Воцерковленные люди лучше других?

Зачем нужна живая община

– Общинная жизнь может помочь человеку остаться в Церкви?

– Давно воцерковленным людям тяжело жить без общины, ведь она – в природе Церкви (см. Деян. 2:42). Это нормальное состояние прихода, когда он является семьей. Если человек этого не обретает, со временем возникает диссонанс. Потому что на Тайной вечере со Христом сидели люди, которые любили друг друга (все, кроме Иуды). Если человек не находит этого в храме, это неправильно. Общину надо беречь, созидать.

– Община – это только про общение людей (не считая Главного, конечно)?

– Важно человека включать в живую деятельность общины. Это может быть деятельность милосердия, деятельность проповеди

Кто-то может повесить полку у прихожанки с детьми, брошенной мужем. Кто-то может помочь многодетной семье. Кто-то может поухаживать за больным стариком. Кто-то может приехать, приготовить в ту же самую многодетную семью борщ на два дня. Кто-то может отвести ребенка в школу, если он рядом живет.

Я вообще считаю, что воцерковившийся человек через некоторое время, когда он навел хотя бы первоначальный порядок у себя внутри, в душе, должен что-то начинать делать ради Господа, безвозмездно. Раз в месяц, раз в неделю, раз в 2 недели – поехать в дом престарелых, кого-то куда-то водить, кому-то помогать, шить для кого-то, помогать учить уроки. Выбери сам, что ты хорошо умеешь делать. И если даже ты этим зарабатываешь на жизнь, выбери какое-то количество своих усилий и сделай безвозмездно ради Господа, но обязательно систематически. И община, где все друг с другом пересекаются, дает поле выбора для служения.

Христианское служение напрямую связано с хранением христианской веры. Евангелие свидетельствует о том, что апостолы во время ареста Христа разбежались в страхе, предали своего Учителя, а ученицы, женщины – нет. Почему так? Чем их ученичество отличалось от апостольского? Слов Христа они слышали значительно меньше. Но они служили Ему умением и руками. Стирали, готовили… Апостолы только получали, и когда перестали получать – разбежались. А мироносицы служили, то есть отдавали.

Христианин, пока не начнет практических занятий по милосердию, пока не поймет, что это служение ему нужно – не тверд в вере.

Может, тем, кто ушел из Церкви, не хватило такого приходского служения? Может, мы не помогли его организовать?

Они вернутся, надо просто молиться и ждать

– Вот если у человека, о котором вы говорите, возникают какие-то серьезные вопросы о вере, Церкви, он их задает и в ответ слышит: «Не мудрствуй, грех это»…

– Это как взять человека, выпускника медуниверситета, который уже учится в ординатуре, помогает оперировать известному хирургу, привести в школу, посадить за парту первого класса и сказать: «Почему ты задаешь вопросы, не подняв руку?» Он просто развернется и уйдет. Он хочет не только верить, но и понимать.

Удивительно, но последние года три я, думаю, как и другие священники, значительно больше разговариваю с давно воцерковленными людьми, чем, скажем, 10 лет назад. У них много вопросов, требующих именно диалога. Этих вопросов раньше не было. Но ведь вера – это путь. «Путь Господень» – первое самоназвание христианской веры. Путь, по которому Назвавший Себя Путем ведет полюбившую Его душу. Разумеется, и задачи, испытания, вопросы год от года все сложнее и глубже.

Священник мог сам еще не сталкиваться с теми трудностями, которые сейчас давят прихожанина.

Помню разговор с одним собратом, очень одаренным, загруженным самой разнообразной успешной церковной деятельностью. Он мне сказал однажды: «Отец Федор, пять лет я молюсь, как в железобетонный потолок. Никакого ответа, ни разу!» Выгорание. В глазах – слезы. Через год снова его встретил: «Все, прошло. Господь снова близко!»

Такой иерей поймет прихожанина, путь которого сейчас лежит через пустыню богооставленности. Поймет и утешит: «Я там был. Я выжил и веру сохранил».

Взрослым христианам нужны и взрослые духовники, как в Греции, где только самым опытным иереям благословляется исповедовать. Но у нас это невозможно.

А если человек все же теряет веру и задает безумные вопросы, если сердце его решило уйти, то мы должны вспоминать притчу о блудном сыне. Что делает отец, когда к нему подходит младший сын со своими хамскими нелепыми требованиями? Он дает ему часть имения. Он с ним не разговаривает, понимает – сейчас это бесполезно. Человек, выросший в заботе отца, сейчас ничего не оценит и не услышит. Он его отпускает, только молится и смотрит на дорогу. Там блудный сын должен наголодаться, прийти в себя и понять, что он потерял. И только тогда он будет принят как сын.

А пока они, как подростки в переходном возрасте, пребывают в полном отвержении Матери Церкви. Даже в демонстративном противостоянии и хамстве Ей.

Но Отец Небесный ждет и верит.

У меня есть отдельный лист с именами молодых мужчин и женщин, которые в детстве, в юности выросли при нашем храме и ушли. Если они не кощунствуют и не называют себя атеистами, я продолжаю их поминать на каждой проскомидии. И верю, что они вернутся, пусть и не в этот храм.

Фото: tatmitropolia.ru

Но молиться о них надо все равно. Это тоже борьба, и она не закончилась – Бог продолжает бороться за этого человека. Ведь отец из притчи продолжает любить своего блудного сына, как и старшего – о каждом из них у него свое попечение. И когда измученный, потерявший все, он придет к нему, отец примет его все равно как сына. Бог на другие отношения с человеком не согласен. Он слишком ценит каждого человека, слишком любит.

К прочтению  Церковь сформулирует четкую позицию по вопросу кремации в ближайшие два года

И многие вернутся, я уверен, надо просто о них молиться и их ждать. И надо приготовиться к их приходу и встретить достойно. Нельзя себе представить, чтобы после такой встречи отец стал отчитывать сына за то, что он не так одевается, не так, например, ставит обувь в прихожей.

3.3.1. Организация места

Исходя из особенностей и возможностей
прихода, устроение консультативной службы может быть
реализовано по-разному.

При входе в храм (или внутри храма), стоит
стол с табличкой «консультант», за которым стоит или сидит
консультирующий, с нагрудной биркой «консультант».

На столе разложена необходимая церковная
литература для новоначальных: буклет о храме, Закон Божий,
катехизис, церковный календарь, листочки «мой небесный
покровитель», брошюры по азам и основам веры, помогающие в
ориентации человеку в «первых шагах» в храме, приходской и
духовной жизни; о богослужении, о подготовке к Крещению; к
Таинству Исповеди, Святого Причащения или Венчания.

Данная литература чаще служит наглядным
примером ознакомления, и того, что она имеется в церковной
лавке или приобретается у консультанта.

Тут могут быть различные объявления: о
наборе в Воскресную школу, в группы оглашения и катехизации,
в различные кружки и секции; о праздниках, выставках,
конкурсах, памятных датах, встречах с интересными людьми и
другие, уместные при консультировании.

Консультанты, помимо ответов на вопросы,
советуют записаться в Воскресную школу, различные группы,
кружки, поясняют все, что с этим связано; побуждают
новоначальных к регулярному посещению храма, участию в
Таинствах Церкви, объясняют, когда удобнее подойти с
трудными вопросами к священнику.

Работа консультанта особенно актуальна в
двунадесятые, великие, престольные праздники, в субботние,
воскресные дни и поминальные родительские субботы.

Обряд воцерковления[править]

Воцерко́вленным в точном терминологическом смысле называется младенец, прошедший обряд воцерковления. Воцерковле́ние — особый обряд «Чин воцерковления отрочати», совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви до таинства крещения, либо завершающий это введение, если ребёнок уже крещен.
В этот же день своего рода воцерковление проходит и мать младенца: священник прочитывает над ней в притворе специальные очистительные молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и причащаться Святых Тайн.
Следовательно, в полном смысле воцерковленными считаются только младенцы, над которыми был совершён этот обряд.

Совершение церковных треб

а) освещение: воды, нательных крестиков,
икон, закладки строящегося дома, квартиры, машины и т. д…

б) молитвы и молебны за здравие живых, и по
различным нуждам: о болящих, путешествующих, учащихся,
труждающихся, враждующих, благодарящих и т. д.; Каким святым
нужно молиться в тех или иных нуждах и случаях?; Куда нужно
ставить свечи о здравии и за упокой?

в) службы по усопшим: в какое время и когда
совершаются в храме панихиды, отпевания, поминальные
родительские субботы?; что означают 3-й, 9-й, и 40-й дни
после смерти человека?; как мы можем помочь усопшим, и какие
поминальные службы существует?; как молиться за некрещеного
человека, какие молитвы читать об умирающем человеке?

Неканоническое употребление термина[править]

Воцерковле́нием стало считаться постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения (а иногда и уже крещённого). Также воцерко́вленные — наименование православных, не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии — пытающихся жить по-православному. Воцерковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины. Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии, но чаще всего речь идёт о православии.

Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе — вне церкви, мужчины — бороды). Многие воцерковленные проходят (или уже прошли) курсы катехизации, читают литературу богословскую, богослужебную, церковно-историческую и об искусстве церкви, участвуют в различных церковных общественных мероприятиях, являются сотрудниками храмов, хорошо разбираются и других обучают не только обрядовой, но и вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным, или захожанам (крещёным, считающих себя православными, но пренебрегающими богослужениями и Таинствами Церкви). Численность воцерковленных [источник не указан 2327 дней] колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10 %.[источник не указан 2327 дней]
В соответствии с данными Фонда общественного мнения, в 2010 году количество воцерковленных православных в Российской Федерации составляло около 4%.

Самосознание воцерковленных предполагает полное подчинение всех сторон внутренней и внешней жизни человека внешнему для него идеалу. Идеалом является Христос в том виде, в каком он предстаёт в православной церкви.

Воцерковление женщины после родов и еще некрещеного ребенка

Женщина после родов, рождения ребенка на сорок дней отделяется от Церкви ввиду своей физической нечистоты. Ребенок, проживший 9 месяцев в лоне матери, является с ней единым целым.

Как православная мать принадлежит Церкви, так и младенец является Ее частицей, после воцерковления они будут приняты в Церкви, которая станет и матерью, и семьей.

По молитве священника происходит возвращенине молодой матери в лоно Церкви, которая принимает в лице младенца еще одну Свою частичку, дитя.

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

К прочтению  Зачем церковь празднует зачатие пророка иоанна предтечи

Стать «Своим», стать ближе к Богу

Воцерковленный человек — это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека — это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы. Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный. Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее. Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный. Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Храм

а) история его возникновения: в связи с чем,
когда и кем был построен и кому посвящен и т.д.

б) архитектурный стиль и устройство храма:
сколько в нем приделов и престолов; кому и в связи с чем,
они посвящены; сколько у храма куполов и т.д.

в) внутреннее убранство: сколько ярусный
иконостас; где и какие иконы имеются в храме; если среди них
наиболее чтимые или чудотворные и т.д.

г) богослужебное расписание: по будням,
праздникам, в периоды постов и в воскресные дни и т.д.

д) поведение в храме: как правильно входить
в храм, и креститься; в какие моменты службы нужно
креститься; почему мужчины с открытой, а женщины с покрытой
головой; можно ли: приходить в храм беременным, в
критические для женщин дни, сидеть или выходить из храма во
время службы и т.д.

«Грехи юности моея»

Мы часто судим взрослеющих детей, судим резко. И наши позиции, мысли, слова могут помешать им прийти снова в храм как домой. Помните, в Писании есть отдельные слова про «грехи юности». Стоит ли строго судить и делать долговременные прогнозы из временного охлаждения, протеста взрослеющих детей? Решать вам.

Мне думается, что с определенного возраста борьба и забота о душах взрослеющих детей переносится в область невидимую. Но, повторяю, мой собственный жизненный опыт недостаточен, а профессионального в этой области и вовсе еще не образовалось. Потому что это новое социокультурное явление, новый исторический феномен — проживание подросткового возраста и юности вторым поколением воцерковленных в современной России.

Будем стараться быть внимательными и бережными.

Вера бабушек и прабабушек

У некоторых из нас все же есть некоторый опыт соприкосновения с верой представителей старшего поколения наших семей. У некоторых из тех, кто самостоятельно открывал для себя веру, были верующие бабушки или прабабушки, пережившие период гонений советской власти. Их вера — явная или скрываемая — могла не осознаваться нами в детстве и быть переоткрыта после нашего собственного вхождения в Церковь. И часто только реверсивно, задним числом становились понятны некоторые слова, действия, обычаи.

Но это — опыт веры через поколение, в нем гораздо меньше давления. Он — как шкатулка со старыми драгоценностями или сказка, тихо рассказываемая на ухо. В нем, в большинстве случаев, нет требования разделять его.

И этот опыт не вызывает сопротивления, напротив, к нему может хотеться вернуться, чтобы связать прерванную нить, воссоздать историю.

Совсем не то вера материнская и отцовская, часто неофитская. Хотя мне известно несколько случаев, когда людей оттолкнули от веры активные (и неофитствующие!) бабушки.

Но, в большинстве случаев «через поколение» отношения мягче, и давление меньше, если только бабушка не исполняет материнских ролей.

К прочтению  Святейший патриарх кирилл: церковь всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку и призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу

Причина – внутри человека, снаружи – только поводы

– Вы говорили, что веру нужно хранить. То есть этот процесс – и есть сохранение веры? 

– «Течение совершил, веру сохранил», – читаем мы у апостола Павла (2 Тим. 4:7). Он говорит это, видя уже приближающийся свой исход от мира. Человек, который был восхищен до Третьего Неба, которому являлся воскресший Христос, который из гонителя стал первоверховным апостолом и фактически руководил процессом крещения языческого мира, нуждался в сохранении своей веры. И победу в этом видит как главный результат своей жизни. Из этих его слов мы можем понять, что хранение веры – борьба, которая продолжается всю жизнь любого верующего человека. Или он становится неверующим…

Причина потери веры, как и ее обретения, всегда внутри человека: снаружи только поводы. Чаще всего это любой тяжелый грех, любая страсть, несовместимые с Евангелием. Как есть травмы, несовместимые с жизнью тела, так есть и те, что несовместимы с жизнью души. Есть грехи, которые, если человек согласился жить с ними, неминуемо отлучают его от Причастия, а потом выталкивают из Церкви и убивают веру.

– Казалось бы, человек встретил Христа в Церкви, как же можно уйти от Него?

– В Священном Писании и богословии взаимоотношения Христа и души человека часто рассматриваются через образ взаимоотношений жениха и невесты или мужа и жены. И мы видим сегодняшнюю ситуацию в стране – 9 разводов из 10 браков. Большинство этих людей любили друг друга, были уверены, что это навсегда. Но они не сохранили ни веры, ни любви друг к другу. Сейчас речь не о браках, но механизмы потери любви в семье и потери веры похожи.

Поэтому я не могу согласиться с тем, что, раз человек ушел из Церкви, значит, он по-настоящему не встретил Христа. Я знаю искренних, глубоких, к сожалению, уже бывших христиан, совсем потерявших веру или ушедших из Церкви.

Но не надо отчаиваться и унывать по этому поводу.

Любовь предполагает действие, заботу, попечение с двух сторон. Поэтому, будем помнить, Господь взял этого человека под Свою опеку. Пока человек жив, ничего не кончилось.

Я уверен, что очень многие люди из тех, кто отказался от веры, помыкавшись по миру, увидев, что ничего прекрасней и истинней, чем Христос, в мире нет, все равно вернутся. Сейчас мы видим, что возвращаются молодые мужчины и женщины, выросшие в наших воскресных школах в 90-х. В нулевые они отошли от Церкви, а сейчас, когда им примерно по 30 лет, многие возвращаются в храм.

А в девяностые годы десятки стариков, в пору своей молодости отказавшихся от веры, уже на смертном одре со слезами возвращались ко Христу при моем свидетельстве как священника. Думаю, что у любого иерея моего поколения и старше таких случаев множество. Какая это была радость!

Организация приходского консультирования в храме святого пророка Ильи на Пороховых

Служба приходского консультирования при
храме Ильи пророка действует по благословению настоятеля
храма, митрофорного протоиерея Александра Будникова более 7
лет. Руководство консультативной службой поручено штатному
диакону храма Константину Горбунову. Он же, на базе
приходской Воскресной школы, как преподаватель взрослой
группы учащихся, лучших из них после 2-х лет обучения и
сдаче экзамена, направляет на консультирование. При сдаче
экзамена, вопросник на приходское консультирование для
экзаменуемых состоит более чем из двух сот вопросов. Перед
консультированием проходит инструктаж, и начинающие
курируются более опытными, а затем вместе с руководителем
обсуждают возникающие вопросы.

Консультантами являются также библиотекари
храмовой библиотеки, преподаватели церковно-приходской
Воскресной школы, выпускники и учащиеся епархиальных
богословско-педагогических курсов и лучшие учащиеся, и
выпускники Воскресной школы, сдавшие экзамен на
консультирование.

Плоды деятельности приходского
консультирования выразились в том, что Ильинский приход стал
одним из самых многочисленных в Санкт-Петербурге. В
приходской Воскресной школе занимается наибольшее число
детских и взрослых групп учащихся, чем в других школах
епархии. Настоятель, духовенство и сотрудники храма
единодушно считают важным, своевременным и полезным делом
приходское консультирование силами образованных мирян и
рекомендуют заимствовать имеющийся опыт.

Александр Зелененко, протоиерейАзбука.Ru

Девушка в Церкви

Воцерковленная девушка должна стремиться стать образцом целомудрия, порядочности, вежливости. Этим она косвенно ведет проповедь среди окружающих ее неверующих людей. Она чаще всего не пользуется косметикой, старается выглядеть опрятной. Одежда подразумевает скромность, вкус, меру, отсутствие всякой вычурности, вульгарности. Хорошо, если она всегда одета так, чтобы можно было спокойно войти в храм. Иногда такое желание возникает спонтанно. Не обязательно одеваться во все черное, бесформенное. Но нужно стараться не смущать внешним видом людей, присутствующих на церковной службе. У девушек обычно свободного времени больше, чем у замужних женщин, поэтому они часто становятся членами благотворительных организаций, волонтерами.

3.3.4. Требования к консультанту

— не переоценивать свои возможности, не
подменять собою священника, не брать на себя роль
духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или
самоутверждаться перед людьми;

— четко действовать согласно инструктажу
руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки
определенных полномочий и своей компетенции;

— правильно отвечать на задаваемые типичные
вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных;

— понимать, в каких случаях направлять людей
к свешнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких — к
директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в
приходскую библиотеку и т. д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: