Протоиерей всеволод чаплин продолжил дискуссию об участии церкви в политической жизни

Всеволод чаплин: православная политика

Христианская политическая сила

— В России не сложилась традиция христианского демократического движения, в то время, как в Германии ХДС – сильнейшая партия. Почему и в каких условиях в России все же может возникнуть христианская политическая сила?

— В том случае, если у нас возникнет свой политический слой активных и гражданских мирян, имеющих и вкус к политической жизни и умеющих в ней участвовать. А самое главное, если эти люди научатся не ссориться друг с другом, не гадить друг другу, но объединяться в крупные сообщества, даже если лидером там будешь не ты, а кто-то другой. Мне кажется, что такая масса нарастает, она достаточно велика, но, возможно, это лишь иллюзия. Чтобы это понять, надо стимулировать дискуссию об участии Церкви в жизни мiра.

— Звучит нереалистично, чтобы вот так вот – не переругаться…

— А здесь очень просто. Если единство и умение работать друг с другом останется утопией, то и нечего валить все на мировую закулису и жидомасонов. Самим надо работать.

Цена амбиций

Отец Чаплин, покидая Патриархию, хлопнул дверью с шумом. После ярких выступлений в радиоэфире, где чувствовалась горечь и раздражение за непонимание, прозвучало недвусмысленное обвинение церковных кругов. Такой яркий, с оригинальными суждениями человек, явно не понимает, на что замахнулся. Всеволод Чаплин, фото которого вы можете видеть в статье, безжалостен в своём естестве.

В 1991 году произошёл развал большой страны. Казалось, что всё кончилось, и возврата к старому нет. Тем не менее Россия воскресла, и в этом принимала участие православная церковь. Она играет в государстве образующую роль, иной раз заменяя его институты. Поэтому подрыв авторитета патриарха не возвышает страну, а наносит вред. Вокруг известной личности всегда вьётся мифическая сущность –положительная или разрушающая. Если она отрицательная, то разрушает среду, в которой развивалась и живёт. Мифологический аспект патриарха Кирилла и его личности очень важен. В переходный период русской истории заслуги церковного пастыря огромны и несомненны. Любые нападки на него отрицательно скажутся на атмосфере внутри церкви.

Новые и старые лица

— Возможна ли ситуация, при которой в патриотические круги, с которыми вы регулярно общаетесь, войдет Алексей Навальный?

— Я надеюсь встретиться с Навальным. Пока мы не знакомы. Я с интересом поговорил бы с ним, мыслей у него ярких много, многое он говорит правильно, с чем-то я бы поспорил. В первую очередь с «пробросом» о том, что митингующие на Сахарова с легкостью взяли бы Кремль. Не дай Бог, если нечто подобное осуществится.

Владислав Сурков. Фото: snob.ru

— А как вы относитесь к тому, что Владислав Сурков назначен на должность курирующего вопросы взаимодействия с религиозными организациями?

— Личность эта в современной России легендарна. Это человек очень талантливый, очень творческий, в своем творчестве он высказывает или вкладывает в уста своих героев очень широкий спектр идей.

Однажды, поздравляя его с тридцатипятилетием, я сказал: «Прошу и умоляю вас не оставлять творчества», — хотя бы потому, что знаю: чиновник иногда нуждается в перемене сфер деятельности.

Роль Суркова в истории России не закончена, но уже ясно, что она уникальна.

Мне с ним было всегда интересно беседовать. В области церковно-государственных отношений он всегда вел себя конструктивно, как четкий чиновник, и мы вместе с ним распутывали огромный клубок трудностей, возникавших вокруг реализации закона о свободе совести, разработки законодательства об экстремизме, появления в школе положительных знаний о религии, восстановления института военного духовенства.

В качестве руководителя комиссии при правительстве по вопросам религиозных организаций, на заседаниях которой я обычно представляю интересы Церкви, господин Сурков будет хорошо знакомым партнером. Да, мы с ним, наверное, будем спорить, как и раньше спорили, но до сих пор мы всегда приходили к взаимоприемлемым решениям, пусть компромиссным. Жалко терять на этом посту Александра Жукова, с аппаратом которого сложились почти семейные отношения, но я надеюсь, что от перемены ничего принципиально не изменится.

Меньшее из зол

— Как вы думаете, православный политик может взять или дать кому-то взятку?

— Думаю, что нет, хотя могут быть исключительные обстоятельства, когда ради спасения жизни человека или даже спасения жизни народа можно выбрать меньшее зло, чтобы избежать большего. Политика – это обычно искусство выбора меньшего из зол. Если соотнести Нагорную проповедь с современной бытовой, хозяйственной, политической жизнью, то окажется, что они разительно несовместимы друг с другом. Православный человек должен стремиться исполнить идеал странничества, рыцарства, самоотказа, должен понимать глубокую второстепенность всех земных дел. Но при этом, сталкиваясь с миром, который лежит во зле, ради блага людей он подчас должен выбирать лучший из неидеальных вариантов. Да, все дела надо стремиться устроить по закону Царствия Божия, но если окружающие живут по закону волчьей стаи, нужно добиваться, по крайней мере, того, чтобы эти нравы хотя бы немного смягчались.

Взгляды на жизнь

Высказывания Всеволода самобытны. Выступает он за создание дружин, которые будут отслеживать народ на предмет ношения «уставного» одеяния и соблюдения правил поведения в общественных местах, чтобы не оскорблялись чувства верующих. Священник призывает силовыми методами убеждать тех, кто не понял, в необходимости соблюдения этого. Он отвергает теорию эволюции органического мира на основе естественного отбора по Дарвину. Это гипотеза, не получившая убедительных доказательств в науке, считает Всеволод Чаплин. Вера и жизнь – вот два неразделимых понятия.

Отвратительны высказывания Чаплина о революции и гражданской войне. Он осуждает позицию верующих тех годов и утверждает, что православные проявили пассивность в военных действиях по уничтожению большевиков. Возмущение вызвало выступление Чаплина и позиция в отношении участниц женской экспрессивной группы. Официальная церковь не простила отступников. Резкая критика в адрес протоиерея пошла после выступления в защиту богемной жизни духовенства.

Не бывает идеальных выставок

Я согласился участвовать в этой выставке, поскольку все её экспонаты были согласованы с отцом Всеволодом Чаплиным. Кроме того, предварительно я попросил прислать мне список предполагаемых участников выставки и иллюстрации работ. Ничего особенно провокационного я там не увидел. Особенно меня мотивировало то, что отец Всеволод реабилитировал мою работу «Солнце Правды, Добра и Красоты», сказав, что работа, по его мнению, спорная, но в данном контексте вполне уместна.

Так что не думаю, что выставка может быть провокационной.

Цели и задачи выставки Icons были четко сформулированы в пресс-релизе: «подчеркнуть тонкую грань взаимоотношений современных художников и икон. Конечно, речь идёт не о новых иконах как предметах религиозного культа, а о принципах иконографии. Столетиями изобразительное искусство в Западной Евразии развивалось в рамках церковного, храмового искусства, как его часть. Этому развитию сопутствовала полемика, благодаря которой зарождались целые культурные эпохи, религиозные течения, философские системы. Из иконы родилось искусство Нового времени и современное искусство. Быть может поэтому так сильно притяжение современных художников к священной иконографии».

Не все работы на выставке, на мой взгляд, соответствуют заявленной цели, но ничего предосудительного в этом нет. Не бывает идеальных выставок. Поскольку я считаю, что в нынешней Российской ситуации худой мир лучше доброй войны, я поддержу любые шаги в направлении развития диалога Церкви и современного искусства, сердцем болея за это движение.

К прочтению  Церковь покрова на нерли

Подготовила Мария Сеньчукова

Власть – это…

— Что такое власть сегодня с сакральной точки зрения? Власть от Бога? Или при демократии такой контекст неверен?

— Как человек, который двадцать лет участвует в церковно-государственном диалоге, я предельно далек как от сакрализации власти, так и от тотального ее отрицания. Нынешняя власть – это не ОНО, будь то идеальное оно или проклятое оно. Многие из действующих политиков – мои братья и сестры во Христе. Днем они до хрипоты с тобой спорят, даже угрожают, а вечером мы молимся в одном алтаре. У них есть грехи и праведные поступки, ошибки и достижения. Это люди, с которыми я надеюсь увидеться в Царствии Божием. Хотя, наверное, кончится тем, что я буду в аду, а они будут в Царствии Божием за меня молиться.

Примечание:

  Президент России Дмитрий Медведев в разговоре с председателем ЦИКа Владимиром Чуровым назвал последнего волшебником. Глава ЦИК, отчитавшись президенту о работе своего ведомства, подарил Медведеву вымпел со значками, после чего сообщил, что его прогноз по выборам был точнее, чем у ведущих социологических компаний. «Вы же волшебник почти. Вас так некоторые лидеры партий называют», — ответил на это Медведев. В свою очередь Чуров заявил президенту, что он еще только учится на волшебника, фактически процитировав известное выражение из советского детского кинофильма «Золушка».

Звёздная карьера

Знаменательное событие пришлось на 90-й год. После получения образования Всеволод работает в отделе внешних церковных связей (ОВЦС), руководителем которого был митрополит Кирилл Гундяев. Наставник стал для молодого служителя добрым волшебником, давшим «зелёный свет» в церковной карьере. Работать молодой человек начал рядовым сотрудником в 1990 году, затем возглавил сектор общественных связей в 1997-м. Через год Всеволод Чаплин становится иереем. Параллельно учится в духовной академии, которую окончил в 1994-м.

В 1997 году Чаплин возглавил Секретариат ОВЦС. Работа его была отмечена наградой – возведение в протоиереи. Через три года Всеволоду было оказано высочайшее доверие – его утвердили заместителем председателя ОВЦС. В поле внимания нового руководителя попали секретариаты, служба общения и сектор публикаций. Он участвовал в официальных мероприятиях и встречах, включая переговоры по отношениям РПЦ с Ватиканом и государственной властью. В 2009 году Гундяев стал патриархом.

В ходе диалога с Гельманом позиции будут сближаться

Православные люди имеют право выражать свое мнение, в том числе в ходе уличных акций. Они во все времена были естественной формой выражения людьми своего мнения: вспомним и христианскую древность, и богословские споры времени Вселенских Соборов.

И меня удивляет та часть интеллигенции – верующей и неверующей, — которая утверждает, что православным надо сидеть тихо, не высовываться, не выражать своих чувств. Конечно, не нужно проявлять агрессию и совершать оскорбительные действия по отношению к кому бы то ни было, пока эти люди сами не проявили агрессию и не стали вести себя оскорбительно. Но проявлять гражданскую волю мы можем и должны.

Не секрет, что на выставках, которые устраивает господин Гельман, а также в его действиях как политтехнолога, было много спорного, того, что противоречит идеалам христианства и российского патриотизма. И, наверное, мы долго, если не всегда, будем спорить. Но это не значит, что партнеров по церковно-общественному диалогу мы должны выбирать, только исходя из полного совпадения позиций или по принципу вероучения: с православными будем общаться, а с атеистами, мусульманами, иудеями или буддистами – нет, тем, кто разделяет наши взгляды, будем подавать руку, а тем, кто их не разделяет – нет.

Церковь традиционно стремится вести диалог с людьми разных мировоззренческих позиций, в том числе с критиками и теми, кто исповедует отличные от наших социальные идеалы.

Так что, на мой взгляд, диалог с такими людьми, как Марат Гельман, вполне возможен. Он не обещает быть легким, но почему-то я чувствую, что позиции будут постепенно сближаться. Хотя, может быть, я и не прав.

Не стоит забывать, что в Краснодаре планируется не только выставка «Icons», а и некоторые другие экспозиции, гораздо более спорные, с моей точки зрения. Многие люди, как я понял, выступали в первую очередь против этих экспозиций.

Экспонаты, объединенные под названием «Icons», я видел. Я не раз говорил, что некоторые из художников – верующие люди, и никаких кощунственных намерений у них не было. Некоторые работы могут быть названы спорными, но надо, чтобы художники объяснили, что они имели в виду.

Сегодня есть священники и миряне, которые считают так называемое современное искусство тотальным сатанизмом. Но я не думаю, что так считают все и что такое мнение будет доминировать всегда. В этом художественном потоке есть хорошее и плохое, есть нравственное и безнравственное, есть поиски Бога, выражение веры и есть кощунство, богохульство. Свидетелем последнего мы были не раз, и справедливо осуждали эти явления. Будем осуждать и дальше, в разных формах, иногда выходя на улицу, иногда проводя диалог на наших площадках или на площадках так называемого современного искусства.

Я надеюсь, что это будет диалог, а не медийный скандал, которого очень хотели бы некоторые арт-деятели, политтехнологи, журналисты. Конечно, скандалов в современном мире полностью избежать никогда нельзя, но я надеюсь, что параллельно будет идти и серьезный диалог. И в ходе него люди увидят разницу между известной панк-группой, осквернившей Храм Христа Спасителя, Маратом Гельманом, Гором Чахалом, Олегом Куликом, Александром Осмоловским, Дмитрием Врубелем, прочими людьми, которые действуют на этом поле. Там есть разные люди, и вовсе не стоит говорить, что все они сатанисты или считать, как некоторые наши критики, что все это «светлые ангелы прогресса», а верующие люди – это агрессивная темная масса. Кстати, радикалы есть с обеих сторон: те, кто сегодня ругают Гельмана за встречу со мной, говорят, что он продался попам, некоторые говорят, что я продался Гельману. Такие высказывания всегда будут, от них никуда не деться, я к ним отношусь спокойно. Но они не должны помешать диалогу между способными выслушать друг друга людьми.

Выставки этой группы проходят в разных местах. Они пытались провести безобразную, на мой взгляд, выставку в Новосибирске. В Краснодаре они попытались предложить нечто более мягкое. Но, я надеюсь, что в регионах будут сформированы общественные органы, которые будут отбирать предложения, поступающие от представителей так называемого современного искусства, решая, что приемлемо для жителей, а что нет. Было бы неплохо, чтобы в этих органах были представлены не только узкие экспертные круги, но и представители основных слоев населения.

Художник Гор Чахал

Излишняя суровость

Священник говорил, что участники хулиганской женской группы понесут наказание, и церковь уступать давлению сторонников беспредела не будет. Православным брошен вызов в наглой, агрессивной форме –пляски в святом месте. Религиозными представителями выражена надежда, что в дальнейшем подобные выходки будут исключены. При этом церковь не вправе влиять на следствие, будучи отдалённой государством.

К прочтению  Зачем церковь празднует зачатие пророка иоанна предтечи

Никакой злобы к участникам «акции» нет. Но совершено циничное кощунство по отношению к святыням. Понести жёсткое наказание хулиганы должны. Отец Всеволод Чаплин призвал не отправлять преступников в колонию, если будет полное признание вины. Никакого раскаяния не прозвучало. Зато ходатайствовали перед патриархом. О том, что за кощунство придётся держать ответ, ничего не сказано. Подобные ходатайства показывают, как христианство путают с гуманизмом. Прощение греха православию чуждо, поэтому виновные осуждены на два года колонии.

Мониторинг СМИ

  • О том, как работают храмы после выхода из самоизоляции, — в интервью Федерального агентства новостей с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

  • ЛГБТ-сообщество, как и вся «прогрессивная общественность», обиделись на ролик, посвященный поправке к 72-й статье Конституции, в которой предлагается закрепить понятие брака как союза мужчины и женщины.

  • Протесты в США охватили территорию в три раза большую, чем та, на которой велись боевые действия в ходе единственной (пока) американской Гражданской войны.

  • Однажды Россия взяла да исчезла. Ну, в общем, так случилось. И весь мир впал в депрессию. Потому что теперь страны стали плохо жить сами по себе, а не по причине козней русских.

  • На днях США перешли печальный символический рубеж: число погибших в Штатах от коронавируса превысило 100 тысяч человек. Это абсолютный мировой рекорд, если только можно говорить об этом, как о рекорде.

  • Уполномоченная при президенте РФ по правам детей Анна Кузнецова выступила с докладом, в котором, в частности, предложила сократить финансирование клиник, производящих аборты.

  • Виктор Мараховский. «Вероятно, это русские»: взломано абсолютное оружие США

    «Глубинное государство» оказалось в принципе не способно отказаться от веры в полную управляемость реальности через пульт, оно и ухватилось за версию о мистической порче, наведенной на американскую реальность русскими. Это русские хакнули американский пульт — и поэтому мы проиграли.

  • Все материалы

Начало пути

Всеволод Чаплин, биография которого ничем особым не выделалась, родился в 1968 году. Детство, отрочество и юность его прошли в Москве. Семья – интеллигентная, нерелигиозная. Во время учёбы мальчик неожиданно почувствовал принадлежность к православию. С той поры он там остался. В школе мальчик решил стать священником и получить духовное образование. Об этом знали друзья и одноклассники, и никто не осуждал. Никак не повлияло это и на родителей, принадлежавших к интеллигентному сословию. Всеволод Чаплин считает себя русским, вопреки многочисленным сплетням, смеющим утверждать, что он – крестившийся еврей.

Издательский отдел Московского Патриархата принял юношу на работу в 1985 году в службу экспедиции. Показал он себя умным, прозорливым и мягким сотрудником. Начинающий работник иногда шалил, выражал «передовые» идеи. Однако наставники снисходительно прощали бред юнца, который несмело высказывался за смену церковнославянского языка. Неугомонный новатор организовывал выставки авангардистов в церковных помещениях с разрешения руководства. По рекомендации митрополита Питирима Всеволод Чаплин поступил в семинарию.

Церковная вертикаль

Человек, отдавший патриархии 25 лет, может спорить со Святейшим, уверен Всеволод Чаплин. Православная политика проводится однобоко. Разногласия начались из-за усложнившегося положения на Украине. Убедить власть этой страны услышать голоса граждан, которые за развитие отношений с Россией, не удалось. Было упущено время, тут прямая вина патриарха. Единоличная власть недопустима, Святейший возомнил себя осведомленным и готовым решать подобные вопросы, а это опасно для него и дела. Чтобы патриарха не обвинили в ереси, надо проблемы решать коллективно, церковью. Это не вертикаль, а пародия на неё. Это вера исключительно в себя. Из-за этого делаются непродуманные шаги. Власть в епархии необходима. Патриарх – незыблемость духовных основ. Это неадминистративные и кадровые функции. Авторитет церковного главы мало стыкуется с работой администратора. Это возможно в случае, когда решения руководителя перестанут быть единоличными и часть полномочий будет передана епархиям и иным церковным институтам.

Поддерживает ли Патриарх «ЕдРо»?

—— Во многих зарубежных изданиях высказывается наблюдение о том, что «РПЦ стала немного отдаляться от Путина». Для западных СМИ это хороший вектор в рассказе о Русской Церкви, потому что в течение многих лет американские, британские издания практически отождествляли Церковь и КГБ. Как вы оцениваете эти суждения западных журналистов?

— Многие стремятся интерпретировать события в нужную для себя сторону. Мечтой некоторых кругов на Западе является превращение нашей Церкви в политическую оппозицию, это чувствуется по моим многолетним контактам с посольствами западных стран. Любой намек на такое развитие активно разрабатывается.

Если внимательно и непредвзято посмотреть на то, что говорит Святейший Патриарх, то очевидно, что его позиция глубоко патриотическая, и он ни в коей мере не стремится к разрушению российской государственности и к поддержке цветных революций. Для любого, кто читает его выступления, это очевидно.

Интерпретации же всегда будут самыми разными. Например, недавно я услышал от одного из депутатов-оппозиционеров, что Патриарх вовсю поддерживает «Единую Россию». Такие интерпретации, увы, тоже всегда будут.

— Это действительно очень распространенное мнение. Это мнение неверное?

— Такие оценки тоже будут звучать, но я уверен, что они хорошо отрежиссированы. Недавно об этом подробно высказался господин Белковский. Интересно было бы спросить у него в связи с этим, поддерживает ли он рабочий контакт с Б. Березовским и с Н. Тимаковой. Посмотрим, ответит ли он или нет.

— С кем сегодня Церковь?

Святейший Патриарх Кирилл очень точно сказал, что паства Церкви есть и среди тех, кто выходит на площадь, и среди тех, против кого выступала площадь. Я рад, что и Церкви в целом и нашему отделу в частности удается не идти на поводу у тех, кто говорит: общайтесь только с нами и осуждайте противников. Одни требуют не общаться с «фашистами», другие — с «жидомасонами». Одни говорят: «Не подавайте руку власти», другие — «Не здоровайтесь с болотом». И я рад, что удается поддерживать контакт и с коммунистами, и с монархистами, и со сторонниками «Правого дела», «Единой России», «Справедливой России», КПРФ. Надеюсь, что Церковь никогда не поддастся давлению тех, кто хотел бы сделать ее частью свой частной общественной системы и противопоставить ее другим общественным системам.

Фото: Патриархия.ру

Церковь всегда будет поддерживать отношения с властью и с народом.

«Сетевые хомяки» и служение Отечеству

— Что такое оранжевая революция в вашем понимании?

— Оранжевая революция – это спланированная извне, по одному и тому же сценарию, противоречащая воле народа операция по замене одного режима другим или просто хаосом.

На примере уже совершившихся «революций» мы видим, что ни в одном случае народ не стал жить лучше, а его воля не стала доминирующей в стране. Не нужно обелять диктаторские режимы, но слишком часто в итоге этих событий странами начинали управлять иностранные посольства либо начинались хаос и резня, которые также могут быть управляемы в чьих-то интересах.

К прочтению  Собор вселенских учителей и святителей василия великого, григория богослова и иоанна златоустого

— В контексте ваших призывов отправить «сетевых хомячков» в действующую армию и подавлять оранжевые революции звучал вопрос, служили ли вы сами в армии…

— Увы, нет, но всегда был готов и сейчас готов послужить отечеству в любом качестве.

Но если хомячки так всплошились, то значит, не зря было сказано.

О роскоши служителей культа

Церковные средства не тратятся на помпезность. Видимая пышность – это исключительно подарки неравнодушных щедрых прихожан и пожертвования состоятельных граждан. К счастью, таких немало. Чаплин считает справедливым, что у патриарха имеются шикарные часы и автопарк, собственная резиденция. Те, кто делает такие подарки, стремятся к совершенству, чтобы Святейший ни в чём не уступал представителям светской власти, и не было стыдно. И люди не жалеют – несут подношения. В каждой религиозной общине в мире происходит такое. Что отождествляет бога – украшено. Людей, упрекающих церковь в роскоши, Чаплин назвал злобными недоброжелателями и сделал сравнение с Иудой, который предлагал не тратить миро для тела Иисуса, а спустить и деньги раздать нищим. Призыв к рациональной трате денежных средств на насущные, приходящие проблемы – бред. А посвящение сбережений на те символы, которые напоминают о присутствии Бога, – благостное дело.

Критика против патриарха

Чаплин утверждает, что у Владыки нет целостных взглядов на происходящее. Много в проповедях и заявлениях было сказано в угоду властям, чтобы понравиться. С письменами дела обстоят ещё хуже. Патриарх самостоятельно не напишет текст складно, так как подводит память. Он не понимает, что вносимая в содержание поправка идет в противоречие со смыслом. Дело не в возрасте, это было постоянно.

Раньше письменные доклады для патриарха создавали люди со сформировавшимися взглядами под руководством отца Всеволода. С уходом идеологической верхушки произошли изменения, стало больше спонтанных безграмотных выступлений по главным вопросам. Святейший заведёт управление РПЦ в тупик. Решения принимаются единолично и без обсуждения, на бегу, убеждал Всеволод Чаплин. Где служит деспотия – будет бардак. Пытаясь остановить сползание в непорочность личной харизмы, священник выражал недовольство, что патриарх не делает резких заявлений в сторону власти из-за нежелания потерять расположения. Разговор церкви с представителями государства должен проводиться открыто.

Улица с односторонним движением

— Отец Всеволод, в ваших заявлениях звучали как очень критические характеристики тех, кто участвует в митингах, так и наоборот весьма воодушевляющие слова. Каково же все-таки ваше отношение к движению протеста последних месяцев?

— Я не вижу в высказанных оценках никакого противоречия.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Люди имеют право на выражение своего мнения, в том числе критического. Впрочем, выражать мнения нужно только мирно и в рамках закона. Критические высказывания звучали не только по поводу выборов. Люди озабочены социальным неравенством, коррупцией в местных органах власти, произволом чиновников, неадекватным статусом русского народа, чрезмерным соглашательством с несправедливыми действиями Запада, медленным расследованием или нерасследованием преступлений, напряженностью в отношениях между мигрантами и коренным населением…

Словом, проблем много, и они годами висят в воздухе, что создает психологическую усталость и глухое недовольство жизнью.

Эти вопросы должны ставиться и обсуждаться

Но важно, чтобы это делалось через диалог, который не может быть улицей с односторонним движением. Власть и народ должны друг друга слышать и слушать, совместно должны вырабатываться решения

Это должен быть по-настоящему двусторонний процесс. И решать эти вопросы необходимо не с помощью оранжевых революций.

Православный «Волшебник»?

— В Интернете активно обсуждается, что Владимир Чуров, глава ЦИКа — прихожанин вашего храма, и в связи с последними выборами возникает много вопросов. Не только у Интернет-сообщества, но и у Государственной Думы…

— Не буду открывать тайну личного общения и тайну исповеди, но у меня нет оснований не верить этому человеку. Может, ему стоит более ясно и более публично ответить на вопросы и обвинения, даже если это и непросто, учитывая, что некоторые господа облили его тоннами вонючей грязи

Можно ответить один раз, а дальше перестать обращать внимание

В. Чуров на приеме у Патриарха. Фото: Патриархия.ру

Он глубоко верующий человек. Но все серьезные подозрения в нарушениях должны быть расследованы и получить адекватную правовую оценку. Это нужно хотя бы для того, чтобы в будущем избирательные комиссии и общество в целом были застрахованы от ошибок и злоупотреблений.

— А православный человек может быть «волшебником»?

— Любой политик, в том числе православный, никогда не будет застрахован от критики и обвинений. Большинство святых в своей жизни сталкивались с обвинениями. Тем более так всегда бывает с политиками. Такая работа: берущий ее на себя будет обвиняться во всех грехах — известных и неизвестных.

— Но «волшебник» — это была похвала, скорее…

— Православный политик должен понимать, что критика, в том числе несправедливая, неизбежно будет. Так же как и православный архиерей, настоятель монастыря, настоятель храма, главный редактор православного издания должны быть готовы к тому, чтобы кто-то, а иногда и большинство критиковали его работу и обвиняли во всем чем угодно. В этих условиях самое главное — быть честным перед Богом, людьми и своей совестью и учиться стойко переносить несправедливые обвинения, понимая, что они могу брать верх в общественном мнении.

У разбитого корыта

Известный публичный глашатай государственных СМИ оказался в информационной блокаде после смещения. Яркий типаж гоголевского сюжета – аферист, которого «обули» в игре без правил. Отставка Всеволода Чаплина была ожидаема и не вывала никакого недоумения. Создаётся впечатление, считает священник, что в некоторых СМИ существует табу на выражение несогласия с патриархом. Он не священная корова, а человек со всеми недостатками, и обсуждать его политику можно и нужно. Чаплин считает, что передача архитектурных зданий религиозного назначения церкви – процесс естественный. Украденное государством должно быть возвращено. Нужна ротация элит. Молодые должны приходить на место тех, кто уже набил карманы и своё имущество с деньгами держит за бугром. Нужно везде заявлять истину, говорит Чаплин, и говорить правду.

Правдоподобна другая причина ухода. Протоиерей заявлял, что в Сирии наши войска ведут священную войну с терроризмом. МИД выразил недовольство подобным высказыванием – это явная нестыковка со здравым смыслом. Этому конфликту придавался межрелигиозный статус на века. Уход священника стал удобен заинтересованным лицам. Пожелания правительства совпали с кадровой чехардой церкви. Патриарх легко расставался с сотрудниками, несоответствующими должностным требованиям. Но жизнь продолжается, но Всеволод Чаплин остаётся священником и настоятелем московского прихода.

Весной 2016 года опального протоиерея «засекли» в «Макдональдсе», где Всеволод Чаплин откушал гамбургер в Великий пост! Это стоило священнику последней должности. Он выведен из состава «Межсоборного присутствия». Ему нравится быть в центре внимания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: