Спасение романовых: иллюзия или упущенные возможности?

N 5. Служебная записка Г. Г. Карпова по вопросам проведения Поместного собора

Москва

N 18с 18 января 1945 г.

Экз. N 2Секретно

Совет народных комиссаров Союза ССР т. В.М. Молотову

В связи с созывом 31 января 1945 г. в Москве Поместного собора Русской православной церкви и приглашением на Собор Восточных патриархов и представителей православных церквей из США, Франции и Югославии, патриарший местоблюститель митрополит Алексий поставил перед Советом по делам Русской православной церкви при СНК СССР ряд вопросов.

Считая необходимым предварительно получить Ваши указания, Совет приводит вопросы митрополита Алексия, и излагает свое мнение.

1) Будут ли представители Совета принимать участие во встречах на вокзалах и на аэродромах Восточных патриархов и других представителей заграничных православных церквей?

Мнение Совета: разрешить присутствие председателя Совета или его заместителя при встрече Восточных патриархов, которых будет встречать митрополит Алексий. Во встречах же представителей других заграничных православных церквей Совету не принимать участия.

2) Будет ли организован официальный прием в Совете Восточных патриархов и других представителей заграничных православных церквей?

Мнение Совета: если будет выражено со стороны Восточных патриархов и других представителей заграничных православных церквей желание быть принятыми в Совете, то организовать официальный прием.

3) Будет ли кто-либо от правительства приветствовать Поместный собор, а также присутствовать во время интронизации (религиозная церемония посвящения избранного Собором патриарха)?

Одновременно митрополит Алексий сделал приглашение мне, моему заместителю и двум членам Совета для участия на торжественном обеде, который будет дан патриархом для всех участников Собора и гостей (ориентировочно будет 320 человек).

Совет считает необходимым председателю Совета как представителю Совнаркома СССР выступить с приветствием при открытии Поместного собора, не участвуя в его заседаниях.

Что же касается присутствия на интронизации и на торжественном обеде, то Совет находит целесообразным воздержаться.

1) Митрополит Алексий обратился в Совет с просьбой о содействии по выделению в распоряжение патриархии некоторых ценных культовых вещей (облачения, кресты, панагии и прочее), из числа находящихся на хранении в музеях, для подарков четырем Восточным патриархам.

Мнение Совета: разрешить получение просимых культовых предметов из музейных фондов, для чего предварительно просмотреть их митрополиту Алексию совместно со мною в Московском и Загорском исторических музеях и затем согласовать предметы с Наркомпросом РСФСР.

2) Митрополит Алексий просил сказать содействие в организации ознакомления участников Собора и заграничных представителей с Историческим музеем и другими достопримечательностями города.

Свияжский собор вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Совет считает целесообразным показать участникам Собора и приглашенным из-за границы гостям Исторический музей, метрополитен, трофейную выставку, а также организовать на автомашинах экскурсии по городу.

3) Митрополит Алексий просит разрешить организацию закрытого духовного концерта для участников и гостей Поместного собора в Большом зале Московской государственной консерватории.

Концерт будет исполнен членами патриаршего церковного хора под управлением регента Комарова, и, кроме того, в концерте примет участие симфонический оркестр Радиокомитета под управлением заслуженного деятеля искусств Н.С. Голованова, который исполнит симфонию Чайковского «1812 год» и как солисты в концерте будут участвовать народные артисты СССР М.Д. Михайлов, И.С. Козловский, заслуженная артистка РСФСР Н.Д. Шпиллер и артист радиокомитета А.П. Ткаченко.

Мнение Совета: разрешить организацию духовного концерта в Большом зале Московской государственной консерватории и разрешить участие симфонического оркестра под управлением Голованова и вышеуказанных артистов.

Совет просит Ваших указаний.

Председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карпов

Резолюция: «т. Сталину. Считаю приемлемыми эти предложения». В. Молотов 18/I».

РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 48-50. Подлинник. Машинописный текст. Подпись — автограф Г.Г. Карпова, резолюция — автограф В.М. Молотова.

Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карпов.

Осень патриарха

За два года до этого скончался патриарх Тихон. Он стал первым русским патриархом за 200 лет. По легенде, ещё в начале XVIII века царь Пётр на вопрос об избрании нового патриарха взамен покойного Адриана проревел: «Вот вам патриарх!» — и воткнул в стол нож. На этом история русского патриаршества прервалась на столетия. Российские императоры не терпели конкурентов, и, как ни парадоксально, лишь революционные потрясения 1917 года позволили восстановить патриаршество в России.

Но большевикам патриархи были интересны ещё менее, чем императорам. Патриарх Тихон, которого избрали на первом с конца XVII века Поместном соборе, с ужасом наблюдал за разгромом Церкви. Попытки Тихона противостоять большевистскому террору едва не стоили ему жизни.

  • Патриарх Тихон

Патриарх умер в 1925 году, оставив два завещания. Одно из них, подлинность которого ставится под сомнение, было опубликовано в той же газете «Известия» и содержало в себе удивительные для гонимого властью церковного иерарха обороты:

Также по теме


«Своеобразие нашей революции»: почему в России в 1917 году возникло двоевластие

В феврале (марте по новому стилю) 1917 года в России возникла особая форма власти, которую Владимир Ленин считал «своеобразием нашей…

«С глубокой скорбью Мы должны отметить, что некоторые из сынов России, и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покинули Родину, занялись за границей деятельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной для Нашей Церкви. Пользуясь Нашим именем, Нашим авторитетом церковным, они создают там вредную и контрреволюционную деятельность. Мы решительно заявляем: у Нас нет с ними связи, как это утверждают враги Наши, они чужды Нам, Мы осуждаем их вредную деятельность».

К прочтению  Православная электронная библиотека

В другом документе Тихон пытался оставить преемника. Понимая все риски, связанные с патриаршим саном, он назвал сразу троих. Митрополит Казанский Кирилл, непримиримый по отношению к новым властям, находился в ссылке в Усть-Сысольске и в должность вступить не мог (Кирилла расстреляли в 1937 году). Следующий кандидат — Ярославский митрополит Агафангел — тоже пребывал в ссылке, а вскоре оказался в тюрьме. Лишь третий из предложенных Тихоном кандидатов, митрополит Крутицкий Пётр, смог занять пост патриаршего местоблюстителя, но уже в декабре 1925 года был арестован.

  • Митрополит Петр

Митрополит Сергий

К моменту публикации «Обращения» церковь была расколота. Одна часть церковнослужителей находилась на пороге нелегального положения, позже из них выйдут «катакомбники» — непримиримые, которые так никогда и не признали советскую власть.

Также по теме


Вся власть солдатским комитетам: как демократия развалила армию Российской империи

25 марта 1917 года петроградское правительство отменило смертную казнь на фронте. Это был второй решительный шаг на пути…

Другая часть приняла большевизм на его условиях. Их назвали «обновленцами». Были и третьи, кто успел бежать за границу и занял максимально враждебную позицию по отношению к советской власти (их и осуждал Тихон в своём завещании).  

И только костяк высших иерархов пытался устоять в этих условиях, с одной стороны, сохранив верность православной канонической традиции, а с другой — не подставив под удар себя и свою паству.

В этот момент на историческую сцену вышел нижегородский митрополит Сергий (он был заместителем патриаршего местоблюстителя), явившийся одной из самых неоднозначных фигур в новейшей истории православной церкви. Он и стал автором «Обращения временного патриаршего синода».

  • Патриарх Сергий

Решение о публикации документа, который положит конец сопротивлению Церкви коммунистическому режиму, далось ему нелегко: Сергий успел побывать под арестом.

В том же номере в редакционной колонке «Известия» торжествовали. Православная церковь была полностью повержена. Газета называла позицию местоблюстителя «политическим равнением по пастве» и попыткой «замедлить полный разрыв между народом и церковью».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал верующих молиться дома, а не в храмах, чтобы избежать заболевания в условиях пандемии коронавируса.

Об этом сообщает РИА Новости.

«Воздержитесь от посещения храмов. Я бы никогда этого не сказал, если бы не удивительный, святой пример преподобной Марии Египетской», — сказал патриарх в проповеди после Божественной литургии в храме Христа Спасителя.

Святая Мария Египетская, по христианскому преданию, 47 лет провела в пустыне в полном уединении, посте и покаянных молитвах​.

Патриарх также признался, что решение обратиться к верующим с призывом воздержаться от посещения храмов далось ему непросто.

«51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, преодолевать тяготение своей собственной злой воли и внешних обстоятельств, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — цитирует патриарха «Интерфакс».

Как отмечает «Эхо Москвы», сам глава РПЦ, несмотря на эпидемию, пришел на литургию в храме Христа Спасителя в Москве. Всего в богослужении, по некоторым подсчетам, приняли участие порядка 150 человек, более половины прихожан были в масках и старались держаться друг от друга на дистанции.

Ранее Кирилл назвал COVID-19 «очень непростым» и «коварным» заболеванием, однако напомнил, что у церкви имеется «некоторый опыт работы в таких условиях», отметив, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге предпринимаются «достаточно хорошо продуманные» меры, в том числе и в диалоге с церковью, чтобы заболевание не распространялось.

«По милости Божией пока еще не приходится говорить ни о какой эпидемии — есть какие-то отдельные случаи. Но тем не менее обсудить возможную реакцию нашей Церкви на более, конечно, позднем этапе этого явления будет полезно», — сказал патриарх Кирилл 11 марта.

Уже на следующий день Священный синод РПЦ сделал спецзаявление в связи с распространением в мире коронавируса, в котором призвал верующих не относиться легкомысленно к коронавирусной инфекции, не пренебрегать врачебными предписаниями и не игнорировать профилактические меры в монастырях и приходах: использовать санитарные растворы для дезинфекции кивотов икон, к которым прикладываются верующие; одноразовые стаканчики для запивки.

Далее РПЦ решила приостановить работу воскресных школ, приходских секций и кружков. Кроме того были введены новые правила проведения богослужений и совершения таинств. Также верующим, которые почувствовали симптомы болезни, было рекомендовано не посещать храмы, чтобы не заразить окружающих.

Напомним, что когда ранее отдельные представители православной церкви говорили о том, что коронавирус может остановить истинная вера, призывая не закрывать храмы, телеведущий Александр Невзоров довольно резко и язвительно сказал, что коронавирус останавливаться перед верой не стал.

«Элементарная зараза оказалась гораздо сильнее благодати, молитв, чудотворений, божьей воли. Микробиология легко положила христианство на лопатки и сейчас на нем топчется и вытирает ножки. Причем, ни католическая, ни православная, ни протестантская благодать не смогли даже нейтрализовать вирус», — сказал Невзоров.

N 2. Письмо митрополитов И.В. Сталину

5 сентября 1943 г.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Исторический день свидания нашего с великим для всей Русской земли Вождем нашего народа, ведущим Родину к славе и процветанию, навсегда останется в глубине сердца нас, служителей церкви. Мы почувствовали в каждом слове, в каждом обращении, в каждом предложении сердце, горящее отеческой любовью ко всем своим детям. Русской православной церкви особенно дорого то, что Вы своим сердцем почувствовали, что она действительно живет вместе со всем русским народом общей волей к победе и священной готовностью ко всякой жертве ради спасения Родины.

Русская церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь, — не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви поднял дух всех церковных людей к еще более успешной работе на благо дорогого отечества.

От лица Русской церкви приносим Вам великую благодарность.

Да сохранит Вас Бог на многие лета, дорогой Иосиф Виссарионович!

Патриарший местоблюститель Сергий,

митрополит Московский и Коломенский

Алексий, Ленинградский

Николай, митрополит Киевский и Галицкий

Помета: «Мой архив. И. Сталин».

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 806. Л. 140.

Подлинник. Машинописный текст.

Подписи и помета — автографы.

Собор в Сокольниках

31 января 1945 г. в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках открылся II Поместный собор Русской православной церкви. Его работа продолжалась до 2 февраля. Участвовал 171 делегат от 89 епархий: 46 архиереев, 87 священников и 38 мирян. Основными были два вопроса: утверждение «Положения об управлении Русской православной церкви» и избрание патриарха.

В первый день представитель Правительства СССР Г.Г. Карпов выразил благодарность Русской церкви за ее патриотическую позицию в Великой Отечественной войне и заверил, что будет сделано все, чтобы способствовать «дальнейшей нормализации отношений между Церковью и государством»7.

В ответном обращении Поместного собора к Правительству СССР подтверждалась патриотическая позиция Церкви: «Русская православная церковь на протяжении всей русской истории жила со своим народом одной жизнью. И сейчас, в дни Великой Отечественной войны, в дни напряженной борьбы всего миролюбивого человечества с кровавым фашизмом наша церковь всю себя отдает на служение дорогой Родине и нашему народу. Она счастлива тем, что в общее дело победы, в годину тяжелых испытаний, и она, вместе со всей страной, вкладывает свою посильную долю»8.

Как в 1943 году встреча Сталина с иерархами РПЦ изменила положение верующих

С докладом о патриотической деятельности Церкви в годы войны выступил патриарший местоблюститель, митрополит Алексий. Он особо подчеркнул, что «вещественные жертвы» Церкви, выразившиеся в сборах денежных средств, продуктов питания, драгоценностей и других предметов на нужды обороны страны и Красной армии, были лишь малой долей в общем деле помощи, какую оказала Церковь в годину военного испытания Отечеству. Православная церковь, говорил митрополит, «поднимала дух безмерной любви к Родине, волю к победе», давала «утешение страждущим, скорбящим, унывающим». В храмах, в молитве верующие черпали «единственное утешение в душевных страданиях, в боли сердца за дорогих сродников, проливающих кровь за Отечество, за своих сынов, погибших смертью героев на полях сражений». Исполнили свой долг и пастыри церкви, которые «неленостно выполняли свое святое послушание, невзирая на неимоверные трудности, связанные с военным положением, особенно в местностях, в которых или близ которых происходили военные действия; ежедневно, и не один раз в день, исполняя просьбы своих пасомых, совершали они богослужения, молясь за живых и за умерших, совершая церковные таинства в духовное подкрепление страждущих душевно». Собор призвал всех верующих к продолжению «беззаветного служения дорогой Родине»9.

После этого слово было предоставлено архиепископу Псковскому Григорию (Чукову) для представления проекта «Положения об управлении Русской православной церковью». Оно было единогласно утверждено и заменило соответствующие Определения Поместного собора 1917-1918 гг.

Заседание Собора 2 февраля было посвящено избранию патриарха. На вопрос о кандидате, с которым обращался поочередно к каждому епископу протоиерей Колчицкий, все архиереи дали один и тот же ответ: «Я, клир и паства вверенной мне епархии избираем патриархом Московским и всея Руси высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского».

Собор принял и несколько важных документов общеполитического значения: Обращение к Правительству СССР; Обращение к христианам мира и Обращение к народам мира10.

Поместный Собор Русской Православной Церкви. 2 февраля 1945 г.

Ночной кремлевский разговор

Поздним вечером того же дня митрополиты прибыли в Кремль, где были приняты Сталиным в его рабочем кабинете. На встрече присутствовали В.М. Молотов и Карпов. В начале беседы Сталин дал положительную оценку проводимой Церковью патриотической деятельности, после чего предложил иерархам высказаться о насущных проблемах. Митрополиты поставили вопросы, которые следовало разрешить в самые короткие сроки: проведение Архиерейского собора для избрания патриарха; открытие новых церквей и духовных учебных заведений; издание ежемесячного журнала; организация свечных заводов и других производств; предоставление духовенству права быть избранными в исполнительные органы (церковные советы) религиозных обществ; облегчение налогообложения священнослужителей; предоставление приходским обществам права отчислять средства религиозным центрам. Ничто не вызвало возражений со стороны Сталина.

К прочтению  Церковнославянский или русский

Встретила поддержку и просьба митрополита Сергия о выделении помещения для патриарха и Патриархии. Правда, он говорил об игуменском корпусе Новодевичьего монастыря, а Сталин, указывая на его неблагоустроенность, предложил особняк в Чистом переулке, 5, в котором до войны располагался германский посол Шуленбург. Упреждая вопросы, Сталин подчеркнул, что здание (со всем имуществом в нем) советское и не являлось когда-либо собственностью посольства.

В ходе беседы всплыли и «неудобные» вопросы: о судьбе иерархов, осужденных в разные годы и находившихся в ссылке, лагерях, тюрьмах; о снятии ограничений в прописке и выборе мест проживания для священнослужителей, отбывших наказание. И здесь Сталин не возражал, обещал разобраться в каждом отдельном случае и поручил Карпову лично заняться этим вопросом.

Встреча затянулась почти до двух часов ночи 5 сентября. Молотов предложил сделать общий снимок участников встречи, на что Сталин промолвил, что уже поздно и лучше в следующий раз. Столь необычная встреча осталась без документального снимка. Митрополитов отвезли на правительственной автомашине в дом, что находился в Бауманском переулке, близ Богоявленского (Елоховского) собора, где жил митрополит Сергий.

Спустя несколько часов в Богоявленском соборе прошло торжественное богослужение, после которого Сергий сообщил верующим о ночной встрече и о намеченном на 8 сентября Архиерейском соборе. В тот же день в «Правде» была помещена заметка о приеме Сталиным иерархов (см. док. N 1). Со своей стороны митрополиты сочли необходимым направить Сталину письмо-благодарность за встречу (см. док. N 2).

Путь к спасению

Фактически Церковь шла на полное сотрудничество с антицерковной властью. Московский патриарх не становился одним из «обновленцев», но расписывался в покорности. «Декларация Сергия» вызвала неприятие у представителей Церкви за рубежом и у значительной части тех, кто остался в России. Многие расценили это как предательство.

Под «варшавским убийством» имелось в виду покушение на советского полпреда Войкова, одного из соучастников расстрела царской семьи: патриарх осудил покушение на цареубийцу.

Казалось, «Обращение» не имело никакого смысла, ведь оно не уберегло Церковь от репрессий. В конце 1930-х расстреливали даже тех, кто его подписывал. Церкви взрывали, как это сделали, например, с храмом Христа Спасителя. В 1935 году власть упразднила временный патриарший Священный синод, от имени которого и была опубликована «Декларация Сергия». Однако эта попытка компромисса оттянула полный разгром Церкви и в итоге позволила ей выжить.

  • Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

И как революция неожиданно смогла возродить патриаршество, так и Великая Отечественная война его спасла. В разгар войны Сталин принял знаменитое решение о частичной реабилитации Церкви. И патриархом стал Сергий. Церкви перестали закрывать, была переиздана Библия, а «обновленческие» структуры потеряли какое-либо влияние в глазах властей и вливались в структуры Московского патриархата.

Европа и мир внимают

Уже 8 сентября нарком В.Н. Меркулов докладной запиской информировал Сталина о положительных откликах иностранных дипломатов и политэмигрантов, проживавших в Москве, на избрание митрополита Сергия патриархом. В другом материале НКГБ представил информацию об откликах «рядовых советских граждан»6.

Сталин мог сделать заключение о верности своего нового курса в отношении Русской церкви и его воздействии на внешнеполитическую ситуацию в Европе по многочисленным откликам в зарубежных средствах массовой информации. К примеру, 13 сентября издание «Журнал де Женев» опубликовало статью «Сталин и Русская церковь». В ней признавалось: «Отныне все православные сербы, болгары, румыны, часть поляков, греков и народов стран Прибалтики обращают свои взоры к митрополиту Сергию. Чувствуя, что военное счастье укрепляет его внутреннюю позицию, благоприятствует внешнеполитическим планам, советский режим может теперь позволить себе роскошь и допустить свободу вероисповедания»7.

Патриарх Тихон большевикам: Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью

Положительно восприняли избрание Московского патриарха большинство зарубежных автокефальных православных и иных христианских церквей. Поздравительные послания Патриарх Сергий получил от Константинопольского, Александрийского и Антиохийского патриархов.

В те же дни, с 19 по 28 сентября, в Москве находилась делегация Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским д-ром С.Ф. Гарбеттом. Гости имели встречи с патриархом и иерархами Русской церкви, посетили московские церкви, приняли участие в богослужениях в Елоховском кафедральном соборе, выезжали в Ново-Иерусалимский монастырь в Истре и в Коломенское8.

По возвращении архиепископ писал в одной из статей: «Не может быть никакого сомнения в том, что церковная служба ничем не ограничена… В России есть огромное множество людей, которые сознательно отвергают всякую веру в Бога. Само государство, бесспорно, является нерелигиозным. Но со всеми этими оговорками имеются, несомненно, миллионы русских, обращающихся к Богу за помощью, наставлением и утешением в их горе и боли. Сталин является мудрым государственным деятелем, который признает, что церковь больше не поддерживает старый режим. Она лояльно принимает существующий строй. Она душой и телом стала помогать общенародному делу. Она возносит молитвы и трудится во имя победы. И сделала она это сразу, без малейшего колебания, в первый же день, как была объявлена война»9.

Эффект от визита делегации Англиканской церкви в СССР, несомненно, оказал воздействие на позицию союзников, готовившихся тогда к конференции «Большой тройки» в Тегеране.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: