Церковь чтит память 20 тысяч мучеников, в никомидии пострадавших

День памяти 20 тысяч мучеников - 10 января

Священное Писание

Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16

8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Мк., 53 зач., XII, 1-12

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.

3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; 11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Иосиф Ватопедский о даре рассуждения

Рассуждение — это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности, посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события. Рассуждение — это дар Святого Духа, который дается как награда хранящим чистоту совести, тщательным блюстителям Божественных заповедей. Рассуждение, опять же, — это кормило Церкви, посредством которого она руководит своими чадами в бурях и треволнениях неспокойного моря жизни. Рассуждение — штурвал плывущего по бушующим волнам корабля. В Писании есть такая фраза: «У мудрого глаза его — в голове его» (Еккл. 2:14). Это сказано о рассуждении. Рассуждение имеет такой свет, что оно равноценно прозорливости и пророчеству, так как тоже является духовным дарованием. Оно названо у апостола Павла различением духов: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:10–11). Это именно та соль, о которой говорил Господь, которая нам необходима, чтобы сохранять душевный мир.

Преподобный Игнатий Ломский

Преподобный Игнатий принял иноческий постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Позже он ушел из многолюдного Кириллова монастыря в окрестности города Ломска, где основал Спасскую пустынь. Через некоторое время он передал управление обителью одному из своих учеников и удалился в глухой лес. Здесь в одиночестве святой мог целиком посвятить себя молитве. Пропитание себе преподобный Игнатий обеспечивал тем, что плел лапти и оставлял их на лесной тропинке. Крестьяне, забирая лапти, оставляли взамен хлеб. Этим хлебом святой делился еще с одним отшельником, по имени Иоаким, который жил в трех верстах от него. Скончался святой подвижник в 1591 году.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 5, 22-6, 2; Лк. 10, 19-21

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение». Вот суд над человеческой мудростью и разумностью. И он видимо исполняется. Откровение теперь перед глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить. Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто — приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем. «Как — я?.. Ни за что!» Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты слеп, «мжай», то есть кое-что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния!..

Гибель

Публичная казнь пресвитера Гликерия была назначена римским правителем в день Рождества Христова (302 г.). Дождавшись, пока в Никомидийском христианском храме соберется множество народу в честь светлого праздника – а там было около 20 000 прихожан – Максимиан отправил туда своего глашатая. Последний озвучил приказ императора: все должны немедленно покинуть церковь и принести жертву языческим богам-истуканам. Если же они этого не сделают, жестокий правитель обещает сжечь дотла храм вместе с находящимися там людьми.

Несмотря на угрозу, никто не пожелал исполнить волю Максимиана. Тогда воины императора стали все готовить к сожжению, а епископ Анфим, совершавший богослужение, в срочном порядке принялся оглашать и крестить всех пришедших в церковь людей, а после – причащать Святых Христовых Тайн. Таким образом, сгоревшие заживо в храме умерли не язычниками, а христианами. Епископу же Анфиму удалось спастись и скрыться.

К прочтению  Духовные советы оптинских старцев христианам, живущим в миру

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Гонения на Церковь совершались на протяжении всей истории — с самых первых дней существования христианской общины в Иерусалиме. Тех, кто исповедовал Христа Господом и Спасителем, побивали камнями, отлучали от общения, преследовали даже до конца земли. Только вдумайтесь в тот факт, что все апостолы, кроме евангелиста Иоанна Богослова, были умерщвлены, став жертвами гонений за Господа и Спасителя! Почему же последователей Христа уничтожали? А потому что многим казалось, что появление христианства угрожает их собственным религиозным целям и задачам. Так думали иудеи, так думали язычники, а вскоре и Римское государство поставило вопрос: а не угрожает ли христианство целостности, благополучию и сплоченности великой империи? И покуда некоторые из императоров полагали, что непременно угрожает, продолжались — вплоть до начала IV века — страшные гонения. Почти каждый день мы вспоминаем имена мучеников и исповедников эпохи тех самых страшных римских гонений, что обрушились на Церковь и на христиан якобы ради защиты государственных интересов.

Противостояние

Прошло время. Как-то раз Максимиан решил принести жертвы языческим богам прямо на городской площади. Увидев, что участники действа собираются кропить народ кровью убитых зверей, христиане стали спешно покидать нечистое место. Император заметил это и пришел в ярость. Однако он не успел вылить гнев на непокорных, потому как внезапно почувствовал сильные колебания земли. То было предупреждение небес, но Максимиан ничего не понял. Он зашел в христианский храм и приказал присутствующим в нем отречься от Христа, угрожая в противном случае поджегом церкви и смертью приверженцам чуждой ему религии. В ответ от пресвитера Гликерия император услышал, что никакие мучения не сумеют заставить верующих в Иисуса предать свои убеждения.

Максимиан с трудом сдержал шквал эмоций, вызванный речью священника, и покинул храм. Но спустя короткое время он приказал отправить пресвитера на суд. Кроме того, Гликерия подвергли страшным мучениям. Только это не возымело никакого эффекта: священнослужитель не желал отрекаться от своей веры. В итоге Максимиан приговорил христианина к сожжению.



Окончание истории

Сотворив массовое убийство, Максимиан какое-то время радовался, что сгубил всех без исключения христиан Никомидии. Но очень быстро его радость улетучилась. Император узнал, что верующих во Христа еще очень много, и никто из них не собирается отказываться от своих воззрений. Разумеется, властный правитель не мог смириться с данным фактом. Он стал расправляться по крайней мере с единичными христианами, – своими непосредственными подданными. Так, по приказу императора сначала бросили в темницу, затем избили и обезглавили полководца Зинона, публично обвинившего венценосного нечестивца в бесчеловечной жестокости. Евнух Индис за свои убеждения также попал в тюрьму: он не пожелал принять участие в языческом празднестве.

Много еще погибло христиан от руки Максимиана. Все это время уже знакомая нам Домна жила в пещере, питаясь одними растениями. Потом она решила вернуться в город и долго проливала слезы на пожарище, жалея, что не оказалась вместе с погибшими в тот злополучный день в Никомидийской церкви. Позже девушка похоронила погибших Индиса, Горгония, Петра и ежедневно кадила на их могилах. Император, узнав от слуг, что какой-то юноша воздает почести мертвым еретикам на месте их погребения, тотчас приказал обезглавить его. Так Домна пополнила ряды Никомидийских мучеников.

К прочтению  Архиепископ иларион (алфеев) совершил визит в китай

10 января христиане отмечают день памяти 20 тысяч святых мучеников, среди которых известны Зинон, Гликерий, Феофил, Мардоний, Дорофей, Мигдоний, Горгоний, Индис, Петр, Секунд, Евфимий, Никострат, Домна, Феофила, Агафия, Антония и многие другие.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: День памяти 20 тысяч мучеников,
10 января

Обращение язычников в христианство

Многие римские императоры вошли в историю как достаточно властные диктаторы, обладавшие железной волей и бездушием. Среди них особенно выделялись правители, всячески демонстрировавшие обществу свое неприятие христианства. Таков был император Максимиан Геркулий, царствовавший в Римской империи с 285 года по 305 год. Политику преследования христиан он начал проводить с 303-го года. По приказу Максимиана была развернута масштабная разрушительная деятельность в отношении христианских храмов, прихожан церквей, богослужебной литературы.

Людей, исповедовавших чуждую императору религию, правитель безжалостно лишал всех гражданских прав и должностей. Тем не менее, многие лица, являвшиеся сановниками римского правителя, тайно от Максимиана верили во Христа. Этому способствовал святой Кирилл – епископ города Никомидии, который подавал пример окружающим собственным благочестием.

Император Максимиан был ревностным язычником, потому в его доме обитала жрица по имени Домна. Когда римского правителя не было во дворце, девушка из любопытства прочла Деяния апостолов и Послания апостола Павла. Данная книга вызвала в ее сердце невероятный отклик: Домне невыносимо захотелось поближе познакомиться с христианским вероучением. Вскоре одна юная христианка посоветовала жрице пойти к уже упомянутому выше епископу. Домна так и сделала, взяв с собой верного друга – евнуха Индиса. Святой Кирилл принял гостей, ответил на все их вопросы, касающиеся христианства, а после окрестил язычников. Это событие оказало огромное влияние на дальнейшую жизнь Домны и Индиса. Вчерашняя жрица стала помогать всем нуждающимся, раздавая собственные драгоценности и продукты из царской трапезной.

Индис помогал подруге в осуществлении ее благого намерения. Однако благотворительности его и Домны пришел конец, когда о ней узнал начальник евнухов. Последний заточил пару и лишил несчастных пищи, но те не погибли от голода, поскольку были хранимы и укрепляемы Ангелами. После Индиса и Домну выпустили на свободу, только оба они не захотели больше возвращаться к прежней жизни. Бывшая язычница прикинулась умалишенной, добившись этим собственного изгнания из императорского дворца, который покинула вместе с Индисом. Вскоре после случившегося Домна очутилась в женской обители, где игуменья Агафья обрядила женщину в мужскую одежду, остригла ее длинные локоны и благословила на дальнейший путь.

Во дворец тем временем вернулся император и, не обнаружив там жрицу Домну, повелел своим людям организовать поиски беглянки. Толпа воинов отправилась прочесывать поля и леса, и, в итоге наткнувшись на монастырь, где останавливалась бывшая язычница, полностью разорили его. Варвары бросили сестер за решетку, предали их нечеловеческим мукам, над иными пытались надругаться, однако ни одну из монахинь, хранимую Богом, так и не сумели ни осквернить, ни умертвить. Домну воины тоже не нашли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: