Церковь чтит память иконы божией матери, именуемой югской

О храме

История

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский монастырь на дореволюционном фото Прокудина-Горского

До 1667 года был мужским.

В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пу́стыни, 4 церковноприходские школы.

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян года).

В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю. года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года. года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

Это интересно: Желтоводский Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области: рассмотрим в общих чертах

Примечания

  1. ↑ Судьба храма — судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери. — С. 12—13.
  2. ↑ . Дата обращения 26 сентября 2009.

  3. . Православие.Ru. Дата обращения 26 сентября 2009.

  4. . Православие.Ru. Дата обращения 26 сентября 2009.

  5. Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской» // Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10—13 мая 1994 г. — Городец, 1995. — С. 137—157.
  6. Масленицын С. И. Икона «Богоматери Феодоровской» 1239 г // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1976. — М., 1977. — С. 155—166.
  7. Васильева А. В. . Дата обращения 26 сентября 2009.

  8. Бурдина Л. В. . Дата обращения 26 сентября 2009.

  9. Цит. по: Зонтиков Н. А. . Дата обращения 20 августа 2011.

  10. . Дата обращения 26 сентября 2009.

  11. Земский собор 1613 года; Предисловие С. А. Белокурова. (PDF). Дата обращения 6 марта 2010.

  12. Радеева О. Н.  . Дата обращения 26 сентября 2009. (недоступная ссылка)

  13. ПСРЛ. М., 2000. Т. XIV. С. 130.
  14. Александр (Могилёв). Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. — Кострома, 2004. — С. 3.
  15. ↑ Судьба храма — судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери. — С. 11.
  16. Авраамий Палицын. . Дата обращения 26 сентября 2009.

  17. . Православная энциклопедия. Дата обращения 19 сентября 2009.

  18. . Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005. Дата обращения 2 июня 2010.

  19. Де ла Невилль. . Дата обращения 3 августа 2010.

  20. Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание Костромского Успенского собора. — СПб., 1820. — С. 17—18.
  21. Сырцов В. А., священник. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. — Кострома, 1908. — С. 6.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 сентября 2009.

  23. {{{заглавие}}} // Вопросы реставрации / Под редакцией И. Э. Грабаря. — М.: Издание Центральных Государственных Реставрационных Мастерских, 1926. — Вып. I. — С. 60.
  24. В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007, с. 236.
  25. Чиновники Московского Успенского сбора и выходы патриарха Никона. — М., 1908. — С. 179.
  26. Чиновники Московского Успенского сбора и выходы патриарха Никона. — М., 1908. — С. 94.
  27. . Дата обращения 4 октября 2009.

  28. . Православие.Ru. Дата обращения 26 сентября 2009.

  29.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 сентября 2009.

  30.  (недоступная ссылка). . Дата обращения 3 декабря 2009.

К прочтению  Православные праздники в августе 2020 года:

Святой великомученик Феодор Стратилат

Федоровский монастырь в Переславле назван в честь святого великомученика Феодора, жившего в начале IV века н. э. в Римской империи. Дошедшее до наших дней житие святого рассказывает, что он был родом из города Евхаита (Малая Азия, сегодняшняя Турция), затем был направлен римским императором Лицинием воеводой в Гераклею.

Феодор отличался храбростью, благоразумием и добрым нравом, чем заслужил уважение горожан. Следуя велению сердца и гласу Всевышнего, он принял христианство, которое было уже достаточно распространенным в то время, несмотря на жестокие гонения со стороны властей. Император Лициний, узнав об отказе Феодора поклоняться языческим идолам, приказал подвергнуть его ужасным пыткам, а впоследствии казнить.

Церковь чтит память святого в день его казни — 8 июня (21 июня по Юлианскому календарю) и в день перенесения мощей святого в Евхаит — 8 февраля (21 февраля по Юлианскому календарю).

Икона Божьей Матери “Феодоровская”. История

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» – здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

К прочтению  «церковь в мире и сми о церкви»

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Сегодняшний день святой обители

На сегодняшний день в Федоровском монастыре проживают двадцать насельниц. Монастырские постройки и территория поддерживаются в хорошем состоянии, некоторые здания реставрируются.

Во всех храмах монастыря совершаются Богослужения. Паломникам и туристам разрешен свободный вход на территорию монастыря, организуются экскурсии. Также на территории можно бесплатно осуществлять видео- и фотосъемку, за исключением Богослужений.

На монастырском подворье можно посетить трапезную, где продаются выпечка, травяные чаи, мед и квас. Работает иконная лавка. Можно погулять по монастырскому парку и фруктовому саду, который был заложен в 2011 году.

Расписание Богослужений и дополнительную информацию об истории и жизни обители можно узнать на официальном сайте Федоровского монастыря, а также на сайте Переславской епархии.

Богослужебное почитание

Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. После вступления на московский престол Михаила Фёдоровича появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре (при этом местное празднование в честь её обретения становится общецерковным). Изначально оно не имело определённой даты. Различные чиновники указывают празднование то «во вторую или в третию или в четвертую неделю святаго поста», то в «неделю вторую или в ин день великаго поста». Под 14 марта в церковном календаре этот праздник закрепляется начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца. Этот новый праздник сразу же становится весьма торжественным и приобретает особое значение в царской семье.

К прочтению  Церковь чтит память преподобного евсевия, пустынника сирийского

Чиновники Успенского собора на этот день указывают: «В 14 день пети пречистой Богородицы Федоровской с Венедиктом для наречения государева…». При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случаях (например, совпадение с Лазаревой субботой или погребением кого-либо из царского рода). Во второй половине XVII века дата перестаёт чётко соблюдаться, праздник начинают переносить на следующий воскресный день, что уже уменьшало его статус.

Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью. «Указ о звоне и о чине в пост великий и в пятидесятницу до недели всех святых» указывает:

Это указание приравнивает праздник Феодоровской иконы в Успенском соборе к празднику Благовещения, так как на него Великим постом положено совершать литургию Иоанна Златоуста в любой день, на который он придётся. В прочие будние дни из-за строгости поста литургия либо вообще не совершается, либо в среду и пятницу положена Преждеосвященная. В дворцовой церкви накануне праздника совершалось всенощное бдение, которое возглавлял сам патриарх. На сам праздник «Устав» содержит указание облачаться в белые ризы, что в Великий пост опять же делается лишь на Благовещение.

Феодоровская икона с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином

При патриархе Филарете в день праздника царь устраивал после богослужения праздничный приём, на котором одаривал своего отца-патриарха, что совершалось лишь на двунадесятые праздники. Эта традиция полностью прекратилась в 1668 году, но патриаршие богослужения в этот день совершались в дворцовой церкви («Празднуют пречистой Богородице Федоровской у Рождества на сенях») вплоть до ликвидации патриаршества Петром I. Укоренившаяся со второй половины XVIII века традиция переносить празднование иконе на ближайшее воскресение лишило его всех этих нехарактерных для Великого поста богослужебных особенностей.

В современном богослужебном уставе Русской Православной Церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу. С 2001 года появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. В 2008 году возобновлена традиция крестных ходов со чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре.

Феодоровский собор Ярославля

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: