Патриарх кирилл поздравил глав иностранных церквей с рождеством

История Рождества

Во II-IV веках христиане праздновали Рождество в один день с Крещением Господним. В настоящее время эту традицию сохраняет Армянская апостольская церковь. Первые упоминания о Рождестве как самостоятельном празднике относятся к IV веку. После Великой Схизмы 1054 года церкви на востоке и западе продолжали отмечать Рождество в одно и то же время вплоть до 1582 года, когда папа римский Григорий XIII ввел новую систему летоисчисления — григорианский календарь, или новый стиль.

Считается, что дата праздника была установлена произвольно и заменила отмечавшиеся в декабре в Римской империи языческие праздники: «Рождение Солнца непобедимого» и Сатурналии (праздник в честь Сатурна).

Предрождественский период называется Адвентом (от латинского «adventus» — «пришествие») и начинается в четвертое воскресенье до праздника. В каждое из четырех воскресений Адвента в церкви во время мессы проходят евангельские чтения. В Сочельник семьи собираются за ужином, состоящим из постных блюд, главным из которых является сочиво — каша из зерен пшеницы, чечевицы или риса с маком, орехами и медом. Католики 25 декабря служат три литургии — ночью, на заре и днем, — а в храмах выставляют ясли, в которые помещается фигурка младенца Иисуса.

Каждое рождество с посланием Urbi et orbi («Городу и миру») выступает папа Римский. Его понтифик зачитывает верующим с балкона Собора Святого Петра в Ватикане.

Есть ли что-то общее в праздновании Рождества Поместными Церквями?

Очень многое.

В приходе Свято-Владимирской семинарии в США накануне Рождества обычно появляются объявления о подготовке к празднику, который в том числе касается застолья. Всех верующих приглашают на Вилию (от слова Vigil, Всенощная) или Cвятой ужин/Свят-Вечер (Holy Supper, Сочельник), которая проходит в трапезной храма.

Этот постный торжественный ужин разделяют между собой многие христиане в восточной части мира, включая Польшу, Украину, Румынию, Болгарию и некоторые регионы России, но называться блюда будут на свой манер. Теперь это довольно популярная традиция и во многих американских приходах.

Поскольку праздничная Всенощная начинается в 19 часов вечера, то ужин устраивают примерно в 17 часов. Это позволяет верующим вместе насладиться трапезой и оставляет для священников время передохнуть перед богослужением.

Стол на Вилию застилают сеном – это символизирует скромный хлев, в котором родился Христос. За столом сервируется одно дополнительное место для Христа, некоторые говорят, что это место для странника или незнакомца, в образе которого Он может явиться.

На стол ставят 12 блюд – символ двенадцати учеников Христа. Трапеза начинается с горьких продуктов (чеснока) и заканчивается сладкими десертами с медом. Эта последовательность символизирует переход от мира без Христа к миру с Христом.

Все блюда, которые подаются на стол, мясопустные и исключают молочные продукты и яйца. Конечно же, в регионах есть свои особенности, но, как правило, традиционная трапеза включает в себя вино, чеснок, ржаной хлеб и соль, корнеплоды, грибы, зерно, капусту, бобовые, рыбу, сухофрукты, мак, мед и орехи.

Традиционно самый младший ребенок объявляет о появлении первой звезды на ночном небе, будто провозглашая пришествие света в мир тьмы. Трапеза начинается с молитв и преломления хлеба. Усопшие члены семьи тоже поминаются в это время – в молитвах тех, кто участвует в ужине. Ужин едят при свечах. Продолжается праздник Богослужением и приветствием друг друга возгласом «Христос рождается! Славьте Его!».

Не обходится и без колядок, правда поются они не во всех церквях. Сербы в этом отношении довольно скромны, зато болгары сразу после Рождества устраивают целые этно-фестивали колядовщиков.

Практически во всех Поместных Церквях на Рождество зажигают свечи. Где-то их ставят у икон, где-то в подсвечниках на столах, в Грузии их помещают на окнах.

Но где бы ни была поставлена свеча, она всегда символизирует «свет Христов, который просвещает всех».

Какими бы жаркими ни были споры о календарях, Рождество – вовсе не календарное событие и уж тем более не то, что нам надо выбирать. Это не праздник только православных или только католиков, это не праздник только детей. Он вообще не для избранных. Рождество – для всех, для всего человечества. В этом и есть главный смысл события, произошедшего больше двух тысяч лет назад, когда в мир пришел Спаситель, открыв через Свое рождение инобытие.

Автор выражает благодарность иеромонаху Игнатию (Шестакову) и Ольге Кирильченко за помощь в подготовке материала

Православные традиции

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

А с 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла Польская православная церковь.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3333 года, а новоюлианского — за 40 000 лет.

Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

С Праздником Рождества Христова!

Прим. ред. — А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: — «Мама, он пишет диссертацию!».  — «Лучше бы мусор выносил!»

К прочтению  Церковь празднует память святых апостолов петра и павла

Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua

Традиции российских верующих

Священник Игорь Ковалевский считает, что католики в России придерживаются славянских традиций празднования. «24 декабря, рождественский Сочельник, считается постным днем. Есть традиция рождественских ужинов, празднования Сочельника за семейным столом или среди прихожан. Есть и традиция преломления специального рождественского хлеба», — добавил он.

Для национальных католических общин, сообщил он, проводятся богослужения на их языках. «У нас есть специальные мессы для национальных общин — для вьетнамцев, для англо- и франкоговорящих, для корейцев и для других общин. Само богослужение рождественское проходит примерно одинаково, независимо от того, на каком языке оно служится, но есть уже местные, семейные, национальные традиции, связанные непосредственно с праздником, и это объединяет католиков во всем мире», — заключил он.

Пресс-секретарь РОСХВЕ Антон Кругликов рассказал ТАСС, что пятидесятнические общины готовят к празднику множество рождественских концертов, спектаклей и рождественских вертепов — театральных воспроизведений сцены рождения Иисуса Христа. По его словам, «вертепы в российской традиции не столь сильны, а вот рождественские спектакли делают воскресные школы практически в любой церкви, и в том или ином формате в богослужении участвуют дети — это или песня, или постановка».

Кругликов добавил, что в некоторых общинах РОСХВЕ Рождество отметили в прошедшее воскресенье 22 декабря, а специфически российской традицией стали два празднования — по григорианскому и юлианскому календарям. «В протестантизме празднование Рождества в конкретную дату жестко не регламентируется, поэтому, как правило, — и это наше российское ноу-хау, — в некоторых церквях проводится два Рождества. Одно Рождество сейчас, зачастую оно проводится в более семейных, домашних группах, в небольшом общении, и проводится большое богослужение тогда же, когда проходит у нас праздник — 7 числа . Это специфика российская — раньше, в советское время, когда все было жестко, отмечали 25-го, ну а сейчас — вот так», — пояснил он, добавив, что традиция отмечать праздник раньше 25 декабря также зародилась в СССР.

Одиннадцать Поместных Церквей – это много или мало?

Когда мы сравниваем одиннадцать Церквей с четырьмя, разница кажется значительной.

Русская Православная Церковь насчитывает более 120 млн верующих, еще около 8-10 млн приходится на сербов, рассеянных по всему миру, 4 млн православных в Грузии, около 1 млн в Польше и небольшая часть в Греции, на Афоне и в Иерусалиме. По самым грубым расчетам 136 млн православных придерживаются старого стиля.

Им противопоставлены Элладская Церковь, в которой состоит 9 млн верующих, Константинопольская – 3,5 млн, самая многочисленная Румынская Православная Церковь насчитывает около 19 млн православных, в Болгарии их 6 млн. Антиохийская, Кипрская, Албанская, Александрийская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии вместе насчитывают примерно 3 млн верующих. Вместе эти Церкви составляют не больше 40 млн верующих, придерживающихся новоюлианского календаря.

Выходит, что в количественном отношении православных, празднующих Рождество 25 декабря, не больше 30%.

Кстати, в 2014 году произошел беспрецедентный случай. Польская Православная Церковь отменила решение 1924 года о введении «нового стиля». Церковь, абсолютно интегрированная в общественно-политическую жизнь Европы, вернулась к старому.

Дело в том, что решение собора 1924 года на большинстве приходов по факту не реализовывалось. Вероятно, в момент получения автокефалии православные поляки подвергались преследованиям власти, а решение о переходе на новоюлианский календарь было вынужденным.

«Филарет этого не любил»

Митрополит Луцкий и Волынский Михаил рассказывает, что принял решение в пользу богослужения 25 декабря, поскольку есть обращения, а также потому, что празднование Рождества в этот день является логичным. Однако проведет его еще раз — традиционно в январе — для верующих с другой позицией:

«Мы не отменяем ничего, мы просто расширяем время празднования Рождества Христова, — рассказывает он. — Поэтому те люди, которые пожелают прийти 7-го, придут 7-го, те, которые — 25-го, придут 25-го. Мы и первых, и вторых не лишим возможности порадоваться Дню рождения Иисуса Христа. С любовью жду всех!»

О себе он говорит, что не один год празднует Рождество Христово 25 декабря, но только в узком кругу. Почему он не заявлял о своей позиции ранее?

«Не говорили во всеуслышание, потому что патриарх этого не любил. У них так было утверждено. А сегодня, когда есть новая церковь, соответственно, могут быть и совсем другие новые традиции, и уже мы становимся ближе к европейским церквям», — говорит митрополит.

«В предыдущие годы я точно так же праздновал, но не заявлял об этом, потому что была другая власть, другая церковь, были другие традиции. Ну, а теперь наступил день декоммунизации церковных традиций неправильных», — добавляет он.

Владыка Михаил демонстрирует доказательства в подтверждение того, что Рождество в канун Нового года является истинным, — две богослужебные книги, 1982-го (издательства Московской патриархии) и 2002 года (УПЦ Киевского патриархата).

Говорит, что эти издания для священников — как правила дорожного движения для водителей. Он показывает страницу, где указана дата Рождества — 25 декабря.

Image caption

Священник показывает церковные книги двух патриархатов, которые издревле оппонируют друг другу. В обоих написана одна дата

Когда встречает Рождество твоя община

В православной традиции Рождеству предшествует пост. Веселье, подарки появляются после праздничной Литургии. Даже елку многие наряжают только накануне. Вы, настоятель православного прихода в Испании, живете в окружении католиков. Рождественские базары, вертепы, песнопения звучат на улицах городов задолго до Рождества. Ощущают ли ваши прихожане в этом противоречие?

– Европа в большей степени, чем Россия, сохранила свои христианские корни. Я имею в виду, что христианские праздники являются праздниками не только небольшой группы верующих. Это праздники для всей страны, или для всего города, если речь о местном торжестве.

В свое время меня совершенно поразило посещение Толедо, где я оказался на празднике Корпус Кристи – Тела и Крови Христовых. Торжественную процессию, которая чинно шла через весь город, составляли группы, представлявшие университет, полицию, государственные учреждения, гражданскую гвардию. Очевидно, если ты хочешь вычеркнуть себя из этого праздника, ты вычеркиваешь себя из социума, а не только из самого праздника. Мадрид в Страстную Пятницу – мертвый город. В Страстную Пятницу в Москве не меняется ничего, город живет обычной жизнью.

К прочтению  Православие в мире

Что касается Рождества, то в популярной культуре в Европе оно виднее, заметнее, чем Пасха. Вы совершенно справедливо заметили, на Западе Рождество празднуется как будто бы задом наперед.

Если в нашей традиции Рождеству предшествует Рождественский пост, время ожидания, приготовления, а сам праздник мы уже встречаем в дни святок, то в Европе ровно наоборот. Первые рождественские украшения появляются в конце октября – начале ноября. Спустя пару недель, а то и несколько дней после Рождества они исчезают вовсе.

Что касается календаря, то для испанцев, обычных католиков, нередко возникают вопросы – кто же мы, православные, такие? Почему празднуем Рождество через две недели после того, как его празднуют все остальные? Люди не очень помнят, что еще четыреста с лишним лет назад вся Европа жила по юлианскому календарю, а не по григорианскому.

Когда вопрошающим начинаешь напоминать о реформе папы Григория, о том, что она не затронула православный Восток, им становится немного понятнее. Бывает, что затем возникает вопрос – почему же есть православные, которые встречают Рождество по юлианскому календарю, а есть те, которые по григорианскому? Все это при желании можно объяснить.

– Ваши прихожане с такими вопросами не приходят?

– Нет. Для них празднование Рождества Христова 25 декабря по юлианскому календарю, которое выпадает на 7 января по григорианскому, является чем-то самоочевидным. Думаю, если бы возникла инициатива перейти на григорианский календарь (ведь есть общины нашей Церкви в Европе, которые живут по григорианскому календарю), то наша община первой оказала бы сопротивление.

– А есть ли в вашем приходе бывшие католики-испанцы?

– Есть. Их не очень много. Мне кажется, для испанцев путь из католичества в православие значительно сложнее, чем для англичанина или американца. Кроме православных испанцев у нас есть выходцы из Латинской Америки, есть семья из Бразилии, из Никарагуа, есть один человек из США.

Конечно, вопрос о праздновании Рождества по-настоящему встает в смешанных браках. Особенно там, где дети воспитываются в католической традиции. В этом случае мы призываем прихожан объединять семью, а не раскалывать. Призываем людей встречать Рождество Христово вместе за одним столом с родственниками 25 декабря, а затем, уже через две недели, еще раз с нами.

– То есть два раза?

– А почему нет? Ведь праздник совершается в вечности, а не в какое-то определенное календарное время. В определенный день и час, совершая богослужение, становимся причастными ему. Я не вижу никакой причины, почему человек не может пережить радость рождающегося Христа на протяжении двух недель.

Фото: Анна Данилова

– Последнее время почти каждый год люди ломают копья, спорят, призывают присоединиться к католикам и всем вместе отпраздновать Рождество в один день, потому что так веселее.

– Я не думаю, что «веселее» становится от того, что ты делаешь это в то время, когда делает это кто-то еще. Вопрос здесь не в том, какой календарь правильный, а какой неправильный.

Вопрос – когда встречает Рождество твоя община, к которой ты принадлежишь? Если 25 декабря по григорианскому календарю – пожалуйста. Если 7 января – пожалуйста.

Но люди, которые живут на Камчатке, начинают праздновать Рождество значительно раньше, чем те, которые живут в Нью-Йорке. Вопросы синхронности я бы не ставил на первый план.

Пост – это готовность человека ждать

– Как только начинается пост, тут же возобновляются разговоры о том, что пост – это не про еду, а про смирение, терпение, научение молитве.

– Конечно, пост – это про все. В том числе он о готовности человека ждать.

– Обсуждаете ли вы со своими прихожанами, как нужно поститься? В Москве, например, об этом священники очень много говорят.

– Мне кажется, если человек живет в Москве, если он ограничен в бюджете, то уже смиряет свое тело. То, из чего делается здесь сыр, из чего делаются прочие продукты, которые продаются в магазинах, никто не знает. Мне кажется, сама московская жизнь человека во многом ограничивает.

Недавно я зашел в один столичный магазин и посмотрел, сколько стоит сыр отечественного производства. Незадолго до этого был в Мордовии, где люди получают зарплату в 12-14 тысяч рублей в месяц. Я не очень понимаю, как они могли бы позволить себе кусочек сыра, который стоит 500 рублей. Понимаете, когда люди находятся в таких рамках, призывать их к еще большему ограничению было бы, по меньшей мере, жестоко.

Каждый человек способен сам определить себе меру поста. Именно к этому я призываю на своем приходе. Люди поступают по своему разумению. Особенно это заметно, когда приходит время Великого поста. Наши прихожане, а большая их часть родом из Западной Украины, где дисциплина постов соблюдается значительно строже, чем в России, постятся без растительного масла. Многие ничего не едят в первые три дня Великого поста, а кто-то даже всю первую седмицу. Но ни в каком случае этот выбор не может быть навязан.

Мне кажется, есть определенная логика в том, что у нас не существует особого устава поста для мирян. Это не значит, что миряне должны поститься по Типикону. Это значит, что миряне, учитывая свои духовные и физические возможности, обстоятельства жизни, в которых они оказались, могут сами для себя выбрать ту меру, которая их укрепит, а не ослабит.

– Как воспринимают русскую традицию поста бывшие католики в вашем приходе?

– Кто-то с радостью, для кого-то это очень сложно. Вообще, католической традиции дисциплины поста как таковой не существует. Евхаристический пост предполагает воздержание от пищи и питья перед причащением один час, и даже Великим постом современная католическая дисциплина предписывает воздержание от мяса лишь по пятницам. На этом обязательная дисциплина католика-мирянина заканчивается.

– Пост – одна из строгостей православной традиции. Многие люди уходят из Церкви, объясняя это в том числе необходимостью соблюдения строгих правил. Понятно, что расцерковление связано и с другими обстоятельствами. Сталкиваетесь ли вы в своем приходе с чем-то подобным? Люди уходят из вашего прихода?

К прочтению  Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание

– Думаю, такие люди есть везде. Беда в том, что когда человек уходит, он делает это, не попрощавшись. Не всегда бывает ясное понимание, что случилось, почему человек вдруг исчез. В конечном итоге, объяснение заключается в том, что, находясь в Церкви и вне ее, мы не очень понимаем, что такое Церковь.

Нам кажется, Церковь – что-то существующее помимо нас. Это то, к чему мы можем присоединиться, и то, из чего мы можем так же легко выйти

Обратите внимание, о численности православных в России мы судим по результатам социологических опросов. Эту «значительную» цифру составляют те, кто сам себя называет православным

Но не только эти люди, мы сами перестали воспринимать Церковь как общину, как собрание верующих людей.

Большую часть людей из социологических опросов мы с вами не знаем ни по имени, ни в лицо.

Мне кажется, если человек почувствует, что он и собрание людей рядом – есть Церковь, тогда поймет, что уходить ему некуда и не от кого.

Фото: Анна Данилова

Особенные тонкости православных рождественских дней

Стоит отметить, что не только дата отличает западное и восточное Рождество

Есть и ряд других отличий, которые исторически и минтально различают наше и европейское празднование этого важного зимнего праздника. Давайте вспомним, если кто забыл, почему русским православным стоит праздновать этот праздник в «свой срок»

Календарь православного Рождества выглядит так:

С 6 по 19 января – двухнедельный Период Перехода. Говоря современным языком, это некий открытый портал в Иной Мир – потому все 12 дней по земле ходят души мертвых и древние боги, души предков и демоны, черти и ведьмы. И потому в это время может случиться любое волшебство – и со знаком «плюс», и со знаком «минус».

С 6 на 7 января – Рождество Христово.

8 января – Собор Пресвятой Богородицы. Женский день (без мужчин!), бабьи каши, дни Рода и Рожаниц. Рожаницы-судженицы предрекают людям судьбу – потому с этого дня и начинается период гаданий.

С 13 на 14 января —  – св. Мелания и св. Василий – наш украинский народный Новый год! Дни Макошь и Волоса, дни богатства.

С 18 на 19 января – Крещение, официальное изгнание нечисти и самого праздника анти-мирья – коляды, кути, морозов, чертей. Читай: изгнание всех Иных и закрытие портала в Иной Мир.

Чем же отличается католическое и православное Рождество

У католиков Рождество – это любимейший семейный праздник. Церковные службы о других библейских событиях проходят после Рождества, начиная с первого января. Пост перед Рождеством «слабее» православного — разрешается расслабляться. Самая церковная служба адаптирована под современный мир и упрощена.

Православное Рождество – это духовный, церковный праздник, а не семейный. Пост проходит очень строго — каждый верующий должен сдерживать себя и много трудится, духовно и телесно, чтобы в итоге наградить себя возможностью празднования и отдыха. За пять дней до Рождества в церквях поминаются библейские события, связанные с Рождеством. Сама церковная служба протекает так же, как и несколько веков назад — все традиции тех времен соблюдаются из года в год. При этом Пасха почитается больше, чем Рождество. То есть, для православных важнее, что Христос воскрес, а для католиков – что родился.

Обязательные блюда, которые должны стоять на столе православного в Рождество — сочиво и взвар. Сочиво готовят из пшеничной крупы или риса с добавлением меда, сухофруктов, орехов. Взвар — это компот из сухофруктов.

Что такое Адвент

Адвент (от латинского слова adventus — приход) — это название предрождественского периода, по своему духовному смыслу похожего на Рождественский пост у православных.

Особенно важен Адвент для католиков — ведь это время духовной и телесной подготовки к празднику Рождества Христова

Тут надо отметить, что если у православных главным христианским праздником считается Пасха Христова, то в западной традиции на первом месте стоит именно Рождество, поэтому все, что с ним связано, для католиков и протестантов чрезвычайно важно

Адвент длится четыре недели — до католического Рождества, то есть он на примерно на треть короче 40-дневного православного Рождественского поста. Во время Адвента у западных христиан также принято соблюдать пост, хотя и не такой строгий, как в православии, а также совершать различные добрые дела.

В ПЦУ советуют не спешить

В ПЦУ идею двойного празднования называют поспешным и непродуманным шагом.

«Поспешная календарная реформа — и даже непродуманные попытки сейчас прорекламировать ее предложениями удвоения празднования — потенциально законсервируют в Московском патриархате тысячи общин с миллионами верующих и внесут сумятицу в украинское православие на десятилетия вперед», — написал в «Фейсбуке» заместитель главы управления Православной церкви Украины по внешним связям Евстратий Зоря.

По его словам, риски от реформы сейчас — очевидны и реальны, в отличие от пользы для верующих.

Недавно в интервью Украинской службе Би-би-си митрополит Епифаний говорил, что перенос даты празднования Рождества сейчас не ко времени: «Когда дозреем к этому, увидим, что народ готов, — тогда и перейдем».

Первый Вселенский собор и дата Пасхи

Самый главный праздник в христианстве — это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день — в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: