Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца

Начало жизни в монастыре

Преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преп. Феодосию и стал послушником. Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше года.

В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:

Статуя летописца работы М. Антокольского

Блаженный Нестор, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, — это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным. Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу, то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба, говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради… В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».

Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя).

Главные труды летописца

За время своего летописного служения Нестор написал около 10 трудов, посвящённых истории молодого русского государства, христианской церкви и жизни первых русских святителей. В работе над ними инок проявил себя не только как летописец, но и как талантливый агиограф, этнограф, идеолог, проповедник и знаток фольклора.

Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба

Труд посвящён описанию жизни первых русских святых — братьев-мучеников Бориса и Глеба. В повествовании рассказывается о высокой духовности сыновей Владимира Крестителя. Они принимают смерть от руки старшего брата князя Святополка.

Зная о планах брата, Борис проводит ночь перед нападением в молитве и со смирением принимает уготованную ему участь. В 1072 г. обоих братьев похоронили в общей усыпальнице в Вышгороде.

К прочтению  Церковь не планирует создание отдельной соцсети для верующих

Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца
Памятник Нестору Летописцу в Киеве

Основной идеей произведения является осуждение междоусобных конфликтов, которые разобщали русских князей и ослабляли молодое славянское государство. Жизнь Бориса и Глеба, описанная летописцем служит примером праведности и кротости, которыми должны обладать истинные христиане.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Нестора называют основоположником житийного жанра. Он является составителем жития основателя Киево-Печерской лавры святого Феодосия Печерского. В повествовании последовательно описывается жизнь праведника с детских лет до земной кончины. Особенно автор отмечает следующие качества своего наставника:

  • праведность;
  • стремление к единению с Богом;
  • трудолюбие;
  • смирение;
  • милосердие;
  • прозорливость.

Подробно описывая жизненный путь и духовные добродетели Феодосия, Нестор составлял для современников и потомков портрет истинного христианина, к облику которого должен стремиться каждый верующий человек.

Повесть временных лет

Главный труд Нестора-летописца — Повесть временных лет. Это повествование охватывает огромный временной период — от библейских времён до начала XII в. Автор подробно рассказывает об истории появления славянской нации и её развитии.

Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца
Нестор Летописец. Повесть временных лет

На описание ключевых событий влияют религиозные и нравственные взгляды монаха

Особое внимание он уделяет вопросу прихода на Русь христианства и его положительному влиянию на жизнь славян. В произведении отмечаются черты следующих жанров:

  • житийной литературы;
  • исторические записки;
  • народные предания;
  • философские рассуждения.
  • Древнейший свод (IX в.);
  • Начальный свод (XI в.);
  • свод Никона (70-е гг. XI в.);
  • хроника Георгия Армонтола;
  • славянский фольклор.

«Повесть временных лет» многие века остаются основным источником по истории восточных славян и Древнерусского государства. Её изучают как один из уникальных образцов славянской словесности.

Летопись Нестора включалась в большинство местных летописных сводов, ведущихся в удельных княжествах. Главным достоинством повествования является непредвзятость в изложении исторических фактов и описании ключевых личностей в древнерусской истории.

Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца
Новое издание Повести временных лет

Память в Православной Церкви

Дни памяти:

  • 27 октября (9 ноября)
  • 28 сентября (11 октября) — собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах

Тропарь, глас 4:

Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на небеси стяжавый, мо­ли и нам написатися в Книги Животныя.

Кондак, глас 2:

Яко сый богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец сподобился еси, яже с прочими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущтим тя, Господеви молися.

Прп. Нестор Летописец (ок. 1114) + видео

Ближние пещеры

Когда преподобный Антоний безмолвствовал в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, блаженный отец наш Нестор пришел к ним, желая святого ангельского иноческого образа. Ему было только семнадцать лет.

И тогда еще, не будучи иноком, он привык ко всем иноческим добродетелям: к чистоте телесной и душевной, вольной нищете, глубокому смирению, беспрекословному послушанию, строгому посту, непрестанной молитве, неусыпному бдению и прочим равноангельским трудам, которыми он во всем подражал житию самих первоначальников святых Печерских — Антонию и Феодосию. И от этой святой двоицы он в цветущей своей юности принимал с любовью всякую заповедь, как дитя молоко от сосцов, и как жаждущий олень воду из двух источников, текущих посреди гор в пещерах.

В писаниях своих он показывает, что имел великую любовь к тем преподобным основателям: «не словом или языком, но делом и истиной…» (1Ин. 3:18) и что он горячо прославлял Бога устами и душой своей, видя светлые добрые дела тех двух великих светил русского неба.

К прочтению  Церковь и дети: ребенок вырастает

После же честной пред Господом смерти тех преподобных отцов блаженный отец наш Нестор не только умер для мира делами мирскими, что сделал он еще прежде, проходя искус, но и мирским образом, и принял святой ангельский иноческий образ от преподобного Стефана, игумена Печерского, потом им же был возведен на степень диакона.

И тогда, видя на себе двойной сан, иноческий и диаконский, день ото дня усугублял добродетели свои, умерщвляя все плотские страсти и творя всякую истину, чтобы не быть плотским, но духовным человеком, истинным рабом и поклонником Божиим, зная хорошо слова Самого Господа: Бог есть дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24).

Духа неприязни, в котором нет истины, не поклоняющегося Господу, он побеждал — как то можно судить по писанию его — больше всего неизреченным смирением, ибо всюду, смиряя себя, называет себя недостойным, грубым, невеждой, исполненным множества грехов.

Когда же, по внушению Божию, братия положила совет ископать честные мощи преподобного Феодосия и принести их из пещеры во святую Печерскую церковь, тогда в этом послушании первым был блаженный Нестор. И с великой верой и мольбой потрудившись над копанием всю ночь, ископал святому Печерскому монастырю многоценный этот бисер, честные мощи преподобного Феодосия, и изнес их перед пещерой, и был свидетелем, как говорит сам, великих, бывших тогда чудес.

Он пожил довольно лет, трудясь в деле летописания. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление «Повести временных лет».

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начали первыми княжити и откуда Русская земля стала есть», ─ так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть и всемирной истории, и истории спасения человеческого рода.

Преподобный Нестор излагает историю Православия на Руси в главных моментах его становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников, об «испытании вер» святым равноапостольным  князем Владимиром и, самое главное, о Крещении Руси в 988 году.

Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах нашей Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав Печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора.

Мощи подвижника почивают в Ближних пещерах, где их с 1638 года указывают на картах.

В 1826 году над святыней установлена медная вызолоченная доска с именем угодника Божия, присланная Обществом истории и древностей.

Отдельно память святого совершается 9 ноября (27 октября по ст. ст.), в день святого мученика Нестора Солунского.

Биография

Жизненный путь Нестора исследователи воссоздали по отрывочным сведениям, указанным в его трудах и более поздних источниках. Жизнь святого летописца была наполнена благочестием, смирением и трудолюбием.

Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца
Преподобный Нестор Летописец

Рождение и происхождение

Нестор родился в 50-е гг. XI столетия, предположительно в 1056 г. В источниках не указываются точные сведения о месте его рождения. Существует три версии, основанные на анализе текстов летописца:

  1. Традиционно считается, что великий летописец родился в Киеве, или в землях, прилегающих к нему.
  2. По мнению историка Татищева, родиной Нестора является город Бело-Озеро. Он считает, что на это указывает фраза «у нас на Беле-Озере».
  3. В начале XIX в. появилась версия, что первый русский летописец являлся греком и родился в крымском городе Корсунь (Херсон). Это мнение основано на подробном описании корсунской церкви и княжеских палат. Автор предположения считал, что такой рассказ может составить человек, лично побывавший в этих местах.

Косвенные сведения указывают на высокий социальный статус семьи, в которой родился Нестор. Так как юноша умел читать, писать и знал несколько языков, исследователи считают, что он был родом из очень богатой семьи, обеспечившей сыну великолепное образование.

Принятие сана и первые годы служения

В 17 лет Нестор пришёл в Печерскую лавру, расположенную в Киеве. Его приняли известные своей жизнью праведники Феодосий и Антоний. Киево-Печерская обитель в это время была пристанищем для многих достойных праведников. Молодой послушник наравне с ними нёс любое назначенное ему служение. Наравне с почтенными старцами он молился, придерживался строго поста и усердно работал на благо монастыря.

Монашеский постриг Нестор принял при игумене Стефане, который встал во главе общины после смерти Феодосия Печерского. Молодой монах проявлял большое усердие в аскетической жизни и служении Господу. По преданию он участвовал в изгнании бесов из Никиты Затворника, будущего новгородского митрополита, и обретении честных мощей своего духовного отца — Феодосия.

В одном из своих трудов агиограф рассказывает о том, что был свидетелем чудесных событий, которые происходили у мощей основателя киевской обители. С первых дней своего пребывания в Киево-Печерской обители Нестор нес особое служение, благословенное её основателем.

Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца
Икона Нестора Летописца

Образованный юноша занимался составлением истории славянских земель. В своих трудах летописец называет себя великим грешником, не достойнейшим из всех иноков. Этот факт говорит о высокой степени духовности монаха.

Ангельское служение

После смерти своих наставников Феодосия и Антония Печерских Нестор полностью сосредоточился на служении Господу и деле, порученном ему духовным отцом. Уединившись в своей келье, он предавался молитве, посту, написанию исторических и религиозных сочинений, а также чтению богоугодных книг.

Последние годы жизни

Накопленные в процессе изучения многочисленных источников знаний нашли отражение в главном сочинении летописца, которое было написано в последние годы его жизни. Работа над «Повестью временных лет» была закончена в 1113 году.

А через год, завещав братьям продолжать своё дело, Нестор окончил свой земной путь. Братия монастыря выполнила завещание летописца. Переписали и продолжили его труд следующие иноки:

  • игумен Сильвестр, оформивший летопись в современном виде;
  • игумен Выдубицкого монастыря в Киеве Моисей, продливший повествование до 1200 г.;
  • игумен Лаврентий — составитель летописного труда, содержащего древнейший список нестеровой летописи.

Нестора погребли в Ближних пещерах преподобного Антония.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: