День памяти святителя фотия i константинопольского

Патриарх фотий: биография, канонизания, причисление к лику святых и первое крещение руси

Труды

К экзегетическим сочинениям Фотия принадлежат также его библейские комментарии.

В области догматики свт. Фотий еще менее обогатил византийскую литературу, чем в области экзегетики. Только опровержением филиокве он глубоко повлиял на догматическую литературу византийцев: вопрос этот красной нитью проходит через всю позднейшую богословскую литературу и породил неисчислимое количество трактатов.

Главное сочинение Фотия, направленное против латинян, озаглавлено: «Περί της τού άγιον πνεύματος μυσταγωγίας». Здесь святитель соединил все доказательства, которые можно было почерпнуть в пользу греческой формулы из св. Писания и святоотеческих трудов. Большая диалектическая ловкость и страстный тон — отличительные черты этого труда. Фотий не нападает прямо на римскую Церковь; он даже ссылается на прежних пап, как на представителей истинного вероучения против Амвросия, Иеронима и Августина. Позднейшие полемисты охотно пользовались этим трудом Фотия для борьбы с Римом.

Другое полемическое сочинение Фотия, «Διήγησις περί τής Μανιχαίων άναβλαστήσεως» посвящено опровержению главнейших манихейских и павликианских лжеучений.

К догматико-полемическим сочинениям Фотия относятся и многие его письма, напр. известное его окружное послание к епископам (Εγκύκλιος έπιστολή, 867 г.), письмо к патриарху аквилейскому по поводу спора с латинянами, сохранившееся в армянском переводе письмо к Захарии, католикосу Великой Армении. Константинопольский патриархат не терял надежды вернуть к единению армянскую церковь, единственную из восточных церквей, с которой могли поддерживаться непосредственные сношения.

Небольшое сочинение «Συναγωγαί καί άποδείξεις», несмотря на свое церковно-историческое содержание, имело целью оправдание избрания Фотия.

Свт. Фотий, патр. Константинпольский. Греческа икона (XX-XXI в.)

Юлиана Отступника

Святитель Фотий был замечательный проповедник, но из его духовных речей сохранились лишь немногие, да и они не все напечатаны; они были сказаны частью по поводу праздников Господних и Богородичных, частью по поводу исторических событий. Особенно ценны две гомилии по поводу нападения русских (860 г.), принадлежащие к древнейшим свидетельствам о предприятиях русских против Византии. Оратор видит в нашествии грозных варваров тяжкую кару Божию за грехи Христианства.

Много богословских сочинений приписано Фотию неосновательно, но, с другой стороны, не подлежит сомнению, что под чужими именами скрываются подлинные труды патриарха. Ему приписывали «Номоканон», обработанный в г., но теперь это мнение опровергнуто. На каноническое византийское право Фотий тем не менее оказал влияние: постановления соборов 861 и 879—880 гг., включенные им в собрания канонов, постепенно получили почти вселенское значение.

В письмах Фотия (до сих пор известно их более 260), имеющих разнообразнейшее содержание, ярко выступают индивидуальные особенности патриарха как глубокого ученого, остроумного собеседника и тонкого стилиста, соперничающего блеском своих риторических приемов со старинными мастерами.

Ему принадлежит также собрание поговорок, числом 214.

Почти все сочинения Фотия, кроме «Словаря», изданы у Migne, «Patrol. gr.», 101—104 (1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Фотия см. у Крумбахера .

На русском языке издано:

  1. Энциклика Восточным патриархам / Пер. архиепископа Филарета (Гумилевского) // Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Церкви. СПб., 1815. То же / Пер. А. Н. Муравьева // Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 1849. То же // Платонов И. В. Патриарх Фотий. М., 1891. С. 141-144. То же / Пер. прот. Александра Иванцова-Платонова // О Римском католицизме и его отношении к Православию. Вып. 1. М., 1869. С. 223-243.
  2. Номоканон / Пер. Казань, 1899.
  3. Введение в таинство / Пер. Е. Ловягина // Духовная беседа. 1866.
  4. О гробе Господа нашего Иисуса Христа / Введ. и греч. текст А. Пападопуло-Керамевса. Пер. Г. С. Дестунис. Армян. текст и пер. Н. Марра // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. ХII-298.
  5. Беседы по случаю нашествия Россов на Константинополь / Пер. Е. Ловягина // Христианское чтение. 1882. II. С. 414 слл.
  6. Письма: — Князю Михаилу Болгарскому об его обязанностях князя. М., 1779. — Католикосу Армении Захарию // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. 227-245. Также: Христианское чтение. 1845. III. С. 159 слл.; IV. С. 379 слл.; 1846. II. С. 3 слл.; Духовная беседа. 1859, 1875; Воскресное чтение. 1855-1856.*

Новая опала и смерть патриарха

Неизвестно, как бы далее разворачивались события, но патриарх Игнатий догадался вовремя умереть, и Фотий занял его место, возглавив Церковь, от которой еще совсем недавно был отлучен решением Поместного собора. Все, казалось бы, вернулось «на круги своя», и даже те самые епископы, что недавно поливали его грязью, уже спешили облобызать руку. Однако историю жизни этого церковного иерарха так и не увенчал столь желанный всеми хеппи-энд. Всего через год насмешница-судьба вновь сыграла с ним злую и на этот раз уже последнюю шутку.

В 888 году неожиданно скончался император Василий I. С властителями мира это порой случается, если преемникам невмоготу дожидаться своего часа. Новый правитель Византии Лев VI, едва вернувшись с похорон, издал указ об очередном низложении патриарха Фотия и отправке его в места «не столь отдаленные». Руководство же Церковью он доверил своему восемнадцатилетнему брату Стефану. Не совершив на этом поприще никаких заметных деяний, тот вошел в историю христианства лишь как самый молодой патриарх.

По иронии судьбы, местом ссылки опального патриарха Фотия стала Армения, из которой когда-то переселились в Византию его предки. Оказавшись в непривычных для себя условиях и раздираемый тяжелыми душевными страданиями, он заболел и весной 896 года скончался, так и не дождавшись торжества справедливости, которое произошло лишь через девять с половиной столетий.

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

В юности будущий святитель Фотий получил блестящее образование и, находясь в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Он обучал наукам наследника цареградского престола Михаила и будущего просветителя славян равноапостольного Кирилла. Вместе с тем, он всей душой стремился к иночеству. Главные исторические заслуги Фотия в пору его Патриаршества — это обращение в христианство болгарского народа, благословение равноапостольных Кирилла и Мефодия нести Благую Весть на языках славян и успешное противостояние римскому папству, имевшему большое влияние на Востоке. Святитель обличал императора Василия, убившего Михаила и занявшего трон, за что был брошен в темницу. Позже он пострадал от ложных доносов и при преемнике Василия, окончив свои дни в изгнании.

Примечания

Примечания
  1. Миссионерами в Моравию были посланы ученики Фотия — братья Кирилл и Мефодий
  2. В 865 г. был крещен болгарский хан Борис I; к концу X в. христианство византийского обряда прочно закрепилось в Болгарии (см. Крещение Болгарии)
  3. Фотий принимал активное участие в отражении нападения русов, в частности, организовал обнос стен Константинополя ризой Богородицы — одной из главных реликвий восточного христианства
Сноски
  1. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. — М.: Наука, 1992.
  2. . Византийский хронист псевдо-Симеон (см. Symeonis Magistri annales // Theophanes Continuatus. Loanues Cameniata. Symeon Magister. Georgius Monachus / rec. I Bokkorus. — Bonnae, 1838.)
  3. И. Византийский. Святейший Фотий, патриарх Константинопольский // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. — 29.1.1900. — № 5. — С. 193—201.
  4. Герд Л. А. И. Е. Троицкий: по страницам архива учёного. // Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга / под ред. И. П. Медведева. — СПб., 2004. — С. 39.
  5. Гражданин. — 7.2.1891. — № 38 (анонимно).
  6. Сопроводительное письмо Троицкого к его статье в: Московские ведомости. — 1891. — № 59; цит. по: Герд Л. А. И. Е. Троицкий: по страницам архива учёного. // Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга / под ред. И. П. Медведева. — СПб., 2004. — С. 39.
  7. Московские ведомости. — 28.2.1891. — № 59. — С. 2.
  8. Ответ на ответ «Гражданина» в № 65 // Московские ведомости. — 19.3.1891. — № 77. — С. 3.
  9. Православный церковный календарь. 1971. — М., 1970. — С. 3.
  10. Православный календарь на 1916 г. — Пг.: Изд. издат. совета при Святейшем синоде. — С. 3.
  11. Елена Сырцова. Текстология древнейших свидетельств о росах: Фотий и οί Ρούν Контантинопольского Типикона IX века// Byzantinoslavica: Revue internationale des Etudes Byzantines. — Vol. LXXI (2013). — Issue 1—2. — PP. 59—90.
  12. , с. 170.
  13. , с. 170—177.
  14. Еп. Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего патриарха Константинопольского. СПб., 1863; Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славяно-россов и его значение в предыстории Крещения Руси: Богословские труды. Сборник № 29. М.,1989, стр. 27-40; Прот. Лев Лебедев. Крещение Руси. Изд. МП, 1987, стр. 63—76.

Мученики Дорофея и Феофил

Святые мученики Дорофея и Феофил пострадали в Кесарии Каппадокийской в конце III века. Когда христианку Дорофею по приказу игемона вели на казнь, его советник учёный Феофил с насмешкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне яблок и роз из рая, от Жениха твоего ». Мученица обещала исполнить его просьбу. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал Ангел в виде прекрасного юноши и подал в чистом платке три яблока и три красных розы. Святая попросила передать всё это Феофилу, после чего была усечена мечом. В то время была зима, февраль, вся Каппадокия была покрыта снегом и льдом. Поэтому, получив благодатные дары, Феофил был поражён, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, он был усечён мечом.

Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, воскликнул громко: «Истинный Бог — Христос, и нет в Нём никакой неправды ». Друзья его сказали ему: «Феофил! Ты или сошёл с ума, или смеёшься». Феофил отвечал им: «Я не сошёл с ума и не смеюсь, но здравый разум требует от меня, чтоб я веровал, что Иисус Христос есть Истинный Бог». Они спросили его: «Отчего ты внезапно переменился? » Феофил отвечал: «Скажите мне, какой ныне месяц?» Они сказали: «Февраль». Феофил сказал: «Теперь — зима. Вся Каппадокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, которое бы украшалось своими листьями; откуда же, думаете вы, эти цветы и яблоки с своими сучками и листьями?» Говоря это, он показывал им яблоки и розаны. Видя их, осязая, поражаясь благовонием их, они говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в обыкновенное время их». Так Феофил из гонителя превратился в проповедника веры христианской. Игемон подверг Феофила увещаниям, а потом мукам, и Феофил запечатлел кровью свою веру во Христа.

Канонизация и оценки значения

Был прославлен в лике святых Константинопольским патриархатом (при патриархе Анфиме VI) в 1848 году, в контексте острого противодействия прозелитизму католиков и иных западных исповеданий на территории османских владений. Существуют исследования, показывающие, что его почитание как святого имеет значительно более раннее происхождение, восходя к IX веку, равно как и его почитание в Римской церкви до половины XII века. Канонизация не была воспринята в синодальной Российской церкви. К 1000-летию преставления Фотия, 6 () февраля  года в Славянском благотворительном обществе прошла панихида и прочитан ряд докладов.

Нежелание Святейшего синода принять канонизацию вызвало возмущение Тертия Филиппова. Реакция Филиппова побудила близкого к Константину Победоносцеву церковного историка-византиниста Ивана Троицкого выступить в защиту позиции «уклонения нашей церкви от чествования памяти п. Фотия церковным образом». В анонимно опубликованной статье под заголовком «Нечто по поводу статьи „Гражданина“ (№ 38), по случаю чествования памяти патриарха Фотия в Славянском благотворительном обществе 6 февраля 1891 года» Троицкий, с негодованием приведя слова своего оппонента, что в вопросе о чествовании Фотия Русская церковь не составила «единого тела и единого духа с Константинопольскою Церковию», обвинил автора в «совершенно папистических воззрениях на Константинопольскую церковь и на отношение к ней других православных церквей»; далее Троицкий утверждал: «Ему, по-видимому, и в голову не приходит, что принижая таким образом Русскую Церковь пред Константинополем, он вместе с нею принижает и Русскую Империю. Да будет же ему известно, что международное положение той или другой частной церкви определяется международным положением государства, в котором она находится, а не наоборот. тезис о полной солидарности интересов церкви и государства в сфере международных отношений, в истории Православного Востока стоит твёрдо. Наглядный пример этому представляет история борьбы патриарха Фотия с папой Николаем I. Папа в этой борьбе поддерживал принцип противоположности интересов церкви и государства и на этом принципе хотел основать коалицию Восточной и Западной церкви против Византийской империи, а Фотий поддерживал принцип солидарности интересов Византийской Церкви и Империи, и на нём основал коалицию против папского Рима. В этом и состоит величие его заслуги пред Византийскою империей и Церковью». В марте того же года Троицкий с удовлетворением отмечал: «Теперь уже окончательно выяснилось, что имя Фотия не внесено в святцы и Новогреческой Церкви».

Имя патриарха Фотия постоянно присутствует в месяцеслове официальных календарей издания Московской патриархии, начиная с 1971 года; ранее оно было внесено в синодальный календарь на 1916 год.

Чудесное спасение Фотием Константинополя при помощи Ризы Богоматери (фреска Княгинина монастыря, 1648)

Священное Писание

1 Ин., 73 зач., III, 21 — IV, 6

21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, 22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

Глава 4.

1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.

44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. 45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его

45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его.

46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.

47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.

49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50 Тогда, оставив Его, все бежали.

51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.

52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.

54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.

56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что́ Ты ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя свидетельствуют?

61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62 Иисус сказал: Я; и вы у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.

70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Глава 15.

1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

Первая опала и ссылка

Между тем, пока главы двух основных направлений христианства выясняли отношения, в Константинополе происходили весьма важные события. Прежде всего, путем интриг сумел возвыситься ловкий и беспринципный царедворец Василий Македонянин, ставший впоследствии основателем мощной правящей династии. Подослав к кесарю Варде наемных убийц, он занял его место возле трона, а затем, точно так же расправившись и с самим Михаилом III, был коронован в качестве нового императора Византии. Патриарх Фотий сознавал всю нависшую над ним опасность, но ничего изменить не мог.

Став единоличным правителем государства, узурпатор сразу же вернул на престол опального Игнатия, а Фотия низложил и отправил в изгнание. Вскоре он был повторно предан анафеме, но на этот раз уже не латинянами, а православными иерархами, съехавшимися в 869 году на Константинопольский собор. Вместе с ним оказались не у дел и все поставленные им ранее епископы.

Использованные материалы

  • Жизнеописания на официальном сайте Русской Православной Церкви:

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):

  • Сайт Ό Άγιος Φώτιος ο Μέγας Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως (греч.)

    (иллюстрации)

  «Ὁ Ἅγιος Φώτιος ὁ Ἰσαπόστολος καὶ Ὁμολογητὴς Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,

  Cестра царицы Феодоры, царевна Ирина, была замужем за патрицием Сергием, братом Фотия.

  Ф. И. Успенский, «Очерки по истории византийской образованности». СПб., 1891

  Тропари еллинстии. Февруарий (1/ 14 — 14/ 27) // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) —

  «Gesch. der Byzantin. Litteratur», 2 изд., 1897, стр. 77 сл., 722 сл.

Византийский святой, не принятый в России

В течение многих веков проповедники, направляемые Римом во владения Османов, вели активную деятельность, направленную на обращение мусульман и представителей иных религий в католицизм, что шло в разрез с интересами Православной церкви. В связи с этим целый ряд православных иерархов, некогда осуществлявших плодотворную деятельность на территории Византии, был причислен к лику святых как знак того, что именно это направление христианства открывает путь в Царствие Божие.

В середине XIX века вспомнили и об опальном предстоятеле церкви, скончавшемся на чужбине в 896 году. Его кандидатура подходила как нельзя лучше, тем более что «Номоканон патриарха Фотия», о котором упоминалось выше, получил к тому времени широкую известность в научных и церковных кругах.

Канонизация, инициированная Константинопольским патриархом Анфимом VI, состоялась, но была отвергнута руководством Русской синодальной церкви, по причинам, носившим скорее политический характер, чем догматический.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если повнимательнее посмотреть на то, что сегодня происходит с родом человеческим, то придется с печалью свидетельствовать о том, что пространство праздности катастрофически расширяется. С одной стороны, достижения в науке, технике, технологиях высвобождают для человека дополнительное время, но оно очень часто поглощается праздностью, пустотой. Опаснее же всего праздность для духовной жизни человека. О какой борьбе с пороками, со страстями может идти речь, если человек пуст, если он пребывает в праздности, если праздность становится его нормальным состоянием? Ни о какой духовной борьбе и даже о духовной жизни и речи быть не может. И вот что удивительно: спроси у праздного человека, как он живет, и он наверняка не скажет о себе ничего плохого, потому что он не видит в праздности никакого греха, никакого порока и вообще ничего для себя опасного. Но преподобный Ефрем Сирин очень ясно говорит нам об этой опасности. Верующий человек не может предаваться праздности. Она противоположна христианским убеждениям и христианскому образу жизни. Если мы хотим жить по Евангелию, то мы не можем пребывать в праздности. Если есть свободное время, его нужно применить с пользой для себя и для ближних, ведь свободное время — это дар Божий, который нужно наполнять полезным содержанием.

Русь в сочинениях Фотия

Среди работ Фотия сохранились три сочинения, являющиеся первыми достоверно датируемыми греческими текстами, упоминающими о руси:

  • две гомилии (проповеди, беседы), произнесённые Фотием с кафедры собора Святой Софии в Константинополе перед горожанами во время нападения флота русов на столицу Византии летом  г.:
    • первая — в минуту смертельной опасности при нашествии «северных варваров»,
    • вторая — во время всеобщей радости при их отступлении.

Особое значение этих гомилий в качестве источника состоит в том, что они являются свидетельством очевидца и адресованы непосредственным свидетелям происшедшего.

Третий документ — «Окружное послание» Патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвящённое созыву Собора в Константинополе (867), где Фотий упоминает о добровольном крещении «росов», ещё недавно причинявших столько бедствий христианам.

Вполне возможно, однако, что ни один из текстов не касается руси. Так, в самих текстах гомилий имя народа ни разу не упоминается, появляясь лишь в их титулах (леммах), возможно, имеющих позднее происхождение; возможно, что и «росов» «Окружного послания» следует отождествлять с другими этническими группами (к примеру, с ругами).

В обстановке религиозной борьбы

Известно, что в период VIII–IX вв. духовная жизнь Византии формировалась под влиянием массового религиозно-политического движения, направленного на борьбу против почитания икон (иконоборчества). Это стало причиной опалы и последующей ссылки отца будущего патриарха Фотия, придерживавшегося иной − общепринятой сегодня позиции. Оторванный от семьи и причисленный к еретикам, он скончался в изгнании примерно в 832 году.

Пока был жив главный противник иконопочитания − император Феофил, семья переживала крайне тяжелые времена, но с восшествием на престол его венценосного преемника Михаила III – человека, придерживавшегося весьма либеральных взглядов, – положение изменилось к лучшему. Благодаря этому Фотий, успевший уже получить достаточно полное образование, приступил к преподавательской деятельности, и скоро среди его учеников появились дети из самых знатных семей Константинополя.

«Вознесуся!»

Смешные истории из жизни священников и мирян

Был такой случай. Новорукоположенный диакон готовился к первому в жизни всенощному бдению. Судорожно, трясущимися руками, листал новенький служебник. Наступает волнующий момент начала богослужения, диакон принимает из рук пономаря дьяконскую свечу, просит предстоятеля благословить кадило, совершает каждение алтаря и находящихся в нем. Затем ватными ногами выходит на амвон и… о, ужас, вместо положенного «Востаните!» во всё горло почти кричит: «Вознесуся!» Немая сцена. И вдруг невозмутимый предстоятель спокойно так говорит: «Только свечу оставь». Служба началась минут через пятнадцать, когда клирики и певчие пришли в себя от смеха.

Молитвословия

Икона свт. Фотия Константинопольского

Тропарь, глас 5

Му́дрости яви́тель све́тел быв,/ правосла́вия побо́рник яви́лся еси́ богоутвержде́н,/ отце́в добро́то,/ Фо́тие вели́кий./ Ты бо ересе́й лю́тых шата́ние столпопису́еши,/ Восто́ка боже́ственное облиста́ние/, Це́ркве све́тлосте,// ю́же сохрани́, о́тче, неколе́блему.

Кондак, гла́с 4

Це́ркве свети́льник лучеза́рнейший/ и правосла́вных путево́ждь боже́ственнейший,/ да венча́ется ны́не пе́сненными цве́ты,/ богогла́сная цевни́ца Ду́ха,/ крепча́йший ересе́й противобо́рник,/ ему́же зове́м:// ра́дуйся, Фо́тие всече́стне.

Ребенок из армянской семьи

Точная дата рождения византийского патриарха Фотия I не установлена, но исследователи полагают, что это событие относится к первой четверти IX века. Доподлинно же известно, что родился он в богатой и благочестивой семье армянского происхождения, обосновавшейся в Константинополе и имевшей родственные связи с весьма высокопоставленными особами того времени. Так, отец мальчика приходился племянником Константинопольскому патриарху Тарасию (730-806), а мать состояла в близком родстве с другим предстоятелем византийской церкви – Иоанном IV Грамматиком (конец VIII в. – 867 г.)

Оба они исповедовали христианство, придерживаясь принципов, установленных IV Вселенским собором, состоявшимся в греческом городе Халкидоне летом 451 года. В их основу положен догмат о единстве личности Иисуса Христа и о неслитности двух его природ – божественной и человеческой. По месту проведения собора это направление христианского вероучения именуется халкидонским богословием. Именно его во все века проповедовала Русская православная церковь.

Возвращение на родину

Этот мрачный период в жизни патриарха Фотия и его сторонников продлился сравнительно недолго, и уже через три года берега Босфора вновь были овеяны ветром перемен. Не в меру возомнивший о себе Игнатий разругался с римским папой, отплатив черной неблагодарностью за оказанную ему ранее поддержку, чем вызвал крайнее неудовольствие у новоиспеченного императора Василия I. Тот пожалел, что нанес обиду Фотию, и, вернув его из ссылки, поставил воспитателем своих сыновей.

Занимаясь педагогической деятельностью, реабилитированный иерарх уделял время и составлению важных исторических документов. В этот период увидел свет знаменитый «Номоканон патриарха Фотия в XIV титулах» − сборник из четырнадцати глав, содержащий в себе обширный перечень императорских указов и церковных правил, касающихся различных сторон религиозной жизни Византии. Это сочинение обессмертило имя автора, став настольной книгой многих поколений историков.

При дворе императора

В биографии патриарха Фотия этот период жизни отмечен началом стремительного карьерного роста. В начале 840 годов он попал в число приближенных императора и получил весьма престижную должность начальника его личной канцелярии, а несколько позже принял участие в посольстве, направленном к арабскому халифу. Оказавшись при дворе, Фотий не забыл и о своих братьях – Константине, Сергее и Тарасии, которые по его протекции также получили выгодные места.

К этому периоду относится написание его первого трактата, получившего название «Мириобиблион» и представлявшего собой краткий пересказ 280 прочитанных им книг как духовного, так и светского содержания. Впоследствии патриарх Фотий стал автором многочисленных сочинений, но это представляет особую ценность ввиду того, что позволяет составить представление о том интеллектуальном фундаменте, который был положен в основу всей его многогранной деятельности. Рукопись была им отправлена родному брату Сергею, отчего она нередко упоминается в современной литературе как «Первое послание патриарха Фотия».

Биография

Рождение Фотия относят к первым десятилетиям IX века (называются различные даты). Семья его армянского происхождения, придерживавшаяся халкидонского богословия, отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском соборе Константинопольскому патриарху Тарасию, а родной брат матери, армянки Ирины — Иоанн VII Грамматик был мужем Марии, сестры Августы Феодоры. Во время гонений против иконопочитателей при императоре Феофиле отец Фотия был осуждён и вместе с семьёй отправлен в ссылку (около 832 года), где и скончался, снискав славу исповедника (в Константинопольском синаксаре память 13 мая; вопрос о его тождестве с историком Сергием Исповедником остаётся открытым).

После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842) Фотий начал преподавательскую деятельность в Константинополе (среди его учеников — просветитель славян святой Константин-Кирилл, известный богослов и писатель Арефа Кесарийский). Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита — начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 году Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как «Мириобиблион», или «Библиотека» — более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг.

В 855—856 годах вдовствующую императрицу Феодору оттеснил её брат Варда, ставший фактическим правителем государства (в апреле 862 года он получил от Михаила III второй после императорского титул кесаря). Этот выдающийся политик и военный деятель, покровитель наук и образования сразу же оказался в конфликте с патриархом Игнатием, сторонником Феодоры. В ходе последовавшей борьбы Варда добился изгнания Игнатия по обвинению в государственной измене, а на патриарший престол возвёл Фотия (25 декабря 858 года). Так недавний чиновник и учёный оказался невольно вовлечён в ожесточённую борьбу церковных партий, истоки которой восходили ещё к концу VIII века. Последовала продолжительная борьба с Фотием сторонников свергнутого Игнатия, получивших поддержку папы Николая I (858—867). Двукратный собор 861 года в Константинополе осудил Игнатия и издал ряд канонических постановлений.

Напряжённость отношений между Римом и Константинополем, усугублявшаяся спором о юрисдикции над Болгарией и Южной Италией, привела к взаимному осуждению и отлучению Патриарха и Папы. Возникла так называемая «Фотианская схизма»: в августе 863 года на Римском соборе был отлучён Фотий, в сентябре 867 года Собор в Константинополе отлучил папу Николая.

В результате интриг Василия Македонянина, любимца императора Михаила III, кесарь Варда был убит (21 апреля 866 года). Василий вскоре был коронован беззаботным Михаилом (26 мая 866 года), который в следующем году сам стал жертвой своего соправителя и был убит им во дворце (24 сентября 867 года). Став единоличным правителем империи, Василий I в угоду Папе и многочисленным сторонникам Игнатия в Византии сразу же возвратил опального Патриарха в Константинополь и восстановил его на престоле; Фотий, по сообщению некоторых хроник, выступивший с обличением узурпатора, был низложен (25 сентября), сослан и отлучён (23 ноября 867 года). На Константинопольском соборе 869—870 годов (признаваемом на Западе «VIII Вселенским») Фотий был анафематствован, а все поставленные им епископы низложены.

Однако уже к 873 году отношения между патриархом Игнатием и Римом обострились из-за спора о церковной юрисдикции Болгарии; Фотий же был возвращён Василием I из ссылки и призван ко двору для обучения императорских сыновей (около 875 года). Когда в октябре 877 года Игнатий умер, примирившийся с ним Фотий стал его преемником: восстановлен на патриаршем престоле Константинопольским собором 879—880 годов. Но сразу по смерти Василия I (886) Фотий был вынужден отречься от престола по настоянию нового императора Льва VI, который передал патриарший престол своему 18-летнему брату Стефану. Умер Фотий в ссылке в 896 году.

Вскоре могила его прославилась чудесами, а сам он был причислен к лику святых Православной церкви — память 6 (19) февраля. Патриарху Фотию принадлежит авторство канона святому Феофану Исповеднику и чина малого освящения воды.

Фотий Великий первым активизировал почитание в Византии Григория Армянского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: