25 марта церковь чтит преподобного симеона нового богослова

Христианин-максималист. почему преподобный симеон не скрывал своего духовного опыта?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем духовном кресте. Апостол Павел говорит: «ветхий наш человек распят с Ним в крещении» (Рим. 6, 6). Это не механическое какое либо действие, а нравственное изменение или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием, теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь, и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя.

Творения

Всю свою жизнь святой Симеон посвятил проповедованию своего учения и написал на эту тему немало трудов, часть из которых объединена под общим названием «Гимны», и представляет собой сборник высочайшего духовно-поэтического искусства. Это келейные записки или дневники Святого Симеона, изложенные в художественной форме.

Гимны

Здесь и молитвенное размышление о природе Бога и человека, и торжественная песнь, славословящая Господа, и поучения для братии и нравственные наставления

В гимнах святой Симеон описывает свой духовный опыт соприкосновения со Христом, свои переживания, говорит о том, как в процессе духовного становления  человек соединяется со Святой Троицей и о том, как важно для спасения воспринять благодать Святого духа (впустить Царствие Божие внутрь себя) еще здесь на земле, и причащаться Святых даров осознанно

Фрагмент из гимна № 7 «О том, что ставший причастником Святого Духа, восхищаемый Его светом, возносится над всеми страстями, не претерпевая вреда от приближения их» в стихотворном переводе с греческого:

Другие творения

К ним относят:

  • «Катехизические слова» (обращены не к оглашенным, а к монахам так как, по его мнению, пострижение в монашество равнозначно второму крещению),
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

Статьи на Православие.Ru

12/25 марта Церковь чтит память преподобного Феофана Сигрианского, летописца и исповедника, небесного покровителя святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Обширная переписка святителя красноречиво свидетельствует о попечении этого доброго пастыря не только о больших делах Церкви, но и о каждой самой малой овце его духовного стада. В посланиях он подписывался всегда только одним титулом – «раб рабов Божиих». Он был убежден: никакой епископ не может единолично претендовать на власть, которой обладают лишь Вселенские Соборы и Церкви в целом.

Перед нами такая картина: Августин, в величественных облачениях, держащий икону Спасителя в одной руке и благословляющий серебряным крестом в другой весь английский народ. Память святителя Августина – 13/26 сентября.

Как это хорошо – не «витать в облаках», найти свое место в жизни, ежедневно трудиться над собой и не мечтать о будущем величии. У преподобного Симеона в гимнах есть рассуждения о высоком, есть и о вещах обыденных.

Наш рассказ — об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами».

Изгнание

Еще 10 лет Симеон оставался на посту игумена, а приблизительно в 1005 году передал все полномочия своему ученику Арсению. Сам же продолжал жить при обители, но в уединении. Он занимался написанием духовных трудов, чем и вызвал новую волну негодования — теперь со стороны иерархов Константинополя.

Особенно ярым противником святителя стал синкелл Стефан, который прежде служил Никомидийским митрополитом. Им высказывались порицания в адрес отца Симеона. Стефан осуждал чрезмерное, по его мнению, прославление Симеоном своего духовника.

Также он во многом не понимал позицию монаха и его учение. Хотя, многие считали, что в нем говорила банальная человеческая зависть. Трения продолжались вплоть до 1009 года и закончились изгнанием Симеона из родной обители. Его ученик Фагура, желавший помочь наставнику, передал ему в управление молитвенный дом св. Марины.

Здесь старец, с помощью Божией, организовал небольшой монастырь. В это время последователи Симеона Нового Богослова всячески старались оправдать своего учителя в глазах иерархов Константинопольской церкви.

Важно! Сам же он отправил патриарху в качестве самооправдания книгу. Ее содержание изучили на синодальном заседании и пришли к заключению, что оно является ортодоксальным

Преподобного вызвали в Константинополь. Он был тепло встречен своими последователями. Патриарх предложил Симеону стать епископом и посоветовал быть чуть умереннее в своих требованиях. Однако старец холодно отреагировал на озвученное и отметил, что не он начинал спор.

На закате лет монах продолжал оставаться в обители св. Марины. Под его началом монастырь существенно расширился. В это же время Симеон написал большую часть «Гимнов». В последние годы он страдал от болезни желудка.

В 1022 году 12 марта Симеон Новый Богослов спокойно отошел ко Господу.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 1

Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, глас 4

Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне.

Кондак, глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Ин кондак, глас 2 (Подобен: Кровей твоих)

Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне.

Писание

Писание, по Симеону, – часть предания. Писание не есть основа религиозной веры, оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт.

«Только то чтение полезно, которое сопровождается исполнением прочитанного», – пишет святой Симеон.

«Во время чтения необходимо вглядываться в себя, рассматривая и изучая душу свою как в зеркале», – поучает он.

Библия – это послание, адресованное каждому читателю непосредственно и персонально. Святые отцы верили в живое присутствие Христа в Писании.

Григорий Нисский пишет, что основная причина плача о грехах состоит в отпадении от добра, которое есть Сам Господь.

Святой Симеон глубоко постигает смыслы Писания и глубоко пишет об этом.

Алчущие правды – алчущие Господа, говорит святой Симеон. Милостивые – это не те, кто дают деньги несчастным и бедным. Милосердие не отдельные акты благотворительности, а внутреннее качество человека, которое приобретается подвигом.

Праздное слово – не исполняя заповедь говорить о ней. Писание – средство, помогающее жить с Богом и в Боге.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.Ru:

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Страница «Библиотеки Святых отцов и Учителей Церкви» православной энциклопедии Азбука веры:

  Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.),

  В житии на days.ru излагается другая версия причины изгнания: учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо.

  По др. сведениям — в 1021.

Христианское воспитание святого

Будущий святой родился в 949 году в Пафлагонии, в городке Галати (территория возле современного Стамбула). Его родители происходили из дворянского сословия и были людьми вполне состоятельными. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, отец отправил его в Константинополь на попечение своего брата Василия, которые занимал не последнее положение при дворе императора. Василий пообещал похлопотать за племянника и занялся обучением отрока.


Преподобный Симеон Новый Богослов

Симеон был способным к науке, но с ранних лет проявлял иные стремления, нежели учеба и светская карьера, которую прочили ему родители. Окончив курсы грамоты, он так и не получил высшее образование. Хотя в материальном плане у него были такие возможности, и родной дядя обещал его представить государю, чтобы тот остался служить при дворе.

Но в душе Симеона жили совсем другие желания. Под влиянием духовной литературы он стал всерьез раздумывать над тем, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Но ему требовался наставник, который сможет подсказать и направить на верный путь.

Поиск духовного пути

Окружение юноши недоумевало, как при его возможностях можно думать о монашестве. Ему твердили, что найти такого святого человека просто невозможно, и он напрасно тратит время. Парень же только усерднее взывал в молитвах к Господу и просил помощи. И вот, он встретил такого человека — им оказался Симеон Благоговейный из Студийского монастыря. Старый монах стал духовным отцом для будущего подвижника.

Они часто встречались и беседовали, Симеон получал от своего наставника советы, которые добросовестно выполнял. Он упражнялся в молитвенном делании и как-то во время ночного бдения удостоился видения необыкновенного небесного свечения. Его естество наполнилось неописуемой радостью.

Интересно! Считается, что именно тогда Симеон стал очевидцем Божественного света, который всю жизнь сопровождал его в разные моменты.

Следует отметить, что Симеон продолжал жить в миру и не торопился уходить в монастырь. В этом его сдерживал в первую очередь духовник, уверяя, что нужно немного потерпеть. Парень был еще молод, и ему следовало очень осознанно подойти к решению отречения от мирской жизни. Так прошло шесть лет.

Был момент, когда Симеон охладел в своей вере, но молитвами старца ему удалось сохранить душевную чистоту, не впутываясь в греховные сети страстей.

Иночество

В конечном счете, достигнув возраста 25 лет, Симеон уходит в студийскую обитель. Родной отец был разочарован таким поворотом событий, но увидев порывы своего сына, смирился с его выбором и благословил. Так начался иноческий путь святого.

В монастыре он встретил своего духовного отца и неуклонно выполнял все его требования. Такое рвение встретило неоднозначное отношение со стороны братии. Кто-то с одобрением относился к такому ревностному исполнению послушаний, а кто-то расценивал почитание игумена, как чрезмерное и не соответствующее монастырскому уставу.

Нарастающее недовольство со стороны монашеской общины стало причиной перевода Симеона в обитель св. Маманта. Духовный отец переживал за своего воспитанника и решил передать его под крыло своего ученика, бывшего там настоятелем.


Икона святого Симеона Нового Богослова

Преподобный продолжал находиться в послушании у Симеона Благоговейного и вскоре принял монашеский постриг и схиму. Ревностное отношение к вере, добродетельность и трудолюбие не остались незамеченными новой братией. Поэтому после принятия иерейского сана иноки Ксерокеркской обители единогласно избрали его игуменом монастыря. Предстояло проделать большую работу. Монастырские постройки пребывали в полуразвалившемся состоянии. Некоторые монахи, по причине ненадлежащего руководства, распустились в нравственном отношении.

Житие

Святой Симеон Новый Богослов происходил из знатной провинциальной семьи, проживающей в Пафлагонии (Малая Азия). Родился в 949 году, в связи с чем часто называется современником равноапостольного князя Владимира. Отец прочил сыну светскую карьеру, но служба при императорском дворе не привлекала юношу. С ранних лет он чувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он отучился на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Большую часть его времени занимало чтение духовной литературы. Достигнув двадцатипятилетнего возраста, он покинул родной дом и отправился в Студийский монастырь, известный на всю округу своим строгим уставом.

Уход в монастырь

В монашеской обители юноша нашел духовного пастыря – Симеона Благоговейного, к которому прилепился всей душой. Монастырская братия искушалась, видя его глубочайшую привязанность к своему наставнику. Инокам казалось, что будущий святой слишком усерден в своем подвижничестве. Игумен Студийского монастыря был настолько недоволен поведением юноши, что изгнал его из обители.

Позже Симеона Нового Богослова не раз упрекнут в том, что он слишком усердно чтит память своего духовного отца…

Преподобный Симеон нашел приют в соседней Ксерокеркской обители во имя святого Маманта. Здесь в 980 году он принял иночество, а уже через три года был возведен в сан игумена.

За время своей двадцатипятилетней деятельности в должности настоятеля преподобный Симеон значительно наладил хозяйственно-административные дела монастыря, находящиеся в плачевном состоянии

Особенное внимание он уделил духовно-нравственной жизни обители. Строгие порядки, которые он завел, пришлись по вкусу не всем, и через какое-то время братия возроптала

Дело дошло даже до открытого бунта.

Собравшись в группу примерно в тридцать человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому патриарху Сисинию, но тот, разобрав дело, ходатайство о смещении настоятеля не удовлетворил. Зато сами смутьяны были наказаны изгнанием из обители. Как сообщается в житии преподобного Симеона, написанного его келейником Никитой Стифатом, настоятель принял живейшее участие в судьбе изгнанников и его стараниями пристыженные братья вернулись в монастырь.

Спустя десять лет после этого случая, примерно в 1005 году, преподобный Симеон и сам запросился на покой. Он передал управление монастырем своему преемнику – Арсению, продолжая жить при обители.

Изгнание из монастыря

Духовная практика, основанная на личном (как это утверждал сам преподобный Симеон) опыте богообщения и широкая проповедническая деятельность привлекли к богослову-философу пристальное внимание церковных властей. В конце концов, он был изгнан из Константинополя и, удалившись на берег Босфора, уединился в молитвенном доме святой Марины, при котором чуть позже основал монастырь

Духовные последователи старца изо всех сил пытались обелить имя своего учителя в глазах высшего духовенства. По их ли уговорам, или из личных побуждений святой Симеон выслал Константинопольскому патриарху книжку своих сочинений. Содержание книги было исследовано на заседании Священного Синода и признано ортодоксальным, то есть полностью совпадающим с догматами и утверждениями православной Церкви. Излишний мистицизм решили списать на особенности характера старца. Преподобный Симеон был приглашен в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться в родную обитель, но уже придерживаться более умеренных взглядов. Более того, даже посулил сан епископа. Святой отклонил предложение патриарха и предпочел доживать свой век в монастыре святой Марины. Здесь он написал значительную часть своих трудов – «Гимны», здесь же принял праведную кончину.

12

Марта
1022 года

после продолжительной болезни желудка Симеон Новый Богослов отошел ко Господу после продолжительной болезни желудка.

Исиахизм ― безмолвная молитва, её суть выражена в гимнах преподобного Симеона Нового Богослова

Святого Симеона часто называют предшественником исихазма. Это особая мистическая практика, зародившаяся в XIV веке. Она направлена на созерцание божественных энергий. Изложивший основы этого учения святой Григорий Пальма часто ссылается на труды святого Симеона.

Кстати, Нил Сорский считается русским продолжателем традиций исиахизма именно потому, что в своих сочинениях он часто использует отрывки из его трудов.

Святой Григорий Палама Мастер Северной Греции (Фессалоники?) начала XV века. Святой Григорий, основатель исиахизма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового Богослова

Суть исихазма определяется очень трудно, ведь даже само это понятие происходит от греческого исихия, то есть «безмолвие». Погруженный в созерцание монах не произносит проповедей, не изрекает богословских формулировок.Его цель — стремиться к внутреннему, сердечному созерцанию Царства Божия.

Исиахизм зародился в XIV веке и одним из его основателей признан преподобный Симеон.

Полноценное «умное делание», как иногда называют подобный род молитвы, доступно только монахам, свободным от мирской суеты. Кстати, братия тех монастырей, в которых пребывал святой Симеон, вначале скептически относилась к его мистическим практикам.

Многие не верили тем видениям, которые видел святой во время «умного делания», именно поэтому первоначально его прозвище «Новый Богослов» носило иронический характер.

Видеоролик: Гимны преподобного Симеона Нового Богослова читает митрополит Иларион (Алфеев). В фильме автор читает гимны святого Симеона.

В своих гимнах преподобный в поэтической форме показал сущность «умной молитвы». Вот пример одного из таких сочинений:

Кто хочет увидеть сей свет невечерний,Тот должен всегда соблюдать свое сердце От страстных движений, от помыслов скверных, От гнева, смущения, клятв лицемерных. Внимать себе должен и злобы не помнить, Людей не судить даже в помыслах сердца, Быть внутренне чистым, в словах откровенным, Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным. Трапеза его пусть не будет богатой, Молитву и пост да хранит неослабно. И весь его подвиг, и дело любое, И всякое слово — да будет с любовью.

(Перевод митрополита Илариона Алфеева)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: