Кто такая Матрона Московская
Эта святая фактически наша современница. Матрона Никонова родилась в 1885 (по другим данным в 1881) году в селе Себино Тульской области в бедной семье. Матрона была слепой от рождения, у девочки в результате генетической аномалии не сформировались глазные яблоки. Согласно легенде, мать хотела сдать ее в приют, но после вещего сна о слепой птице не стала избавляться от дочери.
Несмотря на физическую слепоту, согласно жизнеописанию блаженной, у нее с детства было чрезвычайно развито духовное зрение. Предсказывать будущее и исцелять страждущих Матрона начала с семилетнего возраста. Время было тяжелое, и в желающих получить исцеление и помощь недостатка не было. Согласно жизнеописанию, Матрона исцеляла даже лежачих больных, которых привозили к избе Никоновых на подводах. На подарки от исцеленных семья Никоновых и существовала.
Когда Матроне было 17 лет, у нее неожиданно отнялись ноги, с тех пор она стала «сидячей». Но это не помешало ей прожить достаточно длинную жизнь; она находила приют и заботу у многих людей.
Не пропала Матрона и после революции, в 1925 году она перебралась в Москву, где прожила всю жизнь. Согласно житию, Матрона предсказала многие стихийные бедствия и трагедии, в том числе начало Великой Отечественной войны и победу в ней России и ее народа.
Есть легенда, что предсказание о победе в войне она сделала в 1941 году лично руководителю СССР Иосифу Сталину, этот момент даже запечатлен на довольно знаменитой иконе, которая находилась в храме под Петербургом. Однако никаких других доказательств встречи Сталина с Матроной нет, в настоящее время икона, где изображено это событие, публично не выставляется.
До конца жизни, а умерла Матрона 2 мая 1952 года в Сходне, блаженная продолжала оказывать помощь людям. Она предсказала собственную кончину за три дня, но продолжала принимать всех, кто к ней приходил за помощью, до сорока человек в день.
Перед кончиной блаженная завещала приходить к ней с бедами и просьбами и после ее смерти. По традиции на могилу Матроны на Даниловском кладбище всегда приносили живые цветы, искусственные она не любила. Это было место паломничества верующих, которые приезжали даже из других стран. В настоящее время над могилой Матроны на Даниловском кладбище находится небольшая часовня, к которой всегда много посетителей.
8 марта 1998 года состоялось обретение мощей Матроны Московской и перенесение их в Покровский женский ставропигиальный монастырь. 2 мая 1999 года Матрону причислили к лику местночтимых святых. С 2004 года проводится ее общецерковное прославление.
Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый. Иконы
Блаженный Максим Московский. Минея Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной АкадемииСвв. Блж. Василий и Максим Московские (фрагмент). Створка киота иконы. Русь. Последняя четверть XVI века. Из собора Покровского монастыря в Суздале«Боголюбская» с избранными святыми (в среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Икона (Складень трехстворчатый). Истома Савин. Москва. Конец XVI — начало XVII в. ГТГВарлаам пустынник, Евфросин Псковский, Максим Московский. Деталь походной церкви «Небесная сень». Тверская областная картинная галерея, 1588–1590 гг.Василий и Максим Блаженные у Московского Кремля. Клеймо иконы «Суббота всех святых, с избранными святыми на полях». Дом-музей П. Д. Корина, 1813 г.
Житие блаженного Максима Московского
Подвиг добровольного юродства, Христа ради, был особо распространен на Руси. Эти блаженные святые люди не уходили в пустыни, чтобы молиться за весь мир, а наоборот, они приходили в города, жили среди людей и терпели от них многое, но они были со своим народом и несли все тяготы его жизни. Юродивых Господь обычно являл для мира в сложное для народа время. Блаженные настолько любили людей, что они не могли их оставить в трудное для них время, они были рядом, но по своему смирению скрывали свою святость под обличием безумия для мира сего. Высказывались юродивые образно, прикровенно, порой народным языком пословиц, но их слова доходили до самого сердца человека. Они претерпевали еще большие страдания, чем обычные люди, и народ ценил их смирение, был готов их слышать и прислушиваться к ним — от самого бедного простолюдина до царя. Русь любила своих юродивых, а они — свой народ. Так и блаженный Максим не ушел спасаться в пустыню или монастырь, а жил на улицах многолюдной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена — набеги Орды, засуха, эпидемии. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно.
В любое время года Максим ходил почти нагим, не имел своего крова, скитался по улицам, чаще всего жил под открытым небом в зной и холод, питался только той скудной пищей, что ему подавали люди, он не имел семьи и был по-человечески одинок. Это трудно понять современному человеку: зачем человеку, живя в тех трудных для страны исторических условиях, обременять себя добровольно еще большей нуждой? Терпя все лишения, святой Максим не оставлял молитву ко Господу — тем укреплялся и спасался. Пути Господни неисповедимы. Человек — это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отказался от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и ближнего, ради соединения со Христом в земной и вечной жизни. Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь являла собой обличение тления, пустоты и безумия мира. Многих людей святой Максим поддерживал и утешал своими словами, а некоторых и обличал для вразумления.
Он терпел от людей обиды, насмешки и презрение, внешним безумием скрывал свою мудрость, тем самым очищал свою душу и сердце от гордыни, желания славы и страха для встречи с Богом, он учился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего он очищал от греха свою душу, но и не оставлял ближних погибать во грехе. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего, тем самым являя любовь и неравнодушие к человеку. Для назидания ближних он часто появлялся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников.
Все свои добрые дела он старался совершать тайно, даже его обличения и наставления имели форму прикровенную, на первый взгляд непонятную, но вскоре человек понимал, о чем ему говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался их предупредить от совершения греха. Иногда обличал людей и явно, но под строгим запретом хранить услышанное в тайне. Если же святой Максим замечал, что люди начинали его почитать, восхвалять, то он эти мнения людей старался уничтожить странными или неблагоприличными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, порой нарушением церковных традиций, правил.
Обличения юродивого не оставались бесплодными, многие из москвичей обращали свои сердца к Богу. Интересны его изречения:
«Хотя люта зима, да сладок рай», — говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы, поучая всех терпению и перенесению житейских невзгод.
«Оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье».
«Не все по шерсти, ино и напротив. Блудливой чушке — полено на шею. За дело побьют, повинись да пониже поклонись. He плачь битый, плачь небитый».
«Исподволь и сырые дрова загораются».
Страдающим лицемерием и фарисейскою набожностью он говорил:
«Всяк крестится, да не всяк молится».
«Божница домашня, а совесть продажна».
«По бороде Авраам, a пo делам Хам».
«Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».
Храмы во имя блаженного Максима Московского
В настоящее время существует, пожалуй, лишь один храм в честь святого Максима Московского, Христа ради юродивого. Этот храм находится в городе Москве, на улице Варварка, дом 4. Храм является памятником градостроительства и архитектуры, так как был построен в 1698 г., а в 1829 г. была достроена колокольня.
Интересна история самого храма. За свою многовековую историю храм претерпел не один пожар, но каждый раз был восстановлен и отстроен краше прежнего. Изначально на Варварке стоял деревянный храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1434 году возле этого храма был похоронен Христа ради юродивый Максим. В 1568 году деревянная церковь сгорела, и на ее месте была построена новая каменная церковь, но уже в честь святого Максима Исповедника (небесного покровителя юродивого Максима Московского) и в память святого юродивого Максима, которого к тому времени канонизировали Церковью.
В 1698 году в Москве опять случился пожар, от которого пострадало много зданий столицы, в том числе и церковь в честь святого Максима Исповедника. И вновь храм восстановили. В течение года на деньги купцов Максима Шаровникова и Максима Верховитинова выстроили новый храм с главным престолом в честь святого Максима юродивого, Христа ради и приделом святого Максима Исповедника. В 1827-1829 гг. возвели новую двухъярусную колокольню.
Церковь Максима Исповедника на Варварке. Фотография Н.А. Найденова, 1882 г.
Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII—XVIII вв.
В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. и две белокаменные закладные доски.
В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965 – 1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.
После 1994 года храм передали верующим, в нем возобновились Богослужения и начался долгий процесс реставрации храма и церковной территории.
Современный вид храма святого блаженного Максима Московского, Христа ради, юродивого (РПЦ)
Материал подготовлен на основе книги: «Преподобный Максим Исповедник и святой блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец», изд. Московской Максимовской, на Варварке, церкви / М., 1894 г.