21 июля день памяти иконы казанской божьей матери. история обретения

Храм в честь казанской иконы божией матери - храм в честь казанской иконы божией матери

«Троица» Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид  приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

Иконы Андрея Рублева

Троица

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Спас, Звенигородский чин

Спас, Звенигородский чин, фрагмент

Архангел Михаил, Звенигородский чин

Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент

Апостол Павел, Звенигородский чин

Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент

Царские врата

Царские врата, фрагмент

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Спас в силах

Апостол Павел

К прочтению  Интервью с митрополитом чешских земель и словакии блаженнейшим христофором: о церкви и о себе

Иоанн Креститель

Преображение Господне

Крещение Господне

Апостол Павел

Владимирская Богородица

  •  Два Андрея
  •  «Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече
  •  Троица Андрея Рублева — 4 дня в храме

Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым

Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем

Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Милостивая»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)

с. Прасковея Буденновского района.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Количество алтарей: 1.

Престольный день: 40-й день после Св. Пасхи.

Чтимые святыни: икона-мощевик прп. Дивеевских жен Марфы и Александры.

Настоятель: протоиерей Морозов Димитрий Викторович, тезоименитство 24 февраля;

Адрес: , Ставропольский край, Буденновский район, ул. Кочубея, 28.

Телефон: (8 865 59) 6-78-29.

Историческая справка:

Село основано в 1781 г. на казенной земле. Народное предание приписывает основание села князю Потемкину-Таврическому. За время своего существования село много раз подвергалось нападениям сос стороны горцев.

Село расположено частью на низменности, частью по скатам невысоких холмов и сообразно с этим делится на две части: верхнюю и нижнию.

В каждой части села до 1917 г. имелось по одной церкви:

Покровская церковь построена в 1787 г., деревянная. В 1856 г. перестроена. Церковные документы имеются с 1781 г.

Вознесенская церковь построена в 1845-1851 гг., каменная. В церкви придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Вознесенский храм, вероятнее всего до 1910 г., являлся центром 8-го благочиннического округа Ставропольской губернии.

Александро-Невская церковь построена в 1911 г.

Свято-Троицкая церковь (недостроенная). Предположительно заложена в 1915 г.

Все церкви были разрушены в 30-40-е годы XXв.

Здание современной церкви было приобретено православной общиной в 1944 г. и переоборудовано под молитвенный дом.

Церковь чтит память Казанской иконы Божией Матери

Праздник установлен в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году.

В Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем Димитрием и склонивший на свою сторону казаков и много темного, доверчивого народу. К тому же еще тогда поляки коварно овладели Москвою и многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. Те и другие хотели поставить в Россию своего царя, и уже большинство русских людей признало своим царем польского королевича Владислава.

Но тяжело было верным сынам отечества на православном Русском престоле видеть царем чужеземца и иноверца. И тогда дружно ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей столицы и отечества. К Москве стали стягиваться ополчения из разных городов и местечек Русской земли. Прибыло ополчение и из города Казани, составленное князем Пожарским, и принесло с собою принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери.

К прочтению  Жизнь после освобождения. в помощь подростку в местах лишения свободы

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов.

Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость.

Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею, больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же Перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

Казанская икона Божьей Матери: история

21 июля – день Казанской иконы Божией Матери

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама ? «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием»…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

К прочтению  Церковь чтит память преподобного евсевия, пустынника сирийского
Казанская икона Божией Матери

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать», — сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия – Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.

Казанский собор. Москва.

Казанский собор на Красной площади в Москве

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

с. Архангельское Буденновского района

МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Престольный день: 21 ноября.

Количество алтарей: 1.

Чтимые святыни: иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Достойно есть».

Настоятель: иерей Михаил Тарнакин.

Адрес: , Ставропольский край, Буденновский район, ул. Советская, 115.

Телефон: (8 86559) 9-25-63.

Историческая справка:

«Село Архангельское (Цыгановка) Прасковейского уезда основано в 1840 г. В начале оно представляло небольшой хутор, названный «Цыгановкой», потому что он занял землю, предназначенную для поселения на ней цыган». (А. Твалчрелидзе). С построением первого храма в четь Архангела Михаила селу дано название «Архангельского». Первыми поселенцами были государственные крестьяне из великорусских губерний. Расположено село на ровном месте при р. Куме.

Первый храм в честь Архангела Михаила был построен в селе в 1852 г. В 1859 г. он сгорел, а в 1863 г. новый храм был построен и освящен. За ветхостью с 1903 г. являлся приписным к другому сельскому храму во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского.

В 1903 г. была построена кирпичная церковь во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского.

В 1906 г. в селе строят новый кирпичный Михайло-Архангельский храм. По описанию тех лет (клировые ведомости за 1909 г.) здание было «красивой архитектуры, высокое, светлое».

Обе церкви были разрушены в 30-е годы XX в.

Нынешний храм был построен в его память в 1982 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: