старце Моисее были построены многие здания Оптиной пустыни, в том числе для нужд благотворительности. Он помогал странникам и беднякам, при нем начался расцвет обители.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — Несмотря на телесную немощь Схиигумен Антоний обладал удивительной силой души и даром учить людей. Для многих он стал великим учителем веры христианской. Его талант наставлять, данный Богом, не мешал ему оставаться смиренным и кротким человеком.
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)- ученик старца Макария, который смог вернуть в Русскую Православную Церковь сомневающихся и тех, кто уходил от веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — старец Амвросий прославлен многими православными чудесами по молитве к нему, явленными после его кончины.
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — старец Исаакий бережно хранил духовные заветы своих предшественников. Благодаря ему мы знаем о первых Оптинских старцах.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник, который также окормлял насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Умел найти слова утешения в любом горе и был учителем и наставником для многих, приходивших к нему.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик преподобного Амвросия, который еще в земной жизни не раз был удостоен явления Богородицы. Современники отмечали, что видела, как старца Иосифа озарял божественный свет.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — в русско-японской войне Схиархимандрит Варсонофий не оставил свой пастырский долг, являя бесстрашие и любовь к людям.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) — его пастырское служение выпало на годы революции, воинствующих настроение в обществе, революционные годы. Никогда он не отрекался от своей веры и находил слова утешения для страждущих.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который провел трудные годы в изгнании за веру во Христа. Совершал православные чудеса, которые были явлены им еще при жизни.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — за веру во Христа принял мученическую смерть в изгнании в годы богоборчества.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. С честью, верой и мужеством он перенес все испытания. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 года и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Собор Оптинских старцев — время для молитвы великим подвижникам, которые стали для нас примером несокрушимой веры и были прославлены чудесами, явленными через них еще в дни земного пути.

Оптина и интеллигенция

В XIX – начале XX в. в монастырь часто ехали представители образованного сословия. Здесь бывали братья Киреевские, философ Константин Леонтьев (впоследствии монах Климент),  Н.В.Гоголь,  Л.Н.Толстой,  Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, браться Аксаковы, А.С. Хомяков, историк С.М.Соловьев, великий князь Константин Романов (известен как поэт под псевдонимом «К.Р.») и многие другие.

Монастырь тогда играл для интеллигенции миссионерскую роль. С XVIII в. оторванные от родных корней, получившие европейское образование представители интеллектуальной элиты пребывали в духовном вакууме. Духовные поиски привели к распространению оккультных практик, увлечению масонством. Пример живой святости, явленный оптинскими старцами, часто переворачивал весь мир российского интеллектуала.

Так случилось с Н.В.Гоголем, К.Н.Леонтьевым, Ф.М.Достоевским. Но немало было и тех, для кого встреча со старцем ничего не меняла. О Л.Н.Толстом, приезжавшем к прп. Амвросию, старец с сокрушением говорил: «Какой гордый человек!»

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

Преподобный Лев часто говорил людям о пользе уступчивости: «Где смирение, там неподалеку и спасение».

Монастырь Введенская Богородичная Оптина Пустынь: история, где находится

Время основания Оптиной Пустыни точно не известно, современные ученые говорят о XIII, XIV, или даже XVI веке. Разнятся и версии названия. По одной из них, оно происходит от имени одного из первых насельников, бывшего разбойника Опты, совершавшего здесь подвиг покаяния.

Оптина пустынь

Более распространенная и основательная версия – «оптиными» на Руси называли монастыри смешанного состава, где проживали как иноки, так и инокини. Такие обители часто стихийно возникали там, где поселялись подвижники. «Оптин» монастырь мог появиться также вследствие разорения, когда насельники обители переселялись в другую. При этом могла образоваться смешанная община. Подобное часто случалось на Руси, например, времен монгольского ига.

Интересный фактЗапрет на «оптины» монастыри стал действовать только с конца XV в.

Сведения об истории обители XVI-XVII вв. минимальны, с XVIII в. она и вовсе запустела. Расцвет и известность наступают с XIX в. с возникновением здесь старческого служения.

Сейчас Оптина Пустынь – ставропигиальный мужской монастырь в 4 км от г. Козельска.

Сердце обители – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, восстановленный после разрушения советских лет. Всего сейчас 8 храмов, 4 из которых всегда открыты для паломников. Кроме Введенского — Казанский, Владимирский и Преображенский.

Другие церкви расположены на территории скита, паломнических гостиниц, на монастырском кладбище. Часть из них закрыты для посещения мирянами, в других службы проводятся не каждый день. Особым почитанием пользуется часовня на могилах иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима, убитых на Пасху 1993 г. 

18

Апрель
1993 года

В пасхальную ночь были убиты трое насельников Оптиной пустыни: иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова).

Существует и скит Св. Иоанна Предтечи, где с XIX в. положено начало старчеству. Сейчас он закрыт для паломников, но миряне могут посетить келью прп. Амвросия. Четырежды за год совершается также литургия, так называемая «открытая», с участием паломников. Происходит это в дни памяти св. Иоанна Предтечи и в Светлый Понедельник. Количество братии в скиту – около 10 человек.

Адрес обители: Калужская область, деревня Оптина Пустынь, рядом с г. Козельском.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Правосла́вныя ве́ры свети́льницы,/ мона́шества непоколе́бимии столпи́,/ земли́ Росси́йския уте́шителие,/ преподо́бнии ста́рцы О́птинстии,/ любо́вь Христо́ву стяжа́вшии/ и ду́ши своя́ за ча́да полага́вшии,/ моли́теся ко Го́споду,/ да утверди́т земно́е оте́чество ва́ше в правосла́вии и благоче́стии// и спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4 (из службы, составленной в Оптиной пустыни)

Введе́ния пресла́внаго оби́тель,/ О́птина пу́стынь достоблаже́нная,/ при́сно упова́ющая на ми́лость Богома́тери,/ наполня́ема реко́ю, теку́щею в живо́т ве́чный,/ возрасти́вше чу́дное дре́во ста́рчества,/ уподо́билася еси́ гра́ду, соше́дшему с небе́с,/ иде́же Бог обита́ет с челове́ки,/ отира́я с оче́й их вся́кую сле́зу,/ те́мже возлику́ем, бра́тие,/ Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего воспои́м/ и Влады́чицу Ми́ра Пречи́стую Де́ву воссла́вим,/ я́ко дарова́ нам приста́нище во спасе́ние// и наста́вников отце́в преподо́бных.

Кондак, глас 3

Вои́стину ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Пу́стынь О́птину я́коже вертогра́д ста́рчества яви́вый,/ иде́же богопросвеще́нии отцы́,/ та́йная се́рдца челове́ческаго ве́дуще,/ наро́да Бо́жия печа́льницы до́блии яви́шася:/ си́и бо на путь покая́ния грехо́м отягоще́ннныя наста́виша,/ в ве́ре коле́блющияся све́том Христо́ва уче́ния просвети́ша/ и Бо́жии прему́дрости научи́ша,/ стра́ждующим и немощны́м спостра́даша и исцеле́ния дарова́ша./ Ны́не же, во сла́ве Бо́жии пребыва́ющее,// мо́лятся непреста́нно о душа́х на́ших.

Ин кондак, глас 1 (из службы, составленной в Оптиной пустыни)

Кре́пкаго ко́рене мона́шеского жи́тельства /о́трасли благоче́стия яви́лися есте,/ преподо́бнии отцы́ О́птины пу́стыни,/ и я́ко многопло́дный вертогра́д возрасли́ есте́,/ пита́юще дара́ми своея́ свя́тости/ а́лчущия и жа́ждущия пра́вды Бо́жия,/ осеня́юще Оте́чество на́ше правосла́вное/ моли́твами и предста́тельством пред Престо́лом Бо́га Вы́шняго./ Те́мже приле́жно взыва́ем вам си́це:/ не оста́вите нас в ско́рбех и боле́знех,/ ча́ющих от вас по́мощи// и избавле́ния от вся́ких бед и напа́стей.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860)

Прп. Макарий Оптинский

Иеросхимонах Макарий старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.

«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения», — говорил преподобный Макарий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: