Преподобный нестор летописец

Начало жизни в монастыре

Преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преп. Феодосию и стал послушником. Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше года.

В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:

Статуя летописца работы М. Антокольского

Блаженный Нестор, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, — это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным. Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу, то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба, говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради… В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».

Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя).

Главные труды летописца

За время своего летописного служения Нестор написал около 10 трудов, посвящённых истории молодого русского государства, христианской церкви и жизни первых русских святителей. В работе над ними инок проявил себя не только как летописец, но и как талантливый агиограф, этнограф, идеолог, проповедник и знаток фольклора.

Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба

Труд посвящён описанию жизни первых русских святых — братьев-мучеников Бориса и Глеба. В повествовании рассказывается о высокой духовности сыновей Владимира Крестителя. Они принимают смерть от руки старшего брата князя Святополка.

Зная о планах брата, Борис проводит ночь перед нападением в молитве и со смирением принимает уготованную ему участь. В 1072 г. обоих братьев похоронили в общей усыпальнице в Вышгороде.


Памятник Нестору Летописцу в Киеве

Основной идеей произведения является осуждение междоусобных конфликтов, которые разобщали русских князей и ослабляли молодое славянское государство. Жизнь Бориса и Глеба, описанная летописцем служит примером праведности и кротости, которыми должны обладать истинные христиане.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Нестора называют основоположником житийного жанра. Он является составителем жития основателя Киево-Печерской лавры святого Феодосия Печерского. В повествовании последовательно описывается жизнь праведника с детских лет до земной кончины. Особенно автор отмечает следующие качества своего наставника:

  • праведность;
  • стремление к единению с Богом;
  • трудолюбие;
  • смирение;
  • милосердие;
  • прозорливость.

Подробно описывая жизненный путь и духовные добродетели Феодосия, Нестор составлял для современников и потомков портрет истинного христианина, к облику которого должен стремиться каждый верующий человек.

Повесть временных лет

Главный труд Нестора-летописца — Повесть временных лет. Это повествование охватывает огромный временной период — от библейских времён до начала XII в. Автор подробно рассказывает об истории появления славянской нации и её развитии.


Нестор Летописец. Повесть временных лет

На описание ключевых событий влияют религиозные и нравственные взгляды монаха

Особое внимание он уделяет вопросу прихода на Русь христианства и его положительному влиянию на жизнь славян. В произведении отмечаются черты следующих жанров:

  • житийной литературы;
  • исторические записки;
  • народные предания;
  • философские рассуждения.
  • Древнейший свод (IX в.);
  • Начальный свод (XI в.);
  • свод Никона (70-е гг. XI в.);
  • хроника Георгия Армонтола;
  • славянский фольклор.

«Повесть временных лет» многие века остаются основным источником по истории восточных славян и Древнерусского государства. Её изучают как один из уникальных образцов славянской словесности.

Летопись Нестора включалась в большинство местных летописных сводов, ведущихся в удельных княжествах. Главным достоинством повествования является непредвзятость в изложении исторических фактов и описании ключевых личностей в древнерусской истории.


Новое издание Повести временных лет

Память в Православной Церкви

Дни памяти:

  • 27 октября (9 ноября)
  • 28 сентября (11 октября) — собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах

Тропарь, глас 4:

Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на небеси стяжавый, мо­ли и нам написатися в Книги Животныя.

Кондак, глас 2:

Яко сый богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец сподобился еси, яже с прочими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущтим тя, Господеви молися.

Прп. Нестор Летописец (ок. 1114) + видео

Ближние пещеры

Когда преподобный Антоний безмолвствовал в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, блаженный отец наш Нестор пришел к ним, желая святого ангельского иноческого образа. Ему было только семнадцать лет.

И тогда еще, не будучи иноком, он привык ко всем иноческим добродетелям: к чистоте телесной и душевной, вольной нищете, глубокому смирению, беспрекословному послушанию, строгому посту, непрестанной молитве, неусыпному бдению и прочим равноангельским трудам, которыми он во всем подражал житию самих первоначальников святых Печерских — Антонию и Феодосию. И от этой святой двоицы он в цветущей своей юности принимал с любовью всякую заповедь, как дитя молоко от сосцов, и как жаждущий олень воду из двух источников, текущих посреди гор в пещерах.

В писаниях своих он показывает, что имел великую любовь к тем преподобным основателям: «не словом или языком, но делом и истиной…» (1Ин. 3:18) и что он горячо прославлял Бога устами и душой своей, видя светлые добрые дела тех двух великих светил русского неба.

После же честной пред Господом смерти тех преподобных отцов блаженный отец наш Нестор не только умер для мира делами мирскими, что сделал он еще прежде, проходя искус, но и мирским образом, и принял святой ангельский иноческий образ от преподобного Стефана, игумена Печерского, потом им же был возведен на степень диакона.

И тогда, видя на себе двойной сан, иноческий и диаконский, день ото дня усугублял добродетели свои, умерщвляя все плотские страсти и творя всякую истину, чтобы не быть плотским, но духовным человеком, истинным рабом и поклонником Божиим, зная хорошо слова Самого Господа: Бог есть дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24).

Духа неприязни, в котором нет истины, не поклоняющегося Господу, он побеждал — как то можно судить по писанию его — больше всего неизреченным смирением, ибо всюду, смиряя себя, называет себя недостойным, грубым, невеждой, исполненным множества грехов.

Когда же, по внушению Божию, братия положила совет ископать честные мощи преподобного Феодосия и принести их из пещеры во святую Печерскую церковь, тогда в этом послушании первым был блаженный Нестор. И с великой верой и мольбой потрудившись над копанием всю ночь, ископал святому Печерскому монастырю многоценный этот бисер, честные мощи преподобного Феодосия, и изнес их перед пещерой, и был свидетелем, как говорит сам, великих, бывших тогда чудес.

Он пожил довольно лет, трудясь в деле летописания. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление «Повести временных лет».

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начали первыми княжити и откуда Русская земля стала есть», ─ так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть и всемирной истории, и истории спасения человеческого рода.

Преподобный Нестор излагает историю Православия на Руси в главных моментах его становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников, об «испытании вер» святым равноапостольным  князем Владимиром и, самое главное, о Крещении Руси в 988 году.

Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах нашей Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав Печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора.

Мощи подвижника почивают в Ближних пещерах, где их с 1638 года указывают на картах.

В 1826 году над святыней установлена медная вызолоченная доска с именем угодника Божия, присланная Обществом истории и древностей.

Отдельно память святого совершается 9 ноября (27 октября по ст. ст.), в день святого мученика Нестора Солунского.

Биография

Жизненный путь Нестора исследователи воссоздали по отрывочным сведениям, указанным в его трудах и более поздних источниках. Жизнь святого летописца была наполнена благочестием, смирением и трудолюбием.


Преподобный Нестор Летописец

Рождение и происхождение

Нестор родился в 50-е гг. XI столетия, предположительно в 1056 г. В источниках не указываются точные сведения о месте его рождения. Существует три версии, основанные на анализе текстов летописца:

  1. Традиционно считается, что великий летописец родился в Киеве, или в землях, прилегающих к нему.
  2. По мнению историка Татищева, родиной Нестора является город Бело-Озеро. Он считает, что на это указывает фраза «у нас на Беле-Озере».
  3. В начале XIX в. появилась версия, что первый русский летописец являлся греком и родился в крымском городе Корсунь (Херсон). Это мнение основано на подробном описании корсунской церкви и княжеских палат. Автор предположения считал, что такой рассказ может составить человек, лично побывавший в этих местах.

Косвенные сведения указывают на высокий социальный статус семьи, в которой родился Нестор. Так как юноша умел читать, писать и знал несколько языков, исследователи считают, что он был родом из очень богатой семьи, обеспечившей сыну великолепное образование.

Принятие сана и первые годы служения

В 17 лет Нестор пришёл в Печерскую лавру, расположенную в Киеве. Его приняли известные своей жизнью праведники Феодосий и Антоний. Киево-Печерская обитель в это время была пристанищем для многих достойных праведников. Молодой послушник наравне с ними нёс любое назначенное ему служение. Наравне с почтенными старцами он молился, придерживался строго поста и усердно работал на благо монастыря.

Монашеский постриг Нестор принял при игумене Стефане, который встал во главе общины после смерти Феодосия Печерского. Молодой монах проявлял большое усердие в аскетической жизни и служении Господу. По преданию он участвовал в изгнании бесов из Никиты Затворника, будущего новгородского митрополита, и обретении честных мощей своего духовного отца — Феодосия.

В одном из своих трудов агиограф рассказывает о том, что был свидетелем чудесных событий, которые происходили у мощей основателя киевской обители. С первых дней своего пребывания в Киево-Печерской обители Нестор нес особое служение, благословенное её основателем.


Икона Нестора Летописца

Образованный юноша занимался составлением истории славянских земель. В своих трудах летописец называет себя великим грешником, не достойнейшим из всех иноков. Этот факт говорит о высокой степени духовности монаха.

Ангельское служение

После смерти своих наставников Феодосия и Антония Печерских Нестор полностью сосредоточился на служении Господу и деле, порученном ему духовным отцом. Уединившись в своей келье, он предавался молитве, посту, написанию исторических и религиозных сочинений, а также чтению богоугодных книг.

Последние годы жизни

Накопленные в процессе изучения многочисленных источников знаний нашли отражение в главном сочинении летописца, которое было написано в последние годы его жизни. Работа над «Повестью временных лет» была закончена в 1113 году.

А через год, завещав братьям продолжать своё дело, Нестор окончил свой земной путь. Братия монастыря выполнила завещание летописца. Переписали и продолжили его труд следующие иноки:

  • игумен Сильвестр, оформивший летопись в современном виде;
  • игумен Выдубицкого монастыря в Киеве Моисей, продливший повествование до 1200 г.;
  • игумен Лаврентий — составитель летописного труда, содержащего древнейший список нестеровой летописи.

Нестора погребли в Ближних пещерах преподобного Антония.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: