Трудные судьбы болгарского православия

Православие в болгарии — википедия. что такое православие в болгарии

Информация по теме: Святой князь Боян-Энравота — первый болгарский мученик

В информации по теме рассказывается о том, как среди болгарских владетелей стали появляется первые христиане. Вот что передавало русское вещание «Радио Болгария» в своем цикле по истории в трансляции от 05/04/2010:

«Христианство очень рано проникло среди болгарских владетелей. Существуют сведения, что еще хан Кубрат, основатель Старой Великой Болгарии на землях к северу от Черного моря и Кавказа, правивший в первой половине VІІ века, был христианином. Христианскую веру он принял в Константинополе, где пробыл несколько лет до своего возвращения на родину и вступления на престол. Свидетельства о вероятном крещении болгарского владетеля есть среди артефактов в большом кладе, обнаруженном близ с. Малая Перещепина в сегодняшней Украине.

Христианином был и его внук, хан Тервел (начало VІІІ века), сын основателя Дунайской Болгарии хана Аспаруха. На обнаруженных объектах хан Тервел изображен христианскими символами. О его христианской принадлежности свидетельствует и его медальон с надписью на греческом языке «Богородице, храни кесаря Тервела». Византийский титул «кесарь», второй по значению после императорского, Тервел получил в знак признательности от Юстиниана ІІ, которому хан помог возвратиться на престол после его свержения. Паисий Хилендарски, автор «Истории славяноболгарской», и другие авторы даже причисляют хана Тервела к болгарским святым под именем «Святой царь Тривелий».

Вопреки этому, христианская вера не успела получить широкое распространение в молодом болгарском государстве. Владетели-христиане в этот период не делали попытки распространить ее. Официальной религией продолжал быть культ верховного бога Тангра. Так, вероятно после смерти Тервела, воспоминания об этих христианских владетелей были забыты, а некоторые из их наследников остались в истории со своим негативным отношением к христианству. В этой новой и незнакомой для них религии они видели — не без основания — источник влияния со стороны враждебной к ним Византийской империи.

Во время одного из своих набегов на Византию болгарский хан Крум (803-814 г.) захватил в плен византийского епископа Кинама. Известное время Кинам провел в ханском дворце. Его ученость, а вероятно и надежда получить хороший откуп за него, стали причиной хорошего отношения хана Крума, а затем и его сына Омуртага (814-831) к епископу Кинаму. Во время одного пиршества, однако, Омуртаг попытался заставить Кинама отречься от христианства и принести жертву языческим богам. После своего категорического отказа Кинам был брошен в темницу. Старший сын Омуртага, Энравота, попал под влияние Кинама и даже принял от него христианское крещение под именем Боян. Из-за этого хан Омуртаг лишил Энравоту от прав престолонаследника. После смерти Омуртага на трон взошел его третий сын — Маламир, чья лояльность к языческим богам не вызывала сомнений. Известный ученый д-р Иван Венедиков предполагает, что второй сын Омуртага, Звиница, тоже попал под подозрение со стороны своего отца, что симпатизирует христианству, и из-за этого им пренебрегли в качестве престолонаследника.

Согласно сведениям византийского писателя Теофилакта Охридского (XI —начало XII века) Энравота попросил своего брата дать ему пленника Кинама, который все еще находился в темнице. Не зная причины о просьбе Энравоты, Маламир удовлетворил ее. Когда, однако, узнал, что Энравота стал христианином под влиянием Кинама, хан воспринял это как предательство в отношении родовых традиций и симпатию к Византии. Маламир вызвал своего брата, и в начале увещаниями, а затем угрозами попытался заставить его отказаться от своей новой веры. После своего категорического отказа Боян-Энравота был посечен мечом по заповеди хана. Согласно его житию, до этого мученик изрек слова, которые приблизительно три десятилетия позже оказались пророческими: «Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Будут воздвигаться храмы Истинному Богу, и служения Ему не прекратятся, а идолы и жертвенники исчезнут».

Затем князь Боян-Энравота склонил голову под меч и принял мученическую смерть — это произошло около 833 г. Вероятно, незадолго после этого он был канонизирован. Таким образом, он стал первым известным в истории болгарским святым. Его память чествуется 28 марта.

Скоро после этого умер Маламир и, так как у него не было наследников, на престол взошел Пресиян, сын князя Звиницы. А сын Пресияна, князь Борис І (852-889 г.) принял в 865 г. христианство и крестил весь болгарский народ. Таким образом, сбылось пророчество Святого мученика Бояна-Энравоты, князя Болгарского», отмечала станция 05/04/2010.

Предстоятели

Архиепископы

  • Стефан (с 870)
  • Георгий (ок. 878)
  • Леонтий
  • Димитрий
  • Сергий
  • Григорий

Патриархи

  • Дамиан (927 — после 971)
  • Герман (кон. X в.)
  • Филипп (кон. X в. — нач. XI в.)
  • Давид (1016 — 1018)
  • Иоанн (1018 — 1019)

    см. далее архиепископов Охридских

Архиепископы Тырновские

  • Василий I (1186/87 — после 1230)
  • Виссарион

Патриархи Тырновские

  • Свт. Иоаким I (1235 -1246)
  • Василий II (1246 — ?)
  • Иоаким II (ок. 1265)
  • Игнатий (до 1273 — после 1277)
  • Cщмч. Макарий
  • Иоаким III (1280-е — 1300)
  • Дорофей
  • Роман
  • Феодосий I (ок. 1337)
  • Иоанникий I
  • Симеон (ок. 1346)
  • Феодосий II (ок. 1348 — ок. 1360)
  • Иоанникий II (ок. нач. 1360-х — ок. 1375)

Экзархи Болгарские

  • Анфим (Чалыков) (16 февраля 1872 — 17 июня 1877)
    • Паисий (Анков) (4 января 1949 — 3 января 1951) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода

Патриархи Болгарские

  • Максим (Минков) (4 июля 1971 — 6 ноября 2012)

    Кирилл (Ковачёв) (10 ноября 2012 — 24 февраля 2013) митр. Варненский, наместник-председатель Священного Синода

  • Неофит (Димитров) (с 24 февраля 2013)

Примечания

  1. Копия книги сохраняется в Уппсале и почитается у шведов как священный Кодекс Аргентум.
  2. Матковски, Ал. Односите помегу Охридската архиепископија и османската држава. — ГИНИ. Т. XVI, No 2.
  3. Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 118—119, 122
  4. Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 120
  5. ↑ Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 122
  6. ↑ Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 123
  7. Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 124
  8. Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 129
К прочтению  Церковь празднует память священномученика аркадия, епископа бежецкого

Исторический очерк

После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата. По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор ( г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский. По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявлена Константинопольским Патриархатом схизматической. Только в г. схизма была снята, а в г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

История

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на территории сегодняшней Болгарии, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал.

Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В  г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в  г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь


Епархии Болгарской православной церкви.

В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви — самой многочисленной православной организации страны. Несмотря на произошедший в 1992 году при содействии политической власти раскол, когда часть иерархов выступила против Патриарха Максима, обвинив его в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию посчитав неканонической, а также образование раскольниками альтернативного Синода, большинство священнослужителей не присоединилось расколу. В 1990-е годы канонические иерархи Болгарской православной церкви официально не признавались государством, а почти всё недвижимое имущество церкви (кроме храмов) было передано в распоряжение раскольникам. В году, бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашён альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского)[источник не указан 2258 дней].

К прочтению  Святитель тихон, патриарх московский

На Всеправославном совещании в 1998 году часть большинство иерархии во главе с Пименом принята в лоно канонической Церкви. а в 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской православной церкви, а в 2012 году принёс покаяние глава Альтернативного синода, что и можно считать завершеним раскола[источник не указан 2258 дней].

9 декабря 2011 года Совет министров Болгарии принял решение выделить в 2012 году из государственного бюджета на нужды Болгарской православной церкви около 880 тысяч евро. На ремонт церковных зданий национального значения будет выделено 150 тысяч евро. Почти 300 тысяч евро (597 тысяч левов) отдельно будут выделены знаменитому Рильскому монастырю. В настоящее время православные священнослужители с высшим образованием (то есть окончившие духовную академию) получают по 300 левов, а окончившие духовную семинарию — 240 левов. В больших городах священники могут получать 1500—2500 левов благодаря требам, прежде всего венчаниям и крещениям, а в сельских приходах доход священников часто ограничивается одной лишь зарплатой.

Болгарская старостильная церковь

Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря[источник не указан 2258 дней].

В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих[источник не указан 2258 дней].

Старообрядцы

На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: