Неопубликованные воспоминания об отце иоанне (крестьянкине)

Бог и человек. Пути спасения. Воля Божия и смирение:

Все спасение наше – в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом отношении к живому Богу.

Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции.

Быть с Господом – это значит исполнять волю Божию.

Воля Божия ясна и для всех дана в Священном Писании, и главное дело христианина – жить по заповедям Божиим.

…понимаются… жизненные истины лишь тогда, когда они исполняются самой жизнью…

С нашей стороны нужно и важно иметь внутреннее духовное устремление к желанию исполнять в жизни волю Божию. И поверьте, искренность наших чувств Господь приимет и оправдает

Он, помимо нашего понимания и осмысливания, поведёт по жизни нашу утлую лодчонку Своей твердой рукой.

Живи не как хочется, но как Бог велит. А уж так хорошо видишь во всем этом свое бессилие, так легко возникает самоукорение, а за ним и смирение недалеко следует. И надежда одна на Милость Божию остается. А это как раз то, что и надо.

Ведь главное и основное в жизни – хождение пред Богом и жизнь в Боге, а этому скудость не только не мешает, но способствует развитию в нас упования только на Бога, и верующие не бывают посрамлены.

Наша искусительная пустыня длится всю жизнь. И в этой духовной школе на первых этапах нам даются уроки, из которых мы не во мнении, но в реальной практической жизни должны усвоить беспредельную глубину своей немощи, чтобы, уже избегая всяких прелестных вражиих уловок, предаться Богу, Его силе, мудрости. И сами себя Христу Богу предадим.

Наш старец монастырский говорил о себе: “Я не ученый, а толченый”. Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий.

…нынче дерзких много, а жить надо, спасаться надо, и милость Божия и теперь все та же, но мы огрубели настолько, что только ощутимые удары жизни несколько приводят нас в сознание нашей хрупкости и обращают к Богу.

…хотим ли мы, не хотим ли соглашаться со своей участью и положением, все равно будет так, как даст Промысл Божий, предзря нас теперь и в нашем будущем и ведя нас к исполнению взятых добровольно на себя обетов. И все это во благо нам, и во спасение, и в будущую радость. И по опыту скажу, что, чем скорее мы сердцем примем Богом данное, тем легче нам будет нести благое иго Божие и бремя Его легкое. Тяжелым оно становится от нашего противления внутреннего.

Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. А Бог нас любит больше, чем мы себя, ибо мы в духовном ничего не смыслим и все печемся о теле.

От креста же нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение.

Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд. А нынешнее христианство у многих лишь на кончике языка, пока небо над головой безоблачное.

Бог-то не предаст, да мы-то Его на каждом шагу предаём. У нас одно на языке, другое на уме, третье на деле.

Сейчас лицедейство захлестывает мир, а это вражье. Этого надо бояться. Ложь, фальшь, лукавство – это гибель.

На земле Небесная Правда пригвождается ко кресту.

Вот за чем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием – кому мы в жизни служим, чем живем.

Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом – да еще по неведению своему и недопониманию – разорять.

О нашей правоте в Боге всегда свидетельствует спокойствие духа, которое порождает Святой Дух в душе правой.

…всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать (с умом, конечно).

Да, Закон Божий остается неизменен, но в жизни-то у каждого свой путь и свои ухабы на нем. А Господь каждому стучится в сердце, и когда, и как откликнется человек и откликнется ли, нам знать не дано. У Господа терпения много, а любви и жалости еще больше. Он и ждет, и надеется до конца, и не отступает.

Нет людей на одно лицо, и путей в жизни тьма, и к Богу пути различны. И хорошо, когда человек не действует по стереотипу. Он не сразу определится на свою стезю, но зато верно.

…если цель в жизни определена – спасение души для вечности, – то через все искушения пройдем с благодарением Богу и устоим в Истине.

Труды и работы

Письма архимандрита Иоанна составляют большую часть всех его письменных работ. Некоторые отдельные послания вошли в книги старца, некоторые были собраны и изданы отдельным сборником. Все труды в целом делятся на два тематических направления:

  1. Нравственно-аскетические, например, книга «Опыт построения исповеди», куда вошли вечерние проповеди архимандрита во время Великого Поста. Этот труд содержит теоретическое изложение правильной исповеди, ведь священник должен подготовить прихожан к этому таинству и проведя через исповедь подвести человека к покаянию перед Господом.
  2. Проповеди и слова — это подборка записанных проповедей старца, в которых он разъяснял суть православия прихожанам и предостерегал их от греха. Эти труды написаны с той же любовью, с которой обычно священник принимал людей, он не стремился их обличить, но хотел с любовью донести о них мысль о покаянии. К ним относятся сборник «Так говорил Иоанн Крестьянкин» и «Проповеди. Размышления».

О самом старце также написано немало книг: «Несвятые святые» митрополита Тихона, «Живое предание. Старец Крестьянкин» жизнеописание Ильюнина.

Архимандрит Крестьянкин широко почитается православными людьми по всему миру. Его именуют проповедником и всероссийским старцем, а духовенство говорит о возможной канонизации священника в будущем. Тем не менее, главной заслугой этого выдающегося мудреца была любовь к Господу и к ближнем своим, которой стоит поучится каждому.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Свобода выбора. Добро и зло:

Бог даровал каждому личную свободу, в рабство не стремись сам, и свободу других учись ценить.

Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он Сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее – этой свободы.

Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.

…выбор жизненного пути непременно делать должен каждый человек сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину.

У Бога нет для человека предопределения, – но человек непременно является со-творцом Господу своей жизни. И Господь, назирая жизнь нашу, видит, полезно ли нам продление жизни, во благо ли мы иждиваем дни свои, есть ли еще надежда на покаяние? В жизни нет произвола. И состояние нашей души влияет на сроки нашей земной жизни.

Пожалей себя в первую очередь сам. Без твоего участия Господь не сможет тебя спасти.

Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.

Господь творит только благо, только добро, но воля темной силы и наша человеческая воля, делающая выбор между добром и злом, причина… зла…

Хочется огульной свободы, чтобы как все. Но “как все” – это по стихиям мира сего, а не по Богу. Как все – это страшная болезнь в будущем и горе, которого не избежать.

Ещё никто насилием не достиг ничего доброго. И если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле. А Господь-то есть любовь. И любовь всё живее понимает и чувствует.

Печоры

Как бывший заключенный, отец Иоанн Крестьянкин потерял право жить в Москве. Он поступил в причт псковского Троицкого собора. Однако влияние недавнего зэка на прихожан не нравилась властям, и следующее десятилетие он провел на сельских приходах. Наконец, в 1966 году сбылась мечта двенадцатилетнего мальчика Вани — схиигумен Серафим (Романцов) совершил над ним постриг. Вскоре после этого отца Иоанна ждал очередной перевод, ставший последним в его жизни. С тех пор и до конца жизни он жил в Псково-Печерском Успенском монастыре.

К прочтению  Праведная софия, княгиня слуцкая

В 1973 году отца Иоанна Крестьянкина возвели в сан архимандрита. Несмотря на это, он не занимал никаких постов в обители, ведя жизнь обычного монаха. Но его необыкновенная прозорливость, доброта и красноречие постепенно снискали ему известность далеко за пределами монастыря. К отцу Иоанну за советом ехали люди со всей страны и из-за границы, особенно в последние годы жизни, когда гонения на религию прекратились. Существует немало свидетельств необыкновенных дарований архимандрита Иоанна, словно видевшего будущее обращавшегося к нему со своими проблемами человека и всегда дававшего верный совет.

Начало жизненного пути Иоанна Крестьянкина

Отец Иоанн Крестьянкин родился еще до революции, в 1910 году, и был последним ребенком в простой орловской семье. В крещении младенцу дали имя Иван. С детства он проявлял интерес к религии и церковной службе, прислуживал иподиаконом и уже в 12 лет сказал духовнику о своем желании стать монахом. Однако на дворе стояли 1920-е годы, времена для Церкви нелегкие, и до исполнения мечты Вани о монашеской жизни ему предстояло пережить еще многое.

Иван Крестьянкин получил среднее специальное образование и служил бухгалтером. Его воцерковленность не была секретом и создавала ему немало проблем, из-за чего в конце концов он попал в разряд безработных. В начале 1930-х годов молодой человек приехал в Москву, где продолжил участвовать в церковной жизни, несмотря на постоянную опасность репрессий. Ему удалось найти постоянную работу, а позже получить и московскую прописку, без которой в те годы жить было непросто.

Будущий инок страдал глазной болезнью, что не позволило ему в военные годы попасть на фронт. В это время случилась беда — двоюродный брат Ивана отстал от своей части и, не зная, что делать, пришел к своему родственнику. В военные годы приговор укрывателям дезертиров был однозначным и приводился в исполнение без промедления. После многодневных молитв святителю Николаю Чудотворцу Иван отправился в комендатуру с надеждой испросить для брата помилование. Там ему встретился генерал по имени Николай. Он не только простил Ивана с братом, но и поместил их в госпиталь и назначил паек, спасший молодых людей от голода.

Устроение земной жизни:

Жизнь – это искусство. И нет общего рецепта на все случаи жизни.

Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле и при любых занятиях и на любом месте. Дело не в том, чем мы занимаемся, но как относимся к делу и что для нас главное.

…строя свою жизнь на слезах других, о счастье мечтать не приходится.

…не сетуйте на творчество, это занятие ничем не хуже всякого другого. Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело – во славу Божию проповедовать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело – во славу свою блеснуть, отличиться.

Много всякой техники попустил Господь изобрести человеку, и пользовались ею и многие люди, которые впоследствии признаны в Церкви святыми. И техника не помешала им отдать свои сердца безраздельно Богу. Компьютер – это из той же серии. И одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, другие погибают уже здесь на земле. Так что не бойтесь страха, идеже не бе страх.

Знакомство с Архимандритом Иоанн (Крестьянкин)

Я познакомился с отцом Иоанном осенью 1982 года, когда сразу после крещения приехал в Псково-Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: очень добрый старичок, весьма крепкий (ему тогда было только 72 года), вечно куда-то спешащий, вечно окруженный толпой паломников. Намного более строго аскетически, по-монашески выглядели другие насельники монастыря. Но прошло совсем немного времени, когда я стал понимать, что этот старичок является тем, кого на Руси издревле именовали старцем, — редчайшим и драгоценнейшим явлением в Церкви.

Доверие и послушание — главное правило общения между христианином и его духовным отцом. Конечно же, не по отношению к каждому духовнику можно проявлять полное послушание. Таких духовников единицы. Это на самом деле очень тонкий вопрос. Часто случаются тяжелейшие духовные и жизненные трагедии, когда неразумные священники воображают себя старцами, а их несчастные духовные дети берут на себя непосильное и несвойственное нашему времени полное, абсолютное послушание им. Конечно же, отец Иоанн никогда не диктовал и не заставлял слушать своих духовных советов. К свободному, непритворному послушанию ему приводили человека опыт и время. Он никогда не называл себя старцем. А когда ему об этом говорили, усмехался и отвечал, что сейчас старцев нет, а есть только опытные старички. Он и до сих пор в этом убежден, впрочем, так же, как и я убежден в том, что Господь в его лице послал мне истинного старца, знающего волю Божию обо мне и об обстоятельствах, связанных с моим спасением.

Помню, когда я был еще молодым послушником, в монастыре ко мне подошел один из паломников-москвичей и поведал историю, которой он только что был свидетелем. Отец Иоанн в окружении паломников спешил по монастырскому двору к храму. Вдруг к нему бросилась заплаканная женщина с ребенком лет трех на руках: «Батюшка, благословите на операцию, врачи требуют срочно, в Москве». И тут произошло то, отчего были потрясены и паломник, рассказавший мне историю, и я сам. Отец Иоанн остановился и твердо сказал ей: «Ни в коем случае. Он умрет на операционном столе. Молись, лечи его, но операцию не делай ни в коем случае. Он выздоровеет». И перекрестил младенца.

Мы сидели с паломником и сами ужасались от своих размышлений, предполагая: а вдруг отец Иоанн ошибся? Что, если ребенок умрет? Что мать сделает с отцом Иоанном, если такое случится? Заподозрить отца Иоанна в вульгарном противлении медицине, которое, хоть и редко, но все же встречается в духовной среде, мы, конечно же, не могли: мы знали много случаев, когда отец Иоанн и благословлял и настаивал на операции. Среди его духовных детей было немало известных врачей. Мы с ужасом ждали, что будет дальше. Явится ли в монастырь убитая горем мать и устроит чудовищный скандал, или ничего подобного не произойдет, как предсказал отец Иоанн?

Судя по всему, так и произошло, потому что отец Иоанн по-прежнему продолжал свой ежедневный путь между храмом и кельей в окружении исполненных надежд и благодарности паломников. И нам оставалось только предположить, что отец Иоанн прозрел Промысл Божий об этом младенце, взял на себя великую ответственность за его жизнь, и Господь не посрамил веры и упования своего верного раба.

Этот случай вспомнился мне через десять лет, в 1993 году, когда очень похожая история закончилась, с одной стороны, по-человечески трагически, а с другой, по молитвам отца Иоанна, послужила вечному спасению христианской душе и глубоким уроком для свидетелей этого случая.

Обычно даже при твердой убежденности в правильности и необходимости своих советов батюшка старается увещевать, уговаривать, даже просить и умолять об исполнении того, что, как он знает, необходимо для обратившегося к нему человека. Если же тот упрямо настаивает на своем, то батюшка обычно вздыхает и говорит: «Ну что ж, попробуйте. Делайте, как знаете». И всегда, насколько мне известны подобные случаи, те, кто не исполнял мудрых духовных советов отца Иоанна, в конце концов горько в этом раскаивались и, как правило, приходили к нему в следующий раз с твердым намерением исполнить то, что он скажет. Отец Иоанн с неизменной любовью и сочувствием принимал таких людей, не жалел для них времени и всеми силами старался исправить их ошибку.

Жизнь в Церкви

В Москве протоиерей Александр Воскресенский стал духовным наставником будущего архимандрита, а круг общения включал Александра Москвитина, Василия Серебряникова, Константина Нечаева и Владимира Родина, которые впоследствии займут важные места в жизни РПЦ.

В то время Церковь переживала сложные времена — необходимо было идти на компромисс с властью, регистрировать храмы или же отправляться под арест. Протоиерей Воскресенский сумел наставить молодых людей, убедил не осуждать сотрудничающих служителей с коммунистами и задать будущим священникам правильное направление.

К прочтению  Неделя 1-я великого поста. торжество православия


Книга архимандрита Иоанна Крестьянкина

Войну Иван провел в Москве, где чудом получил прописку. В армию и на фронт юношу не призвали из-за сильной близорукости, а с работы он ушел в 1944 году, полностью посвятив себя служению в храме. После смерти Воскресенского, игумен Соколов стал наставником Крестьянкина и помог ему понять свой дальнейший путь.

В 34 года он занял место псаломщика в столичном храме, а после года ответственной и горячей службы митрополит Крутицкий рукоположил его в сан диакона. Иоанн учился в богословской семинарии, которую окончил экстерном в 1945 году, а через несколько лет закончил и Московскую Духовную Академию.

Годы войны стали для не только временем обучения, но и возрастания — кругом была разруха, нищета и голод и людям был необходим свет Божий, который и нес священник Крестьянкин в мир.

Мирская жизнь

В 1910 году в семье обычной православной семье мещан Крестьянкиных в городе Орле родился 8 и последний ребенок — мальчик Ваня. Он рос болезненным ребенком, часто простужался, и мама не спала много ночей у кроватки мальчика. Несколько раз она видела чудесные сны, в которых святая великомученица Варвара являлась ей и говорила, что Ваня будет служить Господу всю жизнь.


Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Поэтому с детства родители старались приучить ребенка посещать храм, правда отец недолго пробыл с ним — он умер от тяжелой болезни в 1912 году. И без того небогатая семья, после потери кормильца стала жить очень бедно, но тем не менее мама Вани всегда находила возможность приютить дома странствующих монахов или нуждающихся людей.

Так Иван рос в атмосфере добра и любви, регулярно посещая храм. Первой его службой стала должность клирика, хотя до нее Иван уже прислуживал архиепископу Серафиму и был пономарем. Возрастая при храме, мальчик впитывал как губка слова и поступки служителей церкви, так он вместо родного отца обрел несколько духовных.

Важно! Общаясь с монахами, которые часто останавливались в их доме, мальчик принял решение уйти в монастырь, однако, прося благословение у архиерея Никольского услышал, что сначала надо получить образование и сан священника

Молодость

Закончив среднюю школу в 1929 году, Иван Крестьянкин решил получать образование бухгалтера, для чего закончил специализированные курсы. Получив диплом, он стал работать по специальности в родном городе, но понял, что внеурочная работа мешает служению в церкви.

Несмотря на молодой возраст Иван отличался рассудительностью и это привлекало к нему всех, на работе совета юноши совета спрашивали опытные сотрудники. Он при этом всегда оставался открытым и добрым по отношению ко всем. Несмотря на это, за очередной отказ работать в праздничные дни Иван был уволен с волчьим билетом — работу в Орле он больше найти не смог.

По благословению старицы Логиновой он переехал в 1932 году в Москву, где стал главным бухгалтером на государственном предприятии. График новой работы был более спокойный и молодой человек смог беспрепятственно влиться в церковную жизнь.

Несмотря на многочисленные искушения столичной жизни Иван хранил чистоту и регулярно посещал собрания, отказываясь от молодежных вечеринок и свиданий. Среди разгула и лозунгов о коммунизме, будущий архимандрит сохранил своего внутреннего человека и веру в Христа.

Дружба и влюбленность. Семья. Воспитание детей:

Дружите, не переходя границ дозволенного. Ведь, если в основание семьи положить грех, то ожидать благоденствия уже не приходится.

Берегите ваши добрые отношения и не нарушайте их ни разрывом, ни недозволенными поступками. Берегите друг друга.

Помните только оба, чтобы в фундамент создания семьи не заложить грех сближения преждевременного, иначе трудно будет строить то, на что Вы простираетесь в своем желании. И еще помните, что счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон. Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом – будет созидаться семья.

Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием…

…материнская молитва для детей – на всю жизнь помощь.

С детьми было бы проще, если бы они не были в своих устремлениях предоставлены сами себе. Ведь все можно иметь: и телевизор, и магнитофон, но все должно быть на своем месте, и ничто не должно обладать нами. А сейчас вещи начинают обладать душами людей. Вот на какую мишуру улавливает души враг рода человеческого. Не оставляйте детей и их воспитание на самотек, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, елико возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.

Их учили всему, кроме того, в Ком кроется сила жизни. Они не знают Бога. И вот попускает Господь молодому поколению реально познать насилие злой темной силы, но и тогда не все начинают обращаться и искать спасения в Боге. Молитесь с надеждой и живой верой, но предавая себя и чад своих воле Божией.

Пастырь времен «оттепели»

Родившийся 11 апреля 1910 г. в городе Орле, отец Иоанн был восьмым ребенком в семье. Семья была верующая, в церковь его водили с самого рождения. Самые яркие впечатления детства были связаны с храмом.

Первым его «служением» стало служение иподиакона. А в 12 лет мальчик впервые высказал сокровенную мечту — стать монахом. И тогда будущий новомученик, Елецкий епископ Николай (Никольский), положив руку на голову ребенка, напутствовал его: сначала окончить школу, поработать, затем приять сан и послужить, и только потом, со временем, стать монахом.

Выпавшие на долю Церкви в начале века испытания, отозвавшиеся и в Орле закрытием храмов, непривычной тишиной в праздничные дни, когда молчали колокола, напряженным ожиданием грядущих бед и показательными процессами над священниками и епископами Серафимом (Остроумовым) и Николаем (Никольским), только укрепили желание Ивана послужить Господу тогда, когда Церковь теряет лучших.

Мечта исполнилась. 14 января 1945 года в Воскресенском храме на Ваганьковом кладбище митрополит Николай (Ярушевич), один из четырех архиереев Русской Православной Церкви, оставшихся в живых после гонений, посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Затем наступили 50-е… Давление на Церковь со стороны системы стало в те годы более изощренным, замаскированным, а исповедничество требовало не меньшего мужества, чем во времена массовых репрессий.

…Это случилось в 1950-м. Приближалось время окончания духовной академии, была написана и кандидатская работа о преподобном Серафиме Саровском, но защитить ее отец Иоанн не успел, не дали. В ночь с 29 на 30 апреля, как обыкновенно это происходило в те времена, в его комнате в Большом Козихинском был устроен обыск. Два месяца на Лубянке: нелепые обвинения, жестокость следователя, лжесвидетельства…

Затем — камера-одиночка в Лефортовской тюрьме, заключение в Бутырской — в камере с уголовными преступниками и семь лет исправительно-трудовых лагерей… Архангельская область, знаменитый разъезд Черная Речка. А там – барак, непосильный труд на лесоповале и особое «распределение» — «санитарная обработка», т.е. многочасовое пропаривание одежды заключенных в особой камере при очень высокой температуре.

Но что помнилось ему об этом времени? — Молитва, под самым потолком на третьем ярусе нар, тайные воскресные службы в заброшенном недостроенном бараке, радость в моменты, когда уважение к священнику нежданно-негаданно просыпалось в душах главарей лагерной шпаны…

В 1955 году, по досрочном возвращении из лагеря, он был назначен в Псковскую епархию, затем — Рязанскую. 10 июня 1966 года в Сухуми отец Иоанн принял монашество. Постриг над ним совершал глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов).

5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псков-Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — в сан архимандрита. Почти сорок лет отец Иоанн оставался насельником Псково-Печерского монастыря.

В 70-е – 80-е годы, когда органы государственной безопасности стремились установить контроль над жизнью людей, отцу Иоанну вновь пришлось пить от Чаши страданий. Теперь он разделял бескровное мученичество со своими воспитанниками, державшими «оборону» от мира.

Господь наградил его многими духовными дарованиями, и наиболее явным для окружающих был дар прозорливости. Отец Иоанн предвидел события в жизни близких людей, часто указывая на возможные опасности, и, обычно приучая людей к личной ответственности, в некоторых исключительных случаях все же требовал неукоснительного исполнения своих благословений.

Со временем люди, отказавшиеся от послушания своему духовнику, имели возможность убедиться в том, что отец Иоанн имеет основания для такой требовательности: он не говорил от себя. И при этом батюшка сохранял необыкновенную скромность, отзываясь о себе так: «Ну, какой я старец? Вот видели бы вы настоящих старцев!»

К прочтению  Канон святому великомученику георгию победоносцу на обновление храма в лидде

Тысячи людей в России помнят об отце Иоанне как о священнике, согревавшем всех и помогавшем прорваться к свету через потемки времен «застоя». Как напутствие всем нам звучат его слова о пути спасения в современном мире:

Особенным был и его уход из мира. Обычно так уходят к Богу праведники: казалось, что он блаженно и тихо уснул, сразу после причастия в день, когда Русская Православная Церковь чтит память Исповедников и новомучеников российских… Это был и его день.

Вера, упование на промысел Божий, современность и эсхатология:

Вера – это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью.

Миром правит только Промысл Божий, и в этом – спасение верующему человеку, и в этом – сила, чтобы перенести земные скорби.

Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих его.

Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим.

Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога. Сохранять верность высшей цели, верность и преданность Святому Православию надо и можно, несмотря на внешне враждебные тому обстоятельства.

Нам дано знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды и что Он милосерден беспредельно.

Надежда с верой – светильники в жизни нашей. А Господь – милость и любовь. На это и надеемся.

У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.

Наше хромание духовное на оба колена: по-Божьи жить не могу, а часто и не хочу, – дает простор той печати, которой так все боятся. Но печать эта не внешняя, а ум, сердце, душа грехом печатается, так что ничто Божье уже не войдет в душу. А паспорта, карточки – это все кесарево. И по слову Господа Богу Богово дайте, а кесарю кесарево.

…ни на какие пророчества не реагируй. Все, что будет в жизни, примем от Господа.

Я ведь человек-то старый, и во времена моей молодости, когда явно сокрушались устои былой жизни, облагодатствованные люди не дерзали объявить то время концом истории.

Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни.

…враг… окрадывает Вас, сбивая с единственно истинного христианского спасительного пути к мятежным политическим страстям…

…нет власти не от Бога. Святитель Нонн в свою бытность на кафедре пережил две смены власти. И правителя язычника, и православного правителя он одинаково встречал с крестом и приветственным словом. Но язычника он приветствовал как бич в руке Божией, а православного как милость и благословение Божие.

Святейший Патриарх Алексий I на мой вопрос, как поступать, когда внешние и внутренние смутьяны требуют хождения во след их, ответил:

– Дорогой батюшка! Что дал я Вам, когда рукополагал?

– Служебник.

– Так вот, все, что там написано, исполняйте, а все, что затем находит, терпите.

Вот Вам и ответ.

Кампания против ИНН

Иоанн Крестьянкин, книги которого в 2000-х годах уже стали активно издавать, имел значительный общественный вес.

В 2001 году он выступил против кампании по отказу от ИНН. Многие священнослужители тогда утверждали, что людям пытаются присвоить безликий номер вместо христианского имени. Таким образом уничтожают в них духовность.

Крестьянкин утверждал, что в глазах Бога человек не может потерять своего христианского имени. В качестве примера он приводит десятки и сотни священников и простых верующих, которые погибли в сталинских лагерях. Об их имени все забыли, в отчетах и документах они значились только под безликим номером, но Бог их, безусловно, принял. Ведь мирские дела и заботы Его мало волнуют. Причем многие из них стали мучениками, а некоторые даже были причислены к лику святых.

Бога интересует только человеческая душа – утверждал Иоанн Крестьянкин. Исповедь, причастие, молитва – если человек будет соблюдать эти незамысловатые обряды, то Бог о нем ни в коем случае не забудет.

Книги архим. Иоанна Крестьянкина

Литературно наследие отца Иоанна достаточно обширно: им написано множество проповедей, сочинение «Размышление о бессмертной душе», книги «Опыт построения исповеди», «Настольная книга для монашествующих и мирян», ряд небольших произведений.

Больше всего известна книга Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Это цикл бесед о заповедях Декалога и заповедях блаженств. Первоначально эти беседы о. Иоанн проводил с паломниками перед исповедью; затем он систематизировал свои записи; на их основе и была создана эта книга.

Издано несколько сборников проповедей отца Иоанна на двунадесятые праздники, дни великого поста и праздники пасхального цикла и по другим случаям, а также сборник его писем. Еще одним собранием писем можно считать книгу поздравлений – эти открытки с поздравлениями и краткими духовными советами отец Иоанн посылал их друзьям и духовным чадам к Пасхе и Рождеству.

«Настольная книга для монашествующих и мирян» была составлена архим. Иоанном Крестьянкиным из отрывков различных аскетических творений.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) так отзывается об отце Иоанне, наставившем его на путь монашества: «Главным духовным качеством о. Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и неколебимая вера во всеблагий и совершенный Промысел Божий… Отец Иоанн – один из очень немногих живших в наше время людей, которым Господь открывал Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и мире».

Преследование

Видный священник, который горячо служил Господу и отказывался идти на компромисс с властью долго был под наблюдением у НКВД. И в 1950 году был арестован, проведя под следствием на Лубянке и в Лефортово 4 месяца. Как и всех христиан священника Иоанна пытались заставить сотрудничать многочисленными доносами, клеветой и ложными обвинениями.

Однако будущий старец кротко, но твердо стоял на своем, любя относясь к своим мучителям. Тем не менее, 8 октября над ним состоялся суд, который приговорил диакона к 7 годам лишения свободы в лагере строго режима по статье 58-10 УК СССР. После суда священника отправили в Архангельскую область, на разъезд Черная Речка, где шел лесоповал.

Интересно! Сокамерники запомнили священника стремительным, аккуратным и любящим. К нему приходили за помощью и молитвой все, и сокамерники, и другие арестанты. Несмотря на мучения в лагере, глаза Ивана, как вспоминает сокамерник Владимир Сабо, всегда излучали тепло и любовь, оставаясь сверкающими.

Несмотря на уважение арестантов, священника заставляли тяжело работать на лесоповале, где здоровье сильно пострадало. Весной 1953 года он был переведен в инвалидное подразделение, где работал бухгалтером. Зимой 1955 года он был условно освобожден за хорошее поведение.

Служение в епархиях

Несмотря на досрочное освобождение, возвращаться в Москву Иоанну Крестьянкину не разрешили. Он отправился в Псковскую епархию и стал служить в Троицком поместном соборе. В 1950-е года церковь особенно страдала от притеснений, поэтому контроль за всеми священнослужителями был невероятно жесткий.

Из-за своей активной деятельности священник быстро попал в поле зрения служб и был вынужден покинуть в 1957 году Псков немедленно, опасаясь повторного заключения. Свое служение Иоанн продолжил в сельском приходе в Рязанской области.


Отец Иоанн Крестьянкин в монастырской обители

В Троицком храме в селе Троица-Пеленица, а после в селе Летово он служил вторым священником и стремился помогать людям, которые нуждались не только в еде, но и в духовной пище среди разгула атеизма. В июне 1962 года Иоанна перевели на службу в село Борец, а после в Некрасовку, где прослужил около 4 лет.

Быстрая смена мест деятельности была связана с тем, что деятельного священника не желали видеть в своем округе власти. Ведь Иоанн Крестьянкин не только прекрасно проповедовал и заставлял людей обращаться от атеизма к Господу, он, благодаря своему образованию бухгалтера, быстро приводил церковные дела в порядок и начинал заниматься хозяйственным обустройством и восстановлением храмов.

Последний приход был в городе Касимов, где в Никольском храме он прослужил всего 2 месяца — опасаясь преследования и исполняя свою детскую мечту он принял монашеский постриг под руководством и по благословению Глинского старца Серафима.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: