Церковь чтит память святого исповедника иоанна русского

Священномученик иоанн честнов: «я хотел привести народ к миру»

«Всегда радуйтесь…»

Присущее ему чувство духовной радости и ясности отец Иоанн сумел передать и своим духовным детям. Среди его учеников были те, кто «пламенел» той же искренностью и, постоянно пребывая в состоянии духовной собранности, отчета перед своей совестью и перед Богом, физически не мог вынести лжи, которой была насквозь пропитана жизнь 70-х – 80-х годов.

Отец Рафаил (Огородников), «вырвавшийся» в Печеры из Москвы и выбравший усеянный терниями путь монаха, и будущий оптинский новомученик отец Василий (Росляков), оба отказались от блестящей карьеры в тех условиях, когда это не оставляло возможности «соблюсти веру». Это лишь двое из «джинсового поколения» конца 70-х – начала 80-х гг., кто рядом со старцем обрел опору и научился крепко стоять в вере до конца, если потребуется, даже до смерти.

Скольких людей в те годы «приобрел» отец Иоанн для Церкви! — Крепко пивший талантливый писатель и запутавшаяся в личных отношениях известная актриса, директор крупного столичного магазина и только пришедший к вере молодой человек, будущий наместник старинного московского монастыря, — все они были обязаны отцу Иоанну пробуждением для духовной жизни.

Те, кому довелось хоть раз побывать у батюшки, вспоминают, прежде всего, его ласку, ту очаровательную простоту, с которой он благословлял всем какой-нибудь маленький подарок — икону или пасхальный куличик, духовные книги или вкусные шоколадные конфеты, и еще — его детское незлобие и улыбчивость. Он благодушествовал всегда и, казалось, просто не помнил обид, а ведь ему пришлось вынести многое…

«Нелегальное исполнение религиозных обрядов»

Наказание отец Иоанн отбывал на станции Чу Чуйского района Казахской ССР. Уже будучи в ссылке, 23 ноября 1937 года он был арестован Чуйским районным отделением НКВД. В отличие от прошлого ареста, на этот раз следователи не утруждали себя детальным «расследованием». В 1937 году для того, чтобы расстрелять священника, «доказательства» уже не требовались.

Допрос был кратким:

— Следствие располагает достаточными материалами, что вы вели, будучи в ссылке, антисоветскую работу. Дайте следствию правдивые показания.

— Повторяю, что, будучи в ссылке, я не вел никакой антисоветской работы, а поэтому и дать каких-либо показаний не могу.

На этом допрос и следствие были закончены. 4 декабря было составлено обвинительное заключение, где сказано, что «Честнов, отбывая ссылку в Чуйском районе, занимался нелегально исполнением религиозных обрядов, среди населения вел антисоветскую агитацию».

10 декабря 1937 года тройка УНКВД Алма-Атинской области приговорила отца Иоанна к расстрелу.

Священник Иоанн Честнов был расстрелян 13 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.

При подготовке текста использовано житие священномученика Иоанна Честнова, составленное игуменом Дамаскином (Орловским) (http://www.fond.ru/userfiles/person/1407/1298922206.pdf)

«Скорый поезд со всеми остановками»

На протяжении многих лет со всей России в Псково-Печерский монастырь съезжались люди самые разные: священники и известные писатели, ученые и студенты. Двери кельи отца Иоанна были открыты для всех, кто искал духовного совета, находился только в начале жизненного пути или, напротив, прожил мучительную, напряженную жизнь и попадал к старцу в крайне запутанных и сложных обстоятельствах.

Он не отвергал никого. Часто можно было наблюдать такую картину: идет отец Иоанн куда-то поспешно, но на пути у него — множество людей: вопросы, просьбы, недоумения, а он останавливается у каждого, всех выслушивает, вникает в детали, и вот так, благодаря первым встречам, многие находили своего духовного отца.

К прочтению  Главное

В Печерах отца Иоанна шутливо называли «скорый поезд со всеми остановками». Любовь его к людям порой была даже не отеческой, а материнской. Именно так, «по-матерински», еще в XIX веке заповедовал своим ученикам любить духовных чад оптинский старец отец Варсонофий.

Истинная любовь взыскательна: мало кто мог быть настолько ласковым с отчаявшимися людьми, как отец Иоанн, и одновременно — таким требовательным в отношении исполнения евангельских заповедей. Видя слабость человеческой природы, склонность людей к лукавству, оправданию сомнительных поступков, он мог одним словом разом положить предел фарисейскому толкованию Евангелия, обличить лицемерие, нелицеприятно обнаружив всю неприглядность притаившегося в сложном мудровании греха.

Многие из знавших его свидетельствуют: отец Иоанн был одним из самых мудрых и трезвенных духовников нашего времени.

«Корова конфискована»

Отец Иоанн Честнов принадлежал к уникальной, без преувеличения, генерации русского священства. Он был одним из тысяч тех людей, которые приняли решение посвятить себя Церкви не в относительно спокойные и благополучные имперские годы, а в годы самых яростных гонений на веру за всю историю человечества.

Потомственный сельский священнослужитель, он родился 30 января 1874 года в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова. Как и большинство сыновей деревенских батюшек тех лет, закончил семинарию, работал учителем Закона Божия в различных провинциальных училищах, служил псаломщиком, а с 1908 года — диаконом. Подробностей о дореволюционной биографии отца Иоанна известно не много.

Его иерейская хиротония состоялась в 1920 году. Странно, что после столь долгого откладывания вопроса о рукоположении он выбрал такой, казалось бы, «неподходящий» год для того, чтобы идти в священники. Сведения о кровавых расправах большевиков и о зверских казнях духовенства приходили тогда изо всех концов страны.

По приблизительным подсчетам, только за время советской антирелигиозной кампании 1919 — 1920 годов в России было убито 28 архиереев, несколько тысяч священников и монашествующих и около 12 тысяч мирян (данные Д. В. Поспеловского). Отец Иоанн, конечно, не мог не знать, на что шел. Но почему-то перспективу «залечь на дно», «пересидеть» гонения он отмел.

За годы своего священнического служения отец Иоанн не приобрел ничего из того, что обычно составляет «капитал» приходского батюшки. У него не было ни постоянного прихода, ни сколь-нибудь значительного числа доверенных «духовных чад», на которых можно было бы опереться в трудной жизненной ситуации. У него не было ни хозяйства, чтобы прокормиться, ни даже собственного жилья. Некоторое время, впрочем, была корова, но в 1930 году, когда священник в очередной раз не смог внести государству налога, она была «конфискована в счет причитающихся недоимок».

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Память 28 декабря (15 декабря ст.ст.).

Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917–18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона.

В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка… Даже в заключении он продолжал радоваться, шутить и благодарить Господа. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.

К прочтению  В москве не нашлось места для «ангара спасения»

Ему было 43 года.

Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский

Память 13 августа (31 июля ст.ст.).

В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием (Шеиным) (52 года), мучеником Иоанном Ковшаровым (адвокатом, 44 года) и мучеником Юрием Новицким (профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет) он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц.

На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет.

Чаепитие

На праздник Пасхи 1935 года власти запретили отцу Иоанну, как и другим священникам, совершать обход домов верующих с молебнами. Начиналась очередная кампания по искоренению религии…

В светлый понедельник отец Иоанн пришел по приглашению церковного старосты Волкова к нему в дом на чаепитие. Кроме отца Иоанна присутствовали и прихожане храма. Был там и прихожанин с говорящей фамилией Агентов, — он нес на приходе послушание: занимался изготовлением свечей… За чаем зашел разговор о современных событиях в мире, о воспитании детей.

19 мая 1935 года Агентов дал показания следователю НКВД и рассказал о подробностях пасхального чаепития:

«За чаем возник разговор на политическую тему, в процессе которого Честнов произнес антисоветскую по содержанию речь: если бы русский народ твердо держался своей православной веры и был бы вооружен духом русского патриотизма, тогда бы не посмела советская власть арестовать ни одного нашего священника, потому что народ единодушно, все как один вышли бы на защиту духовенства. Русский народ попал под пагубную агитацию большевиков, забыл свою православную веру и потерял дух патриотизма.

Германия так сильна потому, что в ней силен дух патриотизма, сильна любовь к своему отечеству. Во всех странах Европы каждая нация, каждая религиозная группа дорожит и поддерживает свою самостоятельность… Честнов делал вывод о неизбежности войны, заявляя, что вся международная политика сейчас сводится к тому, чтобы заставить Германию уничтожить большевизм, ибо она является виновницей этого, потому что она в Россию привезла в запломбированном вагоне товарища Ленина.

Продолжая говорить, Честнов заявил: сейчас Германия под давлением всех держав должна начать войн упротив СССР, а за ней пойдут все остальные державы, имея одну цель — уничтожить большевизм, который угрожает всему миру».

Икона священномучеников Иоанна Честнова и Леонтия Гримальского. Фото: days.pravoslavie.ru

В тот же день, 19 мая, отец Иоанн был арестован. На обороте ордера на арест он написал: «Прочитанное мне настоящее постановление подписывать отказываюсь, так как в предъявленном мне обвинении, изложенном в настоящем постановлении, виновным себя не признаю».

Возведенные на него обвинения в «антисоветской агитации» отец Иоанн отрицал. Во время заключения отцу Иоанну было устроено три очные ставки со свидетелями, в том числе с прихожанами, бывшими у него на исповеди. Все как один подтверждали слова Агентова об антисоветской агитации….

После окончания следствия отца Иоанна перевели в Бутырский изолятор в городе Москве. Там 8 июня 1935 года тройка НКВД приговорила священника Иоанна Честнова к трем годам ссылки в Казахстан.

«Во вред существующему строю»

В условиях повсеместного закрытия храмов большевиками, епископы постоянно переводили отца Иоанна с прихода на приход, так что к концу 20-х годов его образ жизни напоминал «кочевой». По благословению епископа Подольского Иннокентия (Летяева) в конце декабря 1928 года отец Иоанн был направлен в Михайло-Архангельскую церковь в селе Вертлинское Солнечногорского района Московской области. Здесь отец Иоанн в 1929 году был в первый раз арестован. Пробыв пять с половиной недель в заключении, он был освобожден.

По выходе на свободу епископом Воскресенским Иоанном (Васильевским) 24 января 1930 года отец Иоанн был переведен в Успенский храм села Гжель Раменского района Московской области. В это время приход церкви вел борьбу за сохранение храма за верующими. Чтобы оформить закрытие храма «законным путем», власти решили арестовать клириков.

На помощь пришли лжесвидетели из числа жителей села. В октябре 1930 года они дали следователю ОГПУ показания об «антисоветской деятельности» настоятеля гжельской церкви отца Александра Виноградова и священника Иоанна Честнова. Эти лжесвидетельства подтвердил диакон Солертовский, служивший в одном храме с отцом Иоанном и отцом Александром. Солертовский процитировал «антисоветское» высказывание отца Иоанна: «…Несмотря на эти гонения, все же вера православная не угаснет и после гонения восторжествует».

Священник Иоанн Честнов, тюремная фотография, 1930 год. Фото: mozhblag.prihod.ru

Эти и другие слова священника диакон представил как «антисоветскую агитацию», добавив, что «попы Честнов и Виноградов при всяком удобном случае используют религию во вред существующему строю». В результате 31 октября 1930 года отец Иоанн был арестован и 1 ноября допрошен.

На вопросы следователя священник, по завету апостола Петра (1 Пет 3, 15), давал подробные ответы «с кротостью и благоговением»:

«На заданный мне вопрос относительно современного положения и существующей власти отвечу. Всякая власть дается от Бога, поэтому-то Бог в наказание за наши грехи и посылает власть. Народ достоин той власти, которая ему послана Богом. Если народ творит беззаконие, то Господь для исправления посылает тяжелую власть, и до тех пор, пока народ не обратится к Богу, ниспосланная Им власть будет продолжаться долго, а когда народ замолит свои грехи перед Богом, то существующая власть дойдет до такого положения, когда она сама придет к Богу и изменит свое отношение к религии, и тогда народ этот будет достоин своей власти.

Для пояснения вышесказанного укажу свое мнение… В известный период на душу человека налетает нечто вроде пепла, отчего душа и сознание затемняются, человек теряет веру в Бога. Но это явление временное, так как если это затемнение проходит, то человек, именовавший себя безбожником, становится верующим. Как на пример из Священного Писания укажу на святого апостола Павла, который был гонителем веры Христовой, а потом стал ревностным проповедником учения Христа…»

Следственное дело с поразительной точностью зафиксировало, как тщательно и аккуратно отец Иоанн излагал своим палачам православный катехизис. Словно надеялся, что и они, подобно апостолу Павлу, перестанут гнать веру Христову и будут вместе с ним проповедовать Евангелие… Он словно пытался донести до тех, кто его допрашивал, суть евангельских истин. Словно надеялся, что они смогут его понять…

«Мои беседы и ответы верующим я суммирую следующими словами: народ делает зло друг другу, и я как пастырь хотел привести народ к миру. Мои призывы и беседы имели целью вразумить народ и привести их к вере Христовой, так как если вера Христова укрепится, то и существующая власть также подойдет к этой вере, и вот тогда-то и установится власть, угодная Богу…»

Трудно судить, чем отозвались слова священника в душах следователей… Возможно, у кого-то из чекистов не повернулась рука подписать расстрельный приговор? Так или иначе, на основании следственных материалов 22 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: