19 июня — день памяти преподобного илариона нового, игумена

Церковь чтит память преподобного Илариона Нового, Далматского

Память преподобного отца нашего Илариона Нового

Преподобный Иларион от юности возложил на себя иго иноческого жития: последуя распятому Христу, он нес крест свой, побеждая страсти плотские воздержанием; уйдя в затвор и много лет пробыв в безмолвии, он, просветившись бесстрастием, превзошел добродетельною жизнью всех монахов, за что сподобился пресвитерского сана и впоследствии был игуменом монастыря, называемого Пеликит, находящегося в Азии, близ Геллеспонта2. Преподобный Иларион совершил много дивных чудес. Словом своим он отгонял от нив и виноградников животных, вредящих растениям; молитвою остановил сильный град и низвел на землю дождь во время засухи; подобно пророку Елисею3, разделил реку, исцелил сухорукого, даровал зрение слепому, избавлял от увечья хромых, изгонял бесов и наполнил множеством рыбы сети рыбаков при неудачном лове.Преподобный Иосиф Песнописец4 в тропаре 8-й песни канона, написанного им в честь святого, сообщает, что святой Иларион претерпел от мучителей за почитание честной иконы Спасителя гонения и оскорбления, за что и называет его мучеником. По одним известиям преподобный Иларион жил в царствование Льва Армянина, ругавшегося святым иконам, другие же считают временем его жизни царствование Льва Исаврянина и сына его Копронима5, бывших задолго до Льва Армянина, что кажется, более справедливо. За святые же иконы он пострадал в то время, когда в Великий Четверток воевода Копронима Лахондракон неожиданно напал с воинами на Пеликитский монастырь: во время божественной службы он дерзко вошел в церковь, а затем в алтарь, приказал прекратить пение и поверг на землю Святые и Животворящие Тайны Христовы; потом, схватив, он заковал в железные цепи сорок двух избранных иноков; из остальной же братии одним нанес раны, терзая их тело, других же опалил, сначала обмазав им бороды и лица смолою, третьим обрезал носы; и, наконец, зажег монастырь с церковью. А избранных отцов, святых в числе сорока двух, он послал в заточение на окраину ефесской области, и там, затворив их в одной старой бане, предал насильственной смерти. Полагают, что в это время пострадал и преподобный Иларион, как старший по сану игумена среди помянутых отцов6.

1 Вспоминаемый ныне исповедник Христов Иларион называется «новым» в отличие от Илариона далматского, также исповедника, пострадавшего при императоре византийском Льве V Армянине (812-830 гг.). Память этого последнего Илариона празднуется 6 июня.2 Геллеспонт — древнее название Дарданельского пролива, соединяющего Мраморное и Эгейское моря.3 Елисей — пророк израильский, ученик и преемник в пророческом служении пророка Илии. Он исполнял свое пророческое служение в течении 65-ти лет, при царях израильских: Ахаве, Охозии, Иораме, Ииуе, Иоахазе и Иоасе. Память его празднуется 14июня.4 Преподобный Иосиф Песнописец жил в IX в. Им составлено около 300 канонов, но большая часть их не дошла до нас. Память его празднуется 4 апреля.5 Лев III Исаврянин царство зал с 717 по 741 г., а сын его Константин V Копроним с 741 по 775 г.6 Кончина святого Илариона последовала около 754 г.

К прочтению  День святого апостола андрея первозванного

Память преподобного отца нашего Стефана исповедника

Преподобный Стефан, исповедник Христов, жил при царе Льве Армянине1. С детства возлюбив постническое житие и украсивши себя добродетельною жизнью, он был впоследствии игуменом Триглийского монастыря2, приняв сан игумена вследствие усиленных просьб братии; учением своим он увещевал многих богоугодно и в чистоте проводить жизнь. Но вот нечестивый царь Лев Армянин воздвиг лютое гонение на христиан, уничтожая святые иконы. Тогда он призвал преподобного Стефана и начал принуждать его изменить православной вере, отказаться от поклонения святым иконам и собственноручно подписать свое отречение от православия.Преподобный же не только отказался сделать это, но укорял царя за его нечестие. За свою твердость в православие преподобный Стефан принял многие муки и темничные узы; потом был сослан в заточение, и здесь, дойдя до крайнего истощения от страданий и болезней, преподобный Стефан отошел ко Христу Богу3, ради Которого претерпел многие муки и принял смерть.

1 Лев V Армянин — император византийский, царствовал с 813 по 820 г.2 Триглийский монастырь находился в окрестностях Константинополя.3 Кончина святого Стефана последовала после 815 г. (в том году он был сослан в заточение).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Кончились дни святой Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, — что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.

Память святых мучеников Ионы и Варахисия

Сии святые мученики были родом из Персии и жили в царствование персидского царя Сапора1 в одном селении, носившем название Ясы. Однажды, оставив место своего жительства, они отправились в город Варавох и, нашедши там святых мучеников Запифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илию, Марина, Авива, Сивенфина и Савву, которые были заключены в темницу, стали укреплять их, убеждая оставаться твердыми в христианской вере и в исповедании ее и не изменять ей даже в том случае, если бы пришлось и умереть за нее. Посему они были схвачены и приведены к трем князьям: Масдрафу, Сирофу и Мармисию — и претерпели от них многочисленные муки и истязания за то, что не захотели поклониться солнцу, огню и воде2.Сперва подвержен был мучениям святой Иона. Его связали тем особым способом, какой был в обычае у персов. Обыкновенно того, кого надо было подвергнуть мучениям, персы клали на землю и привязывали руки и ноги его к одному куску дерева, почему привязанный был неподвижен, как камень, и его можно было бить с обеих сторон, так как, будучи крепко привязан к дереву, он не мог уклоняться от ударов. Связав таким образом святого Иону, мучители долго били его с двух сторон толстыми палками, потом привязав к телу его веревку, стали волочить его по льду замерзшего озера, заставляя его страдать от холода, и, наконец, на всю ночь оставили его связанным на месте мучения. После сего отрезали ему пальцы на руках и ногах, содрали с головы кожу, отрезали ему язык и бросили в котел, наполненный кипящею смолою. Но так как святой мученик вышел из котла невредимым, то его сдавили тисками, отчего раздробились кости его. После всего этого перепилили его пополам и бросили в глубокую яму, где он и скончался. Варахисию же по повелению князей наложили под руки раскаленные оковы и вслед затем стали лить ему на веки, в ноздри, уши и рот расплавленное олово и, наконец, привязав к ногам его веревку, повесили в темнице. После таких истязаний сняли с святого Варахисия одежду и, связав, стали влачить его по колючим растениям, искололи его затем заостренными палками, положили в вертящееся колесо, чем растерзали все тело его, и, наконец, влили ему в рот кипящую смолу, отчего святой мученик предал Богу дух свой. Тела святых Ионы и Варахисия вместе с телами вышеназванных святых мучеников были погребены одним благочестивым мужем, по имени Авдисотом. Святые мученики Иона и Варахисий скончались в 28-й, а прочие в 27-й день марта месяца3.

К прочтению  Преподобная пелагия антиохийская

1 Персидский царь Сапор II, известный под именем великого, царствовал с 310 до 331 г. и был жестоким гонителем христиан.2 Почитая солнце, как образ своего верховного бога Мифры, персы чтили также огонь и воду, как стихии чистые, приносящие всему живому добро.3 Блаженная кончина святых мучеников Ионы и Варахисия падает на время между 327 и 331 гг.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Евстратия Печерского

глас 7

Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/ прежде бо воздержанием плоть умертвив,/ последовал еси Христу, нося крест свой./ Последи же и сам на крест вознесен быв/ и копнем в ребра прободен,/ в руце Божий душу предал еси./ Колесницею огненною возносим на Небеса,/ сугубо венчался еси от Христа Бога/ и Спаса душ наших.

Кондак преподобномученика Евстратия Печерского

глас 8

Яко ревнитель страсти Владычней/ и постников усердный последователь сый,/ пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие,/ и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи/ и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих:/ радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского

глас 4

В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Святитель Филарет Московский о чудотворных иконах

Как рассуждать о том, что многие с верою и усердием прибегают к одной известного наименования иконе Богородицы преимущественно пред другими? На сие ответствую, во‑первых, что человек, имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятыя Богородицы, может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ея и удостаиваться услышания и благодеяний от Нея; потому что пред всякою иконою Богородицы приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице, и, по вере, может низводить к человеку Ея благодатную силу и помощь; во‑вторых, что молитва, приносимая пред некоторыми чудотворными иконами Пресвятыя Богородицы, может быть особенно благоуспешна, частию по особенному устроению Провидения Божия, частию потому, что, где уже открылись по вере чудеса и благодеяния Божии, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется и привлекает свыше благодатную помощь. Только бы эта вера не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой Пресвятой Богородице.

К прочтению  Ищите женщину… в церкви

Преподобномученик Евстратий Печерский

Евстратий Печерский, родом из Киева, был взят в плен половцами и продан иудею вместе с другими пленниками в византийский Херсонес. Иудей решил принести его в жертву. Когда наступил день Воскресения Христова, он надругался над святым так, как в Евангелии надругались иудеи над Спасителем: пригвоздил подвижника к кресту. Мученик славил Бога на кресте и говорил: «Великой благодати сподобил меня Бог в нынешний день пострадать. И скажет Он мне, как и разбойнику: “Ныне же будешь со Мною в раю”. Ты же и другие иудеи с тобой заплачете ныне и зарыдаете: пришло вам время дать ответ Богу за кровь мою и кровь всех христиан». В тот же день пришло повеление от императора: изгнать из города всех иудеев, отнявши у них имение, а старейшин казнить, вследствие чего мучителя преподобного Евстратия повесили.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Молитва и пост обретают смысл только тогда, когда меняется состояние нашего сердца, а показателем этого изменения является наша способность прощать и просить прощения. А почему так? А потому что самый большой и опасный грех, от которого проистекают все другие грехи, – это гордыня. И человек опознает присутствие в себе гордыни именно через неспособность испросить прощения или простить другого человека. Это как некий индикатор, как лампочка, которая загорается на приборах, когда наступает некая опасность, например становится недостаточно кислорода или появляются вредные вещества в атмосфере. Есть приборы, которые немедленно реагируют на эту перемену, – загорается лампочка или раздается громкий звук, предупреждая человека об опасности. Вот так и в духовной жизни. Если мы не способны прощать, если мы не способны испрашивать прощения, считайте, что загорелась красная лампочка, предупреждающая нас об опасном состоянии нашей души.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: