Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?
После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда — не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.
10 февраля День памяти преподобного Ефрема Сирина
О жизни Ефрема мало что известно. Некоторые факты из биографии преподобного хранятся в житийных текстах его современников и его собственных произведениях. Известно, что Ефрем появился на свет в 306 году в городе Низибия, который располагается на территории Месопотамии. Различные источники дают весьма противоречивые сведения о семье будущего преподобного. Одна из версий гласит, что Ефрем появился на свет в семье языческого жреца, который выгнал парня из дома после обращения его к истинной вере.
Дмитрий Ростовский изложил свое житие. В нем говорится, что Ефрем родился в бедной семье землевладельцев, которая вела праведный образ жизни. Родители с детства учили своих детей христианскому смирению. Несмотря на христианское воспитание, юноша проявлял взрывной характер. Он отличался своими несдержанными и необдуманными поступками. Один из таких поступков оказал серьезное влияние на жизнь Ефрема.
У одного нищего была единственная корова, которую Ефрем решил выпустить из загона. Корова длительное время скиталась по городским окрестностям, а затем на нее напал хищник. Ефрем не признался, что это его вина. Вскоре родители решили отправить Ефрема с поручением за город. На своем пути юноша повстречал пастуха, с которым выпил вина и уснул в его доме. Утром из отары пропала одна овца. Юношу обвинили в краже и приговорили к заточению в темницу на два месяца.
Вместе с Ефремом в каземате находились еще два невинных человека. В один прекрасный момент Ефрему приснился мужчина, который сказал, что причина его испытаний кроется в прошлом, мужчина посоветовал Ефрему вспомнить свои поступки. Ефрем сразу же смекнул, о чем идет речь – о том самом случае с коровой. Будущий преподобный понял, что расплачивается за свои прошлые грехи. Юноша искренне раскаялся за свою шутку. Сразу же после того, как к юноше пришло раскаяние, Ефрема оправдали и выпустили, тогда как наказание понес пастух, который украл у себя самого животное, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
Ефрем решил покинуть родное жилище и отправился в пустыню, где стал отшельником. Наибольшее влияние на юного странствующего Ефрема оказал старец, который стал частью истории христианства под именем святителя Иоакима Низибийского.
Став отшельником, Ефрем научился у своего духовного учителя многим важным иноческим качествам, он укреплял дух и веру в Господа. Господь несколько раз проверял смирения своего ученика. В один прекрасный момент Ефрема обвинили в греховной связи с дочерью одного из городских состоятельных людей, результатом которой стала беременность представительницы слабого пола. Странствующий Ефрем не противился наветам и не хотел оправдывать себя. Когда родители девушки принесли ему на воспитание малыша, преподобный попросил местного епископа подняться с ребенком на амвон. Находясь у алтаря, преподобный вознес молитву Господу и попросить открыть имя настоящего отца малыша.
В ответ устами ребенка было провозглашено, что грех совершил церковный эконом, которого звали так же, как и молодого отшельника. Обвинители стали свидетелями чуда, они поняли, что с Ефремом пребывает сам Господь. Преподобный сопровождал своего учителя на первый Вселенский собор, который состоялся в 325 году в городе Никея. Юный инок проявил себя в качестве защитника христианских догматов, он стал последовательным противником ереси. Также отмечается, что парень обладал даром оратора, который был основан на твердой вере в христианское учение.
В 337 году праведник прочитал еще одну молитву, которая в очередной раз совершила чудо. Нибизию осадил царь Персии Сапор. Епископ Иоаким призывал и утешал паству свою в городском храме, тогда как ученик его все время проводил в молитвах. Господь услышал молитвы своих детей и наслал на неприятелей орды насекомых. Сапор испугался и отступил. Учитель Ефрема скончался в 350 году. Через некоторое время ученик решил уехать в Эдессу, которая являлась в то время одним из духовных центров христианского мира.
Когда Ефрем вернулся из путешествия, он принял решение уединиться в собственной пещере. Ефрем желал провести свою жизнь в молитвенном уединении. В это время в городе начался голод, жители просили преподобного помочь. Ефрем призвал состоятельных людей вспомнить о христианских добродетелях и проявить милосердие к нищим. Богатые услышали преподобного и начали выделять средства для нищих людей, также они организовали богадельню. Через некоторое время святой вернулся в келью, но он тяжело заболел.