Архимандрит савва тутунов: в церкви занимаюсь тем же, чем занимался в науке

Четки как мерило Церкви?

Проблема субкультуризации Православия с точки зрения отца Саввы не слишком болезненна. Например, во Франции, где он родился и вырос, по его словам, «Православие само по себе является неким гетто — приход не связан с внешним миром». Это не мешает молодым людям внешне ничуть не отличаться от своих нецерковных сверстников.

Трудность начинается не с субкультуризации, а когда церковная община навязывает человеку некий образ жизни:

— Церковь приемлет очень многое. Если мы говорим, что православный молодой человек должен быть только в кирзовых сапогах, с четками а-ля монах, рюкзачком, молитвословом и засаленными волосами — то это становится проблемой. Но то, что такие люди есть… их не надо принимать? Не думаю, что считается, будто мерилом Церкви является такой молодой человек.

Тлетворное влияние бабушек

После этого небольшого вступления отец Савва предложил начать живой диалог — задавать вопросы и высказывать свои соображения о том, что такое приходская жизнь, молодежные движения, чем отличаются православные молодежные движения от светских.

Первый же вопрос касался простейшей формы приходской жизни — конфликтов с пожилыми прихожанками: «Возможно ли искоренить на приходах тлетворное влияние бабушек на молодежь и детей?» Под тлетворным влиянием бабушек в данном случае понимаются строгие и подчас оскорбительные высказывания, которые подчас отталкивают молодых людей, ожидающих к себе бережного отношения.

— Во-первых, давайте будем помнить, что многие бабушки Церковь сохранили. Никогда не будет лишним поблагодарить их за то, что они это сделали, — напомнил отец Савва. — Во-вторых, я бы не сказал, что это повсеместно. Я знаю у нас на приходе одного не сильно пожилого человека, у которого тяжелый характер. Но это его личный характер. А в целом у нас бабушки хорошие.

Архимандрит Савва (Тутунов). Причастие в приходском храме

Церковь — это жизнь

Фото Анны Гальпериной

— Я тут гулял во дворе и думал, с чего бы начать. Что мы понимаем под церковностью? жизнью в Церкви? Приходской жизнью? Есть люди, которые ходят на Пасху и Рождество, причащаются или не причащаются, два раза в год — это церковная жизнь или не церковная?

Есть люди, которые ходят каждую неделю, раз в месяц или даже чаще причащаются, дома читают утреннее и вечернее правило, Евангелие — можем ли мы это сразу охарактеризовать как церковную жизнь?

В чем должна проявляться церковность? Когда мы вышли из храма, послушали проповедь батюшки, причастились, что-то почитали — как это должно претворяться в каждодневную жизнь?

Я для себя сформулировал тезис, мои прихожане его уже слышали: Церковь — это жизнь, Церковь может быть только жизнью, во всем жизнью.

Я буду слушать твою чушь, если у тебя седая борода

– Почему мы боимся быть обычными людьми с нормальными человеческими проявлениями, а ищем во всем подряд какие-то духовные смыслы?

Проще надо ко всему относиться. Дело в том, что наша духовная литература порой играет с нами дурную шутку. Ведь это всё тексты, написанные монахами и для монахов. А монахи древности и средневековья писали те книги, в которых отражены их духовные упражнения: их уровня и того церковного, монастырского контекста, в котором они жили. Не всегда это подходит не только мирянам, но даже монахам нашего времени, потому что довольно часто мы даже понятия не имеем, что это были за духовные упражнения.

Вот Иоанн Лествичник пишет о смирении. Мы читаем с восторгом и упоением, но привносим в это понятие свое значение, может быть даже ошибочное, неверное, опасное. А потом жалобы: Лествичник в депрессию ввел. Лествичник тут ни при чем. Он писал свою книгу, имея в виду конкретных людей, своих современников – синайских монахов. Ему и в голову не могло прийти, что его книгу станут читать миряне, тем более женщины с детьми на руках или даже светские священники. Мы не берем в расчет такие очевидные вещи и потому сами себя мучаем.

Архимандрит Савва Мажуко. Фото: Facebook

И здесь огромное поле работы для современных публицистов и богословов: нормальным современным русским языком проговорить те опыты, которые составляют самую суть христианской жизни. Если хотите, это работа переводчика со средневекового церковного на современный язык. И в этом усилии мы сами находим адекватный язык для разговора на эти тончайшие темы. Современный христианский публицист должен позволить себе это благородное служение – создавать язык благовестия, понятный современнику.

К прочтению  Защита окружающей среды в современном мире

То, о чем я пишу – это попытка показать, что о духовных вещах можно говорить современным языком. И мне хочется разбудить авторов, которые тоже бы экспериментировали с языком, воцерковляли современный язык. И не нужно бояться этого дела.

Говоря о языке, я не имею в виду только литературу, речь разговорную или письменную. Это еще и язык жестов, стиль общения, приемлемые формы взаимоотношений между христианами, какие бы иерархические ступени они ни занимали. Этот поиск для нас жизненно важен, потому что из-за приверженности старым формам мы теряем вечно молодое содержание. Мы сами обкрадываем себя!

Как говорят проповедь в обычной церкви? Теми словами и интонациями, которыми нормальные люди не говорят: «Так давайте же и мы последуем подвигу мучеников Галактиона и Епистимии, оставим все и возблагодарим…» – мы же так не разговариваем! Сегодня это звучит очень фальшиво! А если интонация фальшивая, значит, и содержание этой речи, как бы прекрасна и правдива она ни была, вызовет у человека с тонким чутьем отторжение, потому что люди не терпят вранья!

К сожалению, это так. Но мы прикипаем к этим формам, и это приводит очень часто к некоторой «духовной шизофрении», когда ты здесь один, а дома другой. Или к манипуляциям, связанным с теми же самыми формами: я буду тебя слушать, если у тебя длинная седая борода, какую бы ты чушь ни нес.

Фото: Свято-Никольский мужской монастырь г. Гомель / Facebook

Есть YouTube-канал «Воспитание детей. Православный взгляд». 50 000 просмотров – для религиозной программы что-то неслыханное! Сидит бармалей какой-то, сам себя рукоположивший, в схимнической шапке, на фоне икон и несет такую пургу, что минуты достаточно, чтобы просто упасть в обморок. 50 000 просмотров! Но у него «товарный вид»: длинная седая борода, он говорит загадочно, он схимник, – то есть это раскрученный бренд, трогающий чуткое сердце потребителя.

У меня был недавно случай. На улице подошла ко мне женщина во дворе монастырском: «Батюшка, у меня вопрос…», – и тут идет мимо отец Павел наш, а у него седая борода. И она говорит: «Ой, извините! Я у батюшки спрошу!» – и тут же переключилась на «настоящего батюшку». Мошенники и самозванцы очень четко понимают вес этих брендовых маркеров, и просто с помощью эксплуатации этих форм они сводят людей с ума. А это неправильно.

Когда нужна конфронтация с культурой?

Особенно живо обсуждали диалог Церкви с современной культурой — многим молодым людям кажется, что между Церковью и культурой существует конфронтация. Отец Савва отнесся к этой проблеме скептически:

Есть такая светская культура, с которой лучше находится в конфронтации. Возьмем прекрасную античную культуру — иногда она была абсолютно безнравственной. Есть канон, согласно которому христианину нельзя ходить в театр. Мы помним, почему был такой канон, какой тогда был театр. Но в принципе-то сегодня в кинотеатрах есть такие фильмы, которые сегодня могли бы подпасть под это каноническое законодательство по своему нравственному содержанию.

Так что тут вопрос не противостояния с культурой, а ее нравственной оценки.

Скорее, можно сказать, что недостаточно диалога. Хотя какие-то опыты есть. Отец Максим Козлов что-то пытался у себя организовать — как я понял, достаточно успешно. Насколько я знаю, отец Всеволод Чаплин что-то старается делать у себя на приходе с Маратом Гельманом. Но это происходит только эпизодически.

Правда, отец Савва признался, что ему лично современная культура, особенно изобразительное искусство, просто не нравится.

С другой стороны, и сама современная культура — эпизод, — заметил он. — Это не нечто массовое. Поэтому нет и массового диалога Церкви и современной культуры. Массовая современная культура — это кинематограф, немногие писатели… Певцы. Как вы себе представляете диалог с какой-нибудь современной или даже не современной группой? С «Тату»? Или с «Раммштайн»?

Биография

Родился 19 февраля 1978 года во Франции в семье русских эмигрантов. Дед — художник Сергей Тутунов.

В 1995 году был посвящён в чтецы для служения в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе в Париже.

После окончания школы в 1996 году поступил в Университет Париж-юг XI. В 1999 году получил диплом лицензиата высшей математики.

В 1999—2001 годах учился в Московской духовной семинарии.

В 2001 году экзархом западноевропейских русских приходов Константинопольского патриархата архиепископом Евкарпийским Сергием (Коноваловым) пострижен в мантию с наречением имени Савва в честь преподобного Саввы Сторожевского.

К прочтению  Отцы-афониты: встанем на соборную святорусскую молитву! (видео)

В 2001 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2005 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Труды Поместного собора 1917—1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия», решением учёного совета Московской духовной академии диссертация была отмечена премией священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

В связи с выходом в 2003 году из юрисдикции Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского патриархата по окончании семинарии был направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева).

10 января 2006 года принят в отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

24 мая того же года рукоположён во диакона митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. 19 августа в Крестовоздвиженском соборе города Калининграда тем же архиереем рукоположён в иеромонаха.

С 1 сентября 2006 года — преподаватель Московской духовной академии и семинарии.

1 января 2008 года перешёл на постоянное послушание в Московскую духовную академию. 13 февраля 2008 года назначен исполняющим обязанности заведующего созданной тогда же пресс-службы Московской духовной академии.

10 декабря 2008 года включён в состав комиссии по подготовке Поместного собора Русской православной церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.

31 марта 2009 года определением Священного синода Русской православной церкви назначен секретарём комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской православной церкви. В связи с переходом на постоянную работу в Московскую патриархию оставил должность заведующего пресс-службой МДА. 2 апреля указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен секретарём управления делами Московской патриархии.

27 мая 2009 года решением Священного синода включён в состав новообразованной наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

27 июля 2009 года решением Священного синода включён в состав новообразованного Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

29 марта 2010 года в Покровском храме Покровского женского монастыря Москвы возведён Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан игумена «за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство к празднику Святой Пасхи 2010 года».

Был исполняющим обязанности заместителя управляющего делами Московской патриархии.

26 июля 2010 года постановлением Священного синода назначен заместителем управляющего делами Московской патриархии и руководителем контрольно-аналитической службы Управления делами Московской патриархии.

10 апреля 2011 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриархом Кириллом удостоен права ношения палицы.

30 декабря 2011 года назначен настоятелем московского храма Илии Пророка в Черкизове.

8 апреля 2012 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриархом Кириллом возведён в сан архимандрита.

22 октября 2015 года патриархом Кириллом был включён в список членов оргкомитета Архиерейского собора 2016 года.

Публикации

статьи
  • Светлый образ смиренного подвижника // Московский церковный вестник. — М. : Издательство московской патриархии. 2004. № 9. — С. 12
  • Современная римско-католическая сотериология // Хрестоматия по сравнительному богословию — Учебное пособие для III курса семинарии. — М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. — С. 564—580.
  • Предисловие // Архиепископ Петр (Л’Юилье) Правила первых четырех вселенских соборов / Пер. с франц. под ред. прот. В. Цыпина; Науч. ред. прот. В. Цыпин. — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2005. (В соавторстве с протоиереем Владиславом Цыпиным)
  • Церковно-правовые основания существования «Парижской митрополии» в 1921—1946 годах // Журнал Московской Патриархии. — М., 2006. — № 12. — С. 68—74.

    Церковно-правовые основания существования «Парижской Митрополии» в 1921—1946 годах // Церковно-исторический вестник. М.: Изд. общества любителей церковной истории. 2005—2006. — № 12-13. — С. 104—113.

  • «Независимая архиепископия» в Париже: 1965—1971 гг. // XVII Ежегодная богословская конф. ПСТГУ. Материалы. — М.: ПСТГУ, 2007. — Т. 1. — С. 304—307.
переводы
  • Ларше, Жан-Клод Исцеление психических болезней. Опыт христанского Востока первых веков. При поддержке Благотворительного фонда «Вольное дело» = Larchet, Jean-Claude (1992): Thérapeutique des maladies mentales. L’expérience de l’Orient chrétien des premiers siècles. Paris: Editions du Cerf (Théologies). — Москва: Сретенский монастырь, 2007
книги
  • Исторический обзор Архиепископии-экзархата русских православных приходов в Западной Европе в ведении Вселенского престола (1921—1999). — Сергиев Посад: Свято-Троице-Сергиева Лавра; Московская духовная академия, 1999—2003. — 58 с.
  • Filioque: ересь или особое мнение? Православное богословие XX в. о Filioque. — М.: Издательство храма мученицы Татианы, 2006. — 144 с. — ISBN 5-901836-22-3.
  • Епархиальные реформы. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2011. — 496 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-88060-235-3.
Интервью

Об адекватности духовенства и личной ответственности

Что касается снисходительного отношения к реально существующим суровым бабушкам со стороны духовенства, то отец Савва на правах церковного чиновника призвал молодых прихожан к личной ответственности:

Один Патриарх говорил, что это надо пресекать, второй Патриарх говорит то же самое… Если священник это не исполняет, мы же не можем к каждому приставить ответственного человека, который бы за ним следил.

К прочтению  Танцы с костями

А вот если вы видите в храме конфликт — если вы хорошо знакомы со священником, можете ему сказать, чтобы он обратил внимание на ситуацию. Не думаю, что массы священников относятся к этому с пренебрежением

Наверное, есть и такое — в одной Москве их человек восемьсот, по всей России — тысяч двадцать. Священники есть разные. Но не думаю, что в массе своей они рады такому поведению.

Если возвращаться к теме церковности — вот вы, церковный человек, — реагируйте адекватно, это часть делания прихожан. Прихожанин — это не человек, который должен пассивно стоять в храме и креститься, пусть и благоговейно. Увидели конфликт — подошли, скорректировали. Это то, что является частью жизни прихода. А просто стоять и смотреть — где здесь церковная жизнь? Были древние аскеты, которые уходили от человеческого общества и жили в одиночестве. Но это отдельный подвиг. Если человек живет в обществе, в данном случае церковном, он не может быть индифферентен к тому, что происходит в приходе.

Моя должность официально называется «руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской Патриархии». Это структура, которая получает жалобы. Патриарху часто приходят жалобы на священников, старост, даже на епископов. Я могу ответственно сказать, что, да, у нас есть неадекватные представители духовенства. Возможно, вы обратитесь к священнику с такой проблемой, а он посмеется и уйдет. Но в целом — нормальные священники скажут: «Понял, услышал, давай что-нибудь сделаем».

Фото Анны Гальпериной

образование

После окончания школы в году поступил в Университет Orsay — Paris XI.

В году получил диплом лицензиата высшей математики (Licence de mathematiques fondamentales).

В — годах учился в Московской духовной семинарии.

В — годах обучался в Московской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Труды Поместного Собора 1917—1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия», решением Ученого совета Московской духовной академии диссертация была отмечена премией священномученика Илариона (Троицкого).

С 1 января года перешел на постоянное послушание в Московскую духовную академию. С 14 февраля по 31 марта года нес послушание заведующего пресс-службой Московской духовной академии.

Нравоучение или Единство?

Бывает такое, что стоит двадцать лет человек в церкви, а рядом с ним те же двадцать лет стоит в храме другой человек. Они друг с другом здороваются, но даже по имени друг не знают. Где здесь Церковь?

Церковь — не просто набор нравственных догм, не просто нравоучение. Нравоучение — это Лев Толстой. Он составил свое прекрасное «евангелие», из которого убрал все самое главное в Евангелии и оставил только нравоучительную часть христианства.

Христианство не ограничивается набором нравственных тезисов. Христианство — это все-таки Евхаристия, единство во Христе. Если бы христианство ограничивалось набором нравственных тезисов, мы бы строили очень хорошую, замечательную, я бы сказал, идеальную жизнь здесь на земле. Но мы пытаемся созидать что-то в будущее — в Царствие Божие устремляться. У нас, говоря богословскими терминами, есть эсхатологическое устремление. Церковь живет в эсхатологии — не в апокалипсисе, а просто каждый день устремлен в вечность.

То, что мы занимаемся социальным деланием, помогаем нищим, убогим, заключенным — это замечательно. Мы не можем без этого жить, любовь — это часть жизни христианина. Мы не можем не совершать дел любви, потому что Бог есть любовь. Но мы это совершаем не как единственное, чем мы занимаемся. Центр нашей жизни — Христос, Евхаристия, и наше единство в приходе — в Евхаристии.

Единство, которое осуществляется в приходе, мы по идее должны распространять вокруг себя. То, что мы едины в приходе, в Теле Христовом, как-то должно отражаться на всей нашей жизни.

Фото Анны Гальпериной

Семья

  • Дед — художник Сергей Тутунов.
  • Отец — Андрей Сергеевич Тутунов (род. 1956).
  • Брат — Иван Андреевич Тутунов (род. 26 января 1982), в 2008 году окончил Руанскую высшую школу коммерции (англ.)русск., в настоящее время является генеральным директором российского представительства косметической компании Kiehl’s (англ.)русск., а также больничным клоуном и финансовым директором благотворительной организации оказания социально-психологической помощи детям с тяжёлыми заболеваниями «Фонд „Доктор-клоун“»; женат на актрисе Полине Сыркиной, у супругов есть дочь Нелли (род. 8 марта 2018 года).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: