В беларуси вынесены два новых смертных приговора

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть «покорна высшим властям» (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20. 25). Но человеческая греховность порождает преступления — нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях.

Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Необходимо также признать, что подчас преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы использовать их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия, может становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, – терроризм и тому подобное.

Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.

Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15. 17).

Три расстрела

Как сообщают правозащитники, в этом году было приведено в исполнение три смертных приговора.

«Сейчас в камере смертников находится Павлов, в отношении которого приговор вступил в законную силу, а также убийца ребенка из Лунинца. В отношении него приговор не вступил в законную силу», – сказали правозащитники.

Как ранее сообщалось, в этом году были расстреляны трое убийц, которым назначили смертную казнь, – это два фигуранта «заказного» преступления, когда на улице Алибегова была убита молодая пара. Кроме этого, суд признал их виновными в еще одном убийстве – мужчины из Колодищ. Вячеслав Сухарко и Александр Жильников обжаловали приговор, однако Верховный суд оставил его в силе. По данным правозащитников, приговор был приведен в исполнение.

19 декабря стало известно о смерти Александра Осиповича, который убил двух девушек в Бобруйске. По информации прокурора, приговор в отношении него был приведен в исполнение 17 декабря. 

Какие дела были рассмотрены Общецерковным судом в этот раз?

Итак, 17 мая 2010 года в трапезных палатах Храма Христа Спасителя прошло первое заседание Общецерковного Суда Русской Православной Церкви. В ходе этого заседания Общецерковный суд Русской Православной Церкви рассмотрел четыре дела:

  • апелляционную жалобу запрещенного клирика Воронежской епархии священника Андрея Васильевича Шереметова на решение епархиального суда Воронежской епархии о его извержении из сана;
  • дело о запрещении в священнослужении клирика Хабаровской епархии священника Валерия Владимировича Паташенко, переданное в Общецерковный суд для окончательного решения архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком;
  • в порядке надзора решение епархиального церковного суда Ростовской-на-Дону епархии о признании клирика епархии протоиерея Александра Владимировича Тимченко виновным в нарушении правила святых Апостолов 27-го в ходе инцидента 22.05.2009 г. на территории Введенского прихода г. Ростова-на-Дону;
  • в первой инстанции заявление клирика Псковской епархии протоиерея П.А. Адельгейма о церковных правонарушениях настоятеля храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии священника С.И. Иванова — в виде составления и подписания недействительного протокола Приходского собрания от 14.03.2008 г., а также незаконного исключения из состава приходского собрания храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии ряда членов, в том числе протоиерея П.А. Адельгейма; и управляющего Псковской епархией митрополита Псковского и Великолукского Евсевия в виде утверждения упомянутого недействительного протокола;
К прочтению  Как устроена русская православная церковь

Таким образом на первом заседании Общецерковного суда были по сути исполнены все из возможных функций этой церковной судебной инстанции. В первом случае была рассмотрена апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, во втором дело переданное епархиальным архиереем для окончательного решения, в третьем осуществлено надзорное производство и, наконец, в четвертом дело в первой инстанции с обвинением в церковном правонарушении архиерея и клирика его епархии.

Игумен Савва (Тутунов)

Вот как, специально для портала «Православие и мир«, прокомментировал рассмотренные дела секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов):

«Наибольшего внимания судей потребовало дело, касающееся дисциплинарного взыскания в отношении одного из клириков Ростовской-на-Дону епархии. Оно было наиболее насыщенным и, можно сказать, сложным. Внимательное изучения дела позволило судьям Общецерковного суда придти к выводу о неправомерности решения епархиального суда.

Что касается дела, связанного с обращением клирика Псковской епархии протоиерея Павла Адельгейма, то сложности в нем особой не было, тем более, что факты уже были установлены светским следствием. Особо упомянуть о нем есть смысл лишь потому, что заявитель публикует в «Живом Журнале» пространные комментарии относительно состоявшегося решения Общецерковного суда. Полагаю, что публикация решения суда все расставит на свои места«.

Судебная система Русской Православной Церкви. Инфографика журнала Встреча

Илья Костев: «Я сожалею, что своими руками сломал судьбу своего брата»

Илья Костев также не согласен с тем, что имело место месть и с рядом других квалификаций. 

«Мы сожалеем с братом о том, что сделали, и о том, что я лично своими руками сломал судьбу своего брата. Я каждый лень просыпаюсь с мыслью, что можно было бы изменить тот день, но ничего нельзя изменить. Я прошу быть более гуманным даже не по отношению ко мне, а к моему брату, ведь он ещё ребёнок. Каждый человек заслуживает исправления. Это ужасное преступление произошло по моей вине.

Я не могу до сих поверить в то, что произошло, я не могу найти логическое объяснения тому, что произошло в ту ночь, что я убил человека. Я всегда был весёлым и никогда никому не желал зла, особенно смерти. Я хочу воспользоваться шансом попросить прощения за ту боль что я причинил. Только я. За те испытания и слезы, которые мы принесли по моей вине. Но просить – это не значит забыть, а дать шанс на искупление вины. Я хотел вам написать письмо, но у меня не хватило сил это сделать (ред.– письмо потерпевшим). Я понимаю, мои слова раскаяния не нужны, они не вернут вашу дочь.

Когда мне было два года, умер мой старший брат Руслан. В три года умер отец. Мать как могла воспитывала нас, но четверых детей прокормить одной тяжело. С утра до ночи работала в колхозе, и поэтому семья считалась неблагополучной. С 11 лет я уже зарабатывал трудом деньги. Я заботился о младшем брате. Трудности научили нас ценить друг друга. Я закончил лицей по своей инициативе. Я стремился к лучшей жизни. Мама и сестра научили меня любить жизнь.

Высокий суд, я не пытаюсь вызвать жалость, я хочу понимания. Я постоянно думаю о том, что совершил. Я буду всегда винить только себя. Я прошу быть помягче со Стасом. Мы готовы нести наказание, но я не теряю надежды на то, что оно будет справедливым. Ведь люди должны нести ответственность за свои поступки, этим мы отличается от зверей. Дайте мне лишение свободы, это справедливее, чем высшая мера. Если вы считаете, что мы не заслуживаем, то дайте мне казнь, а брату сохраните жизнь. Каждый человек заслуживает шанс на искупление своих ошибок», – сказал 21-летний Илья Костев в последнем слове в последней судебной инстанции.

К прочтению  Православие в испании: есть ли у нас будущее?

Референдум 1996 года и общественное мнение

В таких сложных вопросах мнение общества конечно важно, но политическое руководство должно ответственность брать на себя, а не перекладывать на людей, так как вопрос смертной казни лежит в эмоциональной плоскости. Ни в одном государстве мира смертная казнь не отменялась через референдум

Иногда отмена смертной казни происходила в условиях, когда общественное мнение противилось этому, как, например, в Канаде, Германии, Великобритании. 

Вышеописанные примеры Греции и Франции показывают, что мнение людей по этому вопросу быстро меняется. И думается, вряд ли, в случае отмены смертной казни в Беларуси, белорусы массово вышли бы на площадь в знак протеста. 

Важны также формулировки. Если спросить, поддерживаете ли вы смертную казнь человека, который зверски убил маленького ребенка, вам скорей всего ответят «Да». А если спросить, поддерживаете ли вы смертную казнь, зная, что сотни человек в мире были казнены по ошибке и мы не сможем их вернуть, вам скорей всего ответят «Нет».

Во время референдума 1996 года, когда более 80% белорусов высказались за сохранение смертной казни, законодательство Беларуси не предусматривало пожизненного заключения. Максимальным было тюремное заключение сроком на 15 лет. И только в 1997 году уже после референдума в Уголовном кодексе появилось пожизненное заключение. Важно также отметить, что референдум носил рекомендательный характер, и вопрос смертной казни там был не основным, его добавили в довесок. Перед референдумом людям вообще ничего не объясняли в этом сложном вопросе.

За более чем 20 лет с момента референдума общественное мнение в Беларуси изменилось. Уже выросло поколение белорусов, которые только родились в том году и не голосовали на референдуме. 

В Конституции Беларуси есть статья 24, гласящая, что смертная казнь носит временный характер. Конституционный суд наделил парламент или президента правом самостоятельно принять решение о введении моратория на смертную казнь, достаточно только их решения.

И еще несколько весомых аргументов за отмену смертной казни

Смертная казнь как пытки для родственников осужденных

Смертная казнь в Беларуси скрыта за завесой тайны. Тело расстрелянного не выдается семье для погребения, место его захоронения не сообщается. Родственники казненного испытывают глубочайший стресс. Получив извещение, что приговор исполнен, они объезжают все городские кладбища в поисках свежих могил. Например, известно, что так могилу искала мать расстрелянного Андрея Жука Светлана Жук. Комитет по правам человека ООН признал процедуру применения смертной казни в Беларуси бесчеловечной по отношению к родственникам казненных.

«Судебная лотерея»

Любая развитая государственная правовая система должна гарантировать, что виновный получит надлежащее наказание, а также должна исключить вероятность наказания невиновного. Решение о применении смертной казни или любого другого наказания принимают судьи, прокуроры, то есть люди, которые могут ошибаться, могут быть или не быть предвзятыми. Ни одна судебная система в мире не является совершенной. Вместе с тем смертная казнь – необратима, и в случае судебной ошибки жизнь человека не вернешь.

Известны сотни случаев доказанных судебных ошибок. Например, в тех же США, где в ряде штатов все еще практикуется смертная казнь, с развитием технологий, благодаря анализу ДНК и других доказательств выяснилось, что сотни людей были приговорены к смерти ошибочно. А это страна, где развита система права и есть независимые суды. 

В Беларуси наиболее яркий пример — «дело Михасевича». В 1970-1980-х Геннадий Михасевич убил 36 женщин в Витебской области ­– и за его преступления были осуждены 14 невинных человек. Один из них был расстрелян.

Фестиваль «Рок за жизнь» в Минске, 2019 год

Протоиерей Глеб Каледа: Не нами дана жизнь, и не нам ее отнимать

(† 1994) профессор, один из первых священников, возродивших окормление тюрем православным духовенством, неоднократно один на один беседовавший в камере смертников с приговоренными к высшей мере .

Что-то охватило мою душу, что-то коснулось меня, и я невольно прошептал:Когда впервые начальник тюрьмы ввел меня в шестой коридор — коридор смертников, я увидел серо-зеленые стены, сводчатый потолок да узкие двери с тремя замками. Никого из людей. За нами захлопнулись стальные двери.

«Здесь другая атмосфера, дух другой», — подразумевая остальную тюрьму. «Да, конечно», — тихо вторил мне начальник тюрьмы.

С другой стороны коридора лязгнула дверь, и на нас посмотрел дежурный надзиратель. Здесь лица надзирателей ничего не говорят.

В этом коридоре узкие камеры, в которых сидит 20 человек, приговоренных к расстрелу. Я бывал в этих камерах и разговаривал с сидящими здесь смертниками. Кое-кто из них крестился.
С какой силой во время крещения на память читал Символ веры в тюремном храме ожидающий свою казнь смертник Григорий.

«Тебе, Дима, не здесь сидеть, а быть бы катехизатором на воле», — я готовил его к крещению.
Судьи приговаривают к расстрелу одного человека, а палачи расстреливают другого, правда, с той же фамилией.
Мои смертники всегда со мною.
В шестом коридоре нет пустых разговоров. Здесь живут по другую сторону жизни.
Вот здесь, в шестом коридоре, можно учиться страху смертному.
Вот здесь, в шестом коридоре, очень полезно потрудиться монашествующей братии.

Не нами дана жизнь, и не нам ее отнимать — для православного здесь все ясно. Но мы не задумываемся о том, что калечим души тех, кому вменяем в обязанность (или разрешаем) быть палачами. Приговорами к высшей мере наказания мы воспитываем в сознании людей возможность убийства по своему или чужому решению, мы плодим палачей. За небольшую сумму стало возможным договориться об убийстве любой неугодной кому-то личности. Последние ступеньки моральной деградации нации. («Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника)

Гособвинитель: Костевы представляют исключительную опасность для общества

Гособвинитель, прокурор Анатолий Метельский говорит о том, что виновность братьев Костевых подтверждена доказательствами. Во время предварительного следствия они давали показания, добровольно, в присутствии защитников, без принуждения.

Объем и стоимость имущества судом были установлена объективно, при этом учитывалась и оценка Белгосстраха. Доводы защитника Ильи о том, что Костев не имел мотива воровать телефон, необоснованна. Три свидетеля видели как Костев самовольно забрал у Софиной телефон, а вернул его только после задержания.

Допустимость и достоверность доказательств не вызывает сомнения.

Квалификация совершенного правильная: как убийство лица, совершавшего общественный долг, что означает, что убийство совершено с целью препятствования осуществлению лицом своей служебной деятельности и общественного долга.

Предварительное следствие показало, что братья имели неприязнь к Кострице.

Поскольку убийство совершено группой лиц, то подсчет числа, кто больше, кто меньше совершил ударов, не имеет смысла.

Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела. Доводы, что на суд оказывалось давление — это давление предусмотрено законом. Перед судом стороны соревнуются, то есть оказывают давление, и суд, рассмотрев обе стороны в совещательной комнате – вынес решение.

Суд учел данные лиц Костевых. Они совершали преступления. По месту жительства характеризуются отрицательно. Один страдает синдромом зависимости от алкоголя. В колледже имел пропуски занятий без уважительных причин. Официально Илья нигде не трудоустроен, живет за счет случайных заработков Станислав также состоит на учете у нарколога. Склонен к бродяжничеству.

Поэтому Костевы представляют исключительную опасность для общества и назначение им смертной казни является справедливым. Прокурор говорит о том, что приговор Могилевского областного суда нужно оставить без изменений.

Решение: приговор Могилевского областного суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Осужденные в течение 10 суток могут обратиться к президенту с прошением о помиловании. Однако известно, что из сотен смертных приговоров Лукашенко отменил лишь один!

На данный момент исполнение смертного приговора в Беларуси еще ждут Виктор Сергель из Лунинца и осужденный на смертную казнь 30 июля 2019 года Виктор Павлов с Витебщины.

Еще один смертный приговор был вынесен в этом году, 6 марта, Минским областным судом в Слуцке 29-летнему Виктору Скрундику. Апелляционное рассмотрение его жалобы в Верховном суде назначено на 30 июня в 9:30.

Также в Могилевском областном суде продолжается рассмотрение громкого уголовного дела по массовому убийству 15-летней давности, где сразу четырем обвиняемым грозит смертная казнь. 

На скамье подсудимых, как и 13 лет назад – Павел Павлюченко, Сергей Юшкевич, Николай Ракутин и Геннадий Соловьев. Всем грозит высшая мера наказания – расстрел.

ООН, Евросоюз, ОБСЕ и другие международные организации осуждают практику применения смертной казни в Беларуси.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: