Прот. всеволод чаплин: церковь позитивно относятся к идее создания «православных» партий, но благословения давать им не будет

Прот. всеволод чаплин о преподавании опк в школе и передаче церковного имущества

Забота о пожилых людях

Очень важно, что общественные организации начинают проявлять серьезный интерес к людям, которым больше 50 лет. Часто эти люди нигде не могут устроиться на работу

Часто пожилые люди, особенно пенсионеры, особенно немощные люди, которые не могут уже вести активную жизнь, оказываются выброшены из общения, из общественного внимания, из возможности быть востребованными в обществе.

Вот почему так нужно, чтобы эти люди получали должное внимание

Вот почему так важно, чтобы и работодатели, и благотворители, и волонтеры церковные, или светские, и в целом наше общество помнило о том, что молодой человек полный сил и энергии, если доживет, когда-то тоже будет пожилым. И как он сегодня относится к людям старшего поколения, так и к нему когда-то будут относиться те, кто сейчас еще не родились, или являются детьми

И как он сегодня относится к людям старшего поколения, так и к нему когда-то будут относиться те, кто сейчас еще не родились, или являются детьми.

Забота о пожилых людях, создание для них возможности чувствовать себя полноценными людьми, а не забытыми, отверженными и одинокими — это моральный долг общества. И то, что сегодня этот долг осознается в том числе и через программу 50+, я считаю очень позитивным явлением в нашей жизни.

Расшифровка — специально для портала «Православие и мир».

С какой стороны баррикад?

— Власть и народ вы ставите через запятую…?

— Да, именно так!

Власть и народ — это часть одного государства, в котором мы живем, поэтому отношения и с властью, и с народом – органические части церковного служения. Противопоставить их друг другу значит исказить православную систему ценностей.

— Вы думаете, что сегодня Церковь может говорить с обеими сторонами?

К прочтению  День святых апостолов петра и павла у западных христиан

— Безусловно. Церковь может говорить на любые темы – от тарифов на ЖКХ до глобальных политических процессов. Говорить честно, внятно.

Сегодня рождается новый церковный язык, который восходит к евангельскому, апостольскому, святоотеческому. Большой вклад в это вносит и портал «Православие и мир». Я категорически не согласен с высказываниями некоторых авторов и комментаторов, я считаю, что должно быть больше консервативных спикеров. Но в итоге мы видим, как рождается более ясный, более честный, более живой язык.

Сегодня люди привыкли читать очень короткие тексты, слышать яркие и емкие фразы, которые, кстати, вполне могут нести в себе и мысли, и чувства, и опыт, и позицию. Когда человек говорит так, не нужно подробно объяснять, почему он сказал именно это и не сказал чего-то другого.

Но и в Синодальный период, и в советское время духовенство и активные миряне привыкли говорить длинными округлыми фразами, в которые надо 10 раз вчитаться, чтобы распознать тонкие оттенки сказанного и несказанного. Сейчас эта привычка уходит.

Господом заповедано: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Такая краткость идеальна и не всегда достижима, но говорить ярко и понятно сегодня многие научились. Именно такие краткие и внятные слова, а не гигабайты виртуального елея и не менее виртуального кадильного дыма сейчас доходят до людей и воспринимаются людьми. Именно так и говорит настоящая христианская традиция – посмотрите на слова Христа, апостолов, на святоотеческую проповедь, на речь нашего Патриарха.

— Опять же сейчас очень много говорится о стабильности. Но разве стабильность противостоит законности?

— Нужны гражданский мир, единство общества, сохранение государственность. Эти вещи должны всегда оставаться стабильными. Абсолютно преступными я бы назвал любые попытки посеять гражданскую смуту и поддаться тому разрушительному пафосу, который сидит в головах многих из тех, кого сегодня называют «сетевыми хомячками».

К прочтению  Церковь покрова на нерли

Стабильность в смысле отсутствия бунтов и переворотов стране нужна. Но нельзя возводить в ранг освященной традиции застарелые заблуждения, а тем более пороки общества, несправедливость. Многое нужно менять. Но не революционно, а эволюционно.

— Но почему вы снова говорите о революционных настроениях? Разве они были у тех, кто митинговал за честные выборы?

— Я сам не был на митингах, но мне удалось посмотреть на «Дожде» происходящее на улице Сахарова – там звучали и оскорбительные лозунги, и экстремистские. Не хочу никого называть, но некоторые спикеры явно пытались, воспользовавшись нестабильной ситуацией, поймать удобный момент и объявить властью вроде как народ, а на самом деле себя.

— Да, но ведь это совсем не совпадает с настроениями большинства!

— То же самое происходило во многих недавних цветных революциях. Люди вышли на улицу с одними целями, а потом удивленно говорили: откуда взялись эти предводители – разве хотели мы их иметь над собой? Люди приходят с одними чаяниями и чувствами, а оказываются частью совсем иных процессов.

Итоги эксперимента

Протоиерей Всеволод Чаплин

Первый вопрос, который обсуждался, и который уже вызывает оживленную дискуссию в СМИ — это вопрос об итогах эксперимента по преподаванию в средних школах основ религиозных культур и светской этики, и о том, что этот эксперимент планируется расширить.

Выступая на заседании комиссии, Заместитель Министра науки и образования РФ господин Реморенко достаточно ясно сказал о том, что итоги эксперимента, который ведется в нескольких субъектах страны, можно оценивать как практически целиком положительные. Практически не было ситуаций, когда преподавание основ религиозной культуры и светской этики приводило к каким-либо конфликтам на национальной или религиозной почве.

К прочтению  Духовные советы оптинских старцев христианам, живущим в миру

Более того, на заседании комиссии несколькими ее участниками было сказано о том, что выбор родителей между шестью вариантами школьных предметов, связанными с той или иной религиозной культурой, или со светской этикой, или с изучением сразу нескольких основ религиозных культур — становится только более осознанным.

Один только пример. В Пензенской области некоторое время назад все, абсолютно все родители почему-то выбрали основы светской этики. Кто-то, наверное, мог бы подумать, что все жители области, даже многочисленное православное население этого населения, не хотят изучать основы православной культуры, мусульмане не хотят изучать основы исламской культуры…. на самом деле причина такого единообразия видится в чем-то другом.

Очевидно, что дело либо в позиции местных чиновников, либо в том, что школы просто решили «не париться» и ограничиться одним выбором, чтобы меньше искать преподавателей, чтобы меньше заботиться о том, чтобы выбор людей был максимально поддержан. Они фактически не дали никому возможность изучать именно ту мировоззренческую дисциплину, которая связана с выбором конкретной семьи. Сейчас же, когда выбор делался более свободно, уже 55% процентов семей приняли решение в пользу основ православной культуры.

Такая же ситуация имеет место в Тверской области, где очень сильно разнятся итоги первого выбора и последующего выбора. И не случайно на заседании комиссии было сказано о том, что некоторые родители то ли добровольно, то ли под чьим-то влиянием перепутали основы светской этики, то есть этики безрелигиозной, и этикета, то есть умения вести себя в светском обществе.

Так или иначе, на сегодняшний день выбор делается более свободно, и чем более свободно он делается, тем большее количество людей выбирает основы православной культуры. Надеемся, что так будет и дальше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: