Церковь максима блаженного

Церковь чтит память блаженного Максима Московского

Кто такая Матрона Московская

Эта святая фактически наша современница. Матрона Никонова родилась в 1885 (по другим данным в 1881) году в селе Себино Тульской области в бедной семье. Матрона была слепой от рождения, у девочки в результате генетической аномалии не сформировались глазные яблоки. Согласно легенде, мать хотела сдать ее в приют, но после вещего сна о слепой птице не стала избавляться от дочери.

Несмотря на физическую слепоту, согласно жизнеописанию блаженной, у нее с детства было чрезвычайно развито духовное зрение. Предсказывать будущее и исцелять страждущих Матрона начала с семилетнего возраста. Время было тяжелое, и в желающих получить исцеление и помощь недостатка не было. Согласно жизнеописанию, Матрона исцеляла даже лежачих больных, которых привозили к избе Никоновых на подводах. На подарки от исцеленных семья Никоновых и существовала.

Когда Матроне было 17 лет, у нее неожиданно отнялись ноги, с тех пор она стала «сидячей». Но это не помешало ей прожить достаточно длинную жизнь; она находила приют и заботу у многих людей.

Не пропала Матрона и после революции, в 1925 году она перебралась в Москву, где прожила всю жизнь. Согласно житию, Матрона предсказала многие стихийные бедствия и трагедии, в том числе начало Великой Отечественной войны и победу в ней России и ее народа.

Есть легенда, что предсказание о победе в войне она сделала в 1941 году лично руководителю СССР Иосифу Сталину, этот момент даже запечатлен на довольно знаменитой иконе, которая находилась в храме под Петербургом. Однако никаких других доказательств встречи Сталина с Матроной нет, в настоящее время икона, где изображено это событие, публично не выставляется.

До конца жизни, а умерла Матрона 2 мая 1952 года в Сходне, блаженная продолжала оказывать помощь людям. Она предсказала собственную кончину за три дня, но продолжала принимать всех, кто к ней приходил за помощью, до сорока человек в день.

Перед кончиной блаженная завещала приходить к ней с бедами и просьбами и после ее смерти. По традиции на могилу Матроны на Даниловском кладбище всегда приносили живые цветы, искусственные она не любила. Это было место паломничества верующих, которые приезжали даже из других стран. В настоящее время над могилой Матроны на Даниловском кладбище находится небольшая часовня, к которой всегда много посетителей.

8 марта 1998 года состоялось обретение мощей Матроны Московской и перенесение их в Покровский женский ставропигиальный монастырь. 2 мая 1999 года Матрону причислили к лику местночтимых святых. С 2004 года проводится ее общецерковное прославление.

К прочтению  Проповедь на праздник собора архистратига миха́ила и прочих небесных сил безплотных

Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый. Иконы

Блаженный Максим Московский. Минея Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной АкадемииСвв. Блж. Василий и Максим Московские (фрагмент). Створка киота иконы. Русь. Последняя четверть XVI века. Из собора Покровского монастыря в Суздале«Боголюбская» с избранными святыми (в среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Икона (Складень трехстворчатый). Истома Савин. Москва. Конец XVI — начало XVII в. ГТГВарлаам пустынник, Евфросин Псковский, Максим Московский. Деталь походной церкви «Небесная сень». Тверская областная картинная галерея, 1588–1590 гг.Василий и Максим Блаженные у Московского Кремля. Клеймо иконы «Суббота всех святых, с избранными святыми на полях». Дом-музей П. Д. Корина, 1813 г.

Житие блаженного Максима Московского

Подвиг добровольного юродства, Христа ради, был особо распространен на Руси. Эти блаженные святые люди не уходили в пустыни, чтобы молиться за весь мир, а наоборот, они приходили в города, жили среди людей и терпели от них многое, но они были со своим народом и несли все тяготы его жизни. Юродивых Господь обычно являл для мира в сложное для народа время. Блаженные настолько любили людей, что они не могли их оставить в трудное для них время, они были рядом, но по своему смирению скрывали свою святость под обличием безумия для мира сего. Высказывались юродивые образно, прикровенно, порой на­род­ным язы­ком по­сло­виц, но их слова до­ход­или до самого сердца человека. Они претерпевали еще большие страдания, чем обычные люди, и народ ценил их смирение, был готов их слышать и прислушиваться к ним — от самого бедного простолюдина до царя. Русь любила своих юродивых, а они — свой народ. Так и блаженный Максим не ушел спасаться в пустыню или монастырь, а жил на улицах многолюдной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена — набеги Орды, засуха, эпидемии. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но.

В любое время года Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, не имел своего крова, скитался по улицам, чаще всего жил под открытым небом в зной и хо­лод, питался только той скудной пищей, что ему подавали люди, он не имел семьи и был по-человечески одинок. Это трудно понять современному человеку: зачем человеку, живя в тех трудных для страны исторических условиях, обременять себя добровольно еще большей нуждой? Терпя все лишения, святой Максим не оставлял молитву ко Господу — тем укреплялся и спасался. Пути Господни неисповедимы. Человек — это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отказался от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и ближнего, ради соединения со Христом в земной и вечной жизни. Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь являла собой обличение тления, пустоты и безумия мира. Многих людей святой Максим поддерживал и утешал своими словами, а некоторых и обличал для вразумления.

К прочтению  Обретение мощей святителя алексия, митрополита московского и всея россии чудотворца

Он терпел от людей обиды, насмешки и презрение, внешним безумием скрывал свою мудрость, тем самым очищал свою душу и сердце от гордыни, желания славы и страха для встречи с Богом, он учился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего он очищал от греха свою душу, но и не оставлял ближних погибать во грехе. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего, тем самым являя любовь и неравнодушие к человеку. Для назидания ближних он часто появлялся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников.

Все свои добрые дела он старался совершать тайно, даже его обличения и наставления имели форму прикровенную, на первый взгляд непонятную, но вскоре человек понимал, о чем ему говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался их предупредить от совершения греха. Иногда обличал людей и явно, но под строгим запретом хранить услышанное в тайне. Если же святой Максим замечал, что люди начинали его почитать, восхвалять, то он эти мнения людей старался уничтожить странными или неблагоприличными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, порой нарушением церковных традиций, правил.

Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу. Интересны его изречения:

«Хотя люта зима, да сладок рай», — говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.

«Оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье».

«Не все по шерсти, ино и напротив. Блудливой чушке — полено на шею. За дело побьют, повинись да пониже поклонись. He плачь битый, плачь небитый».

К прочтению  Церковь празднует память иконы божией матери «державная»

«Ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся».

Страдающим лицемерием и фарисейскою набожностью он говорил:

«Всяк крестится, да не всяк молится».

«Божница домашня, а совесть продажна».

«По бороде Авраам, a пo делам Хам».

«Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь».

Храмы во имя блаженного Максима Московского

В настоящее время существует, пожалуй, лишь один храм в честь святого Максима Московского, Христа ради юродивого. Этот храм находится в городе Москве, на улице Варварка, дом 4. Храм является памятником градостроительства и архитектуры, так как был построен в 1698 г., а в 1829 г. была достроена колокольня.

Интересна история самого храма. За свою многовековую историю храм претерпел не один пожар, но каждый раз был восстановлен и отстроен краше прежнего. Изначально на Варварке стоял деревянный храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1434 году возле этого храма был похоронен Христа ради юродивый Максим. В 1568 году деревянная церковь сгорела, и на ее месте была построена новая каменная церковь, но уже в честь святого Максима Исповедника (небесного покровителя юродивого Максима Московского) и в память святого юродивого Максима, которого к тому времени канонизировали Церковью.

В 1698 году в Москве опять случился пожар, от которого пострадало много зданий столицы, в том числе и церковь в честь святого Максима Исповедника. И вновь храм восстановили. В течение года на деньги купцов Максима Шаровникова и Максима Верховитинова выстроили новый храм с главным престолом в честь святого Максима юродивого, Христа ради и приделом святого Максима Исповедника. В 1827-1829 гг. возвели новую двухъярусную колокольню.

Церковь Максима Исповедника на Варварке. Фотография Н.А. Найденова, 1882 г.

Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII—XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. и две белокаменные закладные доски.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965 – 1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

После 1994 года храм передали верующим, в нем возобновились Богослужения и начался долгий процесс реставрации храма и церковной территории.

Современный вид храма святого блаженного Максима Московского, Христа ради, юродивого (РПЦ)

Материал подготовлен на основе книги: «Преподобный Максим Исповедник и святой блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец», изд. Московской Максимовской, на Варварке, церкви / М., 1894 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: