7 июля церковь празднует рождество иоанна предтечи

Праздники в честь Иоанна Предтечи

Уже в первые века христианства возникла традиция праздновать рожество Иоанна Предтечи и день его мученической кончины — Усекновение. Начиная с III века праздник Рожества Иоанна Предтечи был известен как среди восточных, так и западных христиан. С начала IV века этот праздник приобретает общецерковное значение. Продолжая древние традиции, старообрядцы празднуют следующие события, связанные с жизнью и служением Иоанна Предтечи:

  • 20 (7) января — собор Иоанна Предтечи (на следующий день после Крещения Господня);
  • 9 марта (24 февраля) — первое и второе обретение его главы;
  • 6 июня (25 мая) — третье обретение его главы;
  • 7 июля (24 июня) — его рожество;
  • 11 сентября (29 августа) — усекновение главы;
  • 5 октября (23 сентября) — зачатие.

В новообрядческой церкви празднуется также перенесение десницы Иоанна Предтечи из Мальты в Санкт-Петербург — 12 (25) октября.

Молитвословия

Тропарь преподобного Антония Дымского

глас 4

Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.

Кондак преподобного Антония Дымского

глас 6

Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

Тропарь праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских

глас 1

Болезньми святых праведных отроков/ Иакова и Иоанна,/ имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.

Тропарь Всем преподобным отцам Вологодским

глас 8

Яко светильницы всесветлии,/ явистеся в пределех града Вологды,/ преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы:/ вы бо, крест Христов от юности своей на рамена вземше,/ усердно Тому последовали есте,/ чистотою Богови приближившеся,/ от Негоже и чудес дарованием обогатистеся;/ темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем:/ отцы преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.

Тропарь Всем преподобным отцам Вологодским

глас 8

Яко светильницы всесветлии,/ явистеся в пределех града Вологды,/ преподобный отцы наши, Вологодстии чудотворцы:/ вы бо, крест Христов от юности своей на рамена вземше,/ усердно Тому последовали есте,/ чистотою Богови приближившеся,/ от Негоже и чудес дарованием обогатистеся;/ темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем:/ отцы преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак Всем преподобным отцам Вологодским

глас 4

Светоносный облак свидетелей веры и благочестия,/ осеняющ пределы страны нашел,/ утвердил еси, Христе Царю, на тверди Церкве Вологодский,/ да, взирающе на скончание жительства их и венец славы неувядаемый,/ терпением течем на предлежащий нам подвиг спасения.

События праздника рождества Иоанна Предтечи

Рождение Иоанна Предтечи было предсказано пророком Исаией за 700 лет:

О рожестве Иоанна Предтечи и предшествовавших ему событиях мы узнаем из Евангелия от Луки. У священника Захарии и жены его Елисаветы долгое время не было детей. Священники ветхозаветные служили в Иерусалимском храме по очереди. Когда наступило время Захарии, он совершал каждение в Храме и увидел Архангела Гавриила. Захария смутился и даже испугался, но Архангел сказал:

Захария не поверил услышанному, поскольку они с Елисаветой были уже в преклонных годах. За это Архангел Гавриил лишил его речи, так что Захария до конца своего служения объяснялся с людьми знаками. Люди поняли, что ему было какое-то видение. Елисавета зачала, но таилась от всех пять месяцев. Через полгода Пресвятая Богородица услышала Благовещение:

Пресвятая Богородица поспешила к Елисавете. В момент их встречи, находясь во чреве матери, взыгрался Иоанн — так приветствовал он своего Владыку. Потому и Елисавета поняла, что неспроста пришла к ней Дева Мария:

Встреча Богородицы и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Святой Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

В положенное время родился у Захарии и Елисаветы младенец. В восьмой день положено было по ветхозаветному Закону совершить обрезание и дать имя ребенку. Хотели назвать его в честь отца, но Елисавета сказала собравшимся родственникам, что младенца следует назвать Иоанном. Те не согласились, ведь в их роду не было никого с таким именем! Решили спросить отца. Захария не мог ответить, но взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». После этого Господь разрешил его от немоты, и Захария пророчествовал о великом будущем своего сына:

История праздника

Иоанн Предтеча родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы. Супруги были пожилыми и считали себя бесплодными. Однажды Захарии явился в храме Архангел Гавриил. Он предсказал ему рождение сына. Священник выразил недоверие, за что Архангел наказал его немотой. Захария вновь обрел дар речи на восьмой день после рождения сына Иоанна.

После рождения Иисуса Христа царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев в Вифлееме. Елизавета вместе с сыном Иоанном сбежала в пустыню. Там прошло его детство. В возрасте тринадцати лет Иоанн Предтеча начал проповедовать в пустыне и окрестностях реки Иордан. Проповедник приобрел славу. Его начали окружать ученики. Иоанн крестил людей в водах реки. Крещение символизировало покаяние и духовное очищение человека. Он предсказал приход Христа и крестил Иисуса.

Нетленные мощи святого

Креститель был казнён по приказу царя Ирода путём отсечения головы по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи. В настоящее время, по мнению большинства экспертов, подлинная глава Иоанна Крестителя находится в соборе во Франции в городе Амьен. Множество паломников из разных стран приезжают поклониться святыне. Глава хранится под стеклом на специальном блюде из серебра. Над левой бровью – отверстие, след от кинжала, которым Иродиада в приступе гнева проткнула уже отрубленную голову.

Во Франции хранится лицевая часть головы, другая половина находится в мечети в Дамаске.

Другой важной реликвией христианской культуры является десница Иоанна Предтечи. Правая рука святого пророка нетленна и хранится в монастыре в Черногории

В соответствии с библейской историей, святой Иоанн, проводя обряд крещения, возложил правую руку на голову Иисуса Христа, именно поэтому реликвия особо почитаема христианами всего мира.

Народные традиции праздника рождества Иоанна Предтечи

В мифологии славян до принятия христианства дни летнего солнцестояния были связаны с почитанием языческих богов. Эти представления оказались настолько крепкими, что и спустя столетия Стоглавый собор 1551 года констатировал: «против праздника Рожества Великого Иоанна Предотечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

К прочтению  Православные вспоминают перенесение мощей святителя феофана, затворника вышенского

Церковь всегда осуждала подобные языческие отголоски и кощунства, но, несмотря на это, поселяне очень стойко держались купальских традиций. Ночь на Ивана Купалу была заполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Славянские народные названия праздника: Иван Купала, Иванов день, Иван Цветный, Иван Травный, Иван Колдовник, Иван Любовный, Иван Чистоплотный, Иван Веселый, Иван Травник и другие. Последнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускают Ивановой ночи и собирают целебные коренья и травы на весь год. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: на севере Руси чаще купались в банях, а на юге — в реках и озерах. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костер взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

Генрих Семирадский. «Ночь накануне Ивана Купалы», 1880-е

К сожалению, и в наше время многие считают, что на «Ивана Купалу» непременно надо плести венки и прыгать через костер. Но следует понимать, что это отголоски язычества, подмена православного понимания праздника суеверными представлениями. Святому Иоанну Крестителю принято молиться при головной боли и за детей.

Об имени святого

Великий пророк от рождения своего был наречен Иоанном. Имя ему выбрал сам Господь, о чем вы узнаете более подробно чуть позже. «Иоанн» — еврейское имя, означающее в переводе «благодать Божья» по одним данным и «помилованный Богом» по другим. Оно пришло в древнегреческий язык из иврита, на котором звучит буквально «Бог сжалился».

Древнерусский и старославянский варианты имени были одинаковы: «Иоаннъ». Такое написание сохраняло свою актуальность вплоть до XVI века. Более же привычная нам с вами форма имени «Иван» — чисто русское имя – появилось в момент высокой популярности более древней формы: в XIV–м столетии. К слову, от оригинала «Иоаннъ» оно и ведет свое происхождение. Имя «Иван» быстро распространилось по близлежащим территориям. Им стали называть младенцев мужского пола украинцы, белорусы, словенцы, сербы, македонцы и представители других славянских народов, что наблюдается и по сей день. Девочки тоже носили данное имя, но женскую его форму: сначала «Иоанна», потом «Иванна», «Иванка» и, наконец, в наши дни «Жанна», «Яна».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если мы, проходя через скорбные обстоятельства жизни, не становимся терпеливыми, то эти обстоятельства могут нас раздавить, едва ли не уничтожить, сделать неполноценными духовно или физически. Поэтому, когда нас посещает скорбь, мы должны обязательно вооружиться терпением, потому что неизвестно, как долго эта скорбь будет продолжаться. Она может быть мимолетна, может быть результатом случайного стечения обстоятельств, а может быть результатом чьей-то злой воли, чьего-то злого замысла. Тогда уже не удастся быстро избавиться от скорби, но что же делать? Ломать жизнь? Убиваться? Превращаться в инвалида духовного и даже физического, теряя здоровье? Нет, это неправильный ответ на скорбь, учит нас апостол Павел (см. Рим. 5, 3–4). Скорбь должна порождать терпение — великую добродетель, которая помогает человеку сохранить самого себя, свои духовные и физические силы, использовать опыт прохождения скорби, для того чтобы стать сильнее и мудрее. Вот почему терпение порождает опытность, или, по-славянски, искусство.

Последний и первый

Во время царствия Ирода жил священник по имени Захария. И была у него жена, которую звали Елизавета. Супруги вели праведную и благочестивую жизнь. Будучи в преклонных летах, они не имели детей, так как Елизавета была бесплодна, отчего сильно сокрушались об этом.

Однажды во время каждения в святилище Захарии вдруг явился Ангел, который молвил: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их…» (Лк 1:13–16).

Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше Христа и был по материнской линии Его родственником.

Пророк Иоанн стал последним среди пророков, предсказывающих приход в мир Мессии. Он долго готовился к исполнению своего главного предназначения – проповеди еврейскому народу о пришествии Спасителя. Длительным строжайшим постом (Иоанн вкушал только мед и акриды) в молитве, он до тридцати лет находился в пустыне в полном одиночестве, пока Господь не призвал его идти в мир и проповедовать о пришествии Христа. Таким образом, своим пустынножительным подвигом Иоанн положил начало монашеству.

Он отправился на реку Иордан, где начал рассказывать людям о покаянии и крещении. Слова Пророка были настолько сильны, что потрясенные люди, поверив ему, тут же крестились в реке. Безусловно, крещение в Иордане не было Таинством Крещения в том виде, в котором мы знаем Его сейчас, но это было Его утверждением в мире.

В один из дней Сам Спаситель пришел к реке. Христос просил Иоанна крестить Его.

Пророк воскликнул: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Спаситель на это ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21–22).

К прочтению  Церковь празднует память священномученика аркадия, епископа бежецкого

Как известно из Писания, Пророка и Крестителя Иоанна ждала мученическая смерть. Он был заключен в темницу царем Иродом за то, что обличал его преступный брак с Иродиадой. Иоанну Крестителю отрубили голову во время пира, на котором дочь Иродиады Саломея станцевала перед гостями, чем угодила Ироду, получив «награду» от довольного царя  – голову Иоанна Крестителя. Ее танцовщица выпросила по научению матери.

Еще первыми христианами была положена традиция празднования рождества Крестителя Господня. А с IV века праздник включили в христианский календарь.

Рождество Пророка  Иоанна, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено пророком Исаией  за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашем» (Ис. 40:3).

Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение

По значимости и торжественности службы праздник рождества Иоанна Крестителя приравнен к двунадесятым. Стихеры праздничной службы написали Анатолий, патриарх Царьграда (V век), Иоанн Дамаскин и Андрей Критский (VIII век) и другие православные гимнографы. За вечерней службой читается два канона: один написан Иоанном Дамаскиным, второй — Андреем Критским. В праздничных песнопениях вспоминается встреча матери Иоанна Предтечи с Богородицей:

Елисаве́ть зача́т Предоте́чу Благода́ти, Де́вая же Го́спода сла́вы. Целова́стеся о́бе ма́тери, и младе́нец взыгра́ся. Вну́трь бо ра́б хва́лит Влады́ку. Уди́вльшися ма́ти Предоте́чева, нача́т вопи́ти: отку́ду мне́ се́, да Ма́ти Го́спода моего́ прии́де ко мне́? Да спасе́т лю́ди отча́янныя, име́яи ве́лию ми́лость.

Перевод: Елисавета зачала Предотечу Господня, Девая — Господа славы. Когда, приветствуя друг друга, целовались обе матери, младенец Иоанн взыгрался. Во чреве матери раб хвалит Владыку. Удивилась матерь Предотечева и сказала: «Откуда мне это, что пришла ко мне Матерь Господа моего»? Пусть спасет отчаявшихся людей тот, Кто имеет великую милость. Кондак и икос праздника, читаемые по шестой песни канонов, разъясняют нам смысл и значение праздника.

Кондак:

Непло́ды дне́сь Христо́ва Предоте́чу ражда́ет, и то́й е́сть соверше́ние вся́каго проро́чества. Его́ же бо проро́цы пропове́даша, на То́м во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жию Сло́ву проро́к и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.

Перевод: Сегодня неплодная рождает Христова Предотечу, который есть исполнение всякого пророчества. Потому что на проповеданного всеми пророками, возложил во Иордане руку. И явился Божию Слову пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник.

Икос:

Восхва́лим ны́не Госпо́дня Предоте́чу, его́же свяще́ннику Елисаве́ть роди́, из ложе́сн непло́дове, но не без се́мене. Христо́с бо еди́н вмести́лище про́йде непроходи́мо без се́мене. Иоа́нна непло́ды роди́, бе́з мужа же сего́ не роди́. Ису́са же осене́нием Отца́ и Ду́ха Бо́жия, Де́вая роди́ Чи́стая. Но Безсе́менному яви́ся от непло́дове про́рок и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.

Перевод: «Восхвалим сегодня Предотечу Господня, которого священнику (Захарии) родила Елисавета из бесплодного чрева, но не без семене. Только один Христос родился безсеменно. Иоанна родила неплодная, но не без участия мужа. Исуса же родила Девая Чистая, осенением Отца и Духа Божественного. Но рожденному без семени (Богу) явился пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник».

Библиотека Русской верыКанон рождеству Иоанна Предотечи →

Читать онлайн

Зачатие Иоанна Крестителя



Иоанн Креститель был сыном святой Елисаветы и святого праведного пророка Захарии. Эти люди жили в одном из иудейских городов Нагорной страны Палестины в благочестии и добродетели. Захария служил священником, а потому истово верил в Бога. Впрочем, жена его Елисавета не отставала в этом от супруга. И все бы хорошо, но пара не знала настоящего семейного счастья. У них не было детей, хотя супруги уже являлись людьми преклонного возраста. Однако оба все еще надеялись на чудо, вознося ежедневно молитвы ко Господу Богу о даровании им ребенка.

Как-то раз Захария, будучи очередным священнослужителем в Иерусалимском храме, вошел в момент службы в Святилище для каждения. Там он к своему изумлению узрел Ангела, находившегося справа от кадильного жертвенника. Отец Иоанна Предтечи испытал благоговейный страх, что явно почувствовал посланник Божий, потому как молвил священнику: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Захария настолько уже отчаялся, что не поверил Ангелу. Тогда белокрылый слуга Божий сказал так: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим».

Тем временем народ, находившийся в церкви на службе, всполошился по поводу долгого отсутствия священника. Когда же тот вышел к пастве из Святилища и захотел благословить ее, то не смог осуществить сие, поскольку действительно решился дара речи. Но Захария не растерялся. Он знаками объяснился с народом, доведя до сведения людей факт своей немоты. Прихожане сразу поняли, что священнослужителю было видение.

Вскоре Елисавета, как и было предсказано Ангелом, зачала сына. Святая молчала о своей беременности, потому как страшилась насмешек окружающих, ведь была к тому времени уже стара. Ровно пять месяцев она утаивала ото всех, кроме мужа, что находится в положении, пока в дом к благочестивым супругам не пришла дальняя родственница Елисаветы – Пресвятая Дева Мария, уже носившая под сердцем Богомладенца. Она от того же Архангела Гавриила уже знала о тайне супруги Захарии, и когда сообщила последней об этом, та перестала скрываться.

Святитель Иоанн Златоуст о крестителе Господнем Иоанне

Не спрашивай меня, откуда он, живя в пустыне, мог достать власяницу и пояс? Если ты будешь спрашивать об этом, то найдёшь множество и других вопросов, например: как он во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно же в незрелом возрасте и с слабым, ещё не укрепившимся телом? Каким образом детское его тело могло перенести такие перемены погоды, при таком необыкновенном столе и прочих невыгодах пустынной жизни? Предтече Того, Кто имел упразднить всё древнее, как то: труд, проклятие, печаль и пот, — надлежало и самому иметь некоторые знаки такого дара и быть выше древнего осуждения. Таковым он и был. Ни земли он не обрабатывал, ни бразд не рассекал, ни хлеба не ел в поте лица; но стол имел готовый, одежду находил легче стола, а о жилище ещё менее заботился, нежели об одежде. Он не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чём другом подобном, но, нося плоть, вёл какую-то ангельскую жизнь.

К прочтению  Церковь празднует память преподобного димитрия прилуцкого

Как празднуют рождество Предтечи Иоанна в разных странах

Рождество Иоанна Крестителя — один из самых популярных праздников в католическом христианстве, который отмечается 24 июня и длится весь день, иногда продолжается ночью. Зажигаются факелы, костры, устраиваются фейерверки. Верующие с зажженными свечами или факелами идут в ближайшие часовни на молебны. Во многих регионах Испании принято сжигать старые вещи, разводить костёр и прыгать через него. Такие обычаи объясняются близостью даты праздника ко Дню летнего солнцестояния.

На острове Менорка в честь рождества Иоанна Крестителя устраивается фестиваль, где проходят лошадиные бега, в которых принимают участие представители всех социальных классов и сословий.

Во Франции святой Креститель Иоанн особо почитаем, праздник его рождества длится несколько дней.

Священное Писание

Рим., 88 зач., V, 1-10

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Мф., 18 зач., VI, 22-33

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Русские летописи сообщают, что в начале XII века, при Владимире Мономахе, в Киев из Константинополя был принесен перст (т.е. палец) Иоанна Предтечи. В связи с этим была построена церковь «Святаго Иоанна на Сетомли». Известны и другие древнерусские храмы во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1243 году в Пскове княгиня Ефросинья основала монастырь. Его главный храм был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Новгородские мастера построили четырехглавый с посводным (позакомарным) покрытием собор из плинфы (кирпича) и местного известняка. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, часть его была разрушена снарядами и пожарами. В 1949–59 гг. была произведена реставрация по проекту П. М. Максимова. Исследования и реставрация были продолжены в 1970—1980 гг. архитектором С. П. Михайловым.

В Великом Новгороде известна церковь Иоанна на Опоках, заложенная в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. В 1130 году по уставной грамоте храм был передан Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших медом и воском. При храме хранились как «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для взвешивания драгоценных металлов, весы — «скалвы вощаные», «медовый пуд». В середине XV века архиепископ Евфимий перестроил храм. На основе фундамента и нижней части древних стен был возведен большой одноглавый храм. Он также пострадал во время Великой Отечественной войны, восстановлен в середине 1950-х годов. В настоящее время внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Иоанна Предотечи на Опоках, Великий Новгород. Основана в 1127 году, перестроена в 1453 г.

В начале XII века был построен и в Москве храм во имя рождества Иоанна Предтечи на Бору. При митрополите Петре церковь стала соборной. Она находилась на митрополичьем дворе, на вершине Боровицкого холма. На месте старинного деревянного храма в 1461 году был построен новый каменный. После пожара обрушилась, заново отстроена в начале XVI века Алевизом Новым. После рождения царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, придел этого храма был освящен во имя мученика Уара. В некоторых источниках под этим именем упоминается вся церковь. Император Николай I повелел разобрать церковь по причине ветхости и несоответствия с панорамой Кремля, где только что был возведен Большой Кремлевский дворец. Придел мученика Уара был перенесен в Архангельский собор, а сам храм Рожества Иоанна Предотечи в Боровицкую башню Кремля.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. 1820-е годы

Один из древнейших храмов Нижнего Новгорода также был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Он упоминается в летописях с XV века. В Смутное время с паперти именно этого храма (тогда еще деревянного) Козьма Минин призвал нижегородцев освободить Москву от захватчиков. В 1683 году на месте деревянной церкви была построена каменная. По имени этого храма ближняя башня нижегородского Кремля называется Ивановской.

Церковь Иоанна Предотечи на Торгу, Нижний Новгород. Построена в 1683 году на месте древней деревянной

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: